Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Урок 93.
Тема раздела: ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Литературное чтение
Тема: Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»
Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым
словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Ход урока
1 2
1. Введение в раздел.
1. – Прочитайте слова Г.К. Жукова, прославленного полководца Великой
Отечественной войны, Маршала Советского Союза, которые станут эпиграфом
этого урока:
«Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа
помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к
Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам
сопутствуют, и всегда победа будет за нами».
Формирование УУД,
ТОУУ
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
© ООО «Баласс», 2014
13. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
– О чём мы будем читать в новом разделе? Как его можно было бы назвать?
Проверьте свои предположения, откройте учебник на с. 184–185 и прочитайте
название.
2. Беседа «Что мы знаем о войне».
– Что вы знаете о празднике День Победы?
– Какие события из семейной истории времён Великой Отечественной войны
вам известны? (Кто воевал, работал на заводе, воспоминания очевидцев,
награды, ранения и т.д.)
– Какие фильмы о войне вы смотрели? Что запомнилось?
– Каких знаете героевземляков? Какие улицы носят их имена?
– Почему во многих городах, сёлах, на улицах и площадях стоят обелиски,
памятники, горит Вечный огонь?
– Какую песню вы чаще всего слышите 9 Мая? («День Победы», муз. Д.
Тухманова.)
– Прослушайте её. (Звучит запись песни.)
Вопросы после прослушивания:
– От имени кого звучат слова песни? (От имени защитников Отечества: солдат,
тружеников тыла, командиров, всего нашего народа.)
– Почему «это праздник со слезами на глазах»?
– Какие подвиги нашего народа вспоминает автор? (Борьба на фронте, трудовой
подвиг народа, освобождение Европы от фашизма.)
3. Рассказ учителя о подвиге советского народа. Учитель может подробнее
рассказать о подвиге защитников Брестской крепости, о сражениях за
Москву, Сталинградской битве и т.д. Хорошо, если в рассказе учитель
использует краеведческий материал, прочтёт стихи или фрагменты
прозаических произведений о войне.
© ООО «Баласс», 2014
2II. Развитие
умений.
2. Чтение авторского текста (с. 186).
Вопросы после чтения:
– Почему День Победы – праздник грустный? А почему торжественный?
– Согласны ли вы с ответом Настиного папы?
2 4 2 3 2 1 4
Чтение стихотворения А. Ахматовой «Памяти друга».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название, имя и фамилию автора. Посмотрите на год рождения
стихотворения. Кто же этот друг? Что с ним случилось? Что можете
предположить?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (про себя).
2. Выявление первичного восприятия.
– Вы поняли, кого автор называет другом? (Безымянного солдата, погибшего на
войне.)
– Все ли слова были понятны, когда читали? Уточните, как вы понимаете слова
зарево, вдова, безымянная (могила). (Зарево – отсвет пожара на небе; вдова –
женщина, у которой умер муж; безымянная – на которой не указано имя.)
3. Чтение вслух по частям.
После чтения 1–4й строчек:
– Обратите внимание: заря не просто розовая, она красная, как зарево, т.е. в
цвете зари поэтесса видит отблески пожаров – память о войне.
– Что вы представили, когда прочитали 3ю и 4ю строчки? (Слушаем ответы
детей.)
– Да, в могиле под обелиском с красной звездой похоронен солдат, имя
которого неизвестно, поэтому на его могилу не придёт вдова. Кто же горюет,
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий
на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
© ООО «Баласс», 2014
3скорбит по погибшим? (Весна; поэтесса создаёт такой образ: веснавдова у
могилы солдата.)
После чтения 5–8й строчек:
– В первой части мы увидели красный цвет: цвет пожара, цвет Знамени Победы.
А в этой части – какие увидели цвета? (Зелёный: почки, трава и жёлтый:
бабочка, одуванчик – это цвета жизни.)
4. Обобщающая беседа, подготовка к выразительному чтению.
а) – Какими чувствами наполнено стихотворение? (Грусти, печали, скорби и
чувством красоты весенней природы, счастьем жизни...)
б) – Почему лирический герой не называет имени своего друга? (Друг тот, кто
поможет в трудную минуту. Их много, не перечислить имена тех, кто спас
Родину и всех живущих.)
в) – Как нужно читать это стихотворение? (С печалью, торжественно – 1ю часть
и с более светлой, спокойной интонацией – 2ю.)
5. Выразительное чтение (дети, затем учитель).
3. Работа с текстом после чтения.
– Почему это стихотворение А. Ахматовой открывает раздел? Чего ждёте от
чтения других произведений?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
IV.
Домашнее 1. Выучить стихотворение наизусть или читать выразительно.
© ООО «Баласс», 2014
4задание.
2. Прочитать 1ю часть рассказа «Арбузный переулок». В. Драгунского или весь
рассказ (по желанию).
Примечание.
Часть урока можно посвятить анализу письменной работы, которая проводилась на прошлом уроке (перечитать текст и
прокомментировать выполнение каждого задания, сформулировать ответы).
© ООО «Баласс», 2014
5