«Возможности современных педагогических 
технологий 
для повышения качества образования в школе».
 
Нельзя человека научить на 
всю жизнь,
Его надо научить учиться всю 
жизнь!
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Повышение качества 
образования – одна из 
основных задач, декларируемых 
Концепцией модернизации 
российского образования, 
Национальной образовательной 
инициативой «Наша новая школа». 
В качестве условий достижения 
«нового современного качества 
дошкольного, общего и 
профессионального образования» 
определены:
                        
                     
                                    
                        
                        
                            O введение в действие 
 
государственных 
образовательных стандартов; 
O оптимизация учебной, 
психологической и физической 
нагрузки учащихся; 
O обеспечение дифференциации и 
индивидуализации обучения; 
O более полное использование 
нравственного потенциала 
искусства как средства духовного 
развития личности; 
O введение профильного обучения в 
старшей школе; 
O и др.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Качество 
образования-
- востребованность полученных 
знаний в конкретных условиях их 
применения для достижения 
конкретной цели и повышения 
качества жизни. Проблема 
качества образования вызвана 
возрастанием требований 
учащихся и их родителей к 
результатам образования. Новое 
понимание качества образования – 
сегодня едва ли не главная забота 
всего мирового научного и 
экспертного сообщества.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Понятие педагогической 
технологии
        
           Педагогическая 
технология - совокупность 
психолого-педагогических 
установок, определяющих 
специальный набор и компоновку 
форм, методов, способов, приёмов 
обучения, воспитательных средств.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Модульная 
технология 
обучения
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Важность модульного 
обучения
 Перевод обучения на субъект-
субъектную основу требует такой 
педтехнологии, которая бы 
обеспечила ученику развитие его 
мотивационной сферы, интеллекта, 
склонностей, самостоятельности, 
коллективизма, умения осуществлять 
самоуправление учебно-
познавательной деятельностью.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            МОДУЛЬНОЕ 
ОБУЧЕНИЕ
 Модульное обучение основывается на главном 
понятии теории поэтапного формирования 
умственной деятельности. 
              Модуль - это целевой функциональный 
узел, в котором объединены учебное содержание 
и технология овладения им. В состав модуля 
входят: 
• целевой план действий; 
• банк информации; 
• методическое руководство по достижению 
дидактических целей.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Сущность модульного 
обучения
Сущность модульного обучения 
состоит в том, что ученик 
самостоятельно достигает 
конкретных целей учебно-
познавательной деятельности в 
процессе работы с модулем.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Направления реализации 
модульного обучения
дифференциац
ия обучения
индивидуализац
ия через 
организацию 
помощи и 
взаимопомощи
организация 
индивидуально
го контроля
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности 
 А, В и С. 
• Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного 
содержания, рассчитан на ученика с низкой обучаемостью, низким уровнем 
учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала. 
• Уровень В для учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости 
достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное 
развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, 
организованностью, использованием рациональных приёмов в учении. 
• Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, 
который рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным 
отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации. 
Поуровневая 
дифференциация обучения
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Учёт индивидуального темпа 
усвоения учебного материала
Учащиеся работают в индивидуальном 
темпе. При быстром усвоении тех или 
иных учебных элементов школьники 
могут свободно переходить от одного 
уровня сложности к другому, более 
высокому, в зависимости от 
самооценки своих возможностей.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Индивидуализация через организацию 
помощи и взаимопомощи
 В модульной программе предусмотрены 
задания, выполнение которых требует 
 парной, 
 групповой, 
 коллективной 
     форм организации деятельности, 
способствующей развитию 
коммуникативных умений.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Организация 
индивидуального контроля
 Входной контроль определяет 
степень готовности ученика к работе 
на уровне А, В или С. 
 Выходной контроль соответствует 
минимальному уровню усвоения 
знаний.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ТРЕБОВАНИЕ 
К МОДУЛЬНОМУ 
ОБУЧЕНИЮ
• Разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику на каждом 
модульном уроке. 
• Каждый вид учебных элементов призван активизировать 
определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, 
мышление и т.д. использование табличных, иллюстративных, кино
видео УЭ позволяет построить зрительное представление об объекте 
или процессе. 
• Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее 
часто как в традиционной школе, так и при модульном обучении.
 Строгая дозировка объёма текстового УЭ в модуле является его 
отличительной особенностью. 
•
• Индивидуальный темп изучения материала учащимся обусловлен 
скоростью чтения и понимания прочитанного.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Основы технологии 
модульного обучения
 Приступая к разработке модульного 
урока, необходимо помнить, что он 
должен занимать не менее 2 
академических часов, т.к. на подобном 
занятии необходимо определить 
исходный уровень знаний и умений 
учащегося по изучаемой теме, дать 
новую информацию, отработать 
учебный материал и провести выходной 
контроль.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Алгоритм составления 
модуля
1. Определение места модульного урока в теме; 
2. Формулировка темы урока; 
3. Определение и формулировка цели урока (в данном 
случае эта цель - интегрирующая) и конечных 
результатов обучения; 
7. Составление модуля данного урока; 
8. Подготовка необходимого количества копий текста 
урока (разработка модульного урока должна быть у 
каждого учащегося). 
4. Подбор необходимого фактического материала; 
5. Отбор методов и форм преподавания и контроля; 
6. Определение способов учебной деятельности 
учащихся;
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Алгоритм составления 
модуля
Каждый учебный элемент - это шаг к достижению 
интегрирующей цели урока, без овладения содержанием 
которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не 
должно быть очень много (максимальное количество - 7), но 
обязательны следующие: 
 УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению 
результатов обучения; 
 УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний 
по теме, а также задания по овладению новым материалом; 
 УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает 
выходной контроль знаний, подведение итогов занятия 
(оценивается степень достижения целей урока), выбор 
домашнего задания (выдаётся дифференцированно в 
зависимости от успешности работы учащегося на уроке), 
рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки 
окружающих).
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Основы технологии 
модульного обучения
• Начиная работать с новым модулем, нужно 
проводить входной контроль знаний и умений 
учащихся, чтобы иметь информацию об 
уровне их готовности к работе. При 
необходимости можно провести 
соответствующую коррекцию знаний. Важно 
также осуществление текущего и 
промежуточного контроля после изучения 
каждого учебного элемента (самоконтроль, 
взаимоконтроль, сверка с образцом.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Основы технологии 
модульного обучения
 Важный критерий построения модуля - 
структурирование деятельности ученика в 
логике этапов усвоения знаний: 
 восприятие; 
 понимание; 
 осмысление; 
 запоминание; 
 применение; 
 обобщение; 
 систематизация.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Основы технологии 
модульного обучения
осуществлять постепенно. 
 Модули можно использовать в любой 
 Введение модулей в учебный процесс нужно 
системе обучения и тем самым усиливать её 
качество и эффективность. Например, на 
начальном этапе можно использовать 
традиционную систему с элементами 
модульного обучения. В старших классах 
лекционная система вполне сочетается с 
модульной.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Технология проектного 
обучения
                        
                     
                                    
                        
                        
                            проектного 
Технология 
обучения — альтернативная 
технология, 
которая 
противопоставляется 
классно-урочной 
системе, 
при  которой  не  даются 
а 
готовые 
технология 
используется 
индивидуальных 
защиты 
проектов. 
Проектное 
обучение 
является 
непрямым, и здесь ценен не 
только  результат,  но  в 
большей мере сам процесс.
знания,
                        
                     
                                    
                        
                        
                            В полной форме работа над 
проектом проходит шесть 
стадий:
• подготовка, 
• планирование, 
• исследование, 
• выводы, 
• представление или отчет, 
• оценка результата и 
процесса.