Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 2 2 . 0 9 . 1 5
У р о к 13
Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»,
«ТВЁРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК», «МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а :
Образовательные:
1) дать понятие «согласный звук»; научить различать согласные звуки по мягкоститвёрдости, выполнять
звуковой анализ слов «Нина» и «санки»; ознакомить с артикуляцией при произнесении звуков;
Развивающие:
2) развитие познавательной активности учащихся; умения работать дружно и сообща, развивать умение
следовать заданным вербальным инструкциям учителя; совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза,
сравнения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание,
речь, эмоции; мелкую моторику кистей рук; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы,
уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого
ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают, что такое «гласный звук»; умеют различать согласные звуки по мягкоститвёрдости,
выполняют звуковой анализ слов, правильно произносят звуки.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – выполнение звукового анализа слов «Нина», «санки»; ознакомление с
обозначением гласных и согласных звуков в модели слова; логические – построение рассуждений о значении понятий
«гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»; составление слова из
указанных звуков в других словах.
Р е г у л я т и в н ы е : принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;
планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
К о м м у н и к а т и в н ы е : уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие,
внимательность, помощь.
Оборудование: фишки разных цветов.
Х о д у р о к а
I. Самоопределение к деятельности.
– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Стране Чудес. Каждый представляет её посвоему. Закройте глаза.
Послушайте музыку и представьте, что вы оторвались от земли и парите в воздухе. У вас хорошее настроение,
никаких забот и волнений. Высокое ясное голубое небо. Солнышко улыбается вам.
– А что это за девочка там внизу? «Поймайте» первые звуки слов и определите её имя: небо, игры, нос, азбука.
– Какое имя у вас получилось? (Нина.)
– Она просит нас взять её с собой в Страну Чудес. Ей нужно сказать чтото важное мудрой королеве Грамоте.
II. Повторение изученного материала.
– Посмотрите, ворота замка закрыты, и попасть туда мы сможем только тогда, когда ответим на вопросы
стражников. Готовы?
1. Как мама укачивает малыша? (Ааа.)
2. Как воет волк? (Ууу.)
3. Как удивляются? (Ооо.)
4. Какие звуки вы произносили? (Гласные.)
5. Сколько гласных звуков? (6.)
1III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
– Ворота открыты. Вперёд! Ой, кто это?
Он бывает тихим, громким,
А ещё глухим и звонким.
Может быстро проскочить,
(Звук.)
– Как жужжит пчела? (Жжж.)
– Как рычит собака? (Ррр.)
– Эти звуки не произносятся свободно, мешают преграды: губы, зубы, язык.
– Эти удивительные звуки, которые могут быть тихими, громкими, глухими, звонкими, даже твёрдыми и мягкими,
А захочет – будет жить
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
приглашают в гости, чтобы вы могли с ними поближе познакомиться.
– Нина стоит и улыбается: «Какое у меня удивительное имя!»
– Что заметила Нина в своём имени?
– Какую учебную задачу предстоит нам решить вместе с Ниной?
IV. Открытие нового знания.
1. Звуковой анализ слова «Нина».
– Посчитайте, сколько клеток в схеме.
– Какой фишкой надо обозначать гласные звуки?
– «Прочитайте» слово. Ведите указкой по схеме звукового состава.
– Выделите первый звук. Произнесите его несколько раз.
– Звук [н’] гласный? (Нет.) Докажите.
– Обозначьте фишкой жёлтого цвета.
– Выделите второй звук. Произнесите его несколько раз.
– Докажите, что он гласный.
– Какой фишкой его обозначим? (Красной.)
Аналогичная работа проводится с остальными звуками.
– Сравните первый и третий звуки.
– Объясните, чем они похожи.
– З а п о м н и т е : звуки, при произнесении которых во рту возникает преграда, называются согласными.
– Чем отличаются звуки [н], [н’]? (Первый звук произносится твёрдо, а второй – мягко.)
– З а п о м н и т е : мягкие согласные звуки надо обозначать фишкой зелёного цвета, твёрдые согласные звуки надо
обозначать фишкой синего цвета.
– Замените жёлтые фишки. Расскажите, что вы сделали.
Учащиеся объясняют, учитель проводит замены жёлтых фишек в схеме слова на доске.
– Сколько гласных? Сколько согласных?
– Сколько твёрдых? Сколько мягких? Сколько всего звуков?
2. Игра «Живые звуки».
Учитель вызывает 4 человека и сам распределяет роли для «живых звуков».
– Возьмите со схемы фишку, которая соответствует вашему звуку.
– Идёт на своё место мягкий согласный звук, первый гласный звук, второй гласный звук, твёрдый согласный звук.
– «Звуки», займите свои места в слове «Нина».
Учащиеся строятся так, чтобы получилось слово.
3. Звуковой анализ слова «пила».
– Рассмотрите модель слова. Дайте характеристику каждому звуку.
4. Звуковой анализ слова «санки».
– Сколько клеток в схеме?
– Что это значит? (В слове 5 звуков.)
– «Прочитайте» слово, соотнося произношение и движение указки по схеме.
– Выделите первый звук, назовите его.
– Дайте ему характеристику.
2– Какой фишкой обозначим этот звук?
Аналогичная работа проводится с остальными звуками.
– Сколько звуков в слове «санки»?
– Сколько гласных?
– Назовите первый гласный звук.
– Назовите второй гласный звук.
– Сколько согласных звуков?
– Назовите мягкий согласный звук.
5. Игра «Живые звуки». Составление слова из заданных звуков.
– Согласных звуков – 36. Как вы думаете, какие звуки чаще встречаются в речи? (Согласные.)
– Давайте в этом убедимся. Отгадайте загадки и постройте схемы словотгадок.
З а г а д к и читают учащиеся.
Под крышей 4 ножки,
А на крыше – суп да ложка.
(Стол.)
На овчарку он похож:
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк.)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
(Зима.)
6. Заучивание наизусть стихотворения.
Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой.
(Зонт.)
Роет,
Роет,
Ход подземный строит,
Роет – строит ловко
Спальню и кладовку.
(Крот.)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.
(Туман.)
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь!
В. Берестов
– Попробуйте объяснить такое поведение согласных.
– Давайте вернёмся к вопросу, что интересного в имени Нина.
– Охарактеризуйте согласные звуки своего имени.
– Постройте цветную звуковую схему.
– Ваши схемы – это почтовые ящики.
Я весёлый почтальон!
Детям я давно знаком!
Много писем и газет
Возит мой велосипед!
Разноцветные конверты,
И открытки, и пакеты,
И посылки, телеграммы
Доставляю всех их вам я.
– Кто этот почтальон? (Печкин.)
Учитель проверяет составленные схемы имён, на правильные прикрепляет звёздочкумакет.
М. Лаписова
37. Дифференцированная работа. Составление слова из заданных звуков.
– Назовите предметы. (Лиса, игла, сани, аист.)
– Выделите указанные звуки.
– Соедините их и прочитайте слово. (Лист.)
– Выполните самостоятельно з а д а н и я в тетради «Я учусь писать и читать».
V. Итог урока. Рефлексия.
– Встаньте и поприветствуйте королеву Грамоту. Она надела шапкуневидимку.
– Пофантазируйте: какая она – королева Грамота? Нарисуйте её.
– Расскажите ей всё, что вы узнали сегодня, с кем познакомились в её королевстве, какую работу выполнили.
– Нам пора возвращаться. Закройте глаза. Представьте, что вы красивые бабочки и мотыльки. Солнышко печально
смотрит вам вслед. Вы возвращаетесь в класс. Открыли глаза. Улыбнулись. Все вернулись? Где же Нина?
(Предположения учащихся.)
– Помните, Нина рисовала цветок. Вот он.
Учитель показывает нарисованный цветок с красными, синими и зелёными лепестками.
– Как вы думаете, что обозначают цвета лепестков?
– Каким цветом обозначаются гласные звуки?
– Почему для обозначения согласных необходимо два цвета?
– Какие согласные обозначаются синим цветом? А какие – зелёным?
– Что было для вас самым трудным?
– Попробуйте объяснить, почему.
4