Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 0 2 . 0 9 . 1 5
У р о к 1
Тема: Введение понятия «предложение»
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а : организовать праздничное начало учебной деятельности;
пробудить интерес к школе, знаниям, предмету; дать понятие о предложении как единице речи; создать
условия для формирования умения составлять рассказы на заданную тему.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают школьные принадлежности, необходимые на уроках по предмету; правила
обращения с учебной книгой; значение понятий «устная речь», «письменная речь», «слово», «предложение»;
условные обозначения предложения в письменной речи (полоска); умеют наблюдать за словами и
предложениями в речевом потоке и в письменной речи; составлять предложения по иллюстрациям и с
помощью заданных слов; объяснить, получилось предложение или нет, в чём причина; выделять
предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, порядок слов в предложении,
смысловую связь слов в предложении, выражение законченной мысли; обозначать каждое предложение
полоской; выделять в предложении слова; изменять порядок слов в предложении.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных
действий – УУД):
П оз н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – осмысливание процесса общения как способа получения и
передачи информации; последовательное и логичное рассказывание о событии, явлении, составление
рассказов по сюжетным картинкам о первом дне в школе с обозначением каждого предложения длинной
полоской; формулирование ответов на вопросы, пересказывание небольших литературных произведений,
составление рассказов по плану, из личного опыта, описание предмета, по сюжетной картинке, набору
картин с фабульным развитием действия; различение основных литературных жанров; логические –
построение рассуждений о значении понятий «общение», «знакомство», «школа», «учение», употреблении
вежливых слов в речи, необходимости учебной деятельности, подтверждение рассуждений собственными
аргументами и другим авторитетным мнением.
Р е г у л я т ив н ы е : принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя,
планировать своё действие.
К о м м ун ик а т ив н ы е : уметь формировать коммуникативноречевые действия, направленные на учёт
позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы
взаимодействия с окружающими.
Личностные: положительно отзываются о школе, имеют желание учиться, адекватное представление о
школе, поведении в процессе учебной деятельности.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
Звенит звонок всё громче, всё сильней.
Какая трель над миром разливается!
Ты думаешь, распелся соловей?
Не соловей – уроки начинаются!
– Сегодня у вас особенный день. Вы стали учениками.
II. Самоопределение к деятельности.
1. Отгадывание загадок.
1Новый дом несу в руке, Тут жильцы бумажные,
Дверцы дома – на замке. Все ужасно важные.
(Портфель.)
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдаёт.
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом.
Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеетсеет семена
Не на поле, не на грядке –
На листах своей тетрадки.
(Ручка.)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумейка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я… (тетрадь).
– А вы приготовили эти вещи для школы?
Это ваши главные помощники, они должны быть аккуратно сложены во время урока на парте, а после –
(Карандаш.)
в портфеле. Запомните: каждой вещи – своё место.
– Много вещей в портфеле ученика. Но пока нет самой главной.
Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
(Книга.)
– Ребята, вашей первой учебной книгой станет «Букварь».
Я – «Букварь», учу читать, И сможешь ты тогда
Меня никак нельзя не знать. Любую книжку прочитать
Меня изучишь хорошо – Без всякого труда.
2. Знакомство с учебником.
– Рассмотрите обложку, пролистайте книгу.
Учитель знакомит с авторами учебника, художниками, обращает внимание учеников на условные
обозначения в учебнике.
3. Правила обращения с книгой.
– Как надо обращаться с учебниками? (Ответы учеников.)
К учебникам надо относиться бережно, содержать их в порядке, не забывать про обложки, не брать
книги грязными руками.
– Помните:
Сами вещи не растут,
Сделать вещи – нужен труд.
Карандаш, тетрадь и ручку,
Парту, доску, книжку, сумку – береги,
Не ломай, не мни, не рви!
– Отгадайте з а г а д к у :
Я нужна вам для порядка,
2Зря страницы не листай:
Там, где я, вот там читай.
(Закладка.)
4. Изготовление закладок.
III. Открытие нового знания.
– Всё, что мы говорим, это речь. Называется она устной, так как мы пользуемся ртом (устами),
произносим всё при помощи голосового аппарата, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь
мы слышим и произносим.
1. Работа по учебнику.
Школа, здравствуй!
Школа, здравствуй!
Смена новая идет.
Прозвенел звонок весёлый,
Начался учебный год.
– Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? Какой это день?
– Какое у всех настроение?
– Расскажите, как у вас прошёл первый школьный день.
– Как называется всё то, что мы сейчас говорим? (Устная речь.)
– Устная речь делится на части, которые позволяют понимать то, о чём идёт речь или о чём ведётся
разговор. Эти части называются предложениями.
Здравствуй, школа! Мы с цветами
Первый раз заходим в класс.
И осенними глазами
Смотрит солнышко на нас.
Прозвенел колокольчик волшебный,
Дружно входим с волнением в класс.
Новый год не простой, а учебный
Открывает учитель для нас.
Кроме устной речи, есть речь, которая используется в книгах, газетах и обычно обозначается буквами.
Это письменная речь.
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Что вы видите под каждой картинкой? (Полоску.)
– Полоска – это условное обозначение предложения в письменной речи.
2. Игра «Составь предложения».
Учитель приглашает к доске по 3–4 ученика (в зависимости от количества слов в предложении). На ухо
каждому ребёнку учитель говорит слово из предложения. Учащиеся в произвольном порядке называют свои
слова, класс слушает и объясняет, получилось предложение или нет, в чём причина неудачи.
Н а п р и м е р :
– На сидит дереве белка. – Нарушен порядок слов.
– Волк делает стол. – Нет смысла.
3– Маленькая кузнечик сидит в траве. – Слова не связаны по смыслу.
В ы в о д : предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении стоят в определённом
порядке. Слова в предложении связаны по смыслу.
– Сколько картинок? (4.)
– Составьте устно предложение по каждому рисунку и обозначьте его полоской.
– Возьмите полоску и положите её так же, как… (имя ученика). Это наше первое предложение.
– Прочитайте предложение, дотрагиваясь указкой до полоски.
Далее под контролем учителя проводится аналогичная работа.
1. Родители привели учеников в школу.
2. Ребят встречает учительница.
3. Учащиеся сели за парты и познакомились.
4. Учительница начала урок.
– Кто внимательный? Найдите элементы письменной речи. (1«А», 1 сентября, книги.)
– Объясните. (Устную речь мы слышим и произносим. А то, что назвали, мы видим и можем
прочитать.)
В ы в о д : письменную речь мы видим и пишем.
– Из чего состоит и устная, и письменная речь? (Из предложений.)
– Предложение должно всегда выражать законченную мысль и иметь смысл.
Вы теперь мои друзья!
Познакомьтесь: 1«А»!
– Когда вы научитесь писать, то станете записывать мысли буквами, будете начинать писать с большой
буквы, а в конце обязательно ставить точку.
IV. Первичное закрепление: упражнение в составлении предложений.
– Ребята, как вы думаете, что говорит учитель? (Свободные высказывания учеников.)
Школа – самый лучший друг! Второй наш дом родной!
Здесь постигаем курс наук мы дружною семьёй.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что вы научились делать сегодня на уроке?
– Что выражает предложение? (Предложение – это единица речи.) Что вы знаете о речи?
Р е к о м е н д а ц и я . Завести тетради в клетку по обучению чтению; выполнить задание: рисунок «Мой
первый день в школе».
4