Вычислительные навыки на основе сложения и вычитания без перехода через десяток

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок - путешествие. Цели: личностные: -развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, мотивацию к учебе, способность к самооценке. регулятивные: -учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей. познавательные: - учить правильно использовать знаково-символические средства, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, проводить сравнение по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, высказываться в устной и письменной форме. коммуникативные: - учить допускать существование различных точек зрения, приходить к общему решению, использовать речь для регуляции своего действия, контролировать действия партнера. предметные: -закрепить вычислительные навыки сложения и вычитания без перехода через десяток.
Иконка файла материала конспект.docx
Урок-путешествие по теме «Вычислительные навыки на основе сложения и вычитания без перехода через десяток» Цели: личностные: -развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, мотивацию к учебе, способность к самооценке. регулятивные: -учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей. познавательные: - учить правильно использовать знаково-символические средства, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, проводить сравнение по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, высказываться в устной и письменной форме. коммуникативные: - учить допускать существование различных точек зрения, приходить к общему решению, использовать речь для регуляции своего действия, контролировать действия партнера. предметные: -закрепить вычислительные навыки сложения и вычитания без перехода через десяток.       Оборудование: проектор, компьютер, экран,  листочки с заданиями для  работы  в паре. ХОД УРОКА I. Организационный момент «Прозвенел звонок,   Начинается урок. Вы друг к другу повернитесь, Вы друг другу улыбнитесь, А теперь все дружно селиНа меня все посмотрели» Учитель: Ребята, вы любите путешествовать? Дети: Путешествие - это интересно! - Здорово! Учитель: А сказки читать и слушать вы любите? Дети: Очень. - С ними весело и не скучно. Учитель: Предлагаю вам совершить сказочное математическое путешествие. Что для этого необходимо? Дети: Выбрать сказку, или маршрут, или героев. - Раз у нас математика, наверное, понадобится знание математики. II. Работа по теме урока Учитель: Рассмотрите выражения. Что вы можете о них сказать? На доске: 10 + 3 12 + 5 18 - 8 16 - 5 10 + 4 12 + 3 17 - 5 18 - 2 Дети: Это суммы и разности. - Здесь есть суммы с одинаковыми слагаемыми. Одно из слагаемых двузначное число. Дети: А я заметила, что есть выражения с одинаковыми вычитаемыми. Можно, покажу? Уменьшаемые двузначные числа. Учитель: Замечательно. Спасибо за вашу наблюдательность. Во время нашего путешествия нам как раз и понадобятся ваши вычислительные навыки. Теперь посмотрите на рисунок. Что интересного вы заметили? На экране рисунок: Слайд 1 2Дети: На рисунке числа и буквы. Восемь чисел и восемь букв. Наверное, числа - значения сумм и разностей. - Наверное, из букв можно составить слово. - Да здесь же написано.! Учитель: Тсс, скажи пока только мне, позволь другим это тоже от- крыть. Учитель слушает ответ ребенка «на ушко». Учитель: Тогда давайте проверим ваши предположения. Предлагаю вам придумать задание. Дети: Можно найти значения выражений. - Проверить, для всех ли выражений есть число на рисунке. Учитель: Предлагаю вам записать эти выражения и выполнить задание. Дети выполняют задание. Учитель: Что у вас получилось? Дети: Для каждой разности и суммы на рисунке есть значение. Здесь зашифровано слово - «Буратино»! Учитель: А кто знает, кем написана сказка? Дети задумались. Учитель: Я готова вам помочь. Если вы сможете ответить на вопрос, сколько золотых монет дал Карабас Барабас Буратино, то точно определите автора сказки. Слайд2 Александр Сергеевич Пушкин - 10 Алексей Николаевич Толстой - 5 Николай Николаевич Носов – 15 3Дети: У Буратино было 5 монет. Значит, эту сказку написал Алексей Толстой, а сказка называется «Золотой ключик, или приключения Буратино». И вы, наверное, догадались, что путешествовать мы будем с героями этой сказки. А сейчас предлагаю вам использовать числа, записанные рядом с именами, и составить с ними все возможные равенства. Запишите их в столбик. (Дети самостоятельно выполняют задание. После выполнения задания детьми учитель на доске записывает выражения). На доске: 10+5=15 15-10=5 5+10=15 Учитель: Вот какие выражения я увидела в ваших тетрадях. Дети: А у меня получилось четыре выражения, только какого-то у вас на доске нет. - Здесь нет еще разности 15 и 5. -Учитель дописывает в столбик это выражение 15-5=10. Дети: А я записала по-другому, сначала суммы, а потом разности. - И я тоже. Учитель: Покажи как. Ребенок идет к доске и записывает рядом с уже записанным столбиком второй столбик выражений. 10+5=15 5+10=15 15-10=5 15-5=10 Дети: Сначала записываем суммы. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Учитель: Как называется этот закон сложения? Дети: Переместительный закон. А потом, если из значения суммы вычесть первое слагаемое, получим второе. Потом из значения суммы вычитаем второе слагаемое - получаем первое. Учитель: Да, ваша запись удобнее. Посмотрите, мы все возможные выражения составили? Дети: У меня есть еще. Учитель приглашает ребенка к доске. На доске рядом с двумя уже записанными столбиками появляется запись: 5+5=10 410-5=5 Учитель: Объясни, почему здесь нам достаточно записать только два выражения? Дети: Здесь же одинаковые слагаемые! Учитель: Посмотрите на ваши записи в тетради. Проверьте, все ли выражения мы составили с данными числами? Дети: Да. Учитель: Тогда предлагаю вам отложить на парты ручки и закрыть глаза. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «Буратино». Предложить детям закрыть глаза и представить, что они смотрят на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 5. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 5 до 1, ребята сле- дят за уменьшением. Учитель: Помогите Буратино встретиться с черепахой Тортилой. Для этого надо пройти по кочкам через болото. Из каждого столбика выберите числа, которые в сумме дают число 19. Раскрасьте их. Только на них можно наступать. Запишите себе в тетрадь выражения с этими числами. Детям раздают карточки со схематическим рисунком (работа в паре). Слайд 3 После того как дети выполнили задание в паре, организуется проверка. Слайд 4 5Учитель: Вы молодцы, нашли все выражения! Теперь Буратино сможет пройти через опасное болото! Итак, Буратино встретился с Тортилой. И они нам приготовили новое задание. Ответьте на вопрос. Какие монеты Карабас Барабас дал Буратино? Дети: Золотые. Учитель: Ребята, а вы знаете, что раньше золотая монета называлась – червонец? Учитель: Если мы с вами не знаем значения слова, где мы можем его узнать? Дети: Спросить у родителей или узнать в книге. - Можно посмотреть в энциклопедии или в словаре. Учитель: Верно. Предлагаю заглянуть в Толковый словарь и уточнить значение этого слова. Итак, в словаре Сергея Ивановича Ожегова дается следующее толкование: «Червонец - это русская золотая монета (достоинством в разное время в 3, 5 или 10 рублей)». Так и лиса Алиса поспорила с котом Базилио: если бы у Буратино были червонцы-монеты достоинством в 10 рублей, сколько бы денег мы у него забрали? Дети: 10 + 10+10 + 10+10=50 руб. Учитель: У нас получилась длинная сумма, я могу записать решение короче: 10 х 5 = 50. Может, вы знаете, как называется это действие? Дети: Умножение. Учитель: Правильно. С этим действием мы будем знакомиться позднее. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Под музыку из кинофильма «Приключения Буратино») Буратино потянулся, (Руки тянем вверх.) Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три - нагнулся. 6(Наклон головы вперед. Руки и голову держим на весу. Движения повторяем 3 раза.) Руки в стороны развел. (Руки разводят в стороны.) Ключик, видно, не нашел. (Сжимаем пальцы правой руки в кулачок, указательный палец выпрямлен. Производить движения рукой влево-вправо, как маятник часов.) Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. (Поднимаются на носочках и тянут руки вверх.) Учитель: Продолжаем наше путешествие. Спасаясь от Карабаса Барабаса, Буратино забрался на самое высокое дерево. Как вы думаете, на какое? Слайд 5 Береза ниже сосны, клен ниже березы. Какое дерево самое вы- сокое? Дети: Можно начертить схему. Береза ниже сосны. Мы рисуем бе- резу, она ниже, и рядом сосну - она выше. На доске - схема: Дети: Теперь рисуем клен. - Он ниже березы, значит, его рисуем. Учитель: Рядом с сосной. Справа. Дети: Нет, слева от березы. Он же ниже березы. Значит, самое высокое дерево - сосна! На доске появляется схема: Учитель: Значит, Буратино прятался от Карабаса на… Дети: На сосне. 7Учитель: Молодцы, справились и с этим заданием. Ребята, каких еще друзей Буратино вы знаете? Дети: Пьеро. Он поэт, и он всегда был грустный. Мальвина, она любила всех учить. Пёс Артемон. Они предлагают вам свои задания. Слайд 6 Задание на выбор. (рабочая тетрадь стр. 74-75) Мальвина предлагает выполнить задание № 2. Пьеро - № 3, а Артемон -№5. Выберите себе любое задание и выполните его. III. Рефлексия Учитель: Сегодня на уроке вы были очень активными, внимательными, самостоятельно находили выход из трудных ситуаций. Мне было приятно с вами работать. А как вы оцените свою работу? Слайд 7 Нарисуйте в тетради соответствующий смайлик. - Что нового узнали? -Кому хотите сказать спасибо? 8