Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет- сказка "Щелкунчик"
Оценка 4.6

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет- сказка "Щелкунчик"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
22.01.2018
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет- сказка "Щелкунчик"
Технологическая карта систематизации знаний (общеметодологической направленности) в 5 классе по музыке Цель урока: Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Технологическая карта Открытый урок музыка.doc

Технологическая карта урока систематизации знаний (общеметодологической направленности)

в 5 классе

Урок музыки  «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик»

1 ч

Класс:      5

Предмет:     музыка

Учитель:     Головнёва Татьяна Владимировна

Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик»

Учебник: учебник «Музыка»  Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская, «Просвещение», 2015. ФГОС

Тип урока: систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цель урокаДеятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

 

Планируемый результат:

Предметные умения

Формирование УУД

 

Личностные

Метапредметные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

– Развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

– сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: балет, сказка, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца

Развитие готовности и способности учащихся к позитивной самооценке  и самоуважению; развитие критичности к результатам своей деятельности; развитие готовности к преодолению трудностей;

Формирование умений работы как индивидуально, так и в группе с одновременной самооценкой и оценкой других участников.

Строить продуктивное межгрупповое взаимодействие, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь; Использовать при оформлении музыкально-художественного образа  приёмы сравнения, анализа, синтеза с учетом предложенного жанра и соответствующего музыкального фрагмента

 

Развитие способности осуществлять целеполагание и планирование при решении учебной задачи;

участвовать в диалоге по сформулированной теме,  понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Уметь осуществлять пошаговый контроль за результатом работы, внося необходимые дополнения и изменения на основе адекватного восприятия работы уч-ся в классе. Развитие умения работать как в группе, так и индивидуально применяя навыки оценки чужого ответа и самооценки.

 

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации для применения способа действия;  развитие фантазии и образного восприятия музыки  (перевод музыкальной информации в образно-действенную); в том числе творческие действия – воплощение музыкального образа художественно-изобразительными средствами.

Основные понятия

Представление о музыкальных жанрах как средстве воплощения образного содержания музыкальных произведений

Ресурсы

 пианино, компьютер, проектор; презентация «Балет-сказка „Щелкунчикˮ». URL: http://www.myshared.ru/slide/ 261254/; П. Чайковский. Балет «Щелкунчик» (видиофрагменты)

Формы работы

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность

Учителя

Деятельность

ученика

Результаты

1. Мотивационный этап и определение темы урока

Организация учебной мотивации. Настраивание учащихся на деятельность.

Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Учащиеся входят в класс.

Учитель:

На прошлых уроках мы изучали раздел под названием «Музыка и литература». Этот раздел очень обширный. Мы с вами уже путешествовали в оперный театр.

 Учитель:

А сегодня мы с вами посетим один музыкальный    спектакль?  Но, к сожалению, готовясь к уроку, я разрезала эту тему   на части. Помогите, пожалуйста, мне собрать

Задание

- У вас у каждого на столе лежит небольшой конвертик, где лежат части этой мозаики-

соберите из мелких частей целое слово.

Учитель: А теперь скажите, какое слово у вас получилось? (ответы учащихся).

Верно это слово? (БАЛЕТ)

Как бы вы определили тему нашего урока? (ответы детей). Молодцы я с вами согласна.

Учитель:

Мы с вами говорили о литературе, о опере, о балете, посмотрите из скольких частей состоит музыкальный спектакль - это как мозаика. Давайте добавим в название темы слово мозаика. И так как звучит наша тема? (ответы учащихся).

Приветствуют учителя.

 

 

Учитель наводящими вопросами предлагает определить тему урока Тема: «Второе путешествие

в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика.  Балет-сказка „Щелкунчик”.

Балет – музыкальный спектакль, включающий в себя хореографию, драматургию и изобразительное искусство

 

 творческая  работа         составление из мозаики слово балет

Включение в учебный процесс, определение темы и мотивационная подготовительная работа.

2. Этап актуализации и выявления трудностей

 Учитель:

Сегодня я вам предлагаю  отправиться во втрое путешествие в мир музыки под названием -балет. Но для того что бы туда попасть, нам нужно   вспомним, о чем мы говорили  на прошлых уроках.

Вы готовы? (Да) Тогда начинаем:
1. Мы начали свое первое путешествие в мир театра и познакомились с новым жанром музыкального искусства. - Каким? …(ответы) (Опера)

2.  что такое опера? - …(ответы) (Опера- жанр муз. искусства, включающий: драм. действие, пение, оркестровую музыку и декорации).

3. Опера (с итал.) означает труд, дело, сочинение.

4. Где и когда возникла опера? – (Опера возникла в начале 17 века в Италии (1607г)).

5. Очень хорошо. Ребята, скажите, пожалуйста, какие виды искусства включает в себя опера? (Музыка, литература и ИЗО(декорации).

6. А как называется сольный номер в опере, исполняемый солистом? – (Ария).

7. Молодцы, ребята. А сейчас приведите, пожалуйста, примеры известных Вам опер.

(ответы учащихся)

(М.И.Глинка: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», Н.А.Римский- Корсаков: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», П.И.Чайковский. «Евгений Онегин» и др.)

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы блиц-опроса, индивидуально

Познавательные УУД: постановка проблемы, обобщение, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД: оценивают свои и чужие ответы на поставленные вопросы

построение речевого монологического высказывания в соответствии с поставленными задачами

 

Личностные:

фронтальный опрос, индивидуальная работа

 

 

 

 

  

 

3. Определение цели урока и формы работы. Создание плана по решению проблемы. Осуществление самостоятельной работы на основе задачи творческого уровня.

Учитель: А теперь назовите, какое слово я загадала?

Это книжка…,  но не просто книжка, а книжка в которой написано краткое содержание оперы или балета?

Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц. А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?

 Ну, а сейчас самое время отправиться в театр. У Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки:

 (Портрет и высказывание А.С.Пушкина)

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

Сегодня мы продолжим знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?

Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год.

Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа.

 И вызвала восторг зрителя, а почему? давайте послушаем.

 

Учитель предлагает послушать два фрагмента с музыкой разного характера 

Учитель: Как вы можете охарактеризовать эту музыку?

 

 

Учитель: ребята, а как вы думаете, почему  П.И.Чайковский смог написать такую музыку? Какую сказку он взял за основу своего балета?(ответы учащихся) А кто вспомнит о чём в ней рассказывалось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Прекрасно. Именно с этой сцены, которая называется “Битва с мышами” мы и продолжим  знакомство с балетом.

Учитель: Когда мы говорим с Вами о балете, мы представляем себе танец. Услышите ли в этом фрагменте характерные черты знакомых Вам танцев.

Просмотр видеофрагмента “Битва с мышами” в исполнении артистов балета Большого театра.

Учитель: Мне очень понравилось в Вашем ответе словосочетание “музыкальная зарисовка”. Это правильное замечание, потому что композитор, используя изобразительные возможности оркестра, создаёт зрительное ощущение происходящего на сцене. Какими музыкальными средствами композитор помог вам представить сюжетную линию балета?

 

Просмотр видеофрагмента “Вальс снежных хлопьев” в исполнении артистов балета Большого театра

Учитель: “…Но что это… Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.”(слова звучат на фоне этой музыки).

Я, надеюсь, Вы обратили внимание на то, что в этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем создаётся атмосфера волшебства.

Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня?

 

 

Учитель: Что необычного Вы услышали в средней части вальса?

Учитель: Совершенно верно и это не случайно. Для того, чтобы рассеять сумрак тревожной ночи, композитор вводит в партитуру чудесное светлое пение детских голосов, которые звучат за сценой. А как называется такое пение без слов?

Учитель: Как вы думаете, как называется фрагмент, который вы сейчас прослушали?

Учитель: Ребята, а есть ли ещё какие музыкальные произведения, которые мы разучивали, где изображается снег различными музыкальными средствами?

 

Звучит музыка «Вальс»

 

Учитель: Сегодня путешествие в балет было очень содержательным: мы сегодня говорили о различных муз жанрах, о литературе.  Как из осколков получилась наша  снежинка, так и различные жанры  музыки  и литературы   иллюстрируют прекрасную картину мира

 

 

Учащиеся дают определение слову «либретто»

Ученики: Это Либретто – книжечка, в котором содержится краткое изложение оперы или балета.

 

 

Учащиеся дают ответы (Сказки, легенды, пьесы, драма и т.д.)    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушаю фрагмент и дают музыкальную характеристику Ученики: волшебная, сказочная, таинственная, лёгкая, изящная…

 

автором этого волшебства был Амадей Гофман

Ученики: (Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес, и невероятных приключений. Вот из разных углов выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем…)

 

 

 

 

 

 

Учащиеся: Музыку, которая сейчас прозвучала, трудно назвать танцем. Это скорее музыкальная зарисовка игрушечной войны.

Учащиеся: Здесь мы слышим барабанный бой, военные, хотя и игрушечные, фанфары и мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики: С одной стороны мы слышим тревогу, а с другой - очарование волшебного сна Мари.

 

Ученики: Мне кажется, что пел хор.

 

 

Ученики: Вокализ.

 

 

 

 

Ученики: “Вальс снежных хлопьев”.

Учащиеся вспоминают и исполняют песню «Снег»

 

 

 

Учащиеся берут мозаику и под музыку собирают снежинку

Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение, учебно-познавательная мотивация.

Познавательные УУД:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации для применения способа действия; 

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества,  достижение поставленной цели посредством творческого поиска.

Регулятивные УУД:

Постановка цели урока и форм работы совместно с учителем и одноклассниками

участие в диалоге понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Уметь осуществлять пошаговый контроль за результатом работы

 

 

4. Рефлексия

 

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке с помощью смайликов (улыбка – высокий уровень, печальная улыбка- низкий уровень, прямой рот – средний уровень)

 

Вопросы:

Что нового вы узнали на уроке?

Какие навыки вы приобрели на уроке?

 

Учащиеся оценивают свою работу

 

 

Личностные УУД:

эмпатия, смыслообразованиерефлексия

Познавательные УУД: соотнесение собственного представления о характере музыки Коммуникативные УУД:

достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД – построение собственного суждения о просмотре муз фрагментов

5. Этап домашнего задания

Учитель предлагает домашнее задание для закрепления результатов:

нарисовать афишу к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик»

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока систематизации знаний (общеметодологической направленности) в 5 классе

Технологическая карта урока систематизации знаний (общеметодологической направленности) в 5 классе

Планируемый результат :

Планируемый результат :

Развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и…

Развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и…

Этапы урокаДеятельность УчителяДеятельность ученика

Этапы урокаДеятельность УчителяДеятельность ученика

Учитель: А теперь скажите, какое слово у вас получилось? (ответы учащихся)

Учитель: А теперь скажите, какое слово у вас получилось? (ответы учащихся)

Опера - жанр муз. искусства, включающий: драм

Опера - жанр муз. искусства, включающий: драм

Определение цели урока и формы работы

Определение цели урока и формы работы

И, взвившись, занавес шумит.

И, взвившись, занавес шумит.

Учитель предлагает послушать два фрагмента с музыкой разного характера

Учитель предлагает послушать два фрагмента с музыкой разного характера

Учитель: Прекрасно. Именно с этой сцены, которая называется “Битва с мышами” мы и продолжим знакомство с балетом

Учитель: Прекрасно. Именно с этой сцены, которая называется “Битва с мышами” мы и продолжим знакомство с балетом

Какими музыкальными средствами композитор помог вам представить сюжетную линию балета?

Какими музыкальными средствами композитор помог вам представить сюжетную линию балета?

Вместе с тем создаётся атмосфера волшебства

Вместе с тем создаётся атмосфера волшебства

Звучит музыка «Вальс» Учитель:

Звучит музыка «Вальс» Учитель:

УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018