Всматривайтесь в малое – и вы увидите большое

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Всматривайтесь в малое – и вы увидите большое (хокку)". 7-й класс I. Погружение. 1.1. Чтение эпиграфа (на фоне музыки Слайд 1 с изображением пейзажа Японии) Смотрите, упали на землю Тени листьев Плетением тёмных узоров. Сколько пишут деревья коротких стихов! Люди год за годом Всё глубже погружаются в чтенье. И в ответ всё шире Стихи разрастаются и ветвятся. Если бы всё собрать, Книги бы расцветали весною, Летом золото бы на ветках сверкало. Сайсей Муро (“Год за годом”)
Иконка файла материала Всматривайтесь в малое – и вы увидите большое.doc
"Всматривайтесь в малое – и вы увидите большое (хокку)". 7-й класс I. Погружение. 1.1. Чтение эпиграфа (на фоне музыки Слайд 1 с изображением пейзажа Японии) Смотрите, упали на землю Тени листьев Плетением тёмных узоров. Сколько пишут деревья коротких стихов! Люди год за годом  Всё глубже погружаются в чтенье. И в ответ всё шире Стихи разрастаются и ветвятся. Если бы всё собрать, Книги бы расцветали весною, Летом золото бы на ветках сверкало. Сайсей Муро (“Год за годом”) 1.2. Вступление. Учитель: Здравствуйте, мои уважаемые ученики, вы любите мечтать? А путешествовать? А фантазировать?  Думаю, что это всё сейчас исполнится, потому что мы попробуем войти в мир, сохранивший непередаваемый  аромат и потаённую душу Страны восходящего солнца и отразившийся в культуре, поэзии, традициях народа. – Кто знает, о какой стране идёт речь? (Щелчок – Япония) А кто может показать её на карте? – Молодцы. Вашим гидом буду я – Галина­сан.  – По взмаху веточки цветущей сакуры – символа Японии – мы попадём в эту необыкновенную страну с очень  древней и своеобразной культурой. А вспомнить некоторые культурные традиции нам  поможет кроссворд. (Слайд 2). 1. Жанр, соединивший в единое целое живопись, каллиграфию, поэзию (хайга). 2. Искусство складывания фигурок из бумаги (оригами). 3. Пение под записанную музыку (караоке). 4. Искусство составления букетов в соответствии с сезоном (икебана). 5. Японская вишня (сакура). – Прочитайте выделившееся слово (хокку). Именно о хокку – ещё одной национальной традиции и пойдёт речь  на уроке. II. Новая тема. 2.1. Рассказ о хокку. – Хокку – уникальный жанр поэзии – всего три строчки. И сегодня я ставлю задачу – обучить непосвящённых  создавать чудо – хокку. Я утверждаю: это возможно! И сейчас вы с моей помощью постараетесь написать,  возможно, первый хокку в своей жизни. Сначала расскажу, что это такое. Хокку (или еще говорят – “хайку”) – жанр японской поэзии о жизни природы и жизни человека на фоне  круговорота времён года. Японские стихи не имеют рифмы и состоят из 3­х строк и 17 слогов (5+7+5).  Современному молодому человеку, наверное, по душе такая краткость. Но чтобы понять хокку, надо потрудиться узнать об этом жанре и проникнуться стилем восточного мышления и созерцания. Тогда можно получить  огромное удовольствие. Надеюсь, это у вас получится. 2.2. Как создаётся хокку (Слайд 3: каждая информация открывается по щелчку). Итак, к делу. Искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах, ибо оно  отображает одно мгновение. Хокку состоит из факта­картинки и чувств, ею вызываемых. Первая строчкадаетфакт, информацию, тему, которая тут же рождает в голове читающего картинку. Например, если сказать: “вот  выплыла луна”, у каждого тут же возникнет какой­то свой образ луны. – Какой, например? – Далее идёт вторая строка, дающая дополнительную “порцию” информации к первой, раскрывает её смысл:  – Какой информацией вы бы дополнили? – А вот строка поэта “и каждый мелкий кустик” и возникает фраза: “Вот выплыла луна, и каждый мелкий кустик” – Теперь уже оторваться от хокку невозможно. Третья строка часто бывает очень неожиданной и привносит  особый колорит. – Какие варианты приходят в голову? Вот выплыла луна, И каждый мелкий кустик На праздник приглашён.(!) – говорит поэт Исса. – Какую мысль , по­вашему, он хотел выразить? (В этих словах мы узнаём мечту о равенстве людей.) Видите, как ёмко вмещается огромный философский смысл в три недлинных строки! А мысль преподносится не  впрямую, а как бы обходным путём, чтобы читающий создал картину сам. Поэтому хокку, на мой взгляд, полнее и  ярче фотографии или живописной картины. Главное – понять основной принцип, смысл которого в том, чтобы Необычное увидеть в Обычном, Великое – в  Малом, Вечное в Текущем. Для этого надо создавать контрасты: звуковые и зрительные. Самое сложное –  увидеть Вечное в Текущем: здесь необходимо устанавливать связь героя (автора) с природой, наблюдать какие­ то личные ощущения. Именно наблюдать, потому что это главное условие. – Попробуем? (Слайд 4). Память осталась. Цепь следов ведёт к реке. Так я ухожу. – О чём эти строки? Молодцы. 2.3. Пишем сами. – Как вы думаете, о чём можно писать в хокку? (Японцы любят писать хокку обо всём: о родном крае, о работе, о  развлечениях, об искусстве и, конечно же, о природе.) – А зачем, по­вашему, нужны хокку? (Помогает развить в человеке нестандартное мышление и научить азам  поэзии; может использоваться в психотерапии, так как многое можно сказать о человеке по тем произведениям,  которые он создаёт; х. несут в себе сильный эмоциональный заряд; х. помогают выйти из своих частных  неприятностей и сосредоточиться на окружающем мире.) – Мы пробуем сейчас составить хокку о символах Японии (Слайд 5):  Сакуре (по щелчку – картинка и надпись)   Хризантеме (по щелчку – картинка и надпись) Горе Фудзи (по щелчку – картинка и надпись) Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное, Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое, Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное,  Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое. (Работа в группах: слайд с символами и музыка по щелчку.) 2.4. Отчёт группах. – Сейчас наступает самый важный момент нашего урока: вы прочитаете свои хокку и попытаетесь объяснить его смысл. – Многие верующие люди для исцеления от болезней, для избавления от бед дают обет от подножия на коленях  достичь самой вершины священной горы Фудзи (Фудзияма). Какое хокку у вас получилось? Какой философскийсмысл этого хокку? (Молодцы. Вам удалось ….) – Когда зацветает японская вишня с необычайно­красивыми цветами, все от мала до велика собираются в садах  и парках, чтобы полюбоваться красотой цветущих дерев. Считается, что вид цветущего растения оказывает на  человека благотворное влияние. Ваше хокку? (Молодцы. …) – “Если хочешь быть счастлив, выращивай всю жизнь хризантемы”, – гласит восточная мудрость. Этот цветок  стал символом Японии. Он изображён на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – “Ордене  Хризантемы”. Ваше хокку? (Великолепно…, хорошо потрудились.) 2.5. “Икебана”. – Ваше чтение пробудило во мне желание составить икебану из традиционных японских предметов.  Каких? (Учитель составляет композицию, поясняя свои действия.) – Вазочка олицетворяет гору Фудзи, жёлтый цветок – хризантему, а розовая веточка – сакуру. Но я бы добавила ещё один предмет, детали которого в ваших руках: листочки с хокку дайте мне, пожалуйста(прикрепить  магнитами к доске веером, над ними слова из хокку Исса “Как хорош этот мир! Звенят над лугами цикады,  соколы кружат…”). Получился у нас веер – хокку, олицетворяющий Страну восходящего солнца. Теперь  композиция закончена.  – Вы все потрудились на славу – и чудо произошло. Прав британский физик Хаим Вейцман: “Чудеса иногда  случаются, но над этим приходится очень много работать”. III. Рефлексия. 3.1. Слово учителя. – Вам понравилась работать с хокку? Вы продолжите работу дома? Научите других?  – Вот и закончилось наше путешествие. Но точку в разговоре о прекрасном ставить рано. То, что интересовало  людей тысячу лет назад, интересно и нам… Ведь мы говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и  красоте – то есть о вечном.

Посмотрите также