Вводный урок геометрии (7 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вводный урок геометрии в 7 классе проводится с помощью средств мультимедиа, направлен на развитие коммуникативных, организаторских и познавательных способностей учащихся. Цель урока состоит в том, чтобы познакомить учеников с историей возникновения геометрии и ее основными понятиями.Урок помогает развивать творческую активность учащихся, прививает навыки самостоятельной работы
Иконка файла материала урок геометрии.doc
Разработка урока по геометрии учителя  Тищенко Н.А. «Путешествие в страну" Геометрия"».  Тип: комбинированный, с применением компьютерных технологий. Цели и задачи: Образовательные: приобщить учащихся к истории возникновения геометрии и   к   первым   основным   геометрическим   понятиям:   точка   и   прямая;«лежать между» («лежать на») для точек прямой; с их условными обозначениями; с простейшими геометрическими фигурами на плоскости. Развивающие  –   развивать   творческую   и   мыслительную   деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, интеллектуальные   качества   личности   школьников   такие,   как самостоятельность,   способность   к   оценочным   действиям,   обобщению, быстрому   переключению;   способствовать     формированию   навыков самостоятельной  работы;   формировать   умение   четко  и  ясно   излагать   свои мысли. Воспитательные  –   прививать   учащимся   интерес   к   предмету   с   помощью изучения истории и развития науки, применения информационных технологий (с использованием компьютера); формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи. План урока:  1. Вступительное слово учителя.  2. Рассказ учителя  с показом слайдов.  3. Выделение основных понятий планиметрии. 4. Проверка усвоения изученного материала в форме кроссворда.  5. Рефлексия.  Ход урока 1. Вступительное слово. В начале XX века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия».Эти   слова   очень   точно   характеризуют   и   наше   время.   Мир,   в  котором   мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам предмет – геометрия, который мы начинаем изучать с этого урока.Геометрия­ это предмет,  Здесь признаки и аксиомы,  Где всё измеряют подряд.  Помнить и знать все обязаны мы,  Решают, ищут, находят  Чтобы задачи и теоремы,  В интересных задачах ответ.  Могли без труда доказать сами мы.  Лучи, углы и отрезки,  Свойства фигур изучаем мы здесь,  Прямые и разные точки,  Самых различных­ с углами и без,  Играют тут важную роль,  Научимся площади их вычислять,  В них и спрятана вся соль.  И формулы все запоминать! Внимательно   прочитайте   тему   урока,   вдумайтесь   в   ее   формулировку, сформулируйте вопросы, на которые мы должны, на ваш взгляд, найти ответы в ходе урока. Учащиеся называют вопросы, а учитель обещает, что на все вопросы мы все сообща постараемся найти ответы на этом уроке.   Вопросы:  Что означает слово «геометрия»?  Этапы развития геометрии.  Что изучает наука геометрия?   Основные понятия планиметрии.   С   геометрическими   понятиями   вы   уже   знакомы   с   самого   детства:   круг, квадрат, угол, куб, измерение отрезков, площадь, объем. При изучении фигур в геометрии не берется во внимание, из какого материала они сделаны, какого цвета, в каком состоянии находятся (твердое, жидкое, газообразное). Этим занимается физика, химия, биология. Изучая геометрию, мы будем интересоваться формами и размерами предметов.  Заглянем в историю возникновения геометрии.Великий   немецкий   математик   Вильгельм   Лейбниц   сказал:  «Кто   хочет ограничиться   настоящим,   без   знания   прошлого,   тот   никогда   его   не поймет». Заглянем   в   прошлое,   когда   зародилась   наука   геометрия.   За   несколько столетий до нашей эры в Египте, Китае, Вавилоне, Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, а затем систематизировались. Для   первобытных   людей   важную   роль   играла   форма   окружавших   их предметов.   По   форме   и   цветам   они   отличали   съедобные   грибы   от несъедобных,   пригодные   для   построек   породы   деревьев   от   тех,   которые годятся лишь на дрова, вкусные орехи от горьких и т.д. Особенно вкусными казались им орехи кокосовой пальмы, которые имеют форму шара. А добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы, имевшие форму куба. Так, овладевая   окружающим   их   миром,   люди   знакомились   с   простейшими геометрическими формами.    Уже   200   тысяч   лет   тому   назад   были   изготовлены   орудия   сравнительно правильной геометрической формы, а потом люди научились шлифовать их. Специальных   названий   для   геометрических   фигур,   конечно,   не   было. Говорили: «Такой же, как кокосовый орех» или «такой же, как соль» и т.д.  А когда люди стали строить дома из дерева, пришлось глубже разобраться в том, какую форму следует придавать стенам и крыше, какой формы должны быть   бревна.   Сами   того   не   зная,   люди   все   время   занимались   геометрией: женщины,   изготавливая   одежду,   охотники,   изготавливая   наконечники   для копий   или   бумеранги   сложной   формы,   рыболовы,   делая   такие   крючки   из кости, чтобы рыба с них не срывалась. Когда   стали   строить   здания   из   камня,   пришлось   перетаскивать   тяжелые каменные глыбы. Для этого применялись катки. И заметили, что перекатка проще, если взять кусок дерева с почти одинаковой толщиной в начале и в конце.  Так   люди   познакомились   с  одним   из   важнейших   тел –  цилиндром. Скалками цилиндрической формы пользовались и женщины, раскатывая белье после стирки. Перевозить   грузы   на   катках   было   довольно   тяжело,   потому   что   сами древесные стволы весили много. Чтобы облегчить работу, стали вырезать из стволов тонкие круглые пластинки и с их помощью перетаскивать грузы. Так появилось первое колесо. Однако, не только в процессе работы знакомились люди с геометрическим фигурами.Издавна   они   любили   украшать   себя,  свою   одежду,  свое  жилище  (бусинки, браслеты,   кольца,   украшения   из   драгоценных   камней   и   металлов,   роспись дворцов). Для того, чтобы взимать налоги с земли, необходимо было знать их площадь. Гончару необходимо было знать, какую форму следует придать сосуду, чтобы в него входило то или иное количество жидкости. Астрономы, наблюдавшие за небом и дававшие на основе этих наблюдений указания, когда начинать полевые работы, должны были научиться определять положение звезд на небе. Для этого понадобилось измерять углы. Так  практическая деятельность  людей привела  к дальнейшему углублению знаний о формах фигур, развитию геометрии. Люди стали учиться измерять и площади, и объемы, и длины и т.д. Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор не могут до конца разгадать загадки огромных гробниц Египетских царей – Фараонов.  Пирамиды – а они построены более 5 тыс. лет назад – состоят из каменных блоков весом 15 тонн, и эти «кирпичики» так подогнаны друг к другу, что не возможно между ними протиснуть и почтовую открытку. А при строительстве использовали лишь простейшие механизмы – рычаги и катки.  «Все боится времени, но само время боится пирамид».  В   Вавилоне   при   раскопках   ученые   обнаружили   остатки   каменных   стен,   высотой в несколько десятков метров, а высота Вавилонской башни достигает 82 метра. Без   математических   знаний   все   эти   сооружения   невозможно   было   бы построить.   И   все   же   математические   знания   египтян   и   вавилонян   были разрозненные   и   представляли   собой   свод   правил,   проверенных   практикой, поэтому правила надо было зазубривать, не понимая, почему надо применять то, а не другое. Почти все великие ученые древности и средних веков были выдающимися геометрами.   Девиз   древней   школы   был:   "Не   знающие   геометрии   не допускаются!"  Настает время привести все разрозненные знания в систему.  Наиболее   удачно   была   изложена   геометрия,   как   наука   о   свойствах геометрических фигур, греческим ученым Евклидом в своих книгах «Начала».Произведение   состояло   из   13   томов,   описанная   в   этих   книгах  геометрия получила название: Евклидова.  Конечно, геометрия не может быть создана одним ученым. В работе Евклид опирался на труды десятков предшественников и дополнил работу своими открытиями   и  изысканиями.  Сотни  раз книги  были  переписаны  от руки,  а когда изобрели книгопечатание, то она много раз переиздавалась на языках всех народов и стала одной из самых распространенных книг в мире. В одной легенде говорится, что однажды египетский царь Птолемей I спросил древнегреческого математика, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который описан в его знаменитом труде, содержащемся в 13 книгах.  Ученый гордо ответил: " В геометрии нет царской дороги". В   течение   многих   веков   «Начала»   были   единственной   учебной   книгой,  по которым   молодежь   изучала   геометрию.   Были   и   другие.   Но   лучшими признавались   «Начала»   Евклида.   И   даже   сейчас,   в   наше   время,   учебники написаны под большим влиянием «Начал» Евклида. Несмотря на то, что содержание геометрии расширилось далеко за пределы учения о земле, она по­прежнему продолжает называться «Геометрией».  Конечно, геометрия дает не только представление о фигурах, их свойствах, взаимном   расположении,   но   и   учит   рассуждать,   ставить   вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить. Геометрия делится на планиметрию и стереометрию. Мы начинаем изучать планиметрию.  Как вы думаете, какие самые основные понятия планиметрии? Конечно, самая главная ­ это точка. Точка – результат мгновенного касания, укол.  Как обозначают на чертеже прямые и точки? ­ Прямая безгранична, поэтому на чертеже изображают часть. ­Прямые   обозначают   двумя   соответствующим двум точкам на прямой или одной малой буквой. заглавными   латинскими   буквами, ­ Точки обозначают заглавными латинскими буквами.­ Знак  означает принадлежность, т.е. запись В  АС означает, что точка В принадлежит прямой АС или лежит на ней.   Проверка   усвоения   изученного   материала. каждому ученику.   Учитель   выдает   кроссворд Кроссворд 1. Вставь   пропущенное   слово:   «Через   любые   две   точки   можно провести ... ; и при том только одну».  2. Математический знак  3. Название   книги,   в   которой   впервые   был   систематизирован геометрический материал.  4. Геометрическая фигура на плоскости.  5. Геометрическая фигура в пространстве.  6. Раздел геометрии.  7. Математический знак   8. Первоначальное понятие в геометрии.  9. Часть прямой, ограниченная двумя точками.  10.Древнегреческий математик.  11.Геометрическая фигура на плоскости.  Итак, что же получилось в выделенной части?  Если кроссворд учащиеся не успевают выполнить весь, то он выдается на дом для доработки, и следующий урок начинается с опрашивания по вопросам кроссворда. Или: тот, кто успел ответить на все вопросы кроссворда вовремя, считается полностью усвоившим урок.   Рефлексия. На все ли вопросы вы получили сегодня ответы? (Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные в начале урока, и просит кратко еще раз на них ответить.)Итак,  друзья, урок мы провели,  всё выяснили с вами, что могли.  Использованная литература:  Желаю к геометрии вам прилагать старанье.   Всего   вам   доброго,   друзья,   и   до свидания. 1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7­9.  М.: Просвещение, 2012  2.   Депман   И.Я.,   Виленкин   Н.Я.   За   страницами   учебника   математики. Пособие для учащихся 5­6 класса.  М.: Просвещение, 2010  3. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5­6 классов.   Смоленск: Русич, 2011  4. Геометрия 7 класс. Поурочные планы по учебнику Атанасяна Л.С. и др. «Геометрия. 7­9 классы»./Авторы­составители Афанасьева Т.С., Тапилина Л.А. – Волгоград: Учитель, 2012.  5. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. – М.: Аванта +, 2009.  6.Чупин В.Д. От Пифагора до наших дней.  Москва, 2012  7. Методические рекомендации по курсу «История математики» КГПУ. Красноярск, 2010.  8.   Мищенко   Т.М.   Геометрия.   Рабочая   тетрадь   для   7   класса.   М.:   ИД Генжер, 2012.