Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна
Оценка 5

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
6 кл
02.06.2017
Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна
Очень часто писатели и поэты обращаются к образам природы в различное время года. Весна - одно из прекраснейших времён, это самая замечательная пора не только для нас, но и для самой природы. Как все радуются приходу весны! Как всё оживает!
Времена года. Весна.docx
«Весна в произведениях писателей, поэтов, художников и композиторов». Урок­экскурсия по теме  познакомить учащихся с произведениями русский поэтов, композиторов и  показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства; учить анализировать, выделяя главное, высказывать своё мнение при анализе картины  Цели: Учебно­коррекционные:   художников,  посвящённых весне;     или знакомстве с музыкальным произведением; Коррекционно – развивающие:       певческий голос, музыкальный слух, творческие способности;   Коррекционно­воспитательные:  природы;    искусству. Оборудование:  совершенствовать технику чтения; закреплять навыки осмысленного чтения стихотворения; развивать память, воображение, мышление; расширять и активизировать словарный запас детей; развивать образную речь,  музыкальное восприятие, музыкальные способности,  формировать навыки работы кистью и красками;  развивать чувство прекрасного,  художественные умения и  навыки. воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной  совершенствовать эмоциональную сферу учащихся; воспитывать уважение и чувство гордости к людям искусства; воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к  интерактивная доска; презентация к уроку; карточки для индивидуальной работы; дидактические карточки с заданиями; Рахманинов романс «Весенние воды» музыка П. Чайковского – «Апрель. Подснежник»; музыка А. Вивальди  «Весна» из альбома «Времена года»;  репродукции картин о весне  известных художников;  лист бумаги формата А 4 для живописной работы;  кисти, краски, баночки с водой. Методическое оснащение занятия: слайды репродукций художников: И.И.Левитан. «Март», «Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег», «Цветущие яблони»;  И.Шишкин: «Лес весной»; Саврасов: «Грачи прилетели»; К.Юон. «Конец зимы. Полдень»;  А.Сислей: «Фруктовый сад. Весна».       Ход урока. I. Подготовительная часть урока.     1.Организационная              2.Нервно – психическая Учитель чтения:                              Прозвенел и смолк звонок,             подготовка                                                             Начинается урок.                             учащихся Учитель  ИЗО и музыки:                 Все за парты тихо сели,                                                             И на нас все посмотрели.            3.Дидактико – психическая        Актуализация знаний учащихся.  II. Основная часть урока. 1. Учитель ИЗО и музыки:  Программированное  задание. Игра «весенние цветы». Ребята, посмотрите, под первыми весенними цветами спрятались буквы. Выберите картинки с весенними цветами и расположите их в указанном порядке. Учитель чтения:                               Ребята, посмотрите, в названиях ваших цветов спрятались буквы. Прочтите большие буквы. Какое слово у вас получилось? (Весна). Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май) Слайд 4 Учитель ИЗО и музыки:  Ребята, а теперь мы с вами послушаем, как в своём произведении  «Времена года. Апрель» великий русский композитор Петр Ильич Чайковский изобразил  подснежник и обратим внимание на весенние явления природы. Слайд 5 Учитель чтения:                               А теперь, ребята, сами выберите и разложите на столе те карточки, на которых изображены  приметы и явления, соответствующие весенним месяцам.     Проверьте свой выбор. Ребята, а о каком весеннем цветке мы учили стихотворение? (О подснежнике). А давайте вспомним это стихотворение ещё раз.  Слайд 6 Слайд 7 2. Первичное обращение к источнику знаний.    а) Работа над темой урока. Учитель чтения: Тема  нашего урока звучит так «Весна в произведениях поэтов, писателей  и   композиторов». И сейчас нам с вами предстоит необычное путешествие в мир искусства и в  мир красавицы Весны. ­ Ребята, вспомните литературные произведения, прочитанные вами, в которых мы  встречаем описание весны. Алексей Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» Георгий Алексеевич Скребицкий Рассказы о весне И. Соколов­Микитов «Весна» Сергей Есенин «Черёмуха» Слайд 8 Слайд 9­12 Учитель ИЗО и музыки:  Ребята, а сейчас мы приглашаем вас в весенний хоровод, чтобы  ещё раз повторить названия весенних месяцев и немножко отдохнуть. Слайд 13 Тематическая  физминутка (игра). Календарная народная игра «Идет матушка Весна» Двое детей берутся за руки (это ворота), а остальные проходят под ними и говорят: Идет матушка Весна, Отворяй­ка ворота, Первый Март пришел, Всех детей провел. А за ним пришел апрель­ Отворил окно и дверь. А уж как пришел май­ Сколько  хочешь выбирай! Пропустив всех несколько раз через ворота, дети начинают искать себе пару, спрашивая «зима» или «весна»? «Зима» ­ эти дети делают круг с воротиками, а «весна» ­ дети  заходят в круг и выходят. Ходит матушка Весна по полям, лесам одна. Первый раз прощается, второй раз запрещается, А на третий раз ­ не пропустим вас! (воротики опускаются). Учитель ИЗО и музыки: Ребята, перед вами картина известного  русского художника,  мастера пейзажа Исаака Ильича Левитана. Рассмотрите её внимательно. ­ Как называется картина? ("Весна. Большая вода"). ­ Какое еще название можно дать картине? («Половодье»). Слайд 14 Ребята, перед вами лежат карточки. Ваша задача определить жанр данной картины.  (Пейзаж). Эта картина была написана в 1897 году, за три года до смерти художника и является  величайшим шедеврам русской весенней лирики. На холсте изображено пробуждение  природы от долгой зимней спячки, признаком которого, в первую очередь, является  половодье.  Слайд 17 Слайд 15­16 ­ Какое время года изображено на картине? (Весна). - Какое общее настроение вызывает у вас эта картина? (Весеннее настроение, радостное,  вызывает любовь к скромной родной природе) ­ А можно было бы так сказать о картине? Люблю весну в ее разгаре, Когда уже сошли снега, Когда природа оживает И реки скрыли берега. Когда все ярче светит солнце, Когда синеет небосвод, Когда вокруг все словно дышит И свежестью все отдает. (Да). ­ Почему? (совпадают тема этого стихотворения и того, что изображено на картине) А теперь давайте повнимательнее рассмотрим картину и расположение предметов на ней, т.  е. композицию. ­ Что изображено на переднем плане картины? (На переднем плане картины изображена  березовая роща, затопленная талой водой; небо, занимающее большое пространство;  лодка у песчаного берега; простор света и воздуха). ­ Почему деревья оказались в воде? (Река вышла из берегов и затопила прибрежный лес).   ­ Что вы видите на заднем плане картины? (Вдали Левитан изобразил обычные  деревенские дома. Весеннее половодье даже подтопило некоторые из них).  ­ Можно ли считать картину безлюдной? В каких деталях автор передал присутствие  человека? (Пейзаж безлюден. Но человек присутствует, о нём напоминает прибившаяся к берегу лодка). ­ Какие краски использует художник в своей картине? (Теплые цвета  с примесью  желтого и холодные цвета  с примесью синего). Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого и жёлтого. Вода и небо  полны оттенков от тёмно­голубого до практически белого. Весеннее небо, отражаясь в воде, делает ее голубой и бездонной. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев.  Жёлтый цвет придает картине позитивность. Картина наполнена весенней тихой радостью и  спокойствием. Слайд 18 Ребята, сейчас мы с вами послушаем романс Сергея Рахманинова ­ ещё одного гения  пейзажа, только уже в музыке, и ваше задание обратить внимание на содержание этого  произведения и на его исполнение. Учитель ИЗО и музыки: ­Ребята, кто обратил внимание  на то, о чём пелось в этом музыкальном произведении?  (О  весне) Действительно, прозвучал романс, который так и называется “Весенние воды”. А по  каким признакам вы определили, что это именно весна? (Мелодия напоминает потоки  весенней воды, бурные журчащие ручьи). Учитель ИЗО и музыки: Композитор сумел передать  весеннее состояние природы с помощью средств музыкальной  выразительности. Давайте их определим. Перед вами карточки, с помощью которых мы  проведём анализ музыкального произведения. ­ В каком жанре написано данное произведение? (Песня). ­ Кто исполняет данное произведение хор или солист? (Солист). ­ Скажите, какой инструмент аккомпанирует солисту? (Фортепиано). ­ В каком ладу написана мелодия? (В мажоре). Слайд 19­20 Слайд 21­22 Слайд 23­24 Слайд 25­26 Слайд 27­28 ­ Как движется мелодия? (Плавно, словно повторяет переливы движущейся воды). Слайд 29­30 ­ В каком темпе написана мелодия? (В быстром). – Ребята, а как вы считаете, часто ли композиторы, музыканты, художники обращаются в  своём творчестве к образам природы? (Да) Учитель чтения:                               Учитель чтения: Да, действительно, очень часто, ведь каждое время года по­своему  красиво и привлекает своим многообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, осень или весна.  Учитель ИЗО и музыки: Давайте на память о сегодняшнем уроке разукрасим  предложенную вам картинку и ещё раз повторим признаки весны. А чтоб вам было легче  работать вам поможет  музыка итальянского композитора А.Вивальди, которая тоже  называется «Весна», Она тоже входит в цикл пьес «Времена года», как и у П.И.Чайковского. Только Вивальди жил в другое время, намного раньше Чайковского, но также очень любил  природу и музыку. Слайд 31 Ребята, наши деревья оделись в осенние наряды. И мы можем «посадить» свою   рощицу. (Учитель прикрепляет работы на доске, создавая рощу из украшенных  деревьев.) ­ С каким временем года мы сегодня встретились в искусстве? (Весна). ­ Какой мы видели сегодня весну? (Весёлую, полноводную, яркую, солнечную и тд.).  ­ А что нам помогло увидеть весну? (Стихи, музыка, картина) А с произведениями каких авторов мы сегодня познакомились? (С.Есенин, А. Толстой,  Г. Скребицкий,  И. Соколов­Микитов, П.И.Чайковский, И. И. Левитан, С. Рахманинов). Вывод: ­ Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют  люди с добрым сердцем. Оно не только несёт красоту в мир, но и объединяет людей, чтоб  сделать наш мир ярче и добрее. Оценка знаний учащихся. Спасибо  за внимание и за работу!

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Весна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017