Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима
Оценка 4.9

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
6 кл
31.05.2017
Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима
Писатели и поэты очень часто прибегают в своих произведениях к описанию природы. Ведь именно картины природы привлекают нас своим многообразием красок, поднимают нам настроение, заставляют нас о чём-то задуматься. С наступлением зимнего периода мы ощущаем приближение чего-то сказочного, волшебного, таинственного.
Времена года. Зима.docx
«Зима в произведениях писателей, художников и композиторов» Урок­экскурсия по теме  познакомить учащихся с произведениями русский поэтов, композиторов и  показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства; учить анализировать, выделяя главное, высказывать своё мнение при анализе  Цели: Учебно­коррекционные:   художников,  посвящённых зиме;     картины или знакомстве с музыкальным произведением; Коррекционно – развивающие:       певческий голос, музыкальный слух, творческие способности;   Коррекционно­воспитательные:  природы;    к искусству. Оборудование:  совершенствовать технику чтения; закреплять навыки осмысленного чтения стихотворения; развивать память, воображение, мышление; расширять и активизировать словарный запас детей; развивать образную речь,  музыкальное восприятие, музыкальные способности,  формировать навыки работы цветными карандашами;  развивать чувство прекрасного,  художественные умения и  навыки. воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной  совершенствовать эмоциональную сферу учащихся; воспитывать уважение и чувство гордости к людям искусства; воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь  интерактивная доска; презентация к уроку; карточки для индивидуальной работы; дидактические карточки с заданиями; музыка П. Чайковского – «Времена года» «Декабрь»; музыка А. Вивальди  «Зима» из альбома «Времена года»;  Микаэл Таривердиев Снег над Ленинградом репродукции картин о зиме  известных художников:  И.Шишкин: «Зима» лист бумаги формата А4  для живописной работы;  цветные карандаши. Ход урока. I. Подготовительная часть урока.      1.Организационная              2.Нервно – психическая (подготовка учащихся) Учитель чтения:                            Прозвенел и смолк звонок,                                                                        Начинается урок.                              Учитель  ИЗО и музыки:                Все за парты тихо сели,                                                           И на нас все посмотрели.          Слайд № 1 3.Дидактико – психическая        Актуализация знаний учащихся.  II. Основная часть урока. 1. Учитель чтения:  ­ Здравствуйте, ребята, сегодня мы посвятим наш урок одному из времён года, а какому  именно, узнаете, когда выполните задание.   Учитель ИЗО и музыки: Программированное  задание. Игра «Новогодние игрушки». ­ Ребята, выберите картинки с новогодними игрушками и расположите их в указанном  порядке. ­ А теперь посмотрите, в названиях ваших игрушек выделены буквы. Назовите их.  Прочитайте слово, которое у вас получилось? (Зима)    Слайд № 2  Учитель чтения:  ­ Давайте сейчас вспомним стихотворение о зиме С.А. Есенина «Поёт зима ­ аукает…».  Слайд № 3  Учитель ИЗО и музыки: ­ Итак, сегодня мы с вами будем говорить о зиме, но урок наш необычный, он посвящён изучению  произведений   о зиме  писателей, художников  и  композиторов, поэтому  тема нашего   урока   звучит   так:   «Зима   в   произведениях   писателей,   художников   и композиторов». Слайд № 4  Учитель чтения:  ­ А теперь давайте вспомним, какие зимние месяца мы знаем, а помогут нам в этом  загадки.  Слайд № 5  Назовите­ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Слайд № 6 Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год.         /декабрь/  Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это?         /январь/  Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?         /февраль / Учитель ИЗО и музыки:  ­ Сейчас мы с вами послушаем, пьесу под названием «Декабрь» из цикла «Времена года»   Петра Ильича Чайковского и обратим внимание на явления природы и занятия людей в  зимнее время. Учитель чтения:  ­ Ребята, выберите и разложите на столе те карточки, на которых изображена зима.  А поможет нам в этом стихотворение Георгия Ладонщикова: Слайд №7  Голубое озеро затянуло льдом, Окна заморозило, побелило дом. Опустел скворечник, и безмолвен сад. Сливы и черешни в инее стоят. Только у кормушки между двух берез Шустрые пичужки вьются и в мороз. ­ Проверьте свой выбор.  2. Первичное обращение к источнику знаний. Учитель чтения:  ­  Нам с вами предстоит необычное путешествие в мир искусства. Ребята, вспомните литературные произведения, прочитанные вами, в которых встречается описание зимы. Слайд №8­11 К. Бальмонт «К зиме» Г. Скребицкий «На лесной полянке» С. Есенин «Берёза» А. Пушкин «Зимняя дорога» Тематическая  физминутка Учитель ИЗО и музыки:   ­ Ребята, мы с вами долго путешествовали, и теперь настало время отдохнуть. Мы  приглашаем вас на зимнюю прогулку.  Слайд №12  Наконец пришла зима Учитель чтения:   Наконец пришла зима,  (Дети разводят руки в стороны) Стали белыми дома,  (Складывают руки домиком над головой)  Снег на улице идёт,  (Двигают руками сверху вниз) Дворник улицу метёт,  (Имитируют) Мы катаемся на санках,  (Приседают, руки вытягивают вперёд) Пишем на катке круги,  (Руки закладывают за спину, медленно кружатся) Ловко бегаем на лыжах,  (Имитируют) И играем все в снежки.  (Лепят и бросают снежки)  Слайд №13­16   Учитель ИЗО и музыки: Ребята, перед вами картина известного  русского художника,  мастера пейзажа Ивана Ивановича Шишкина. Эту картину можно даже принять за  фотографию, если не знать, что картина написана тогда, когда любители­фотографы ещё  не ходили по лесам, обвешанные фотоаппаратами. Рассмотрите её внимательно.  ­ Как называется картина? ("Зима"). ­ А как бы вы назвали эту картину? («Зимний лес», «Зима в лесу»). ­ Ребята, перед вами лежат карточки. Ваша задача определить жанр данной картины.  (Пейзаж). ­ Посмотрите на картину. Только густо­тёмные деревья, только белый снег. Множество  деревьев, стволов и веток, огромные снежные сугробы. И больше ничего. Можно ли из  этого создать интересную картину? (Можно) ­ Конечно можно, если кисть в руки возьмет гениальный художник, каким и является  великий русский пейзажист Иван Шишкин.  - Какое общее настроение вызывает у вас эта картина? (Загадочное, таинственное,  сказочное)  Учитель чтения:  Слайд №17 ­ А сейчас, ребята, давайте расскажем о картине словами Ф. И. Тютчева.  Чародейкою – зимою Околдован, лес стоит ­ И под снежной бахромою,  Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, ­  Не мертвец и не живой –  Сном волшебным очарован, Весь окутан, весь кован Лёгкой цепью пуховой… Слайд №18 Учитель ИЗО и музыки:  ­ А теперь давайте повнимательнее рассмотрим композицию картины, т.е.  расположение  предметов на ней. ­ Что изображено на переднем плане картины? (На переднем плане мы видим и мощные вековые деревья, и поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль ­ маленькие   елочки.   Все   это   покрыто   толстым   слоем   снега,   а   часто   ­   только угадывается   под   снегом.   На   снегу   нет   ни  человеческого,  ни   звериного   следа   ­  это абсолютно пустынный, немой, скованный морозом лес. Жизнь замерла в нем). ­ Что вы видите на заднем плане картины? (Деревья на заднем плане картины выглядят уже не такими впечатляющими. На всех ветках тяжело лежит снег. Свет легко проникает внутрь зимнего леса, стволы хорошо освещены). ­ Ребята, посмотрите внимательно на картину. Так ли необитаем лес, как нам хотел  показать автор?  (Нет, лес совсем не пустынен, на одной из веточек притаилась  птичка, которая удивляет взор среди зимнего пейзажа). ­ Какие краски использует художник в своей картине? (Если хорошо присмотреться, то для изображения деревьев художник взял не черную краску, как кажется с первого  взгляда, а все оттенки коричневого. Да и снег написан не только белой краской ­ здесь  множество сероватых и желтоватых оттенков, что дало игру света на снегу и  помогло понять, что снег лежит давно, зима началась не вчера).  ­ Ребята, сейчас мы с вами послушаем концерт №4 из цикла пьес «Времена года» Антонио Вивальди ­ ещё одного гения пейзажа, только уже в музыке. Этот концерт стал самым известным сочинением автора. Во время прослушивания обратите внимание на характер этого произведения и на его исполнение. Слайд №19  На фоне музыки звучит сонет: Дрожишь, замерзая, в холодном снегу, И с севера ветра волна накатила. От стужи зубами стучишь на бегу, Колотишь ногами, согреться не в силах. Как сладко в уюте, тепле и тиши От злой непогоды укрыться зимою. Камина огонь, полусна миражи. И души замёрзшие полны покоя. На зимнем просторе ликует народ. Упал, поскользнувшись, и катится снова. И радостно слышать, как режется лёд Под острым коньком, что железом окован. А в небе Сирокко с Бореем сошлись, Идёт не на шутку меж ними сраженье. Хоть стужа и вьюга пока не сдались, Дарит нам зима и свои наслажденья. Слайд №20­25    ­   Композитор   сумел   передать   зимнее   состояние   природы   с   помощью   средств музыкальной выразительности. Давайте их определим. Перед вами карточки, с помощью которых мы проведём небольшой анализ музыкального произведения. ­ В каком ладу написана мелодия? (В миноре). ­ Скажите, какому инструменту принадлежит сольная партия? (скрипка). ­ В каком темпе написана мелодия? (В быстром). Учитель чтения:  ­ Ребята, а как вы считаете, часто ли писатели, композиторы, художники обращаются в своём творчестве к образам природы? (Да) ­ Да, действительно, очень часто, ведь каждое время года по­своему красиво и привлекает своим многообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения.  Слайд №26   Слайд №27  Учитель ИЗО и музыки: Давайте на память о сегодняшнем уроке украсим нашу ёлочку шарами   настроения.   Цвет   шара   будет   соответствовать   вашему   восприятию   урока. Красный   шар   –   очень   интересный,   познавательный   и   необычный   урок;   зелёный   – обыкновенный урок; серый – на уроке было скучно и неинтересно. А во время украшения нашей ёлочки послушаем музыку Микаэла Таривердиева «Снег над Ленинградом». Учитель чтения:  Ребята, посмотрите, какая замечательная ёлочка у нас получились. (Учитель прикрепляет шары к ёлочке)  ­ Давайте ещё раз проговорим тему нашего сегодняшнего урока («Зима в произведениях поэтов,  художников  и  композиторов»).  Какой  мы  видели   сегодня  зиму?  (Снежной, холодной,   морозной,   волшебной   и   т.д.)    А   что   нам   помогло   увидеть   зиму? (Стихи, музыка, картины) Слайд №28 ­   А   с   произведениями   каких   авторов   мы   сегодня   познакомились?  (Ф.   Тютчева,  К. Бальмонта,  Г.   Скребицкого,   С.   Есенина,   А.   Пушкина,  П.И.Чайковского,  И.   И. Шишкина, А.Вивальди, Микаэла Таривердиева). Вывод: ­ Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем. Оно не только несёт красоту в мир, но и объединяет людей, чтоб сделать наш мир ярче и добрее. Оценка знаний учащихся. Спасибо  за внимание и за работу! Слайд №28

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима

Времена года в произведениях писателей и поэтов. Зима
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017