Второстепенные члены
Оценка 4.6

Второстепенные члены

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
11.04.2019
Второстепенные члены
Пояснительная записка Данное пособие содержит практический материал по основным разделам учебной программы по русскому языку для четырехлетней начальной школы. Данный материал можно использовать для совершенствования грамматико-орфографических и речевых умений и навыков учащихся, а также для контроля за усвоением ими программных тем. Проверочные работы по русскому языку позволяют своевременно установить, насколько глубоко и прочно учащимися усваивается программный материал, как они научились
второстепенные члены.docx
Цели: углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения; ознакомить с дополнением и способами его выражения; учить находить дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение. Оборудование: проектор, экран, компьютер. Ход урока I. Проверка домашнего задания. II. Работа по составлению предложений. Спишите текст, дополните начатые предложения. Выделите грамматические основы, поставьте к вписанным словам вопросы, укажите падеж. – На вопросы каких падежей отвечают придуманные вами второстепенные члены предложения? От какого слова зависят? Внимание! Второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей, называются вносят уточнения и дополнения в предложения. Объяснение проводится по материалам учебника, с. 68. III. Заполнение таблицы (отражена на экране) Второстепенные члены предложения . Они относятся к сказуемому, Порядок действий Члены предложения 1. Установить, от какого слова зависит От глагола 2. Выяснить, что обозначает Предмет, с которым свя-зано действие или признак 3. Найти, на какой вопрос отвечает Р. п. кого? чего? Д. п. кому? чему? В. п. кого? что? Т. п. кем? чем? П. п. о ком? о чем? 4. Определить, какой частью речи выражен Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже IV. Диктант с заданием. Запишите предложения под диктовку, выделите грамматические основы и дополнения. Ветер оторвал лодку от причала и унес в море. Солнце осветило своими лучами лесную поляну. Последние птицы спрятались под крышами. От дома, от деревьев, от голубятни, от галереи побежали далеко длинные тени. V. Отработка умений различать именительный и винительный падежи. Выполнение упражнения 178. Внимание! Чтобы не спутать подлежащее и дополнение, к существительным и местоимениям в винительном падеже нужно поставить двойные вопросы: увидел (кого? что?) лису увидел (кого? что?) кораблик. VI. Выполнение упражнений 176, 177 с комментированием. VII. Составить и записать предложения по схемам: Домашнее задание: упражнения 179, 180 (устно). План-конспект урока русского языка "Второстепенные члены предложения. Распространенные предложения", 3-й класс Захарова Елена Владимировна, учитель начальных клссов  Разделы: Преподавание в начальной школе Цели урока: 1. Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения. 2. Совершенствование орфографических навыков. 3. Развитие мышления, умение рассуждать. Оборудование: опорные схемы, карточки со словами, магнитофон, фонограмма записи П. И. Чайковского “Октябрь”. Класс: 3, первая четверть. Учитель: Захарова Е. В. Ход урока 1. Оганизационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока. Учитель: Ребята, о чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка? Дети: Мы говорили о предложениях. У: Все ли вы знаете о них? Д: Нет. У: Хотели бы узнать? У: Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа, познакомиться с видами предложений. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие. 3. Словарно-орфографическая работа. У: А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы “С”. ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ. Д: Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар. У: Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную. У: Давайте проверим, как вы записали с помощью сигнальных карточек. Оранжевая карточка буква “О”; красная - “А”; зеленая - “Е”. Микровывод: Мы повторили написание словарных слов. 4. Актуализация знаний. У: Назовите главные члены предложения. Д: Подлежащее и сказуемое. У: Чем в предложении может быть выражено подлежащее? Д: Существительным, местоимением и другими частями речи. У: Чем может быть сказуемое? Д: Сказуемое может выражаться глаголом, именем существительным и другими частями речи. У: Какую речь приятно слушать? Д: Спокойную, размеренную, без добавления слов “ну, э-э-э” и т. д. У: О ком в народе сложили пословицу: “Говорит, словно горох сыплет о стену”? Д: О тех, кто говорит очень быстро. 5. Изучение нового материала. 1. Анализ языкового материала. У: Прочитайте текст, записанный на доске. Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары. У: О чем текст? Д: О тополе. У: Какую пользу приносит это дерево? Д: Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары. У: А что еще вам известно об этом дереве? Д: Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей. Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль. У: Назовите главные члены каждого предложения. Д: Мчатся машины. Стоит школа. Ребята посадили. Деревья охраняют. Тополя задерживают. Деревья спасают. У: А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения. У: Все ли понятно? Д: Нет. У: А что помогает, уточняет прочитанное? Д: Другие слова, другие члены предложения. У: Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения. 2. Осознание формулировки определения понятия. У: Ребята, откройте учебник на странице 63 и прочитайте правило про себя. Какие члены предложения называются второстепенными? Почему сказуемое или подлежащее не являются второстепенными членами предложения? Д: Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения. 3. Запись текста. У: Выпишите из текста предложения, которые рассказывают о пользе тополя. Подчеркните главные члены предложения. 4. Работа с упражнением 26 стр. 64. У: Познакомьтесь с упражнением 26 страница 64. Ребята, какое предложение вам понравилось больше? Почему? У: С помощью каких членов предложения мы узнали, о каком корабле идет речь и куда он мчится? Д: С помощью второстепенных членов предложения. У: Подумайте, ребята, какое из этих двух предложений можно назвать распространенным, а какое нераспространенным. Д: Первое предложение нераспространенное, а второе распространенное. У: Сделайте вывод, используя это правило. Д: Предложения могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения и нераспространенными, если нет второстепенных членов предложения. Физкультминутка У: Встаньте, вытяните правую ножку и в воздухе напишите слово “УДАЧА”, левой “ЩАВЕЛЬ”. Правым локтем напишите слово “ВОРЧУН”, левым “ЩУКА”, правым “ЛЫЖИ”, левым “ШИШКА”. Какое правило орфографии вы вспомнили? 6. Первичное закрепление. У: А сейчас, ребята, послушайте отрывок произведения П. И. Чайковского “Октябрь”. Какие чувства вызвала эта музыка у вас? Д: Грусти и печали. У: Давайте составим очень “красивое” распространенное предложение. Запишите предложение, которое вам понравилось больше. У: Докажите, что записанное вами предложение не является нераспространенным. 7. Закрепление. 1. Орфографическая зарядка. У: Я читаю слова с проверяемой безударной гласной, а вы должны “просигналить” карточками о гласной, которую вы запишите. Дожди, плохой, сова, медовый, земля, пчела, река, гора, грачи, ведро, моряк. 2. Работа с пословицами. У: Ребята, прочитайте слова и рассмотрите схемы. Попробуйте составить предложения пословицы, так чтобы они соответствовали данным схемам. Шутка, не, руки, до, умелые, доведет, скуки, знают, плохая, добра, не. Д: Плохая шутка до добра не доведет. Умелые руки не знают скуки. У: Как вы понимаете эти пословицы? Запишите ту пословицу, которая вам понравилась больше. 3. Распространение предложений. У: Послушайте отрывок из стихотворения А. Плещеева. Осень наступила. Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. У: Встретили ли вы нераспространенные предложения? Какие? Д: Осень наступила. Высохли цветы. У: Распространите их, т. е. добавьте второстепенные члены предложения. Микровывод: Чем больше второстепенных членов в предложении, тем богаче и ярче звучит наша речь. 4. Игра “Кто быстрее?”. У: Каждому ряду я раздам листок с текстом, где по очереди вы должны выделить главные члены предложения. Какой ряд быстрее и качественнее выполнит эту работу, тот и выиграет. По воскресеньям мы с папой гуляем в парке. На прогулку я всегда беру угощение для птиц и зверей. Мы крошим хлеб и бросаем крошки уткам. Белочку я кормлю из рук печеньем. При проверке используется взаимопроверка. 5. Работа с предложением. У: Запишите в тетрадь предложение Метель очень ласково одела деревца елового царства. У: Теперь выпишите первую букву каждого слова. Какое слово у вас получилось? Д: Молодец! У: Вы действительно молодцы, очень хорошо поработали! 8. Итог. У: Что нового вы узнали на уроке? Какое задание понравилось больше? Почему? Что не удалось выполнить сразу? Почему? С каким настроением заканчиваем урок? 9. Домашнее задание. Упражнение 29 стр. 65.

Второстепенные члены

Второстепенные члены

Второстепенные члены

Второстепенные члены

Второстепенные члены

Второстепенные члены

Второстепенные члены

Второстепенные члены

Второстепенные члены

Второстепенные члены

Второстепенные члены

Второстепенные члены

Второстепенные члены

Второстепенные члены
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2019