Вводный урок в 5-м классе "Литература – искусство слова"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: 1) Сформировать понимание необходимости изучения литературы; 2) Развивать творческие способности учащихся; 3) Воспитывать интерес к изучению литературы. Задачи: 1) Познакомить учащихся со спецификой предмета литературы; 2) Создать атмосферу дружеского общения на уроке, способствующую возникновению ситуации успеха у учащихся; 3) Научить смотреть на привычное новыми глазами и создавать свои маленькие “произведения” (слова и выражения, рисующие мир с новой, неожиданной стороны). Оформление: осенние цветы и листья на партах, на столе учителя; на доске, кроме записи темы урока, прикреплен лист ватмана с нарисованным листом дерева.
Иконка файла материала Вводный урок в 5-м классе Литература – искусство слова.doc
Вводный урок в 5-м классе "Литература – искусство слова" Цели урока: 1) Сформировать понимание необходимости изучения литературы; 2) Развивать творческие способности учащихся; 3) Воспитывать интерес к изучению литературы. Задачи: 1) Познакомить учащихся со спецификой предмета литературы; 2) Создать атмосферу дружеского общения на уроке, способствующую возникновению ситуации успеха у  учащихся; 3) Научить смотреть на привычное новыми глазами и создавать свои маленькие “произведения” (слова и  выражения, рисующие мир с новой, неожиданной стороны). Оформление: осенние цветы и листья на партах, на столе учителя; на доске, кроме записи темы урока,  прикреплен лист ватмана с нарисованным листом дерева. Ход урока I. Слово учителя. – Ребята, посмотрите в окно: деревья оделись в золотой убор, моросит осенний дождик. Дни становятся короче, неприятно и невесело улыбается солнышко. Но сколько прелести и очарования в этом прощальном буйстве  золота! Приятно походить по шуршащему ковру, ощутить легкое дуновение ветерка. Как нам, бывает, хочется  поделиться радостью и теплом друг с другом, так и красота не может быть холодной, мертвой. Мне хочется  подарить её вам, а вы подарите её кому­то ещё, когда у вас плохое настроение, и кто­то ласково улыбнется, вам  станет легче. Так и восхищение красотой нам хочется передать кому­то. Но как? Проблемный вопрос: Действительно, как можно передать красоту осени, какими словами: особенными или  простыми? II. Задание. Класс делится на три команды (по рядам). – Придумайте определения этому листу клёна. Например, красивый, опавший… Какая команда придумает  больше определений для осеннего листа? III. Слово учителя. – Вот видите, сколько существует слов, которыми можно назвать один­единственный листик. Но мы с вами  придумали очень мало слов, потому что ещё не совсем умеем видеть прекрасное в привычном. А вот люди,  которые овладели этим даром, – поэты, могут это сделать лучше нас. – Почему поэты могут говорить таким удивительным языком, который, вроде бы, и родной для нас, а звучит  непривычно прекрасно? – Хотите и вы научиться этому? – Может быть, среди вас есть поэты? IV. Словесное рисование. – Попробуйте нарисовать словами маленький портрет…1 команда: осеннего неба; 2 команда: дождика; 3 команда: цветка. V. А теперь послушайте, как об этом говорят поэты. (Выразительное чтение стихотворений учителем). Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень  С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А.С.Пушкин Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко­красные вянущих рябин. А.К.Толстой Смиренная старенькая простушка В чепчике апельсинового цвета Со сладкой урючинкой во рту –  Осень. В плетёной корзиночке фрукты: Синий виноград, солнечные яблоки. – Откушайте! – на румяных губах улыбка. Руки тянутся, всё расхватали… Старушка растеряна – а взамен? Губы бантиком, строгий носик, Чепчик съехал назад. Старушка бунтует, швырнула корзиночку,  Шаркнула шлепанцами: “Отдайте виноград!” Срывает листья, кидается грязью, Юбка мокрая от луж… Потом успокоится и заплачет Над опустевшим садом, над голой яблоней… Сядет на лавочку и заплачет Сереньким дождиком. Старая осень В чепчике апельсинового цвета. Л. Сарайкина Вопрос классу: – Какое стихотворение вам понравилось больше всего? Почему? Слово учителя: – А теперь я открою секрет: последнее стихотворение написала девочка, которой столько же лет, сколько вам.  Значит, мы тоже можем попробовать написать. Конечно, не все станем поэтами, на научимся видеть и  передавать прекрасное. В этом нам поможет литература, к изучению которой мы приступаем с сегодняшнего  урока, потому что все замечательные слова, сказанные об осени, – это и есть литература. Литература – это не  только стихи, сказки, былины и рассказы – обо всём этом вы будете узнавать на уроках. Литература будет для  вас не только буковками на бумаге, она будет учить вас красоте, добру, будет жить вместе с вами. Посмотрите  на этот листик – он красивый, но не живой, а вы будете видеть мир со всеми его красками, звукам, запахами и  теплом.VI. Развитие речи. Беседа. – Любите ли вы читать? – Могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу? – Что из прочитанного летом вам запомнилось? (используются речевые конструкции: Помню, как… Мне не  забыть… навсегда осталось в памяти…) – Есть ли у вас любимые авторы, произведения, герои? (те же речевые конструкции) – Как вы думаете, одинаковые ли это понятия –“любить читать” и “уметь читать”? – Как вы объясните, что такое литература? (литература – это художественные   произведения).   VII. Рефлексия. – Понравился вам урок? – Что вам запомнилось? – Хочется прийти ещё на урок? Д/з: прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы после неё, нарисовать иллюстрации об осени. Использованная литература: 1) Т.В.Казанцева. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы: Методическое пособие. –  Комсомольск­на­Амуре: Издательство Комсомольского­на– Амуре государственного педагогического  университета, 2002.­С.6­11. 2) Аркин А.И. Уроки литературы в 5­6 классах: Практ. методика: Кн. Для учителя/ И.И.Аркин. – 3­е изд. – М.:  Просвещение, 2001. – С.12­13.

Посмотрите также