Вводный урок геометрии (7 класс)
Оценка 4.8

Вводный урок геометрии (7 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
математика
7 кл
07.03.2018
Вводный урок геометрии (7 класс)
Вводный урок геометрии в 7 классе проводится с помощью средств мультимедиа, направлен на развитие коммуникативных, организаторских и познавательных способностей учащихся. Цель урока состоит в том, чтобы познакомить учеников с историей возникновения геометрии и ее основными понятиями.Урок помогает развивать творческую активность учащихся, прививает навыки самостоятельной работы
урок геометрии.doc
Разработка урока по геометрии учителя  Тищенко Н.А. «Путешествие в страну" Геометрия"».  Тип: комбинированный, с применением компьютерных технологий. Цели и задачи: Образовательные: приобщить учащихся к истории возникновения геометрии и   к   первым   основным   геометрическим   понятиям:   точка   и   прямая;«лежать между» («лежать на») для точек прямой; с их условными обозначениями; с простейшими геометрическими фигурами на плоскости. Развивающие  –   развивать   творческую   и   мыслительную   деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, интеллектуальные   качества   личности   школьников   такие,   как самостоятельность,   способность   к   оценочным   действиям,   обобщению, быстрому   переключению;   способствовать     формированию   навыков самостоятельной  работы;   формировать   умение   четко  и  ясно   излагать   свои мысли. Воспитательные  –   прививать   учащимся   интерес   к   предмету   с   помощью изучения истории и развития науки, применения информационных технологий (с использованием компьютера); формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи. План урока:  1. Вступительное слово учителя.  2. Рассказ учителя  с показом слайдов.  3. Выделение основных понятий планиметрии. 4. Проверка усвоения изученного материала в форме кроссворда.  5. Рефлексия.  Ход урока 1. Вступительное слово. В начале XX века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия». Эти   слова   очень   точно   характеризуют   и   наше   время.   Мир,   в  котором   мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам предмет – геометрия, который мы начинаем изучать с этого урока. Геометрия­ это предмет,  Здесь признаки и аксиомы,  Где всё измеряют подряд.  Помнить и знать все обязаны мы,  Решают, ищут, находят  Чтобы задачи и теоремы,  В интересных задачах ответ.  Могли без труда доказать сами мы.  Лучи, углы и отрезки,  Свойства фигур изучаем мы здесь,  Прямые и разные точки,  Самых различных­ с углами и без,  Играют тут важную роль,  Научимся площади их вычислять,  В них и спрятана вся соль.  И формулы все запоминать! Внимательно   прочитайте   тему   урока,   вдумайтесь   в   ее   формулировку, сформулируйте вопросы, на которые мы должны, на ваш взгляд, найти ответы в ходе урока. Учащиеся называют вопросы, а учитель обещает, что на все вопросы мы все сообща постараемся найти ответы на этом уроке.   Вопросы:  Что означает слово «геометрия»?  Этапы развития геометрии.  Что изучает наука геометрия?   Основные понятия планиметрии.   С   геометрическими   понятиями   вы   уже   знакомы   с   самого   детства:   круг, квадрат, угол, куб, измерение отрезков, площадь, объем. При изучении фигур в геометрии не берется во внимание, из какого материала они сделаны, какого цвета, в каком состоянии находятся (твердое, жидкое, газообразное). Этим занимается физика, химия, биология. Изучая геометрию, мы будем интересоваться формами и размерами предметов.  Заглянем в историю возникновения геометрии. Великий   немецкий   математик   Вильгельм   Лейбниц   сказал:  «Кто   хочет ограничиться   настоящим,   без   знания   прошлого,   тот   никогда   его   не поймет». Заглянем   в   прошлое,   когда   зародилась   наука   геометрия.   За   несколько столетий до нашей эры в Египте, Китае, Вавилоне, Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, а затем систематизировались. Для   первобытных   людей   важную   роль   играла   форма   окружавших   их предметов.   По   форме   и   цветам   они   отличали   съедобные   грибы   от несъедобных,   пригодные   для   построек   породы   деревьев   от   тех,   которые годятся лишь на дрова, вкусные орехи от горьких и т.д. Особенно вкусными казались им орехи кокосовой пальмы, которые имеют форму шара. А добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы, имевшие форму куба. Так, овладевая   окружающим   их   миром,   люди   знакомились   с   простейшими геометрическими формами.    Уже   200   тысяч   лет   тому   назад   были   изготовлены   орудия   сравнительно правильной геометрической формы, а потом люди научились шлифовать их. Специальных   названий   для   геометрических   фигур,   конечно,   не   было. Говорили: «Такой же, как кокосовый орех» или «такой же, как соль» и т.д.  А когда люди стали строить дома из дерева, пришлось глубже разобраться в том, какую форму следует придавать стенам и крыше, какой формы должны быть   бревна.   Сами   того   не   зная,   люди   все   время   занимались   геометрией: женщины,   изготавливая   одежду,   охотники,   изготавливая   наконечники   для копий   или   бумеранги   сложной   формы,   рыболовы,   делая   такие   крючки   из кости, чтобы рыба с них не срывалась. Когда   стали   строить   здания   из   камня,   пришлось   перетаскивать   тяжелые каменные глыбы. Для этого применялись катки. И заметили, что перекатка проще, если взять кусок дерева с почти одинаковой толщиной в начале и в конце.  Так   люди   познакомились   с  одним   из   важнейших   тел –  цилиндром. Скалками цилиндрической формы пользовались и женщины, раскатывая белье после стирки. Перевозить   грузы   на   катках   было   довольно   тяжело,   потому   что   сами древесные стволы весили много. Чтобы облегчить работу, стали вырезать из стволов тонкие круглые пластинки и с их помощью перетаскивать грузы. Так появилось первое колесо. Однако, не только в процессе работы знакомились люди с геометрическим фигурами. Издавна   они   любили   украшать   себя,  свою   одежду,  свое  жилище  (бусинки, браслеты,   кольца,   украшения   из   драгоценных   камней   и   металлов,   роспись дворцов). Для того, чтобы взимать налоги с земли, необходимо было знать их площадь. Гончару необходимо было знать, какую форму следует придать сосуду, чтобы в него входило то или иное количество жидкости. Астрономы, наблюдавшие за небом и дававшие на основе этих наблюдений указания, когда начинать полевые работы, должны были научиться определять положение звезд на небе. Для этого понадобилось измерять углы. Так  практическая деятельность  людей привела  к дальнейшему углублению знаний о формах фигур, развитию геометрии. Люди стали учиться измерять и площади, и объемы, и длины и т.д. Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор не могут до конца разгадать загадки огромных гробниц Египетских царей – Фараонов.  Пирамиды – а они построены более 5 тыс. лет назад – состоят из каменных блоков весом 15 тонн, и эти «кирпичики» так подогнаны друг к другу, что не возможно между ними протиснуть и почтовую открытку. А при строительстве использовали лишь простейшие механизмы – рычаги и катки.  «Все боится времени, но само время боится пирамид».  В   Вавилоне   при   раскопках   ученые   обнаружили   остатки   каменных   стен,   высотой в несколько десятков метров, а высота Вавилонской башни достигает 82 метра. Без   математических   знаний   все   эти   сооружения   невозможно   было   бы построить.   И   все   же   математические   знания   египтян   и   вавилонян   были разрозненные   и   представляли   собой   свод   правил,   проверенных   практикой, поэтому правила надо было зазубривать, не понимая, почему надо применять то, а не другое. Почти все великие ученые древности и средних веков были выдающимися геометрами.   Девиз   древней   школы   был:   "Не   знающие   геометрии   не допускаются!"  Настает время привести все разрозненные знания в систему.  Наиболее   удачно   была   изложена   геометрия,   как   наука   о   свойствах геометрических фигур, греческим ученым Евклидом в своих книгах «Начала». Произведение   состояло   из   13   томов,   описанная   в   этих   книгах  геометрия получила название: Евклидова.  Конечно, геометрия не может быть создана одним ученым. В работе Евклид опирался на труды десятков предшественников и дополнил работу своими открытиями   и  изысканиями.  Сотни  раз книги  были  переписаны  от руки,  а когда изобрели книгопечатание, то она много раз переиздавалась на языках всех народов и стала одной из самых распространенных книг в мире. В одной легенде говорится, что однажды египетский царь Птолемей I спросил древнегреческого математика, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который описан в его знаменитом труде, содержащемся в 13 книгах.  Ученый гордо ответил: " В геометрии нет царской дороги". В   течение   многих   веков   «Начала»   были   единственной   учебной   книгой,  по которым   молодежь   изучала   геометрию.   Были   и   другие.   Но   лучшими признавались   «Начала»   Евклида.   И   даже   сейчас,   в   наше   время,   учебники написаны под большим влиянием «Начал» Евклида. Несмотря на то, что содержание геометрии расширилось далеко за пределы учения о земле, она по­прежнему продолжает называться «Геометрией».  Конечно, геометрия дает не только представление о фигурах, их свойствах, взаимном   расположении,   но   и   учит   рассуждать,   ставить   вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить. Геометрия делится на планиметрию и стереометрию. Мы начинаем изучать планиметрию.  Как вы думаете, какие самые основные понятия планиметрии? Конечно, самая главная ­ это точка. Точка – результат мгновенного касания, укол.  Как обозначают на чертеже прямые и точки? ­ Прямая безгранична, поэтому на чертеже изображают часть. ­Прямые   обозначают   двумя   соответствующим двум точкам на прямой или одной малой буквой. заглавными   латинскими   буквами, ­ Точки обозначают заглавными латинскими буквами. ­ Знак  означает принадлежность, т.е. запись В  АС означает, что точка В принадлежит прямой АС или лежит на ней.   Проверка   усвоения   изученного   материала. каждому ученику.   Учитель   выдает   кроссворд Кроссворд 1. Вставь   пропущенное   слово:   «Через   любые   две   точки   можно провести ... ; и при том только одну».  2. Математический знак  3. Название   книги,   в   которой   впервые   был   систематизирован геометрический материал.  4. Геометрическая фигура на плоскости.  5. Геометрическая фигура в пространстве.  6. Раздел геометрии.  7. Математический знак   8. Первоначальное понятие в геометрии.  9. Часть прямой, ограниченная двумя точками.  10.Древнегреческий математик.  11.Геометрическая фигура на плоскости.  Итак, что же получилось в выделенной части?  Если кроссворд учащиеся не успевают выполнить весь, то он выдается на дом для доработки, и следующий урок начинается с опрашивания по вопросам кроссворда. Или: тот, кто успел ответить на все вопросы кроссворда вовремя, считается полностью усвоившим урок.   Рефлексия. На все ли вопросы вы получили сегодня ответы? (Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные в начале урока, и просит кратко еще раз на них ответить.) Итак,  друзья, урок мы провели,  всё выяснили с вами, что могли.  Использованная литература:  Желаю к геометрии вам прилагать старанье.   Всего   вам   доброго,   друзья,   и   до свидания. 1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7­9.  М.: Просвещение, 2012  2.   Депман   И.Я.,   Виленкин   Н.Я.   За   страницами   учебника   математики. Пособие для учащихся 5­6 класса.  М.: Просвещение, 2010  3. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5­6 классов.   Смоленск: Русич, 2011  4. Геометрия 7 класс. Поурочные планы по учебнику Атанасяна Л.С. и др. «Геометрия. 7­9 классы»./Авторы­составители Афанасьева Т.С., Тапилина Л.А. – Волгоград: Учитель, 2012.  5. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. – М.: Аванта +, 2009.  6.Чупин В.Д. От Пифагора до наших дней.  Москва, 2012  7. Методические рекомендации по курсу «История математики» КГПУ. Красноярск, 2010.  8.   Мищенко   Т.М.   Геометрия.   Рабочая   тетрадь   для   7   класса.   М.:   ИД Генжер, 2012.

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)

Вводный урок геометрии (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018