Второстепенные члены

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пояснительная записка Данное пособие содержит практический материал по основным разделам учебной программы по русскому языку для четырехлетней начальной школы. Данный материал можно использовать для совершенствования грамматико-орфографических и речевых умений и навыков учащихся, а также для контроля за усвоением ими программных тем. Проверочные работы по русскому языку позволяют своевременно установить, насколько глубоко и прочно учащимися усваивается программный материал, как они научились
Иконка файла материала второстепенные члены.docx
Цели: углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения; ознакомить с дополнением и способами его выражения; учить находить дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение. Оборудование: проектор, экран, компьютер. Ход урока I. Проверка домашнего задания. II. Работа по составлению предложений. Спишите текст, дополните начатые предложения. Выделите грамматические основы, поставьте к вписанным словам вопросы, укажите падеж. – На вопросы каких падежей отвечают придуманные вами второстепенные члены предложения? От какого слова зависят? Внимание! Второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей, называются вносят уточнения и дополнения в предложения. Объяснение проводится по материалам учебника, с. 68. III. Заполнение таблицы (отражена на экране) Второстепенные члены предложения . Они относятся к сказуемому, Порядок действий Члены предложения 1. Установить, от какого слова зависит От глагола2. Выяснить, что обозначает Предмет, с которым свя-зано действие или признак 3. Найти, на какой вопрос отвечает Р. п. кого? чего? Д. п. кому? чему? В. п. кого? что? Т. п. кем? чем? П. п. о ком? о чем? 4. Определить, какой частью речи выражен Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже IV. Диктант с заданием. Запишите предложения под диктовку, выделите грамматические основы и дополнения. Ветер оторвал лодку от причала и унес в море. Солнце осветило своими лучами лесную поляну. Последние птицы спрятались под крышами. От дома, от деревьев, от голубятни, от галереи побежали далеко длинные тени. V. Отработка умений различать именительный и винительный падежи. Выполнение упражнения 178. Внимание! Чтобы не спутать подлежащее и дополнение, к существительным и местоимениям в винительном падеже нужно поставить двойные вопросы: увидел (кого? что?) лису увидел (кого? что?) кораблик. VI. Выполнение упражнений 176, 177 с комментированием. VII. Составить и записать предложения по схемам: Домашнее задание: упражнения 179, 180 (устно).План-конспект урока русского языка "Второстепенные члены предложения. Распространенные предложения", 3-й класс Захарова Елена Владимировна, учитель начальных клссов  Разделы: Преподавание в начальной школе Цели урока: 1. Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения. 2. Совершенствование орфографических навыков. 3. Развитие мышления, умение рассуждать. Оборудование: опорные схемы, карточки со словами, магнитофон, фонограмма записи П. И. Чайковского “Октябрь”. Класс: 3, первая четверть. Учитель: Захарова Е. В. Ход урока 1. Оганизационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока. Учитель: Ребята, о чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка? Дети: Мы говорили о предложениях. У: Все ли вы знаете о них? Д: Нет. У: Хотели бы узнать? У: Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа, познакомиться с видами предложений. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие. 3. Словарно-орфографическая работа. У: А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы “С”. ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ. Д: Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар. У: Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную. У: Давайте проверим, как вы записали с помощью сигнальных карточек.Оранжевая карточка буква “О”; красная - “А”; зеленая - “Е”. Микровывод: Мы повторили написание словарных слов. 4. Актуализация знаний. У: Назовите главные члены предложения. Д: Подлежащее и сказуемое. У: Чем в предложении может быть выражено подлежащее? Д: Существительным, местоимением и другими частями речи. У: Чем может быть сказуемое? Д: Сказуемое может выражаться глаголом, именем существительным и другими частями речи. У: Какую речь приятно слушать? Д: Спокойную, размеренную, без добавления слов “ну, э-э-э” и т. д. У: О ком в народе сложили пословицу: “Говорит, словно горох сыплет о стену”? Д: О тех, кто говорит очень быстро. 5. Изучение нового материала. 1. Анализ языкового материала. У: Прочитайте текст, записанный на доске. Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары. У: О чем текст? Д: О тополе. У: Какую пользу приносит это дерево? Д: Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары. У: А что еще вам известно об этом дереве? Д: Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей. Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль. У: Назовите главные члены каждого предложения. Д: Мчатся машины. Стоит школа. Ребята посадили. Деревья охраняют. Тополя задерживают. Деревья спасают.У: А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения. У: Все ли понятно? Д: Нет. У: А что помогает, уточняет прочитанное? Д: Другие слова, другие члены предложения. У: Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения. 2. Осознание формулировки определения понятия. У: Ребята, откройте учебник на странице 63 и прочитайте правило про себя. Какие члены предложения называются второстепенными? Почему сказуемое или подлежащее не являются второстепенными членами предложения? Д: Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения. 3. Запись текста. У: Выпишите из текста предложения, которые рассказывают о пользе тополя. Подчеркните главные члены предложения. 4. Работа с упражнением 26 стр. 64. У: Познакомьтесь с упражнением 26 страница 64. Ребята, какое предложение вам понравилось больше? Почему? У: С помощью каких членов предложения мы узнали, о каком корабле идет речь и куда он мчится? Д: С помощью второстепенных членов предложения. У: Подумайте, ребята, какое из этих двух предложений можно назвать распространенным, а какое нераспространенным. Д: Первое предложение нераспространенное, а второе распространенное. У: Сделайте вывод, используя это правило. Д: Предложения могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения и нераспространенными, если нет второстепенных членов предложения. Физкультминутка У: Встаньте, вытяните правую ножку и в воздухе напишите слово “УДАЧА”, левой “ЩАВЕЛЬ”. Правым локтем напишите слово “ВОРЧУН”, левым “ЩУКА”, правым “ЛЫЖИ”, левым “ШИШКА”. Какое правило орфографии вы вспомнили? 6. Первичное закрепление. У: А сейчас, ребята, послушайте отрывок произведения П. И. Чайковского “Октябрь”. Какие чувства вызвала эта музыка у вас? Д: Грусти и печали.У: Давайте составим очень “красивое” распространенное предложение. Запишите предложение, которое вам понравилось больше. У: Докажите, что записанное вами предложение не является нераспространенным. 7. Закрепление. 1. Орфографическая зарядка. У: Я читаю слова с проверяемой безударной гласной, а вы должны “просигналить” карточками о гласной, которую вы запишите. Дожди, плохой, сова, медовый, земля, пчела, река, гора, грачи, ведро, моряк. 2. Работа с пословицами. У: Ребята, прочитайте слова и рассмотрите схемы. Попробуйте составить предложения пословицы, так чтобы они соответствовали данным схемам. Шутка, не, руки, до, умелые, доведет, скуки, знают, плохая, добра, не. Д: Плохая шутка до добра не доведет. Умелые руки не знают скуки. У: Как вы понимаете эти пословицы? Запишите ту пословицу, которая вам понравилась больше. 3. Распространение предложений. У: Послушайте отрывок из стихотворения А. Плещеева. Осень наступила. Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. У: Встретили ли вы нераспространенные предложения? Какие? Д: Осень наступила. Высохли цветы. У: Распространите их, т. е. добавьте второстепенные члены предложения. Микровывод: Чем больше второстепенных членов в предложении, тем богаче и ярче звучит наша речь. 4. Игра “Кто быстрее?”. У: Каждому ряду я раздам листок с текстом, где по очереди вы должны выделить главные члены предложения. Какой ряд быстрее и качественнее выполнит эту работу, тот и выиграет. По воскресеньям мы с папой гуляем в парке. На прогулку я всегда беру угощение для птиц и зверей. Мы крошим хлеб и бросаем крошки уткам. Белочку я кормлю из рук печеньем. При проверке используется взаимопроверка. 5. Работа с предложением. У: Запишите в тетрадь предложениеМетель очень ласково одела деревца елового царства. У: Теперь выпишите первую букву каждого слова. Какое слово у вас получилось? Д: Молодец! У: Вы действительно молодцы, очень хорошо поработали! 8. Итог. У: Что нового вы узнали на уроке? Какое задание понравилось больше? Почему? Что не удалось выполнить сразу? Почему? С каким настроением заканчиваем урок? 9. Домашнее задание. Упражнение 29 стр. 65.

Посмотрите также