ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 13.docx
Д а т а : 2 2 . 0 9 . 1 5 У р о к  13 Тема:                                                 ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»,                                        «ТВЁРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»,  «МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК» Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   п е д а г о г а :   Образовательные: 1)  дать   понятие   «согласный   звук»;   научить   различать   согласные   звуки   по   мягкости­твёрдости,   выполнять звуковой анализ слов «Нина» и «санки»; ознакомить с артикуляцией при произнесении звуков; Развивающие: 2)   развитие   познавательной  активности  учащихся;  умения  работать   дружно и  сообща,  развивать   умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя; совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; развивать психические процессы:  память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь, эмоции; мелкую моторику кистей рук; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса; Воспитательные:                      3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка;   формирование   качества   взаимовыручки,   аккуратности   при   выполнении   заданий,   ответственности, любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях. П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы   о б р а з о в а н и я : Предметные:  знают,  что   такое   «гласный   звук»;  умеют  различать   согласные   звуки   по   мягкости­твёрдости, выполняют звуковой анализ слов, правильно произносят звуки.  Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): П о з н а в а т е л ь н ы е :  общеучебные  –   выполнение   звукового   анализа   слов   «Нина»,   «санки»;   ознакомление   с обозначением гласных и согласных звуков в модели слова; логические – построение рассуждений о значении понятий «гласный   звук»,   «согласный   звук»,   «твёрдый   согласный   звук»,   «мягкий   согласный   звук»;   составление   слова   из указанных звуков в других словах. Р е г у л я т и в н ы е :   принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. К о м м у н и к а т и в н ы е :   уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Личностные:   высказывают   своё   мнение,   проявляют   в   конкретных   ситуациях   доброжелательность,   доверие, внимательность, помощь. Оборудование: фишки разных цветов. Х о д   у р о к а I. Самоопределение к деятельности. – Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Стране Чудес. Каждый представляет её по­своему. Закройте глаза. Послушайте музыку и представьте, что вы оторвались от земли и парите в воздухе. У вас хорошее настроение, никаких забот и волнений. Высокое ясное голубое небо. Солнышко улыбается вам. – А что это за девочка там внизу? «Поймайте» первые звуки слов и определите её имя: небо, игры, нос, азбука. – Какое имя у вас получилось? (Нина.) – Она просит нас взять её с собой в Страну Чудес. Ей нужно сказать что­то важное мудрой королеве Грамоте. II. Повторение изученного материала. –   Посмотрите,   ворота   замка   закрыты,   и   попасть   туда   мы   сможем   только   тогда,   когда   ответим   на   вопросы стражников. Готовы? 1. Как мама укачивает малыша? (А­а­а.) 2. Как воет волк? (У­у­у.) 3. Как удивляются? (О­о­о.) 4. Какие звуки вы произносили? (Гласные.) 5. Сколько гласных звуков? (6.) 1III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. – Ворота открыты. Вперёд! Ой, кто это? Он бывает тихим, громким, А ещё глухим и звонким. Может быстро проскочить,                                                                                           (Звук.) – Как жужжит пчела? (Ж­ж­ж.) – Как рычит собака? (Р­р­р.) – Эти звуки не произносятся свободно, мешают преграды: губы, зубы, язык. – Эти удивительные звуки, которые могут быть тихими, громкими, глухими, звонкими, даже твёрдыми и мягкими, А захочет – будет жить До тех пор, пока звонок Не отмерит ему срок. приглашают в гости, чтобы вы могли с ними поближе познакомиться. – Нина стоит и улыбается: «Какое у меня удивительное имя!» – Что заметила Нина в своём имени? – Какую учебную задачу предстоит нам решить вместе с Ниной? IV. Открытие нового знания. 1. Звуковой анализ слова «Нина». – Посчитайте, сколько клеток в схеме. – Какой фишкой надо обозначать гласные звуки? – «Прочитайте» слово. Ведите указкой по схеме звукового состава. – Выделите первый звук. Произнесите его несколько раз.  – Звук [н’] гласный? (Нет.) Докажите. – Обозначьте фишкой жёлтого цвета. – Выделите второй звук. Произнесите его несколько раз. – Докажите, что он гласный. – Какой фишкой его обозначим? (Красной.) Аналогичная работа проводится с остальными звуками. – Сравните первый и третий звуки. – Объясните, чем они похожи. – З а п о м н и т е : звуки, при произнесении которых во рту возникает преграда, называются согласными.  – Чем отличаются звуки [н], [н’]? (Первый звук произносится твёрдо, а второй – мягко.) – З а п о м н и т е : мягкие согласные звуки надо обозначать фишкой зелёного цвета, твёрдые согласные звуки надо обозначать фишкой синего цвета. – Замените жёлтые фишки. Расскажите, что вы сделали.  Учащиеся объясняют, учитель проводит замены жёлтых фишек в схеме слова на доске. – Сколько гласных? Сколько согласных? – Сколько твёрдых? Сколько мягких? Сколько всего звуков?  2. Игра «Живые звуки». Учитель вызывает 4 человека и сам распределяет роли для «живых звуков». – Возьмите со схемы фишку, которая соответствует вашему звуку. – Идёт на своё место мягкий согласный звук, первый гласный звук, второй гласный звук, твёрдый согласный звук. – «Звуки», займите свои места в слове «Нина». Учащиеся строятся так, чтобы получилось слово. 3. Звуковой анализ слова «пила». – Рассмотрите модель слова. Дайте характеристику каждому звуку. 4. Звуковой анализ слова «санки». – Сколько клеток в схеме? – Что это значит? (В слове 5 звуков.) – «Прочитайте» слово, соотнося произношение и движение указки по схеме. – Выделите первый звук, назовите его. – Дайте ему характеристику.  2– Какой фишкой обозначим этот звук? Аналогичная работа проводится с остальными звуками. – Сколько звуков в слове «санки»? – Сколько гласных? – Назовите первый гласный звук. – Назовите второй гласный звук. – Сколько согласных звуков? – Назовите мягкий согласный звук. 5. Игра «Живые звуки». Составление слова из заданных звуков. – Согласных звуков – 36. Как вы думаете, какие звуки чаще встречаются в речи? (Согласные.) – Давайте в этом убедимся. Отгадайте загадки и постройте схемы слов­отгадок. З а г а д к и  читают учащиеся. Под крышей 4 ножки, А на крыше – суп да ложка.                                        (Стол.) На овчарку он похож: Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.                                   (Волк.) Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица – Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Всё покрыла серебром.                                   (Зима.) 6. Заучивание наизусть стихотворения. Гуляю я и в дождь, и в зной: Характер у меня такой.                                      (Зонт.) Роет,  Роет, Ход подземный строит, Роет – строит ловко Спальню и кладовку.                                 (Крот.) Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко.                                  (Туман.) А согласные согласны Шелестеть, шептать, свистеть, Даже фыркать и скрипеть, Но не хочется им петь! В. Берестов – Попробуйте объяснить такое поведение согласных. – Давайте вернёмся к вопросу, что интересного в имени Нина. – Охарактеризуйте согласные звуки своего имени. – Постройте цветную звуковую схему. – Ваши схемы – это почтовые ящики. Я весёлый почтальон! Детям я давно знаком! Много писем и газет Возит мой велосипед! Разноцветные конверты, И открытки, и пакеты, И посылки, телеграммы Доставляю всех их вам я. – Кто этот почтальон? (Печкин.) Учитель проверяет составленные схемы имён, на правильные прикрепляет звёздочку­макет.                   М. Лаписова 37. Дифференцированная работа. Составление слова из заданных звуков. – Назовите предметы. (Лиса, игла, сани, аист.) – Выделите указанные звуки. – Соедините их и прочитайте слово. (Лист.) – Выполните самостоятельно з а д а н и я  в тетради «Я учусь писать и читать». V. Итог урока. Рефлексия. – Встаньте и поприветствуйте королеву Грамоту. Она надела шапку­невидимку. – Пофантазируйте: какая она – королева Грамота? Нарисуйте её. – Расскажите ей всё, что вы узнали сегодня, с кем познакомились в её королевстве, какую работу выполнили. – Нам пора возвращаться. Закройте глаза. Представьте, что вы красивые бабочки и мотыльки. Солнышко печально смотрит   вам   вслед.   Вы   возвращаетесь   в   класс.   Открыли   глаза.   Улыбнулись.   Все   вернулись?   Где   же   Нина? (Предположения учащихся.) – Помните, Нина рисовала цветок. Вот он. Учитель показывает нарисованный цветок с красными, синими и зелёными лепестками. – Как вы думаете, что обозначают цвета лепестков? – Каким цветом обозначаются гласные звуки? – Почему для обозначения согласных необходимо два цвета? – Какие согласные обозначаются синим цветом? А какие – зелёным? – Что было для вас самым трудным? – Попробуйте объяснить, почему. 4