Встреча с удивительными людьми. 5-й класс
Урок сопровождается презентацией
Цели:
• Познакомить учащихся с творчеством талантливых людей.
• Показать, что уже в детстве у ребенка формируется удивительный мир творчества, интерес к необычному, свое восприятие окружающей действительности.
• Вызвать у обучающихся потребность развивать собственные творческие способности.
ХОД УРОКА
– У нас сегодня необычный урок – урок-сюрприз. А что такое сюрприз? (Ответы детей)
– В словаре русского языка можно прочитать
Сюрприз – неожиданный подарок, неожиданное обстоятельство.
– Я, надеюсь, что встреча с людьми, о которых я хочу рассказать сегодня, будет для вас сюрпризом, приятным подарком.
– Ребята, сейчас вы услушите голос, который в 50-60 годы прошлого столетия поразил всех своей изумительной чистотой и красотой.
Встреча с удивительными людьми. 5-й класс
Урок сопровождается презентацией
Цели:
Познакомить учащихся с творчеством талантливых людей.
Показать, что уже в детстве у ребенка формируется удивительный мир творчества, интерес к
необычному, свое восприятие окружающей действительности.
Вызвать у обучающихся потребность развивать собственные творческие способности.
– У нас сегодня необычный урок – уроксюрприз. А что такое сюрприз? (Ответы детей)
– В словаре русского языка можно прочитать
Сюрприз – неожиданный подарок, неожиданное обстоятельство.
ХОД УРОКА
– Я, надеюсь, что встреча с людьми, о которых я хочу рассказать сегодня, будет для вас сюрпризом, приятным
подарком.
– Ребята, сейчас вы услушите голос, который в 5060 годы прошлого столетия поразил всех своей изумительной
чистотой и красотой.
Встреча №1
Звучит «Ave Maria» в исполнении Робертино Лоретти.– Это голос итальянского мальчика Робертино Лоретти.
Рассказ учителя (или заранее приготовленного ученика)
Робертино Лоретти родился в бедной многодетной семье рабочего. Когда он был ребенком, его случайно
услышал его будущий продюсер, который понял, что голос этого ребенка должен слышать весь мир. И благодаря
этой счастливой случайности, имя Робертино Лоретти яркой звездочкой вспыхнуло на небосклоне эстрады 60х
годов прошлого века. В переходный возраст нежный голос Робертино изменился, потому что ему очень часто
приходилось петь, его голос использовали для наживы.
Но и сейчас певец радует своих поклонников. Несколько лет назад он приезжал в Москву. Этот человек
преклонного возраста до сих пор для людей того времени ассоциируется с мальчиком, чей голос покорял
миллионы.
– Прежде, чем вы снова услышите его голос, возьмите ручки. Будьте готовы записать эпитеты, сравнения,
метафоры, передающие ваше впечатление от этого пения. Они помогут вам при выполнении домашнего задания.
В исполнении Лоретти звучит «Санта Лючия».
Работа учеников в тетради.
На слайде – роза.
Встреча №2.
Тихо звучит музыка, на ее фоне учащиеся читают стихи Ники Турбиной (на партах – листы со стихами)
– Понравились вам стихи? Чем? Каким вы представляете себе автора? (Беседа с учениками)
Зачем, когда придёт пора,
Мы гоним детство со двора?
Зачем стараемся скорей
Перешагнуть мы радость дней?
Спешим расти, и годы все
Мы пробегаем, как во сне...
Остановись на миг, смотри –Забыли мы поднять с земли
Мечты об алых парусах,
О сказках, ждущих нас впотьмах...
Я по ступенькам, как по дням,
Сбегу к потерянным годам,
Я детство на руки возьму
И жизнь свою верну.
– Эти стихи написала девочка Ника Турбина в восемь лет. Ее стихи рождались в том возрасте, когда дети
только учатся читать.
– Давайте вернемся к ее стихам. Чтение стихов.
Что останется после меня,
Добрый свет глаз или вечная тьма?
Леса ли ропот, шёпот волны
Или жестокая поступь войны?
Неужели я подожгу свой дом,
Сад, который с таким трудом
Рос на склоне заснеженных гор,
Я растопчу, как трусливый вор?
Ужас, застывший в глазах людей,
Будет вечной дорогой моей?
Оглянусь на прошедший день –
Правда там или злобы тень?
Каждый хочет оставить светлый след…
Отчего же тогда столько чёрных бед?
Что останется после тебя,
Человечество, с этого дня?
Беседа с детьми.
– Подумайте, чем отличается поэзия от разговорной речи, от прозы.
– Какие темы затрагивает в своих стихах Ника? Волнует ли вас то, о чём пишет Ника?
– Ника добилась больших успехов, она – автор поэтического сборника «Черновик», вышедшего в издательстве
«Молодая гвардия», участник XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, Лауреат
международного поэтического фестиваля в Италии, где издана в переводе ее книга.
Встреча №3.
– Вот еще одна девочка, чей уникальный дар, уверена, поразит вас – Надя Рушева. Она умерла в 17 лет, но
успела оставить после себя более десяти тысяч рисунков.
– С чего все начиналось?
С милых детских рисунков на темы сказок и балета.
В дружной семье Рушевых царила атмосфера благоговейного отношения к искусству (родители Нади – Николай
Константинович Рушев – театральный художник, Наталья Дайдаловна Ажикмаа – прима Тувинского балета).
Отец специально подбирал для Нади книги для чтения. С раннего детства и до последних дней девочка любила,
когда папа читал ей вслух, и эти домашние чтения нередко рождали импровизации – на бумаге возникали
любимые герои.
Воспоминания писателя А.И.Гессена: «На 95м году жизни своей я привык ничему уже не удивляться. Но – Надя
Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чутье художника? Откуда такое ясновидящее
проникновение в дух настроения Пушкина и его эпохи? Я тогда работал над своей книгой «Жизнь поэта»,
которую задумал иллюстрировать рисунками самого поэта, но до двадцати лет Пушкин не рисовал! Я дал ей
прочитать рукописи глав «Детство» и «Лицейский Парнас». Надя не сразу ответила, подумала несколько минут,
потом сказала: «Попытаюсь». Через месяц мы снова встретились. В ее папке лежало более семидесяти
рисунков!»
Пушкиниана Н. Рушевой.
– Иллюстрировала Надя и такие серьёзные книги, как «Война и мир» Л. Н. Толстого.
Беседа с детьми о романе: что знают об этом произведении.– Что вы понимаете, глядя на иллюстрации. Что помогает это понять?
– Есть у Нади илюстрации к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это роман о верной, преданной
любви. Вот такими Надя увидела влюбленных – Мастера и Маргариту.
– Что рассказала она нам своими рисунками?
Встреча №4.
– Наша школа тоже богата талантливыми людьми. Есть среди наших выпускников и поэт, член Союза писателей
России, Татьяна Агапова. Сейчас она живёт и работает в Мурманске.
– Первые публикации ее стихов относятся к 1988г. Они вошли в коллективный сборник «Приобщение», который
вышел в Мурманске.
– Сомнений не надо,
сомненья не лечат.
Не надо мучений –
они искалечат.
– Но как же иначе,
мой добрый учитель?
Иначето как же?
Ну что вы молчите?
– О чем это стихотворение? (Беседа с детьми.)
– Жизнь полна не только приобретений и радостей, в ней много огорчений, будут и потери. И нужно научиться
находить силы преодолевать неудачи. Где найти силы? Обратимся к стихам Т. Агаповой. Как она отвечает на
это вопрос?
Ну вот и всё,
окончен бой,
окончен бой за нас с тобой.
Счет не побед,
а счет потерь.
И вдвое меньше нас теперь.
– В ее первой персональной книге «Акварель», которая вышла в 1992м году, есть стихотворение
В Михайловском
Средь Ваших сосен и дубрав
для праздных слов глухонемею.
Под заговор волшебных трав
бреду к Той липовой аллее.
Душа, как странник, долгий путь,
ему назначенный, свершая,
сюда прибудет отдохнуть,
в дорогу силы умножая.
– Есть ли в нем ответ на вопрос, который стоял перед нами?
– А вот еще одно стихотворение из сборника «Акварель»
Новогоднее
В волшебном смешенье
надежды, сомненья…
Всё ближе к полуночи
снега круженье,
где елка сверкает
влетевшей жарптицей,
и светятся детством
усталые лица.
С согласием хора
звучит ожиданье
в звонках и шагах,голосах и молчанье.
И год – позади,
так присядем с дороги…
Но полночь пробило –
мы вновь на пороге…
– Как вы поняли его?
Беседа с детьми.
Итог урока:
– Урок подходит к концу, но не заканчивается. Так почему же он назывался «уроксюрприз»? (Ответы учащихся)
– Сегодня, надеюсь, я преподнесла вам сюрприз, а следующий урок – ваш сюрприз: ваши рисунки, стихи,
рассказы и т.д.
Творчество учеников
– Среди вас тоже есть талантливые люди. Но некоторые, думаю, пока не догадываются об этом. А нужно просто
поверить в себя, в свои силы.
– Перед вами творческие работы ученииков нашей школы. Прочтём их.
– Понравились ли вам стихи?
Стихишутки от пятиклассников.
НАША АНЯ, КАК ЮЛА,
ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ТУДАСЮДА
ПРЫГАЕТ И СКАЧЕТ,
КАК ВЕСЁЛЫЙ МЯЧИК.
ЧТОБЫ С ГОЛОДУ НЕ ВЫПАЛИ УСЫ,
КОТУ НЕОБХОДИМ КУСОЧЕК КОЛБАСЫ.
ПОДАРИЛИ КОШКУ МАШУ.
БУДЕМ МЫ ВАРИТЬ ЕЙ КАШУ.
КОШКА НАША КАШУ СЪЕСТ
ЗА ОДИН ТОЛЬКО ПРИСЕСТ.
У АРТЁМА ДВА КОЛА.
ОН ИХ КОПИТ ПРЯМ С УТРА.
СПОЗАРАНОК МАША ВСТАЛА.
НЕ ОТКРЫВ ГЛАЗА, УПАЛА.
– В 6 классе, изучая наклонения глагола, ученикам было дано задание написать небольшой текст, используя
глаголы условного наклонения. Текст должен был начинаться словами «Если бы я был …» Некоторые решили
сделать это в стихах. Вот что получилось.
ЕСЛИ Б Я БЫЛ ПРЕЗИДЕНТОМ,
ПОМОГАЛ БЫ ВСЕМ ВОКРУГ.
ВСЕ МЕНЯ БЫ УЗНАВАЛИ,
В САМОЛЕТЫ ПРОПУСКАЛИ.
ЗНАЛ БЫ Я И ДЖОРДЖА БУША,
И ВИТЬКА С ТОГО ПОДЪЕЗДА …
ВСЕМ ДЕТИШКАМ ПОМОГАЛ,
БОЛЬШОЙ РАДОСТИ ЖЕЛАЛ.
НО Я ЕЩЕ МАЛОЙ ПАЦАН,
ПРЕЗИДЕНТОМ Я НЕ СТАЛ…
Саша К., 6 класс
ЕСЛИ Б Я БЫЛ ОЛИГАРХОМ,
Я БЫ ДЕНЕЖКИ ИМЕЛ.
Я Б «РЕАЛ МАДРИД» КУПИЛ,
Я БЫ АКЦИЙ НАКУПИЛ.
НА РУБЛЕВКЕ Я БЫ ЖИЛ,
САМОЛЕТ БЫ СВОЙ КУПИЛ.
Я БЫ БАНК ПОСТРОИЛ ВРАЗИ СЛЕТАЛ БЫ НА КАВКАЗ,
НА ТАИТИ, НА ГАВАИ …
ЖАЛЬ, ЧТО ЭТО ВСЕ МЕЧТЫ!
Гриша В., 6 класс
– На уроке развития речи по теме «Чувства» было дано задание: написать сочинение «Я был в лесу листом».
Работы были разные: прозаические, стихотворные. Вот некоторые из них.
Я был в лесу листком,
Частичкой дерева лесного.
Я любовался днём и вечерком
Дождём и лучом солнышка большого.
Я радовался каждому мгновенью,
И это придавало вдохновенье.
Мечтал о том, что буду вечно…
Но это ерунда, конечно.
Я благодарен всем своим собратьям:
Цветам, лугам и даже ещё меньшим братьям
За то, что жизнь моя, хоть и недолгая,
Зато прекрасная и благородная.
Богдан Ф., 5 класс
– Попробуйте и вы. У вас обязательно получится!
Домашнее задание (на выбор):
1. Эссе «Слушая Робертино Лоретти».
2.
а) Может быть, сегодня, познакомившись с поэзией Ники Турбиной, вы тоже захотите попробовать написать
стихи.
б) Можно попробовать выразить себя в прозе. Например, напишите эссе «Размышляя над стихами Ники
Турбиной».
3. Какие чувства у вас вызывали рисунки Нади Рушевой? Проиллюстрируйте произведение, прочитанное на
уроках литературы.
– Спасибо за работу. Никогда не останавливайся на достигнутом! Удачи!