Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата: 11.09.18
Урок 7
Тема: Вспоминаем правила обозначения гласных после шипящих
Цель: формировать навыки грамотного, осознанного письма.
Задачи: орфографический тренинг в обозначении гласных после шипящих.
Оборудование: запись на доске.
Характеристика деятельности учащихся:
Находить слова по заданным основаниям. Заканчивать предложения, используя слова с указанными
характеристиками. Устанавливать орфограмму и объяснять написание слов
Оборудование: запись на доске.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Все знают хитрую куму. А про ее проказы есть сказки и рассказы.
II. Повторение изученного материала.
1. Постановка учебной задачи.
Н а д о с к е записаны слова: ежы, ершы, щюки, чяйки, волчята.
У ч и т е л ь .
Догадайтеська, ребята,
Отчего ежи, ерши,
Щуки, чайки и волчата
Рассмеялись от души?
Какое правило надо вспомнить? (Правило обозначения гласных после шипящих.)
2. Выполнение упражнения 1 (учебник).
З а д а н и е : выпишите слова с жиши, чаща, чущу. Подчеркните в словах эти сочетания.
3. Выполнение упражнения 1 (рабочая тетрадь № 1).
У ч и т е л ь . Какие нужные сочетания букв вы вставите?
Прочитайте. Что получилось?
Запишите любое стихотворение по памяти.
4. Составление слов с сочетаниями жиши, чаща, чущу.
Н а д о с к е записаны слоги:
ла, ча, пру, ма, на, ша, кры, жи, ши,
чай, ша, ник, ча, ро, встре.
З а д а н и е : составьте слова из слогов и запишите их соответственно теме нашего урока. Прочитайте слова.
(Крыша, пружина, чайник, шина, встреча, чаша, машина, наши.)
– Что вам помогло правильно справиться с заданием?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Самостоятельная работа.
В ы п о л н е н и е упражнения 3 в рабочей тетради.
По окончании работы проводится взаимопроверка.
IV. Словарная работа.
Н а д о с к е записаны слова: п и р о г
З а д а н и е : подберите родственные слова, выделите корень.
– Что можете сказать о подчеркнутых буквах в корне? (Чередование согласных г–ж в корне.)
V. Итог урока.
– Что мы закрепляли сегодня на уроке?
– Какие трудности испытывали при выполнении заданий?
п и р о ж о к
,
.– Что вам помогало преодолеть трудности?
Домашнее задание: упражнение 2 (учебник), упражнение 4 (рабочая тетрадь № 1). Подготовиться к
словарному диктанту.
Рубрика «Вспомни 2 класс» актуализирует правила обозначения буквами гласных звуков [ы], [а], [у] после
шипящих.
Упражнение 1 орфографический тренинг. Выполняется письменно самостоятельно. Учитель предлагает
учащимся записать слова в три столбика и подчеркнуть нужные буквосочетания:
Чаща
Чайкин
чай
чашка
Чущу
Щукин
щук
Чушкин
чушку
Жи ши
жили
хижине
чижи
мыши
ёжики
стрижи
моржи
жирафы
ужи
Дополнительное задание. Подобрать по два слова для каждого столбика.
Упражнение 2 повторение алгоритма списывания, отработка безошибочного обозначения гласных после
шипящих. Разбирается устно фронтально, повторяется алгоритм списывания списывания, после этого учащиеся
самостоятельно списывают стихотворения, вставляя подобранные коллективно слова.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 тренировка в обозначении гласных звуков по « к шипящих буквами, повторение
последовательности действий при подготовке к письму по памяти. Выполняется фронтально. После
подготовительной работы предложение зачитывается под диктовку, знаки препинания сообщаются учителем.
Упражнение 2 тренировка в обозначении гласных звуков по < к шипящих буквами, повторение
последовательности действий при подготовке к письму под диктовку. Выполняется фронтально.
Упражнение 3 орфографический тренинг, активизация словарного запаса учащихся. Выполняется в парах.
Вариант проведения. Учитель предлагает выполнить упражнение дома, пользуясь при этом словарями и
книгами.
Упражнение 4 повторение правописания словарных слов из | \|х«1 2 класса. Выполняется самостоятельно с
обязательной Фронтальной проверкой. После этого учитель предлагает де тям записать в свои рабочие тетради1
сначала слова, в которые была вставлена буква е, а потом слова, в которые была вставлена буква о.
Словарная работа. Записать в словарик слово пирог, подчеркнуть орфограмму «Непроверяемые гласные в
корне слова». Записать это слово в рабочую тетрадь и подобрать к нему родственные (пирожок, пирожковая,
пирожное), во всех словах подчеркнуть орфограмму. Составить с любым из родственных слов предложение.
Одно из предложений записать под диктовку учителя.
Дополнительные задания.
1. Записать диктуемые учителем слова на нужной строчке:
жи ши:_______________________________________________
ча ща:_______________________________________________
чу щу:________________________________________________
Диктуемые слова: машина, чудо, щавель, чаща, роща, чучело, чудак, удача, чудеса, жизнь, жить, вершина.
2. Списать предложения, записанные на доске, выбирая из скобок правильный вариант написания слов.
1У (Миши, миши) был любимый конь (Лучик, лучик). Солнечный (Лучик, лучик) разбудил ((Котёнка,
котёнка). Я любовался (Снежинкой, снежинкой), которая быстро таяла на моей ладони. Шерсть у кошки была
белоснежной, поэтому мы назвали её (Снежинкой, снежинкой).