"Всматривайтесь в малое – и вы увидите большое (хокку)". 7-й класс
I. Погружение.
1.1. Чтение эпиграфа (на фоне музыки Слайд 1 с изображением пейзажа Японии)
Смотрите, упали на землю
Тени листьев
Плетением тёмных узоров.
Сколько пишут деревья коротких стихов!
Люди год за годом
Всё глубже погружаются в чтенье.
И в ответ всё шире
Стихи разрастаются и ветвятся.
Если бы всё собрать,
Книги бы расцветали весною,
Летом золото бы на ветках сверкало.
Сайсей Муро
(“Год за годом”)
"Всматривайтесь в малое – и вы увидите большое
(хокку)". 7-й класс
I. Погружение.
1.1. Чтение эпиграфа (на фоне музыки Слайд 1 с изображением пейзажа Японии)
Смотрите, упали на землю
Тени листьев
Плетением тёмных узоров.
Сколько пишут деревья коротких стихов!
Люди год за годом
Всё глубже погружаются в чтенье.
И в ответ всё шире
Стихи разрастаются и ветвятся.
Если бы всё собрать,
Книги бы расцветали весною,
Летом золото бы на ветках сверкало.
Сайсей Муро
(“Год за годом”)
1.2. Вступление.
Учитель: Здравствуйте, мои уважаемые ученики, вы любите мечтать? А путешествовать? А фантазировать?
Думаю, что это всё сейчас исполнится, потому что мы попробуем войти в мир, сохранивший непередаваемый
аромат и потаённую душу Страны восходящего солнца и отразившийся в культуре, поэзии, традициях народа.
– Кто знает, о какой стране идёт речь? (Щелчок – Япония) А кто может показать её на карте?
– Молодцы. Вашим гидом буду я – Галинасан.
– По взмаху веточки цветущей сакуры – символа Японии – мы попадём в эту необыкновенную страну с очень
древней и своеобразной культурой. А вспомнить некоторые культурные традиции нам
поможет кроссворд. (Слайд 2).
1. Жанр, соединивший в единое целое живопись, каллиграфию, поэзию (хайга).
2. Искусство складывания фигурок из бумаги (оригами).
3. Пение под записанную музыку (караоке).
4. Искусство составления букетов в соответствии с сезоном (икебана).
5. Японская вишня (сакура).
– Прочитайте выделившееся слово (хокку). Именно о хокку – ещё одной национальной традиции и пойдёт речь
на уроке.
II. Новая тема.
2.1. Рассказ о хокку.
– Хокку – уникальный жанр поэзии – всего три строчки. И сегодня я ставлю задачу – обучить непосвящённых
создавать чудо – хокку. Я утверждаю: это возможно! И сейчас вы с моей помощью постараетесь написать,
возможно, первый хокку в своей жизни. Сначала расскажу, что это такое.
Хокку (или еще говорят – “хайку”) – жанр японской поэзии о жизни природы и жизни человека на фоне
круговорота времён года. Японские стихи не имеют рифмы и состоят из 3х строк и 17 слогов (5+7+5).
Современному молодому человеку, наверное, по душе такая краткость. Но чтобы понять хокку, надо потрудиться
узнать об этом жанре и проникнуться стилем восточного мышления и созерцания. Тогда можно получить
огромное удовольствие. Надеюсь, это у вас получится.
2.2. Как создаётся хокку (Слайд 3: каждая информация открывается по щелчку).
Итак, к делу. Искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах, ибо оно
отображает одно мгновение. Хокку состоит из фактакартинки и чувств, ею вызываемых. Первая строчкадаетфакт, информацию, тему, которая тут же рождает в голове читающего картинку. Например, если сказать: “вот
выплыла луна”, у каждого тут же возникнет какойто свой образ луны.
– Какой, например?
– Далее идёт вторая строка, дающая дополнительную “порцию” информации к первой, раскрывает её смысл:
– Какой информацией вы бы дополнили?
– А вот строка поэта “и каждый мелкий кустик” и возникает фраза:
“Вот выплыла луна, и каждый мелкий кустик”
– Теперь уже оторваться от хокку невозможно. Третья строка часто бывает очень неожиданной и привносит
особый колорит.
– Какие варианты приходят в голову?
Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашён.(!) –
говорит поэт Исса.
– Какую мысль , повашему, он хотел выразить? (В этих словах мы узнаём мечту о равенстве людей.)
Видите, как ёмко вмещается огромный философский смысл в три недлинных строки! А мысль преподносится не
впрямую, а как бы обходным путём, чтобы читающий создал картину сам. Поэтому хокку, на мой взгляд, полнее и
ярче фотографии или живописной картины.
Главное – понять основной принцип, смысл которого в том, чтобы Необычное увидеть в Обычном, Великое – в
Малом, Вечное в Текущем. Для этого надо создавать контрасты: звуковые и зрительные. Самое сложное –
увидеть Вечное в Текущем: здесь необходимо устанавливать связь героя (автора) с природой, наблюдать какие
то личные ощущения. Именно наблюдать, потому что это главное условие.
– Попробуем? (Слайд 4).
Память осталась.
Цепь следов ведёт к реке.
Так я ухожу.
– О чём эти строки? Молодцы.
2.3. Пишем сами.
– Как вы думаете, о чём можно писать в хокку? (Японцы любят писать хокку обо всём: о родном крае, о работе, о
развлечениях, об искусстве и, конечно же, о природе.)
– А зачем, повашему, нужны хокку? (Помогает развить в человеке нестандартное мышление и научить азам
поэзии; может использоваться в психотерапии, так как многое можно сказать о человеке по тем произведениям,
которые он создаёт; х. несут в себе сильный эмоциональный заряд; х. помогают выйти из своих частных
неприятностей и сосредоточиться на окружающем мире.)
– Мы пробуем сейчас составить хокку о символах Японии (Слайд 5):
Сакуре (по щелчку – картинка и надпись)
Хризантеме (по щелчку – картинка и надпись)
Горе Фудзи (по щелчку – картинка и надпись)
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое,
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное,
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.
(Работа в группах: слайд с символами и музыка по щелчку.)
2.4. Отчёт группах.
– Сейчас наступает самый важный момент нашего урока: вы прочитаете свои хокку и попытаетесь объяснить его
смысл.
– Многие верующие люди для исцеления от болезней, для избавления от бед дают обет от подножия на коленях
достичь самой вершины священной горы Фудзи (Фудзияма). Какое хокку у вас получилось? Какой философскийсмысл этого хокку? (Молодцы. Вам удалось ….)
– Когда зацветает японская вишня с необычайнокрасивыми цветами, все от мала до велика собираются в садах
и парках, чтобы полюбоваться красотой цветущих дерев. Считается, что вид цветущего растения оказывает на
человека благотворное влияние. Ваше хокку? (Молодцы. …)
– “Если хочешь быть счастлив, выращивай всю жизнь хризантемы”, – гласит восточная мудрость. Этот цветок
стал символом Японии. Он изображён на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – “Ордене
Хризантемы”. Ваше хокку? (Великолепно…, хорошо потрудились.)
2.5. “Икебана”.
– Ваше чтение пробудило во мне желание составить икебану из традиционных японских предметов.
Каких? (Учитель составляет композицию, поясняя свои действия.)
– Вазочка олицетворяет гору Фудзи, жёлтый цветок – хризантему, а розовая веточка – сакуру. Но я бы добавила
ещё один предмет, детали которого в ваших руках: листочки с хокку дайте мне, пожалуйста(прикрепить
магнитами к доске веером, над ними слова из хокку Исса “Как хорош этот мир! Звенят над лугами цикады,
соколы кружат…”). Получился у нас веер – хокку, олицетворяющий Страну восходящего солнца. Теперь
композиция закончена.
– Вы все потрудились на славу – и чудо произошло. Прав британский физик Хаим Вейцман: “Чудеса иногда
случаются, но над этим приходится очень много работать”.
III. Рефлексия.
3.1. Слово учителя.
– Вам понравилась работать с хокку? Вы продолжите работу дома? Научите других?
– Вот и закончилось наше путешествие. Но точку в разговоре о прекрасном ставить рано. То, что интересовало
людей тысячу лет назад, интересно и нам… Ведь мы говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и
красоте – то есть о вечном.