Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur5.doc
Литературное чтение Урок 5. Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ Тема: Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник» Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;  • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,  ключевым словам;  • развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной  стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация знаний. 1  2   1. Проверка домашнего задания. 1. Выразительное чтение стихотворений К. Бальмонта, Б. Заходера. 2. Выступления детей (чтение сочинений­миниатюр). 1 2. Введение в новый раздел. – Мы прочитали первый раздел нашего учебника. Вспомните, как он  назывался. («Прощание с летом».) – Взгляните на те вещи, предметы, которые я принесла на урок. Назовите их и скажите, кому и для чего они необходимы. (Дети называют Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию  из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте  учебника. © ООО «Баласс», 2013 14. Находить ответы на вопросы в  тексте, иллюстрациях. предметы: карта, рюкзак, компас, верёвка, удочка, перочинный нож,  солнечные очки. Они являются спутниками туриста, необходимыми в  походе и путешествии.) – Кто из вас догадался, о каком времени года мы будем читать? Почему?  (О лете. Среди предметов есть солнечные очки и удочка.) – Попробуйте назвать тему следующего раздела. (Летние походы. Летние  путешествия.) – Проверим, так ли это, откроем учебник на следующей странице и  прочтём название раздела. (Дети читают название раздела,  комментируют иллюстрации.) – Поднимите руку, кто любит путешествия и приключения. Куда можно  путешествовать летом? – Какие книги о путешествиях и приключениях вы читали? – А можно играть в путешествие, находясь во дворе или дома, это тоже  увлекательно. Но только для этого нужно кое­что знать о путешествиях и  путешественниках. Попробуем разобраться, что же такое путешествия и  приключения. На доске запись: Путешествовать – быть в пути, в дороге, идти или ехать вдаль. Путешествие – странствование, ходьба или езда по чужим местам. Путешественник – тот, кто находится в пути, много ездит или ходит. – Для чего, с какой целью люди отправляются в путешествия? Как они это  делают? Каких известных путешественников вы знаете? (Учитель  помогает детям, называет имена.) – Каким может быть путешествие? Составьте словосочетания с этим  словом. (Опасное путешествие, интересное, увлекательное, морское,  космическое и т.д.) © ООО «Баласс», 2013 2– Путешествовать можно, оставаясь на месте, переносясь мысленно в  дальние страны. Мы путешествуем в мечтах, в фантазиях. Любое  путешествие станет незабываемым, если оно будет сопровождаться  приключениями. – А что такое приключение? Попробуйте подобрать синонимы к этому  слову. (Можно воспользоваться толковым словарём.) Приключение – случай, происшествие, нечаянное событие, похождение. – Как вы думаете, кто самые большие любители путешествий и  приключений? (Дети.) – Откройте содержание учебника на с. 206. Прочитайте названия  произведений этого раздела. Есть ли знакомые вам? Как вы думаете, кто  главные герои этих путешествий? (Дети предполагают: взрослые, дети,  животные.) – Правы ли мы в своих предположениях, узнаем, когда будем читать. 2  4  1  1  2  3  I. Чтение стихотворения Ю. Кима «Отважный охотник». 1. Работа с текстом до чтения. – Открывает раздел стихотворение Юлия Кима. Прочитайте его название.  Как вы думаете, подходит ли оно к нашему разделу о путешествиях и  приключениях? О ком оно? – Подберите синонимы к слову отважный. (Смелый, бесстрашный.) – Рассмотрите иллюстрацию. Есть ли что­то необычное, удивительное? 2. Работа с текстом во время чтения. 2.1. Самостоятельное чтение стихотворения. – Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, от чьего лица оно написано. 2.2. Беседа после чтения. Чтение авторского текста. II. Развитие  умений. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. © ООО «Баласс», 2013 3– Настя тоже прочитала стихотворение, и у неё возник вопрос к папе.  Прочитаем об этом на с. 24. (За Настю читает ученик, за папу –  учитель.) – Что вы узнали об авторе стихотворения? – Прочитайте ещё раз предложение, в котором поясняется, что значит быть поэтом­романтиком. – Как вы понимаете выражение «люди, жаждущие приключений»? (Они  ищут их, стремятся к ним.) – Какие поступки вы бы назвали благородными? (Ответы детей.) 2.3. Повторное чтение стихотворения. – Прочитаем это стихотворение по строфам, постараемся понять героя Ю.  Кима. (При чтении 16­й строфы обратить внимание на слово манят (на постановку ударения для соблюдения рифмы и усиления действия),  манить – звать; пути, дороги – синонимы.) – Чем заряжено ружьё отважного охотника? Эти патроны изобразил  художник. (Картечь – это крупная дробь для охотничьего ружья.) После чтения 2­й строфы: – Обратите внимание, как заканчиваются 1­я и 2­я строфы. Как вы  понимаете последние строчки? (Для героя важны мечта, приключения,  преодоление трудностей, а совсем не охота.) После чтения 3­й строфы: – Воспользовался ли герой стихотворения своими патронами с картечью?  Почему? 2.4. Работа над выразительным чтением. – На что похоже стихотворение? (На песню.) – В каком ритме его нужно читать? (Бодрый, маршевый ритм.) – Действительно, со словами этого стихотворения­песни хорошо  Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение на основе работы  с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  © ООО «Баласс», 2013 4познавательной деятельности. отправиться в поход, бодро маршируя. Каким вы увидели героя  стихотворения? (Он смелый, мужественный, отважный, не боится встречи с бандитами и дикими зверями, идёт вперёд, не страшась непогоды,  благородный, всегда готов защитить тех, кто в нём нуждается, скромный.) – Прочитайте стихотворение, стараясь передать его ритм. Чтение стихотворения 1–2 учениками, затем хором. 3. Работа с текстом после чтения. – Как вы думаете, для чего Ю. Ким написал это стихотворение? Что он  хотел донести до читателей? О чём оно? (Автор показывает, каким  должен быть настоящий путешественник...) – А что же главное должно быть в нём? В каких строчках об этом  говорится? Не нужен мне ни порох, Ни пули, ни пыжи, Пока в моих патронах Огонь моей души. (Учитель объясняет значение слова пыж – прокладка из войлока или  картона, отделяющая порох в патроне от пули, дроби.) – Таким «отважным охотником» можно назвать и самого Ю. Кима. В душе его ярко горит огонь любви к жизни, к детям, к природе, к Родине. Обо всём этом его стихи, песни, об этом поёт его гитара. Этого человека  можно назвать оптимистом. – Почему оптимистом и что такое оптимизм, вы узнаете, отыскав слова  и их значения в словаре. Толковый словарь поможет вам уточнить значение слова романтик. © ООО «Баласс», 2013 5II. Работа с главами из повести С. Голицына «Сорок изыскателей». 1. Работа с текстом до чтения. – Попробуем определить до начала чтения, какое по жанру произведение  перед нами. Знаком ли вам автор – Сергей Голицын? Перелистайте  страницы. (Это повесть, так как делится на главы, главы разделены на  части. Мы будем читать три главы.) – А теперь самостоятельно прочитайте название повести, названия  представленных глав, рассмотрите иллюстрации и попробуйте завязать  диалог с автором. Для этого разобьёмся на две группы: одна будет задавать вопросы, которые помогут нам предположить содержание повести, вторая  попытается ответить на них. Возможные вопросы: – Можем ли мы сразу сказать, какова основная тема повести? (Она о  приключении, о каком­нибудь путешествии.) – Кого изобразил художник на 1­й иллюстрации? О чём рассказывает эта  иллюстрация? – Что могло так заинтересовать героя (героев)? – Можно ли предположить, какие события произойдут? – Прочитайте ещё раз название повести. Какую информацию оно в себе  таит? («Сорок изыскателей». Сорок – это количество. А вот кто такие  изыскатели?) – Попробуйте догадаться о смысле этого слова, подбирая однокоренные  слова. (Изыскатель – искатель, искать, поиск, выискивать.) – Обратимся к Толковому словарю Даля: изыскивать – старательно искать и находить; разыскивать, доходить до чего­то опытом и соображением.  © ООО «Баласс», 2013 6Изыскатель – тот, кто разыскивает что­либо. На все вопросы ответить может только сам автор и его произведение. Начнём читать первую главу. Она называется… (Дети читают вслух  название.) – Уже с первых строчек Сергей Голицын заинтриговал нас. Что это за  роковые последствия? (Рок – судьба, участь, что­то неминуемое. Роковые  последствия – тяжёлые последствия.) – Для чего нужно было подмазывать (смазывать) сковороду, да ещё при  этом почему следовало это делать продуманно? Все разгадки в тексте! – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,  выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. 1. Поработать с толковым словарём (задание 1 в тетради, с. 4). 2. Самостоятельно прочитать главу 1 повести С. Голицына. © ООО «Баласс», 2013 7

Посмотрите также