Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Литературное чтение
Урок 44.
Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…»
Тема: Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Лесачудеса», В. Берестова «Сказка»
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,
ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
2 2
1. Проверка домашнего задания.
Анализ сочинений «Разная осень».
2. Введение в раздел.
1. Чтение названия, рассматривание иллюстрации (с. 190–191).
– Что можете предположить? Проверьте свои предположения. Самостоятельно
прочитайте авторский текст на с. 192 вверху.
– Чем необычна иллюстрация? Кого из сказочных героев узнали?
© ООО «Баласс», 2013
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
1II. Развитие
умений.
– Что ещё нужно сделать, чтобы ознакомиться с содержанием раздела?
(Посмотреть рубрику «Содержание» в конце учебника, перелистать учебник.)
2. Знакомство с содержанием (обращаем внимание детей, что этот раздел
продолжается в части 2 учебника).
– Мы уже прочитали много сказок. Как вы думаете, чтонибудь новое мы
откроем для себя в этом разделе?
2 4 2 2 3 3
Чтение текстов.
Чтение стихотворения Г. Сапгира «Лесачудеса».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте заглавие. Что вы ждёте от стихотворения с таким названием? А
если его автор – Генрих Сапгир? (Ответы детей.)
– Кто хочет прочитать наизусть стихи Г. Сапгира? (Чтение стихотворений
«Четыре конверта», «Песня».)
– А по иллюстрации можно догадаться, какие чудеса нас ждут?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (самостоятельно, про себя).
2. Выявление первичного восприятия.
– Ваши ожидания оправдались?
– Какие же чудеса есть в этих лесах? (Слушаем ответы детей.)
– Кто из героев больше всего понравился?
– А теперь давайте вместе совершим путешествие в лесачудеса.
3. Повторное чтение вслух по смысловым частям (комментированное
чтение, диалог с автором). Читают дети.
Генрих Сапгир
ЛЕСАЧУДЕСА
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
© ООО «Баласс», 2013
2В лесачудеса
Мы поедем с тобой. (Кому поэт это предлагает? – Нам, читателям.)
Там бродит у озера
Лось голубой. (Чудеса уже начались?)
Там чащу хвостом
Подметает лиса,
Чтоб чистыми были
Лесачудеса. (Про сколько чудес уже узнали?)
В лесачудеса
Мы поедем.
Там встретимся
С Умным Медведем, (А во всех сказках медведь обычно какой? (Увалень,
недотёпа.)
Заглянем к Сове
В дупло.
В дупле у Совы
Тепло и светло.
Две лампы –
Два глаза совиных, (Вот почему светло: лампы – это глаза совы, они ярко светят
в темноте.)
И тут же
Диван на пружинах.
Рассядемся
Я, и ты, и Медведь (А вот уж это точно бывает только в сказке!)
И будем
Песню лесную петь:
«Ель, берёза,
действий на уроке.
3. Учиться высказывать
своё предположение на
основе работы с
иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли
в устной и письменной
форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
© ООО «Баласс», 2013
3Дуб, сосна,
Солнце, звёзды
И луна.
Дуб, сосна,
Берёза, ель,
Солнце, дождик
И метель». (Почему эта песня лесная? (Лесным обитателям всё это хорошо
знакомо.) Попробуем хором спеть лесную песню, читая ещё раз.)
А после
Я приглашу Сову,
И все мы отправимся
В гости ко Льву. (Как Лев мог оказаться в лесу?)
Живёт он под горкой
В пещере.
«Лев добрый» –
Табличка на двери. (Чудеса продолжаются!)
И Добрый Лев
Тебе лапу подаст
И промурлычет:
«Здррраст!»
И смело ты можешь
Погладить Льва,
Только спроси
Позволенья сперва.
А хочешь,
С Оленем в пятнашки играй… (Это такая игра, когда один игрок бегает, бросая
в других мячом, или, догнав, касается рукой.)
© ООО «Баласс», 2013
4Ведь это такой
Удивительный край!
Не обижает
Никто никого.
Все любят
Пятнашки
И прятки.
Но больше всего,
Но больше всего
Там любят
Стихи
И загадки!
Туда мы отправимся –
Ты да я,
Только с собой
Не возьмём ружья
И дома оставим
Твой старый пугач. (Это такой пистолет.)
Там Первый Закон:
Никого не пугать.
Висит объявленье
У самой опушки:
Вам, пистолеты, рогатки и пушки,
Вход в эту сказку закрыт навсегда!
Скорей собирайся, поедем туда!
4. Обобщающая беседа.
а) – Захотелось ли вам поехать в лесачудеса?
© ООО «Баласс», 2013
5б) – Чем это стихотворениесказка отличается от других сказок?
(Здесь нет борьбы добра и зла. Это самая добрая сказка. Зло (в виде рогаток,
оружия) в сказку автор не пускает.)
в) – Расскажите о героях стихотворения.
(Лиса очень ответственная,
трудолюбивая, Медведь умный, добродушный, общительный, Сова мудрая,
гостеприимная…)
5. Выразительное чтение стихотворения.
3. Работа с текстом после чтения.
– Можете ли вы, прочитав стихотворение Г. Сапгира, выделить несколько
основных черт характера поэта? (Это доброта, гуманизм, чувство юмора.)
Беседа о сказках. Чтение стихотворения В. Берестова.
– Что вы знаете о сказках?
– Какие сказки из тех, что мы читали во 2м классе, вам особенно запомнились?
– Как вы думаете, почему дети любят читать сказки? (Ответы детей.)
– Давайте прочитаем, как отвечает на этот вопрос поэт Валентин Берестов.
Прочитайте про себя его стихотворение «Сказка» (с. 198).
После чтения:
– Вы согласны с Валентином Берестовым?
– Как вы думаете, почему это стихотворение В. Берестов посвятил
именно К.И. Чуковскому? (Его сказки любят дети, в них всегда счастливый
конец.)
Если позволит время, можно провести конкурс «Кто больше знает сказок
К.И. Чуковского». Ученики цитируют наизусть строчки из сказок К.И.
Чуковского, другие называют их, повторять сказки нельзя. Кто называет
последнюю сказку, тот и побеждает.
– Какие концовки у всех этих сказок? Скажите словами стихотворения. (В них
«счастливая развязка», «благополучный конец».)
© ООО «Баласс», 2013
6Выразительное чтение стихотворения.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Выучить наизусть стихотворение Г. Сапгира «Лесачудеса».
. Итог.
ΙΙΙ
Ι
V. Домашнее
задание.
© ООО «Баласс», 2013
7