Времена года Федора Ивановича Тютчева

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: выявление основных особенностей изображения Ф.И. Тютчевым природы в разные времена года. Задачи: - знакомство с биографией поэта; - знакомство с особенностями пейзажной лирики Тютчева; - развитие умения рассуждать, творчески мыслить; - развитие связной речи; - формирование навыков анализа стихотворного произведения; - воспитание интереса к поэзии в целом и к поэзии Тютчева в частности. Оборудование: мультимедиа, портрет Ф.И. Тютчева, выставка книг поэта, тексты стихотворений. Опережающие задания: - подготовка доклада о биографии поэта; - подготовка доклада с общим анализом стихотворений Тютчева, посвященных природе. В работе используются элементы технологии проблемного обучения.
Иконка файла материала Времена года Федора Ивановича Тютчева.doc
Времена года Федора Ивановича Тютчева Цель: выявление основных особенностей изображения Ф.И. Тютчевым природы в разные времена года. Задачи: ­ знакомство с биографией поэта; ­ знакомство с особенностями пейзажной лирики Тютчева; ­ развитие умения рассуждать, творчески мыслить; ­ развитие связной речи; ­ формирование навыков анализа стихотворного произведения; ­ воспитание интереса к поэзии в целом и к поэзии Тютчева в частности. Оборудование: мультимедиа, портрет Ф.И. Тютчева, выставка книг поэта, тексты стихотворений. Опережающие задания: ­ подготовка доклада о биографии поэта; ­ подготовка доклада с общим анализом стихотворений Тютчева, посвященных природе. В работе используются элементы технологии проблемного обучения. I. Оргмомент. ­ Здравствуйте! Сегодня у нас весьма необычный урок. В чем его необычность, мы определим с вами позже. А  сейчас давайте посмотрим на доску и прочитаем тему сегодняшнего урока. Итак, тема нашего урока “Времена года Ф.И. Тютчева”. II. Актуализация знаний. ­ Мы, современные люди, часто лишенные возможности общения с природой, подчас перестаем чувствовать  красоту окружающего мира. Нам все сложнее остановиться и почувствовать радость от встречи с такими  простыми вещами, как закат солнца, синица на ветке, первый весенний лист... Почувствовать мир природы нам иногда помогает поэзия. Общение с ней требует особого труда, но этот труд не  физический и даже не интеллектуальный. Это работа души. Сегодня нашим проводником в мир природы  станет Федор Иванович Тютчев, удивительный русский поэт, прекрасный дипломат, человек светский,  остроумный и одновременно чуткий, ранимый, глубоко и тонко чувствовавший природу. Чтобы сформулировать цель нашего урока, давайте обратимся к эпиграфу. Ф.И. Тютчев утверждает: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик­ В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Назовите ключевые слова эпиграфа... Как вы понимаете данный эпиграф?.. Отсюда, как вы думаете, какой будет цель нашего урока? Что мы должны выяснить?.. (Ответы учащихся) ­ Итак, сегодня на уроке на примере тютчевских стихотворений, посвященных тому или иному времени года, мы  попытаемся доказать, что природа живая, в ней есть душа, она умеет чувствовать. А также на уроке мы  продолжим учиться понимать поэтический текст, проникать в его глубинный смысл через анализ стихотворений  Тютчева, посвященных временам года.Анализировать стихотворения мы с вами будем по определенной схеме. У вас на столах есть план анализа  стихотворного текста. Вам он уже знаком. Давайте его перечитаем еще раз.  В работе над анализом  стихотворений вам помогут словарь настроений и словарь терминов.  А сейчас нам необходимо вспомнить основные изобразительно­выразительные средства художественной  речи: метафору, олицетворение, сравнение и эпитет. (Ответы учащихся.) III. Ознакомление с новым материалом. ­ Но прежде чем анализировать творчество поэта, давайте познакомимся с его биографией. Выступление ученика с докладом “Биография Ф.И. Тютчева”. ­ Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху  торжества реализма и все­таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева  складывается прежде всего в понимании и изображении природы. Преобладание пейзажей ­ одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи  получают символически­философский смысл, а мысль обретает выразительность. Всего Тютчевым было написано около 400 стихотворений. Часть из них относится к пейзажной лирике. У нас  есть “эксперт в области поэзии”, который провел общий анализ стихотворений Тютчева, посвященных природе.  Давайте послушаем, какие особенности удалость обнаружить “эксперту” при анализе стихотворений о временах  года: о каком времени года преобладают стихи Тютчева, на что чаще всего обращает поэт в своей пейзажной  лирике, какие явления природы изображает. Выступление “эксперта” с докладом “Общий анализ стихотворений Тютчева, посвященных природе”. ­ Итак, “эксперт” нам немного приоткрыл завесу и рассказал об основных особенностях пейзажной лирики  Тютчева. Но мы должны сами убедиться, так ли всё, как было сказано, проанализировав ряд стихотворений. IV. Первичное закрепление во внешней речи. ­ И начнем мы с вами наше волшебное путешествие по временам года с зимы. Как мы уже знаем, стихотворений, посвященных зиме, у Тютчева меньше всего. И самое известное  стихотворение – “Чародейкою зимою...”. Аудиозапись стихотворения “Чародейкою зимою...” Коллективный анализ стихотворения по вопросам: Какова основная мысль стихотворения?   На что обращает внимание поэт?  Какие изобразительно­выразительные средства использует поэт? ­ В стихотворении “Чародейкою зимою...” поэт восхищается красотой зимнего леса, “околдованного  Чародейкою Зимою”. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где  правит Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. “Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой”, ­ отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется  природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу,  скользнувшему по заснеженным ветвям, он стал ослепительно красивым. И эта удивительное превращение  настолько поразило автора, что он в стихотворении попытался максимально точно передать свои ощущения и  показать, что мир бесконечно прекрасен и в нем всегда найдется место для чуда.  Поэту при помощи метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена  в волшебный сон. Лес “околдован, не мертвец и не живой”, и в этой фразе слышится неподдельное изумление  автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив  его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные “легкой цепью пуховой”.  ­ Но как бы ни была прекрасна зима, её время проходит, и в свои права вступает весна. “Люблю грозу в начале мая...” ­ так начинается стихотворение Тютчева “Весенняя гроза”, написанное им за  границей в начале 1850­х годов. В его названии прилагательное “весенняя” привносит определённый смысл:  весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души.Аудиозапись стихотворения “Весенняя гроза”. Коллективный анализ стихотворения по вопросам: Какова основная мысль стихотворения?   На что обращает внимание поэт?  Какие изобразительно­выразительные средства использует поэт? ­ По мнению Тютчева, мир весенней природы – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается  этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: “Люблю...”.  Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который громогласно заявляет о торжественном  шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликается “поток проворный”,  ему вторят птицы в лесу. Сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет,  которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир. В финале стихотворения поэт вводит мотив древнегреческих мифов: богиня вечной молодости Геба в шутку,  смеясь, пролила на землю “громокипящий кубок” и радуется вместе с ликующей природой.  Картина весенней грозы у Тютчева представлена эпитетами (“первый гром”, “раскаты молодые”, “поток  проворный”, “шум нагорный”), насыщена красками (“небо голубое”, “солнце нити золотит”) и звуками(“гром  грохочет”, “гремят раскаты”). В стихотворении присутствуют метафоры, олицетворения (“повисли перлы дождевые”, “поток бежит”, “гром  резвится и играет”), которые придают речи красочность и выразительность, делают образы яркими, зримыми. ­ Весна прекрасна у поэта, но и она тоже проходит, как и проходит молодость. И наступает лето. “Какое лето,  что за лето!// Да это просто колдовство...” – восхищается поэт этим временем года. Летом поэт обращает внимание на неизбежные в это время года жару, зной. От полдневной жары все замерло в  природе, все как бы ненадолго уснуло. Чтение стихотворения “Полдень”.  ­ Что может быть спасением в такую жару?.. (Дождь.) В стихотворении “Неохотно и несмело” поэт передает миг перед дождем, перед грозой, когда природа  затихает и преображается. Аудиозапись стихотворения “Неохотно и несмело”. Коллективный анализ стихотворения по вопросам: Какова основная мысль стихотворения?   На что обращает внимание поэт?  Какие изобразительно­выразительные средства использует поэт? ­  Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь  отобразить постоянное движение времени. Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными  персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя  стихиями. Как мы знаем уже, гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Обратите внимание, с каким мастерством Федор Иванович Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным  лучом разрывает небо напополам. Она выступает в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в  виде теплого летнего дождя. Мы как будто слышим, как всё чаще и чаще раздается гром и поднимается ветер, а солнце, осветив ещё раз поля, скрывается за тучами. И этот последний солнечный луч, коснувшийся “смятенной земли”, является напоминанием нам о том, что пройдет совсем немного времени и небесное светило вновь займет свое почетное место,  благосклонно взирая на обновленный мир.Стихотворение насыщено движением, красками, звуками. Глагольная лексика стихотворения красочна и  выразительна: “окаймил”, “принахмурилась”, “потонула”, “прогремело”, “пробилась”. Разнообразна создающая  светлый и радостный колорит цветовая палитра стихотворения: “синей молнии струя”, “зеленеющие нивы”,  “пламень белый”, “земля в сиянье”. Поэт использует олицетворения (“солнце смотрит”, “пыль летит”, “принахмурилась земля”), эпитеты(“пламень  белый и летучий”, “зеленеющие нивы”), развернутые метафоры (“пробилась из­за тучи синей молнии струя”,  “раскаты громовые всё сердитей и смелей”). Аллитерация помогает создать особое настроение в  стихотворении (“И раскаты громовые// Все сердитей и смелей...”) ­ А какое явление природы мы можем наблюдать после дождя летом?.. (Радугу.) В своем стихотворении “Как неожиданно и ярко...” поэт называет её “воздушной аркой”. Аудиозапись стихотворения “Как неожиданно и ярко...” ­ Тютчев написал свой поэтический этюд под живым впечатлением от радуги, увиденной им проездом через  город Рославль по пути из Москвы в Овстуг. С чувством неподдельного восхищения поэт создает образ “воздушной арки”, вызывая у читателя определенное  эмоциональное отношение к нарисованной картине. Во втором предложении образ “воздушной арки” приобретает новые черты. Сложное по структуре предложение подчеркивает всеохватность, всеобъемлемость радуги, которая “Один конец   в леса  вонзила,// Другим  за  облака   ушла...”. Величественность     красоты    передается     глаголами    с     высокой экспрессивной  окраской “обхватила” и “изнемогла”. Какой глагол особенно выразителен?.. (“Изнемогла”). Этим словом лучше  всего передается “внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги” (И. С. Аксаков). Созерцание красоты мира рождает невольную мысль о недолговечности “торжества” в природе, о  недолговечности нашей жизни. ­ И лето тоже недолговечно. Уже в конце августа ему на смену приходит осень. У Тютчева есть прекрасное стихотворение, характеризующее переход природы от лета к осени, ­ “Есть в осени первоначальной...”. Аудиозапись стихотворения “Есть в осени первоначальной...”. Коллективный анализ стихотворения по вопросам: Какова основная мысль стихотворения?   На что обращает внимание поэт?  Какие изобразительно­выразительные средства использует поэт? (Ответы учащихся.) ­ “Первоначальная” осень – это уже не лето. Но в то же время “...далеко ещё до первых зимних бурь”. Это своего  рода передышка, затишье перед бурей. Прозрачность, пустота и простор кругом. Как же поэту удаётся передать это?.. (Ответы учеников) Есть в стихотворении замечательный эпитет ­ “хрустальный” (день). Каквы понимаете это слово? (Хрустальный ­  это хрупкий, прозрачный, красивый.) “Дивная пора” очень коротка, непрочна: подуют холодные ветры и “хрустальный” день разобьётся. Но это время  удивительно красиво. В нём много света, мягкого, спокойного. День, как хрусталь, светится на солнце.  “И лучезарны вечера”. Выясним значение эпитета “лучезарный”. Он означает “сверкающий, пронизанный  светом”. Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово “лазурь”. Лазурный – нежно­голубой. В  начале осени воздух – чистая и тёплая лазурь, именно такой, какой нужен для отдыха.  Итак, мы “посмотрели” на картину, нарисованную поэтом. А что можно “услышать” в этом стихотворении?..  (Тишину.)Это очень важно – уметь слышать тишину, чтобы противопоставить шумное лето спокойной и тихой осени. Как  видим, Тютчев использует здесь скрытую антитезу. Раньше “бодрый серп гулял”, а сейчас паутина“висит на  праздной борозде”.  Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных дней, поэт использует не только лексические  средства, но и синтаксические. Сколько предложений в стихотворении?.. (Три.) Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о  недосказанности, некоторой медлительности. Фразы в строке длинные, это делает чтение стихотворения  неспешным, помогает передать спокойствие, которое царит в природе. Тютчев не изображает каких­то  неземных, удивительных красот. Но в каждом его слове звучит такая любовь к природе, такая нежность, что его стихи понятны каждому из нас. ­ Стихотворения об осени — самые меланхоличные: осень природы напоминает поэту, как и любому человеку,  осень жизни. И все­таки осень прекрасна... Чтение стихотворения “Осенней позднею порою...”  ­ Стихотворение написано в 1858 году, когда Тютчеву уже было больше пятидесяти, то есть действительно  наступала его осень! Но она была прекрасна, как и золотая осень природы... V. Самостоятельная работа. ­ Итак, мы с вами вместе проанализировали стихотворения Ф.И. Тютчева, посвященные природе и временам  года. А сейчас вы самостоятельно будете анализировать стихотворения поэта. Вам нужно разделиться на 4  группы: “Зима”, “Весна”, “Лето” и “Осень”. Используя предложенный план анализа, каждая группа будет анализировать стихотворение, посвященное  какому­то времени года. Затем мы поделимся друг с другом своими наблюдениями и сделаем выводы по нашей теме. Самостоятельный анализ стихотворений       (10 минут): Зима: “Декабрьское утро”; Весна: “Весенние воды”; Лето: “В небе тают облака...”; Осень: “Осенний вечер”. Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”. VII. Итог урока. ­ Итак, прочитав и проанализировав столько стихотворений Ф.И. Тютчева о природе, мы можем сделать с вами  определенные выводы. Какие?.. (Ответы учащихся.) Если говорить в целом, то природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, она вся в борьбе  противоборствующих сил. Природа многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Поэт видел природу в  постоянном движении, непрерывной смене явлений, в переходных состояниях: например, как в произведениях  “Декабрьское утро” или “Есть в осени первоначальной...”.      В стихотворениях Тютчева о зиме отсутствуют, как ни странно, и безнадежность, и грусть, часто навеваемые  холодом и темнотой зимы. Напротив, поэт воспринимает это время года как обновление   природы после  дождливой осени. Тем не менее, какой бы чудесной ни была зима, весна всегда прекрасна и долгожданна.  Весна у Тютчева  олицетворяет молодость, жизнерадостность. Стихотворения о весне наполнены мотивом воды.     Бегущие  весенние воды – символ очищения природы после долгого зимнего сна, осветления после застоя. Гроза – любимое тютчевское явление природы. Она появляется у поэта как весной, так и летом.Лето у Тютчева многолико. В нем бывают и грозы, и тишина во время полуденного зноя. И то и другое явление  для поэта по­своему прекрасна. Стихотворения об осени – самые меланхоличные: осень природы напоминает поэту, как и любому человеку,  осень жизни. Таким образом, в лирике Тютчева времена года – это отражение “времен жизни” человека. Вернемся к нашему эпиграфу. Что мы можем сказать: доказывает поэт своими стихотворениями правоту данных  строк или нет?.. (Да, доказывает.) Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного  царства. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит,  радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто  метафора: живую красоту природы он принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину. Характеризуя произведения Тютчева, историк и писатель Михаил Петрович Погодин отмечал, что “такие  стихи, родясь утром, не умирают вечером, потому что чувства и мысли, их внушающие, принадлежат к  разряду вековечных...”. VIII. Домашнее задание. Самостоятельный анализ стихотворений Тютчева:   1 вариант – “Как весел грохот летних бурь...”; 2 вариант – “Обвеян вещею дремотой...”.

Посмотрите также