Цель: выявление основных особенностей изображения Ф.И. Тютчевым природы в разные времена года.
Задачи:
- знакомство с биографией поэта;
- знакомство с особенностями пейзажной лирики Тютчева;
- развитие умения рассуждать, творчески мыслить;
- развитие связной речи;
- формирование навыков анализа стихотворного произведения;
- воспитание интереса к поэзии в целом и к поэзии Тютчева в частности.
Оборудование: мультимедиа, портрет Ф.И. Тютчева, выставка книг поэта, тексты стихотворений.
Опережающие задания:
- подготовка доклада о биографии поэта;
- подготовка доклада с общим анализом стихотворений Тютчева,
посвященных природе.
В работе используются элементы технологии проблемного обучения.
Времена года Федора Ивановича Тютчева
Цель: выявление основных особенностей изображения Ф.И. Тютчевым природы в разные времена года.
Задачи:
знакомство с биографией поэта;
знакомство с особенностями пейзажной лирики Тютчева;
развитие умения рассуждать, творчески мыслить;
развитие связной речи;
формирование навыков анализа стихотворного произведения;
воспитание интереса к поэзии в целом и к поэзии Тютчева в частности.
Оборудование: мультимедиа, портрет Ф.И. Тютчева, выставка книг поэта, тексты стихотворений.
Опережающие задания:
подготовка доклада о биографии поэта;
подготовка доклада с общим анализом стихотворений Тютчева,
посвященных природе.
В работе используются элементы технологии проблемного обучения.
I. Оргмомент.
Здравствуйте! Сегодня у нас весьма необычный урок. В чем его необычность, мы определим с вами позже. А
сейчас давайте посмотрим на доску и прочитаем тему сегодняшнего урока.
Итак, тема нашего урока “Времена года Ф.И. Тютчева”.
II. Актуализация знаний.
Мы, современные люди, часто лишенные возможности общения с природой, подчас перестаем чувствовать
красоту окружающего мира. Нам все сложнее остановиться и почувствовать радость от встречи с такими
простыми вещами, как закат солнца, синица на ветке, первый весенний лист...
Почувствовать мир природы нам иногда помогает поэзия. Общение с ней требует особого труда, но этот труд не
физический и даже не интеллектуальный. Это работа души. Сегодня нашим проводником в мир природы
станет Федор Иванович Тютчев, удивительный русский поэт, прекрасный дипломат, человек светский,
остроумный и одновременно чуткий, ранимый, глубоко и тонко чувствовавший природу.
Чтобы сформулировать цель нашего урока, давайте обратимся к эпиграфу.
Ф.И. Тютчев утверждает:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Назовите ключевые слова эпиграфа... Как вы понимаете данный эпиграф?..
Отсюда, как вы думаете, какой будет цель нашего урока? Что мы должны выяснить?.. (Ответы учащихся)
Итак, сегодня на уроке на примере тютчевских стихотворений, посвященных тому или иному времени года, мы
попытаемся доказать, что природа живая, в ней есть душа, она умеет чувствовать. А также на уроке мы
продолжим учиться понимать поэтический текст, проникать в его глубинный смысл через анализ стихотворений
Тютчева, посвященных временам года.Анализировать стихотворения мы с вами будем по определенной схеме. У вас на столах есть план анализа
стихотворного текста. Вам он уже знаком. Давайте его перечитаем еще раз. В работе над анализом
стихотворений вам помогут словарь настроений и словарь терминов.
А сейчас нам необходимо вспомнить основные изобразительновыразительные средства художественной
речи: метафору, олицетворение, сравнение и эпитет. (Ответы учащихся.)
III. Ознакомление с новым материалом.
Но прежде чем анализировать творчество поэта, давайте познакомимся с его биографией.
Выступление ученика с докладом “Биография Ф.И. Тютчева”.
Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху
торжества реализма и всетаки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева
складывается прежде всего в понимании и изображении природы. Преобладание пейзажей одна из примет его
лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи
получают символическифилософский смысл, а мысль обретает выразительность.
Всего Тютчевым было написано около 400 стихотворений. Часть из них относится к пейзажной лирике. У нас
есть “эксперт в области поэзии”, который провел общий анализ стихотворений Тютчева, посвященных природе.
Давайте послушаем, какие особенности удалость обнаружить “эксперту” при анализе стихотворений о временах
года: о каком времени года преобладают стихи Тютчева, на что чаще всего обращает поэт в своей пейзажной
лирике, какие явления природы изображает.
Выступление “эксперта” с докладом “Общий анализ стихотворений Тютчева, посвященных природе”.
Итак, “эксперт” нам немного приоткрыл завесу и рассказал об основных особенностях пейзажной лирики
Тютчева. Но мы должны сами убедиться, так ли всё, как было сказано, проанализировав ряд стихотворений.
IV. Первичное закрепление во внешней речи.
И начнем мы с вами наше волшебное путешествие по временам года с зимы.
Как мы уже знаем, стихотворений, посвященных зиме, у Тютчева меньше всего. И самое известное
стихотворение – “Чародейкою зимою...”.
Аудиозапись стихотворения “Чародейкою зимою...”
Коллективный анализ стихотворения по вопросам:
Какова основная мысль стихотворения?
На что обращает внимание поэт?
Какие изобразительновыразительные средства использует поэт?
В стихотворении “Чародейкою зимою...” поэт восхищается красотой зимнего леса, “околдованного
Чародейкою Зимою”. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где
правит Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно.
“Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой”, отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется
природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу,
скользнувшему по заснеженным ветвям, он стал ослепительно красивым. И эта удивительное превращение
настолько поразило автора, что он в стихотворении попытался максимально точно передать свои ощущения и
показать, что мир бесконечно прекрасен и в нем всегда найдется место для чуда.
Поэту при помощи метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена
в волшебный сон. Лес “околдован, не мертвец и не живой”, и в этой фразе слышится неподдельное изумление
автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив
его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные “легкой цепью пуховой”.
Но как бы ни была прекрасна зима, её время проходит, и в свои права вступает весна.
“Люблю грозу в начале мая...” так начинается стихотворение Тютчева “Весенняя гроза”, написанное им за
границей в начале 1850х годов. В его названии прилагательное “весенняя” привносит определённый смысл:
весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души.Аудиозапись стихотворения “Весенняя гроза”.
Коллективный анализ стихотворения по вопросам:
Какова основная мысль стихотворения?
На что обращает внимание поэт?
Какие изобразительновыразительные средства использует поэт?
По мнению Тютчева, мир весенней природы – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается
этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: “Люблю...”.
Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который громогласно заявляет о торжественном
шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликается “поток проворный”,
ему вторят птицы в лесу.
Сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет,
которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир.
В финале стихотворения поэт вводит мотив древнегреческих мифов: богиня вечной молодости Геба в шутку,
смеясь, пролила на землю “громокипящий кубок” и радуется вместе с ликующей природой.
Картина весенней грозы у Тютчева представлена эпитетами (“первый гром”, “раскаты молодые”, “поток
проворный”, “шум нагорный”), насыщена красками (“небо голубое”, “солнце нити золотит”) и звуками(“гром
грохочет”, “гремят раскаты”).
В стихотворении присутствуют метафоры, олицетворения (“повисли перлы дождевые”, “поток бежит”, “гром
резвится и играет”), которые придают речи красочность и выразительность, делают образы яркими, зримыми.
Весна прекрасна у поэта, но и она тоже проходит, как и проходит молодость. И наступает лето. “Какое лето,
что за лето!// Да это просто колдовство...” – восхищается поэт этим временем года.
Летом поэт обращает внимание на неизбежные в это время года жару, зной. От полдневной жары все замерло в
природе, все как бы ненадолго уснуло.
Чтение стихотворения “Полдень”.
Что может быть спасением в такую жару?.. (Дождь.)
В стихотворении “Неохотно и несмело” поэт передает миг перед дождем, перед грозой, когда природа
затихает и преображается.
Аудиозапись стихотворения “Неохотно и несмело”.
Коллективный анализ стихотворения по вопросам:
Какова основная мысль стихотворения?
На что обращает внимание поэт?
Какие изобразительновыразительные средства использует поэт?
Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь
отобразить постоянное движение времени.
Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными
персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя
стихиями. Как мы знаем уже, гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта.
Обратите внимание, с каким мастерством Федор Иванович Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным
лучом разрывает небо напополам. Она выступает в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в
виде теплого летнего дождя.
Мы как будто слышим, как всё чаще и чаще раздается гром и поднимается ветер, а солнце, осветив ещё раз поля,
скрывается за тучами. И этот последний солнечный луч, коснувшийся “смятенной земли”, является напоминанием
нам о том, что пройдет совсем немного времени и небесное светило вновь займет свое почетное место,
благосклонно взирая на обновленный мир.Стихотворение насыщено движением, красками, звуками. Глагольная лексика стихотворения красочна и
выразительна: “окаймил”, “принахмурилась”, “потонула”, “прогремело”, “пробилась”. Разнообразна создающая
светлый и радостный колорит цветовая палитра стихотворения: “синей молнии струя”, “зеленеющие нивы”,
“пламень белый”, “земля в сиянье”.
Поэт использует олицетворения (“солнце смотрит”, “пыль летит”, “принахмурилась земля”), эпитеты(“пламень
белый и летучий”, “зеленеющие нивы”), развернутые метафоры (“пробилась изза тучи синей молнии струя”,
“раскаты громовые всё сердитей и смелей”). Аллитерация помогает создать особое настроение в
стихотворении (“И раскаты громовые// Все сердитей и смелей...”)
А какое явление природы мы можем наблюдать после дождя летом?.. (Радугу.)
В своем стихотворении “Как неожиданно и ярко...” поэт называет её “воздушной аркой”.
Аудиозапись стихотворения “Как неожиданно и ярко...”
Тютчев написал свой поэтический этюд под живым впечатлением от радуги, увиденной им проездом через
город Рославль по пути из Москвы в Овстуг.
С чувством неподдельного восхищения поэт создает образ “воздушной арки”, вызывая у читателя определенное
эмоциональное отношение к нарисованной картине.
Во втором предложении образ “воздушной арки” приобретает новые черты. Сложное по структуре предложение
подчеркивает всеохватность, всеобъемлемость радуги, которая “Один конец в леса вонзила,// Другим за
облака ушла...”. Величественность красоты передается глаголами с высокой экспрессивной
окраской “обхватила” и “изнемогла”. Какой глагол особенно выразителен?.. (“Изнемогла”). Этим словом лучше
всего передается “внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги” (И. С. Аксаков).
Созерцание красоты мира рождает невольную мысль о недолговечности “торжества” в природе, о
недолговечности нашей жизни.
И лето тоже недолговечно. Уже в конце августа ему на смену приходит осень.
У Тютчева есть прекрасное стихотворение, характеризующее переход природы от лета к осени, “Есть в осени
первоначальной...”.
Аудиозапись стихотворения “Есть в осени первоначальной...”.
Коллективный анализ стихотворения по вопросам:
Какова основная мысль стихотворения?
На что обращает внимание поэт?
Какие изобразительновыразительные средства использует поэт? (Ответы учащихся.)
“Первоначальная” осень – это уже не лето. Но в то же время “...далеко ещё до первых зимних бурь”. Это своего
рода передышка, затишье перед бурей. Прозрачность, пустота и простор кругом. Как же поэту удаётся передать
это?.. (Ответы учеников)
Есть в стихотворении замечательный эпитет “хрустальный” (день). Каквы понимаете это слово? (Хрустальный
это хрупкий, прозрачный, красивый.)
“Дивная пора” очень коротка, непрочна: подуют холодные ветры и “хрустальный” день разобьётся. Но это время
удивительно красиво. В нём много света, мягкого, спокойного. День, как хрусталь, светится на солнце.
“И лучезарны вечера”. Выясним значение эпитета “лучезарный”. Он означает “сверкающий, пронизанный
светом”.
Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово “лазурь”. Лазурный – нежноголубой. В
начале осени воздух – чистая и тёплая лазурь, именно такой, какой нужен для отдыха.
Итак, мы “посмотрели” на картину, нарисованную поэтом. А что можно “услышать” в этом стихотворении?..
(Тишину.)Это очень важно – уметь слышать тишину, чтобы противопоставить шумное лето спокойной и тихой осени. Как
видим, Тютчев использует здесь скрытую антитезу. Раньше “бодрый серп гулял”, а сейчас паутина“висит на
праздной борозде”.
Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных дней, поэт использует не только лексические
средства, но и синтаксические.
Сколько предложений в стихотворении?.. (Три.)
Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о
недосказанности, некоторой медлительности. Фразы в строке длинные, это делает чтение стихотворения
неспешным, помогает передать спокойствие, которое царит в природе. Тютчев не изображает какихто
неземных, удивительных красот. Но в каждом его слове звучит такая любовь к природе, такая нежность, что его
стихи понятны каждому из нас.
Стихотворения об осени — самые меланхоличные: осень природы напоминает поэту, как и любому человеку,
осень жизни. И всетаки осень прекрасна...
Чтение стихотворения “Осенней позднею порою...”
Стихотворение написано в 1858 году, когда Тютчеву уже было больше пятидесяти, то есть действительно
наступала его осень! Но она была прекрасна, как и золотая осень природы...
V. Самостоятельная работа.
Итак, мы с вами вместе проанализировали стихотворения Ф.И. Тютчева, посвященные природе и временам
года.
А сейчас вы самостоятельно будете анализировать стихотворения поэта. Вам нужно разделиться на 4
группы: “Зима”, “Весна”, “Лето” и “Осень”.
Используя предложенный план анализа, каждая группа будет анализировать стихотворение, посвященное
какомуто времени года.
Затем мы поделимся друг с другом своими наблюдениями и сделаем выводы по нашей теме.
Самостоятельный анализ стихотворений
(10 минут):
Зима: “Декабрьское утро”;
Весна: “Весенние воды”;
Лето: “В небе тают облака...”;
Осень: “Осенний вечер”.
Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.
VII. Итог урока.
Итак, прочитав и проанализировав столько стихотворений Ф.И. Тютчева о природе, мы можем сделать с вами
определенные выводы. Какие?.. (Ответы учащихся.)
Если говорить в целом, то природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, она вся в борьбе
противоборствующих сил. Природа многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Поэт видел природу в
постоянном движении, непрерывной смене явлений, в переходных состояниях: например, как в произведениях
“Декабрьское утро” или “Есть в осени первоначальной...”.
В стихотворениях Тютчева о зиме отсутствуют, как ни странно, и безнадежность, и грусть, часто навеваемые
холодом и темнотой зимы. Напротив, поэт воспринимает это время года как обновление природы после
дождливой осени.
Тем не менее, какой бы чудесной ни была зима, весна всегда прекрасна и долгожданна. Весна у Тютчева
олицетворяет молодость, жизнерадостность. Стихотворения о весне наполнены мотивом воды. Бегущие
весенние воды – символ очищения природы после долгого зимнего сна, осветления после застоя.
Гроза – любимое тютчевское явление природы. Она появляется у поэта как весной, так и летом.Лето у Тютчева многолико. В нем бывают и грозы, и тишина во время полуденного зноя. И то и другое явление
для поэта посвоему прекрасна.
Стихотворения об осени – самые меланхоличные: осень природы напоминает поэту, как и любому человеку,
осень жизни.
Таким образом, в лирике Тютчева времена года – это отражение “времен жизни” человека.
Вернемся к нашему эпиграфу. Что мы можем сказать: доказывает поэт своими стихотворениями правоту данных
строк или нет?.. (Да, доказывает.)
Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного
царства. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит,
радуется и грустит.
Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто
метафора: живую красоту природы он принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину.
Характеризуя произведения Тютчева, историк и писатель Михаил Петрович Погодин отмечал, что “такие
стихи, родясь утром, не умирают вечером, потому что чувства и мысли, их внушающие, принадлежат к
разряду вековечных...”.
VIII. Домашнее задание.
Самостоятельный анализ стихотворений Тютчева:
1 вариант – “Как весел грохот летних бурь...”;
2 вариант – “Обвеян вещею дремотой...”.