Вводный урок «Как мы будем учиться».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – познакомить с новым учебником «Окружающий мир. Наша планета Земля»; – научить оценивать свою деятельность на уроках окружающего мира. Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам;
Иконка файла материала konsp_okr_2kl_ur1_ur2 (1).doc
Окружающий мир (2­й класс) Урок 1.  Тема: Вводный урок «Как мы будем учиться». Цели: – познакомить с новым учебником «Окружающий мир. Наша планета Земля»; – научить оценивать свою деятельность на уроках окружающего мира.  Этапы урока Ход урока 1  4  3 . Ι Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. Ребята, вот и пролетели летние каникулы. Начинается новый учебный год. Вас   ждут интересные факты и увлекательные путешествия, необыкновенные животные и  растения, удивительные истории и легенды. Всё это вы сможете узнать на уроках  окружающего мира. – Ребята, давайте вспомним, чем отличается этот предмет от остальных.  (Математика рассматривает предметы с точки зрения их количества, размера,  © Баласс, 2012 Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Познавательные УУД: 1) развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов; 2) представлятьформы. Русский язык исследует написание слов. Окружающий мир учит нас  наблюдать за предметами и их изменениями.) – Какие темы уроков вам больше всего запомнились, понравились?  Высказывания детей. – Давайте рассмотрим учебник 2­го класса и выясним, чем он отличается и что же  мы будем изучать в этом году. 1 Рассматривают книгу и высказываются по поводу её устройства, нового в книге.  – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность на год.) – Какое умение формировали?   1  4  3  3 . ΙΙ Совместное  открытие знаний. – А что вы увидели необычного? (Учебник называется «Наша планета Земля».  Сначала мы посмотрим на неё из космоса, далее обойдём её и узнаем, что на ней  расположено. Вторая часть расскажет, кто живёт на земле, о городах и странах.  В учебнике есть интересные игры, карты, фотографии и многое другое.) Дети высказывают свои мнения по рисункам. – А в начале учебника авторы постарались объяснить вам, чему можно научиться на  информацию в виде  схемы; 3) выявлять сущность,  особенности объектов; 4) на основе анализа  объектов делать выводы; 5) обобщать и  классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на  развороте учебника; 7) находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные  УУД: © Баласс, 2012уроках. – Рассмотрим иллюстрации в верхней части страницы. Ребята, что изображено на  рисунке слева? (Осень.) – А на рисунке справа? (Солнце и Земля.)  – Как вы думаете, что хотели сказать авторы, когда поместили эти рисунки рядом?  (Времена года связаны с Солнцем и Землёй.) – В этом году вы узнаете, почему осень сменяется зимой, а зима – весной. – Предположите, на какие ещё вопросы вы сможете получить ответы в этом году.  Предположения детей. 1) развиваем умение  слушать и понимать  других; 2) строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли  в устной форме; – Учебник научит вас понимать, какие явления и почему происходят вокруг нас.  4) умение работать в паре. – А что нарисовано снизу? (Туристы мусорят, Лена и Миша сажают деревья.) – Чему вы научитесь в этом году?  Предположения детей. – Вы научитесь определять своё отношение к происходящему, оценивать, что плохо,  а что хорошо, решать, как правильно поступить. Личностные  результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, – Так много можно узнать, многому научиться!.. Как вы думаете, нужно это всё  заучивать? (Всё выучить нельзя. Но некоторые правила мы должны знать и учиться  объяснять, что вокруг нас.) выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в  © Баласс, 2012– Вы будете самыми главными «открывателями» знаний на уроке, вместе с  одноклассниками попробуете решать какие­то задачи самостоятельно, а потом  сможете применять полученные знания. Материал надо понять на уроке. – Главные выводы урока вы должны знать. Они выделены в рамочки. В учебнике есть и странички для самых любознательных. – Откройте с. 7. Учитель читает текст. – О чём мы узнаем, изучая эту часть учебника? (О Земле, географических картах.) – Попробуйте ответить на вопросы и понять, готовы ли вы к началу путешествия. – Что больше: гора или дом, самолёт или змей, мяч или солнце? (Дом, змей и мяч  кажутся больше, потому что они ближе.) – Когда большие предметы кажутся маленькими? (Большие предметы кажутся  маленькими, когда они далеко.) – Что мы сейчас с вами делали?  – Какое умение формировали? – Что нового узнали? соответствии с  определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию  к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника; 2) оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать  предстоящую работу  .  – Где пригодятся знания? ΙΙΙ Итог урока. © Баласс, 2012(составлять план); 4) осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? Деятельность учеников: наблюдение за предметами;   прогнозирование будущей деятельности. Урок 2. Тема: Общие слова – понятия.  Цели: – научить различать отдельные конкретные предметы и более широкие абстрактные понятия; – тренировать детей различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе;  © Баласс, 2012– научить оценивать слова родного языка и важность их правильного понимания.  Этапы урока Ход урока . Ι Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы.  1  3  2 – Посмотрите на доску. Что объединяет данные предметы? Назовите их одним  словом. На доске расположены картинки или написаны слова: 1. Мяч, машинка, кукла, конструктор. (Это игрушки. Ими играют дети.) 2. Воробей, гусь, сорока, лебедь. (Это птицы.) – Чем отличается объединяющее их слово от всех перечисленных предметов в  группе? (Мы не можем сразу ответить, нужно подумать.) – Можно ли заменить все перечисленные предметы одним этим словом? – Можно ли сказать, что это слово имеет более широкое значение? – Как называются такие слова? – Давайте называть такие объединяющие слова понятиями. Они нам сегодня очень  Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Познавательные УУД: 1) развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов; 2) представлять  информацию в виде  схемы; 3) выявлять сущность,  особенности объектов; 4) на основе анализа  © Баласс, 2012помогут. – Вы знаете, наверное, что к каждому путешествию нужно готовиться.  – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Подготовка к путешествию по  нашей планете.) – О чём вам хотелось бы узнать? – Давайте откроем учебник на с. 9. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?  Предположения детей. – Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план урока.) – Какое умение формировали?   I. Работа в учебнике. 1  3  4  3  1 . ΙΙ Совместное  открытие знаний. – Мир, который нас окружает, – такой огромный мир! Но оказывается, всё, что нас  окружает, можно разделить на две группы. – Давайте посмотрим на с. 9. Предметы окружающего нас мира собраны в две  группы. Почему? Кто сделал эти предметы? Помогите нашим героям это  определить. объектов делать выводы; 5) обобщать и  классифицировать по  признакам; 6) ориентироваться на  развороте учебника; 7) находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные  УУД: 1) развиваем умение  слушать и понимать  других; 2) строить речевое  © Баласс, 2012 – Догадайтесь, почему эти предметы собраны в одной группе? (В первой группепредметы сделаны человеком, а во второй – предметы и существа, которые  появились и существуют независимо от человека.) I группа   Дом, велосипед, шапка, носок, а также портфель, дом, стол, автомобиль,  самолёт, пальто, часы, игрушки… II группа Гора, кристалл, море, а также лес, камень, облако, горы, океан, птицы, звери,  жуки, поля… – Каким понятием можно заменить первую группу предметов? А вторую? – Каким понятием можно заменить первую группу предметов? А вторую? Дети высказывают свои предположения. – Первую назовём вещами, вторую – предметами природы. – Предметы природы можно разделить ещё на две группы. Подумайте, каким  понятием можно заменить данные предметы? (В первой группе – предметы  неживые, во второй – живые.) высказывание в  соответствии с  поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли  в устной форме; 4) умение работать в  группах. Личностные  результаты: 1) развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию  © Баласс, 20121. Камни, река, снег, гора, земля, воздух. 2. Звери, растения, грибы, рыбы, насекомые. к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. – Тогда помогите разрешить спор между камнем, собакой и Мишей (с. 10).  –Посмотрите, у каждого из них своё мнение о том, что такое природа.  Дети высказывают своё мнение, выбирают верное высказывание. – А теперь посмотрите на с. 11. На какие группы можно разделить все окружающие  нас предметы? (Предметы могут быть сделаны человеком или созданы природой.  Нас окружают вещи, предметы неживой и живой природы.) – Что вы должны понять и усвоить на сегодняшнем уроке?  – Давайте найдём этот вывод в учебнике на с. 11 и выберем самую главную с точки  зрения нашего урока информацию. Дети находят вывод в рамочке и зачитывают его. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника; 2) оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей; © Баласс, 2012 3) прогнозировать.  ΙΙΙ Применение  нового знания. Работа в учебнике.  2  2  1  4 – Обсудите последний вопрос на с. 8 и дайте на него ответ.  Дети по группам готовят ответы на вопросы. Далее идёт согласование версий  между группами. – Правильные ответы: животные – более общее понятие. Проверка с самооценкой по алгоритму. – А теперь помогите Лене правильно назвать группы предметов на с. 10. (С. 10:  живые организмы, неживые предметы, вещи. Прав Миша.) – А теперь вопрос потруднее – на с. 11. (С. 11: сами собаки, конечно, не  искусственные. Просто не природа изменяла их внешность, а человек.) Дополнительные задания. –  Посмотрите на задание на столе. Выполните любое на выбор. I   задание.  предстоящую работу  (составлять план); 4) осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ – Назови одним словом перечисленное ниже, придумай по три слова к каждой группе дополнительно: © Баласс, 20121. Берёза, щука, трава, лиса, рябина, акула, одуванчик, медведь.      2. Вода, камень, воздух, озеро, яма.      3. Платок, магнитофон, книга, стул. (Первая группа – живая природа, вторая – неживая природа, третья – вещи.) II    задание. – Выполни задание сам и проверь себя. – Убери лишнее слово, подбери понятие. 1. Снег, океан, остров, земля, дом, звёзды. 2. Одежда, игрушки, цветы, телевизор, книги, рельсы. 3. Малина, яблоки, жук, заяц, крокодил, вода, кошка. Образец: 1. Снег, океан, остров, земля, дом (не относится к природе), звёзды. 2. Одежда, игрушки, цветы (не человеческие вещи), телевизор, книги, рельсы. 3. Малина, яблоки, жук, заяц, крокодил, вода (не относится к живой природе),  кошка. * Далее можно поиграть в игру «Угадай предмет». Во внеурочное время –  © Баласс, 2012ознакомиться с настольной игрой «Путь человечества». – Умение пользоваться словами­понятиями поможет вам и на следующем уроке. Мы  с вами готовимся к настоящему путешествию по планете Земля. Для этого нужно  познакомиться с наукой о Земле. Попробуйте сами отгадать её название. Оно  зашифровано буквами слов­понятий, которые мы узнаем в этом году.  – Мы будем говорить о реках и океанах, озёрах и горах. – Отгадайте, как называется такая наука. Все перечисленные слова тесно связаны с  ней, а помогут вам выделенные буквы.                      горы                    реки                      океаны                      города                  страны              вулканы           атмосфера © Баласс, 2012впадина  путешествия – Да, эта наука называется географией, нам надо узнать её правила и законы,  освоить новый язык – язык географических карт. – Почему их разделили на разные группы? – Что мы сейчас делали? Какое умение формировали?  – Что нового узнали? Ι Итог урока. V.  – Как узнали, что помогло? – Где пригодятся знания? – Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? – Как работал ты? Деятельность учеников:  – характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов);  – сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства; © Баласс, 2012– сравнивать и различать объекты живой или неживой природы;  – наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.  © Баласс, 2012