"Встречи на необитаемом острове"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Встречи на необитаемом острове" по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Цели: • Выявить своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира сказки. • Обобщить наблюдения над особенностями писательской стилистики и взглядов. • Воспитывать стремление к добросовестному труду, творчеству. • Развивать умение анализировать эпизоды, сопоставлять их, инсценировать. Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, кроссворд, плакаты с литературоведческими терминами (гротеск, сатира, эзопов язык, гипербола), жетоны «Ум». Эпиграфом можете взять отрывок из письма тифлисских рабочих вдове писателя в 1889 году: «Кто не полюбит эти сказки, кто не поймет, что автор их любил и жалел простой народ? Он знал и чувствовал наше горе и видел, что мы всю жизнь проводим в тяжелом, бесправном труде, не пользуясь плодами его».
Иконка файла материала Встречи на необитаемом острове по сказке Салтыкова-Щедрина.doc
"Встречи на необитаемом острове" по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Цели:  Выявить своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира сказки.  Обобщить наблюдения над особенностями писательской стилистики и взглядов.   Воспитывать стремление к добросовестному труду, творчеству. Развивать умение анализировать эпизоды, сопоставлять их, инсценировать. Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, кроссворд, плакаты с литературоведческими терминами  (гротеск, сатира, эзопов язык, гипербола), жетоны «Ум». Эпиграфом можете взять отрывок из письма тифлисских рабочих вдове писателя в 1889 году: «Кто не полюбит  эти сказки, кто не поймет, что автор их любил и жалел простой народ? Он знал и чувствовал наше горе и видел,  что мы всю жизнь проводим в тяжелом, бесправном труде, не пользуясь плодами его». I. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока II. Слово учителя с элементами беседы ХОД УРОКА – Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок­встреча со сказкой Салтыкова­Щедрина, ее героями. – Что вы скажете о своих впечатлениях? Какой она вам показалась? б) – А что показалось смешным, а что – грустным?  в) – Кто сможет сказать, какова главная проблема, которую этой сказкой ставит автор?  г) – Когда же она увидела свет?  д) – Что вы знаете о реформах 1860­х годов? е) – Где же происходит действие нашей сказки? III. Блиц­игра (И.В. Золотарева, С.М. Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс., Москва «ВАКО»,  2004 , стр.179 – 181) – Как два генерала оказались на необитаемом острове? а) в результате крушения «Титаника» б) по щучьему веленью по моему хотенью  в) с помощью волшебника  г) прилетели на ковре­самолете – В чем варил суп мужик? а) в котелке  б) в пригоршне  в) в скорлупе ореха.  г) в чане – Какую газету читали на острове генералы? а) «Московскую правду»  б) «Московские ведомости»  в) «Московское обозрение»  г) «Вестник Москвы» – Как генералы нашли мужика? а) по следам кабана б) по звукам балалайкив) по его крикам  г) по запаху мякинного хлеба и кислой овчины – Кем мужик работал в Петербурге? а) поваром  б) кузнецом  в) маляром  г) извозчиком – В каком виде 2 генерала прибыли на остров? а) в мундирах б) в ночных рубашках в) в шубах г) раздетые – Какой предмет проглотил один из генералов? а) пуговицу  б) орден с лентой в) тапочки  г) платок носовой – Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть? а) все время спать б) научиться работать в) найти мужика г) поймать зверя – Из чего силок для птиц сделал мужик? а) из собственных волос б) из собственных портков в) из собственной рубашки г) из лески – Как генералы вернулись домой? а) заснули и проснулись дома б) так же как и попали на остров в) их спасли случайно моряки г) мужик построил посудину – На какой улице в Петербурге жили наши генералы? а) на Подьяческой б) на Фонтанке в) на Литейной г) на Невском – Какой из двух генералов был поумнее? а) тот, кто был учителем географии б) тот, кто был учителем каллиграфии в) тот, кто был учителем логики г) кто вообще не был учителем – Что делали в Вятке с пойманной рыбой? а) высекли б) напоили молоком в) откормили г) отпустили в реку– Как генералы при себе мужика удерживали? а) цепью приковали к себе б) смирительную рубашку надели в) веревочкой связали г) он остался сам – Чем генералы наградили мужика? а) бутылкой пива б) медалью в) плетьми г) рюмкой водки и пятаком (Подведение итогов и подсчет «Умов») IV. Инсценирование первого эпизода «Появление двух генералов на необитаемом острове» (Задание дать заранее на дом) V. Аналитическая беседа – Что узнаем мы о жизни наших генералов? (Служили в какой­ то (неопределенное местоимение!) регистратуре) – Регистратура – это отдел учреждения, занимающийся регистрацией чего­нибудь. – Что же они там делали? – Обратите внимание на слова писателя: Там родились, воспитывались, состарились и, следовательно, ничего  не понимали. – Что же это за регистратура? (Какая­то, никому ненужная, упраздненная за ненадобностью, в которой служили ненужные люди.) – В этих словах слышится насмешка писателя. – Какими предстали перед нами герои? – Итак, генералы при орденах, полученных за переписывание каких­то бумаг в регистратуре. Напрашивается  вопрос: – За что же они получены? – Чем реальная жизнь, с которой они столкнулись на острове, их удивила? VI. Работа с литературоведческими терминами – Ребята, вот эта фантастическая неосведомленность в таких обыденных вещах из области сатиры, а приемы,  которыми пользуется автор – гротеск и гипербола, чтобы ярче показать характеры героев. Записи в тетрадях: Сатира – произведение, в котором высмеиваются порочные явления действительности, содержится резкое  обличение. Такое произведение у вдумчивого читателя вызывает не столько смех, сколько возмущение,  негодование, презрение. Вопрос: Что в генералах, в их поведении вызывает наше возмущение? А в мужике? Гипербола – преувеличение какого­нибудь предмета, явления. Гротеск – преувеличение в уродливо­фантастическом виде. Вопрос: Какие примеры этих художественных приемов вы обнаружили в сказке? Эзопов язык – это язык иносказания, намеков. Сказки Салтыкова­Щедрина содержат скрытый смысл. Он сам  говорил: «Я – Эзоп и воспитанник цензурного комитета». Вопрос: В чем скрытый смысл этой сказки? VII. Творческая мастерская режиссера. Создание киносценария (Выбираются режиссер, два героя). Необитаемый остров, волны плещутся, солнце светит. Выходит с видеокамерой режиссер... Мотор! (Не забудьте оценить игру артистов) VIII. Встреча с «писателем» и его рассказ о кормильце и спасителе этих генералов(Вопросы задают учащиеся актёру, выступающему в роли автора). IX. Беседа – Почему самоуверенные и бестолковые генералы сумели заставить умного и сметливого мужика работать на  них? – Есть ли разница в том, как автор смеется над генералами и как смеется над мужиком? – Вспомните, что стало с крестьянами после реформы 1860 года? X. Работа над формой и жанром произведения – Ребята, мы все время говорим «сказка», а ведь автором она названа «Повесть, как один мужик двух генералов прокормил». Что в ней от сказки? Нет ли здесь путаницы? – Как бывают построены сказки? (Зачины, присказки, концовки) – Чем отличается употребление сказочных формул в народных сказках и у Салтыкова­Щедрина? Какой вывод  можно сделать? (Это сплав двух жанров). Вывод: Сказка любима народом и почитаема им, поэтому неслучайно выбрана ее форма. – Перейдем к основным элементам сюжета: а) экспозиция  б) завязка  в) кульминация  г) развязка  д) эпилог XI.Итог – Сегодня на уроке мы анализировали сказку Салтыкова­Щедрина, говорили о том, как зло высмеивает писатель никчемность, тунеядство, жадность и пустоту генералов – представителей класса имущих, раскрывая их  звериную сущность, преувеличивая их невежество и неприспособленность, в то же время преувеличивая  ловкость, трудолюбие, находчивость мужика. Но его рабская покорность вызывает протест у автора и у  читателя. Словно обращаясь к своим соотечественникам, Салтыков­Щедрин говорил, как странно и дико устроена наша  жизнь: Пусть человек трижды глуп и туп, но потому, что достиг богатства и чинов, он становится властным хозяином, распоряжаясь судьбами других людей, которых и за людей не считает. Он еще  их презирает, кто на него, тунеядца, в поте лица трудится, кормит, поит. Но это еще не все. Страшно то, что трудолюбивый, умный и сильный народ покорно сносил гнет, поношения, издевательства. Для России полтора века не срок. Если вглядеться, можно и сейчас эти пороки  встретить. Домашнее задание. Художественный пересказ понравившегося эпизода.

Посмотрите также