Вспоминаем правила обозначения гласных после шипящих

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 7.docx
Дата: 11.09.18 Урок 7 Тема:                                         Вспоминаем правила обозначения гласных после шипящих Цель: формировать навыки грамотного, осознанного письма. Задачи: орфографический тренинг в обозначении гласных после шипящих. Оборудование: запись на доске. Характеристика деятельности учащихся: Находить   слова   по  заданным   основаниям.   Заканчивать   предложения,   используя   слова   с  указанными характеристиками. Устанавливать орфограмму и объяснять написание слов  Оборудование: запись на доске. Х о д   у р о к а I. Чистописание. Все знают хитрую куму. А про ее проказы есть сказки и рассказы. II. Повторение изученного материала.  1. Постановка учебной задачи.  Н а   д о с к е  записаны слова: ежы, ершы, щюки, чяйки, волчята. У ч и т е л ь . Догадайтесь­ка, ребята, Отчего ежи, ерши, Щуки, чайки и волчата Рассмеялись от души?  ­ Какое правило надо вспомнить? (Правило обозначения гласных после шипящих.) 2. Выполнение упражнения 1 (учебник).  З а д а н и е :  выпишите слова с  жи­ши, ча­ща, чу­щу. Подчеркните в словах эти сочетания. 3. Выполнение упражнения 1 (рабочая тетрадь № 1).  У ч и т е л ь .   Какие нужные сочетания букв вы вставите?  ­ Прочитайте. Что получилось? ­ Запишите любое стихотворение по памяти. 4. Составление слов с сочетаниями  жи­ши, ча­ща, чу­щу. Н а   д о с к е  записаны слоги: ла, ча, пру, ма, на, ша, кры, жи, ши,  чай, ша, ник, ча, ро, встре. З а д а н и е :  составьте слова из слогов и запишите их соответственно теме нашего урока. Прочитайте слова. (Крыша, пружина, чайник, шина, встреча, чаша, машина, наши.) – Что вам помогло правильно справиться с заданием?                                                                    Ф и з к у л ь т м и н у т к а III. Самостоятельная работа. В ы п о л н е н и е   упражнения 3 в рабочей тетради.  По окончании работы проводится взаимопроверка.  IV. Словарная работа. Н а   д о с к е  записаны слова: п и р о г   З а д а н и е :  подберите родственные слова, выделите корень. – Что можете сказать о подчеркнутых буквах в корне? (Чередование согласных г–ж в корне.) V. Итог урока. – Что мы закрепляли сегодня на уроке?  – Какие трудности испытывали при выполнении заданий? п и р о ж о к , .– Что вам помогало преодолеть трудности? Домашнее   задание:  упражнение   2   (учебник),   упражнение   4   (рабочая   тетрадь   №   1).   Подготовиться   к словарному диктанту.  Рубрика «Вспомни 2 класс» актуализирует правила обозначения буквами гласных звуков [ы], [а], [у] после шипящих. Упражнение  1  ­ орфографический тренинг. Выполняется письменно самостоятельно. Учитель предлагает учащимся записать слова в три столбика и подчеркнуть нужные буквосочетания: Ча­ща Чайкин чай чашка Чу­щу Щукин щук Чушкин чушку Жи­ ши жили хижине чижи мыши ёжики стрижи моржи жирафы ужи Дополнительное задание. Подобрать по два слова для каждого столбика. Упражнение  2  ­ повторение алгоритма списывания, отработка безошибочного обозначения гласных после шипящих. Разбирается устно фронтально, повторяется алгоритм списывания списывания, после этого учащиеся самостоятельно списывают стихотворения, вставляя подобранные коллективно слова. Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) Упражнение  1  ­   тренировка   в   обозначении   гласных   звуков   по­   «   к   шипящих   буквами,   повторение последовательности   действий   при   подготовке   к   письму   по   памяти.   Выполняется   фронтально.   После подготовительной работы предложение зачитывается под диктовку, знаки препинания сообщаются учителем. Упражнение  2  ­   тренировка   в   обозначении   гласных   звуков   по­   <   к­   шипящих   буквами,   повторение последовательности действий при подготовке к письму под диктовку. Выполняется фронтально. Упражнение 3 ­ орфографический тренинг, активизация словарного запаса учащихся. Выполняется в парах. Вариант проведения. Учитель предлагает выполнить упражнение дома, пользуясь при этом словарями и книгами. Упражнение 4 ­ повторение правописания словарных слов из | \|х«1 2 класса. Выполняется самостоятельно с обязательной Фронтальной проверкой. После этого учитель предлагает де тям записать в свои рабочие тетради1 сначала слова, в которые была вставлена буква е, а потом слова, в которые была вставлена буква о. Словарная работа. Записать в словарик слово пирог, подчеркнуть орфограмму «Непроверяемые гласные в корне слова». Записать это слово в рабочую тетрадь и подобрать к нему родственные (пирожок, пирожковая, пирожное), во всех словах подчеркнуть орфограмму. Составить с любым из родственных слов предложение. Одно из предложений записать под диктовку учителя. Дополнительные задания. 1. Записать диктуемые учителем слова на нужной строчке: жи ­ ши:_______________________________________________ ча ­ ща:_______________________________________________ чу ­ щу:________________________________________________ Диктуемые слова: машина, чудо, щавель, чаща, роща, чучело, чудак, удача, чудеса, жизнь, жить, вершина. 2. Списать предложения, записанные на доске, выбирая из скобок правильный вариант написания слов. 1У   (Миши,   миши)   был   любимый   конь   (Лучик,   лучик).   Солнечный   (Лучик,   лучик)   разбудил   ((Котёнка, котёнка). Я любовался (Снежинкой, снежинкой), которая быстро таяла на моей ладони. Шерсть у кошки была белоснежной, поэтому мы назвали её (Снежинкой, снежинкой).