Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна
Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
6 кл
02.06.2017
Очень часто писатели и поэты обращаются к образам природы в различное время года. Весна - одно из прекраснейших времён, это самая замечательная пора не только для нас, но и для самой природы. Как все радуются приходу весны! Как всё оживает!
Времена года. Весна.docx
«Весна в произведениях писателей, поэтов, художников и композиторов».
Урокэкскурсия по теме
познакомить учащихся с произведениями русский поэтов, композиторов и
показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства;
учить анализировать, выделяя главное, высказывать своё мнение при анализе картины
Цели:
Учебнокоррекционные:
художников, посвящённых весне;
или знакомстве с музыкальным произведением;
Коррекционно – развивающие:
певческий голос, музыкальный слух, творческие способности;
Коррекционновоспитательные:
природы;
искусству.
Оборудование:
совершенствовать технику чтения;
закреплять навыки осмысленного чтения стихотворения;
развивать память, воображение, мышление;
расширять и активизировать словарный запас детей;
развивать образную речь, музыкальное восприятие, музыкальные способности,
формировать навыки работы кистью и красками;
развивать чувство прекрасного, художественные умения и навыки.
воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной
совершенствовать эмоциональную сферу учащихся;
воспитывать уважение и чувство гордости к людям искусства;
воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к
интерактивная доска;
презентация к уроку;
карточки для индивидуальной работы;
дидактические карточки с заданиями;
Рахманинов романс «Весенние воды»
музыка П. Чайковского – «Апрель. Подснежник»;
музыка А. Вивальди «Весна» из альбома «Времена года»;
репродукции картин о весне известных художников;
лист бумаги формата А 4 для живописной работы;
кисти, краски, баночки с водой.
Методическое оснащение занятия:
слайды репродукций художников:
И.И.Левитан. «Март», «Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег», «Цветущие
яблони»;
И.Шишкин: «Лес весной»;
Саврасов: «Грачи прилетели»;
К.Юон. «Конец зимы. Полдень»;
А.Сислей: «Фруктовый сад. Весна».
Ход урока.
I. Подготовительная часть урока.
1.Организационная
2.Нервно – психическая
Учитель чтения: Прозвенел и смолк звонок, подготовка
Начинается урок. учащихся
Учитель ИЗО и музыки: Все за парты тихо сели,
И на нас все посмотрели.
3.Дидактико – психическая
Актуализация знаний учащихся.
II. Основная часть урока.
1.
Учитель ИЗО и музыки:
Программированное задание. Игра «весенние цветы».
Ребята, посмотрите, под первыми весенними цветами спрятались буквы.
Выберите картинки с весенними цветами и расположите их в указанном порядке.
Учитель чтения:
Ребята, посмотрите, в названиях ваших цветов спрятались буквы.
Прочтите большие буквы. Какое слово у вас получилось? (Весна).
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
Слайд 4
Учитель ИЗО и музыки: Ребята, а теперь мы с вами послушаем, как в своём произведении
«Времена года. Апрель» великий русский композитор Петр Ильич Чайковский изобразил
подснежник и обратим внимание на весенние явления природы.
Слайд 5
Учитель чтения:
А теперь, ребята, сами выберите и разложите на столе те карточки, на которых изображены
приметы и явления, соответствующие весенним месяцам.
Проверьте свой выбор.
Ребята, а о каком весеннем цветке мы учили стихотворение? (О подснежнике).
А давайте вспомним это стихотворение ещё раз.
Слайд 6
Слайд 7
2. Первичное обращение к источнику знаний.
а) Работа над темой урока.
Учитель чтения: Тема нашего урока звучит так «Весна в произведениях поэтов, писателей и
композиторов». И сейчас нам с вами предстоит необычное путешествие в мир искусства и в
мир красавицы Весны.
Ребята, вспомните литературные произведения, прочитанные вами, в которых мы
встречаем описание весны.
Алексей Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»
Георгий Алексеевич Скребицкий Рассказы о весне
И. СоколовМикитов «Весна»
Сергей Есенин «Черёмуха»
Слайд 8
Слайд 912
Учитель ИЗО и музыки: Ребята, а сейчас мы приглашаем вас в весенний хоровод, чтобы
ещё раз повторить названия весенних месяцев и немножко отдохнуть.
Слайд 13
Тематическая физминутка (игра).
Календарная народная игра «Идет матушка Весна»
Двое детей берутся за руки (это ворота), а остальные проходят под ними и говорят:
Идет матушка Весна,
Отворяйка ворота,
Первый Март пришел,
Всех детей провел.
А за ним пришел апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май
Сколько хочешь выбирай!
Пропустив всех несколько раз через ворота, дети начинают искать себе пару, спрашивая
«зима» или «весна»? «Зима» эти дети делают круг с воротиками, а «весна» дети
заходят в круг и выходят.
Ходит матушка Весна по полям, лесам одна.
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
(воротики опускаются).
Учитель ИЗО и музыки: Ребята, перед вами картина известного русского художника,
мастера пейзажа Исаака Ильича Левитана. Рассмотрите её внимательно.
Как называется картина? ("Весна. Большая вода").
Какое еще название можно дать картине? («Половодье»).
Слайд 14
Ребята, перед вами лежат карточки. Ваша задача определить жанр данной картины.
(Пейзаж).
Эта картина была написана в 1897 году, за три года до смерти художника и является
величайшим шедеврам русской весенней лирики. На холсте изображено пробуждение
природы от долгой зимней спячки, признаком которого, в первую очередь, является
половодье.
Слайд 17
Слайд 1516 Какое время года изображено на картине? (Весна).
- Какое общее настроение вызывает у вас эта картина? (Весеннее настроение, радостное,
вызывает любовь к скромной родной природе)
А можно было бы так сказать о картине?
Люблю весну в ее разгаре,
Когда уже сошли снега,
Когда природа оживает
И реки скрыли берега.
Когда все ярче светит солнце,
Когда синеет небосвод,
Когда вокруг все словно дышит
И свежестью все отдает. (Да).
Почему? (совпадают тема этого стихотворения и того, что изображено на картине)
А теперь давайте повнимательнее рассмотрим картину и расположение предметов на ней, т.
е. композицию.
Что изображено на переднем плане картины? (На переднем плане картины изображена
березовая роща, затопленная талой водой; небо, занимающее большое пространство;
лодка у песчаного берега; простор света и воздуха).
Почему деревья оказались в воде? (Река вышла из берегов и затопила прибрежный лес).
Что вы видите на заднем плане картины? (Вдали Левитан изобразил обычные
деревенские дома. Весеннее половодье даже подтопило некоторые из них).
Можно ли считать картину безлюдной? В каких деталях автор передал присутствие
человека? (Пейзаж безлюден. Но человек присутствует, о нём напоминает прибившаяся
к берегу лодка).
Какие краски использует художник в своей картине? (Теплые цвета с примесью
желтого и холодные цвета с примесью синего).
Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого и жёлтого. Вода и небо
полны оттенков от тёмноголубого до практически белого. Весеннее небо, отражаясь в воде,
делает ее голубой и бездонной.
Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев.
Жёлтый цвет придает картине позитивность. Картина наполнена весенней тихой радостью и
спокойствием.
Слайд 18
Ребята, сейчас мы с вами послушаем романс Сергея Рахманинова ещё одного гения
пейзажа, только уже в музыке, и ваше задание обратить внимание на содержание этого
произведения и на его исполнение.
Учитель ИЗО и музыки:
Ребята, кто обратил внимание на то, о чём пелось в этом музыкальном произведении? (О
весне)
Действительно, прозвучал романс, который так и называется “Весенние воды”. А по
каким признакам вы определили, что это именно весна? (Мелодия напоминает потоки
весенней воды, бурные журчащие ручьи).
Учитель ИЗО и музыки:
Композитор сумел передать весеннее состояние природы с помощью средств музыкальной
выразительности. Давайте их определим. Перед вами карточки, с помощью которых мы
проведём анализ музыкального произведения. В каком жанре написано данное произведение? (Песня).
Кто исполняет данное произведение хор или солист? (Солист).
Скажите, какой инструмент аккомпанирует солисту? (Фортепиано).
В каком ладу написана мелодия? (В мажоре).
Слайд 1920
Слайд 2122
Слайд 2324
Слайд 2526
Слайд 2728
Как движется мелодия? (Плавно, словно повторяет переливы движущейся воды).
Слайд 2930
В каком темпе написана мелодия? (В быстром).
– Ребята, а как вы считаете, часто ли композиторы, музыканты, художники обращаются в
своём творчестве к образам природы? (Да)
Учитель чтения:
Учитель чтения: Да, действительно, очень часто, ведь каждое время года посвоему
красиво и привлекает своим многообразием красок. С наступлением каждого времени года у
нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, осень или весна.
Учитель ИЗО и музыки: Давайте на память о сегодняшнем уроке разукрасим
предложенную вам картинку и ещё раз повторим признаки весны. А чтоб вам было легче
работать вам поможет музыка итальянского композитора А.Вивальди, которая тоже
называется «Весна», Она тоже входит в цикл пьес «Времена года», как и у П.И.Чайковского.
Только Вивальди жил в другое время, намного раньше Чайковского, но также очень любил
природу и музыку.
Слайд 31
Ребята, наши деревья оделись в осенние наряды. И мы можем «посадить» свою
рощицу. (Учитель прикрепляет работы на доске, создавая рощу из украшенных
деревьев.)
С каким временем года мы сегодня встретились в искусстве? (Весна).
Какой мы видели сегодня весну? (Весёлую, полноводную, яркую, солнечную и тд.).
А что нам помогло увидеть весну? (Стихи, музыка, картина)
А с произведениями каких авторов мы сегодня познакомились? (С.Есенин, А. Толстой,
Г. Скребицкий, И. СоколовМикитов, П.И.Чайковский, И. И. Левитан, С. Рахманинов).
Вывод:
Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют
люди с добрым сердцем. Оно не только несёт красоту в мир, но и объединяет людей, чтоб
сделать наш мир ярче и добрее.
Оценка знаний учащихся.
Спасибо за внимание и за работу!
Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна
Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна
Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна
Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна
Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна
Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.