Вычитание суммы из числа.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основные предметные цели: 1. Сформулировать правило вычитания суммы из числа. 2. Продолжать формирование представлений о рационализации вычислений. 3. Учить читать и записывать выражения со скобками и без скобок. 4. Развивать умения решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения. 5. Продолжать развивать вычислительные умения и формировать навыки. 6. Продолжать знакомить детей с арифметическими лабиринтами. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Иконка файла материала konsp_2kl_mat_ur_ 21-24.doc
Математика.                                                Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Урок 21 (19). Тема. Вычитание суммы из числа. Основные предметные цели: 1. Сформулировать правило вычитания суммы из числа. 2. Продолжать формирование представлений о рационализации вычислений. 3. Учить читать и записывать выражения со скобками и без скобок. 4. Развивать умения решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения. 5. Продолжать развивать вычислительные умения и формировать навыки. 6. Продолжать знакомить детей с арифметическими лабиринтами. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями. Символы:  Н  П   М Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  Н 1. Математический диктант. Познавательные УУД– Запишите ряд чисел от 20 до 11. – Чему равна сумма чисел 7 и 9? – Найдите разность 15 и 7. – Уменьшаемое 11, вычитаемое 4, чему равна разность? – Запишите, чему равен х, если 6 + х = 13. – Запишите, чему равен у, если 16 – у = 9. – Во дворе 17 лип и 8 берёз. На сколько берёз меньше, чем лип? На сколько лип больше, чем берёз? – На одной берёзе 5 гнёзд, это на 4 гнезда меньше, чем на второй берёзе. Сколько гнёзд на второй берёзе? (Проверка индивидуальная, если это контрольный математический диктант) 2. Фронтальная работа. а) Сколько всего вычли из числа? 18 – (5 + 3) 15 – (2 + 3) 16 – (3 + 3) 19 – (5 + 4) 12 – (10 + 2) 17 – (7 + 0) 18 – (4 + 4) 19 – (1 + 8) б) Каким выражением можно заменить каждый из примеров? (18 – 8…) 6. 4. Н 1. Работа в парах. Задание № 1, с. 38. – Сколько способов решения оказалось? Как их объяснить? - Одинаковые ли значения представленных II. Постановка проблемы (знакомимся с основным вопросом – Развиваем умения            1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических схем, рисунков, кратких записей; 2. составлять, понимать и объяснять простейшие (план алгоритмы действий) при работе с конкретным заданием; 3.  строить вспомогательные   модели   к задачам   в   виде   рисунков, схематических   рисунков, схем; –   4.  –   анализировать   тексты простых и составных задач с опорой   на   краткую   запись, схематический рисунок, схему.урока) III. Открытие нового (учимся формулироват ь новые знания) IV. Формулирова ние темы и целей урока. V. Первичное закрепление. решений? 2. Работа в парах. - Давайте понаблюдаем за ходом выполнения ещё одного задания. Задание № 2, с. 38. Цель работы состоит в том, чтобы после наблюдения в ходе поиска значений выражений и их сравнения самостоятельно сформулировать все возникшие вопросы. - Сформулируйте и задайте вопросы классу по данным выражениям. - Сравните свои вопросы с текстом под знаком ?! 6.  П 1. Задание № 3, с. 38. Работа в парах. Самостоятельное формулирование нового. 2. Работа с текстом учебника со знаком в оранжевой рамке. Учитель: Сравните свой ответ с тем, что дали сами авторы. (Дети читают текст.) (Внимание формулировке!) 1. - Чему нам сегодня нужно научиться? 6. 9. 1. 10.  П Работа в парах и группах по рядам (3 группы) Задание № 4, с. 38. Коммуникативные Развиваем умения 1.  –  работать   в   команде разного   наполнения   (паре, малой     целым классом); группе, 2.  –   вносить   свой   вклад   в работу   для   достижения общих результатов; 3.  –   активно   участвовать   в обсуждениях,   возникающих на уроке; 4.  –   ясно   формулировать вопросы   и   задания   к пройденному   на   уроках материалу; 5.  –   ясно   формулировать ответы   на   вопросы   других учеников и педагога;VI. Самостоятель ная работа. Зачитываются разные способы вычислений. - Какой способ самый удобный? Почему? - Какое ещё из изученных правил позволяет считать быстрее? (сочетательное свойство сложения). 1.   4. П (Парная или индивидуальная работа в зависимости от подготовки класса)). 1.Задание № 5, с. 39. Дети составляют 3 выражения. Проверка после записи решения на доске (2-3 пары). Вопросы к ученику (ученикам), выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе правильно решить задачу? – Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты? – Ты решил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2.Физкультминутка. –   участвовать   в   работая   в 6.  обсуждениях, паре;     7.  –   ясно   формулировать свои затруднения, возникшие   при   выполнении задания; 8.  – не бояться собственных ошибок   и   участвовать   в   их обсуждении; ТОУУ 9. – работать консультантом и   помощником   для   других ребят; с 10.  консультантами и помощниками   в   своей группе.  Регулятивные Развиваем умения 1.  –   принимать   участие   в и обсуждении формулировании   цели конкретного задания; 2.  –   принимать   участие   в –   работатьобсуждении и формулировании   алгоритма выполнения   конкретного задания   (составление   плана действий); 3.  –   выполнять   работу   в соответствии   с   заданным планом; 4.  – участвовать в оценке и обсуждении   полученного результата; Личностные 1. – понимать и оценивать  свой вклад в решение общих  задач; 2. – быть толерантным к  чужим ошибкам и другому  мнению; 3. – не бояться собственных  ошибок и понимать, что  ошибки – обязательная часть VII. Систематизац ия и повторение. VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности. IX. Предполагаемая домашняя   работа 2.   П Выбор заданий для выполнения. Задание № 8, с. 39. - Есть ли предложения для выполнения этого задания? Сравните с рассуждением Афанасия. 3. Рассматриваем и обсуждаем рисунок и выражения на жёлтом поле. -Что нового сегодня узнали? Как это можно сделать? А есть ли самый удобный способ? Н Задания 6, 7 с. 39(с инварианта варианта). уровнями и   Урок 22 (1.20). решения любой задачи. Тема: Сложение и вычитание чисел. (Обобщение.) Цель: 1. Продолжать формирование представлений о рационализации вычислений. 2. Учить читать и записывать выражения со скобками и без скобок. 3. Развивать умения решать текстовые задачи несколькими способами и использовать эти умения для проверки решения. 4. Продолжать развивать вычислительные умения и формировать навыки.  Символы: Н П М Этапы урока Ход урока ТОУУ Формирование УУД, (технология оценивания  учебных успехов) I. Актуализация Н 1. Проверка домашнего задания. Познавательные УУД Развиваем умениязнаний. 3. Индивидуальные задания. Табличные случаи сложения и вычитания. 8 + 9 17 – 8 – 4 15 – 7 16 + 0 – 9 5 + 9 7 + 5 – 6 16 – 8 14 – 8 – 0 4. 2. 5.  Н 4. Фронтальная работа. а) Задание № 1, с. 40. Парно-групповая работа в диалоге «ученик–ученики». б) Задание № 2, с. 40. II. Формулирова ние темы и целей урока. 1. - Окиньте взглядом разворот учебника. Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Всё ли мы уже умеем делать? (Будем разбирать разные приёмы сложения и вычитания чисел). и 1.-самостоятельно «читать» объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; – составлять, 2. понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3.­строить вспомогательные модели к задачам   в   виде   рисунков, схематических   рисунков, схем; 4.  – анализировать тексты простых и составных задач с   опорой   на   краткую запись, схематический рисунок, схему.III. Систематизац ия и повторение. 4. 2. 6. Н - Давайте выберем задания, которые надо сегодня выполнить на уроке. Предложения учеников. а). Задание №3, 4 с. 40 Самостоятельная работа (3-4 ученика у доски) Вопросы  к ученику  (ученикам), выполнявшему  работу  (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе правильно решить задачу? – Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты? – Ты решил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. б).   Задание   №5,   с.   40   (работа   в   парах).   Обсуждение,   объяснение выражений. ­   Какое   свойство   сложения   помогает   быстро   и   удобно   складывать числа? (сочетательное). ­ Сможете ли сами находить   такие удобные слагаемые? Предлагаю похожее домашнее задание. (№ 6) в). Задача № 8, с. 41 Фронтальная работа. Обсуждение условия по алгоритму, совместное составление схемы и плана решения. Решение самостоятельное и у доски с проверкой. г). Задание № 9. Фронтально. Коммуникативные Развиваем умения 1.  –  работать   в   команде разного наполнения (паре, малой   группе,   целым классом); ТОУУ 2.  – вносить свой вклад в работу   для   достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в  обсуждениях,  возникающих на уроке;   4.  – ясно формулировать вопросы   и   задания   к пройденному   на   уроках материалу;  5.  –   ясно   формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; –   участвовать   в 6.  обсуждениях,   работая   в   ясно паре;  формулировать свои 7.  ­в     –   возникшие затруднения, при выполнении задания; 8.  –   не   бояться собственных   ошибок   и участвовать их обсуждении; работать   9.  консультантом и помощником   для   других ребят; 10. – работать с  консультантами и  помощниками в своей  группе. - Знаем ли мы теперь «секреты» быстрых и удобных вычислений? Какие? IV. Итог урока. Рефлексия деятельности .   Регулятивные Развиваем умения 1.  – принимать   участие  в обсуждении и формулировании   цели конкретного задания; 2.  – принимать   участие  в обсуждении и формулировании алгоритма   выполнениязадания плана конкретного (составление действий); 3.  –   выполнять   работу   в соответствии   с   заданным планом; 4. – участвовать в оценке  и обсуждении  полученного результата; V. Домашнее задание (инвариант и вариант) Н Задания №6,7 с. 40-41 (либо задания из дидактических материалов). М Вариативно (по выбору №10, с. 41 с последующим обсуждением. Личностные 1. – понимать и оценивать  свой вклад в решение  общих задач; 2. – быть  толерантным к чужим  ошибкам и другому  мнению; 3. – не бояться  собственных ошибок и  понимать, что ошибки –  обязательная часть  решения любой задачи. Урок 23 (1.21).Тема: Вычитание числа из суммы. Цель: 1. Сформулировать правило о вычитании числа из суммы. 2. Продолжать формирование представлений о рационализации вычислений на основе изучаемых правил. 3. Учить читать и записывать выражения со скобками и без скобок. 4. Развивать умения решать текстовые задачи несколькими способами и использовать эти умения для проверки решения. 5. Продолжать развивать вычислительные умения и формировать навыки. 6. Продолжать знакомить детей с задачами на разрезание и составление фигур.  Символы: Н П М Этапы урока Ход урока ТОУУ Формирование УУД, (технология оценивания  учебных успехов) I. Актуализация знаний. Н 2. 4. 1 1. Проверка домашнего задания. 2. Индивидуальные задания. Табличные случаи сложения и вычитания. 6 + 8 13 – 6 + 4 15 – 6 18 – 2 – 7 8 + 8 11 – 4 + 6 12 – 5 8 + 3 - 6 3. Фронтальная работа. Познавательные УУД Развиваем умения 1.-самостоятельно «читать» объяснять информацию, заданную с помощью схематических схем, рисунков, иа) Замените некоторые числа суммой одинаковых слагаемых: 10, 12, 14, 16, 17, 18, 20. б) Игра «Светофор». Если высказывание истинное – поднимаем зелёную карточку, если ложное – красную. – Отрезок – это часть прямой, ограниченная с обеих сторон точками – концами отрезка. – Результат вычитания называют суммой. – У прямоугольника все углы прямые. – 14 – это 5 плюс 5. – Самое глубокое озеро – это Байкал. – Приставка стоит после корня. – Первым в выражении выполняется действие в скобках. – Компоненты действия сложения называются слагаемыми. в) Придумайте задачу по схеме и запишите выражения. г) Чем похожи и чем отличаются выражения? (7 + 4) – 2 7 + (4 – 2) (7 – 2) + 4 – Как найти значение каждого выражения? – составлять, и кратких записей; 2. понимать объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3.­строить  вспомогательные модели к задачам в виде рисунков,  схематических рисунков,  схем; 4.  – анализировать тексты простых и составных задач с   опорой   на   краткую запись, схематический рисунок, схему.   Коммуникативные Развиваем умения 1.  –  работать   в   команде разного наполнения (паре,II. Постановка проблемы (знакомимся с основным вопросом урока) III. Открытие нов (узнаём новое). 6. 2  П Работа в парах. а) Задание № 1, с. 42. Цель работы состоит в том, чтобы обсудить и сформулировать все возникшие у детей вопросы и наблюдения. - Предлагаю понаблюдать, обсудить, сделать выводы. б) Предварительное формулирование предположений детей: - Каковы значения выражений? - Сколько способов нахождения значений вы увидели? - Какой возникает вопрос? Работа с текстом под знаком ?! П 6. 3. 1. 2. Давайте понаблюдаем за другими выражениями. 1. Задание № 2, с. 42. Работа в парах. Цель работы состоит в том, чтобы после наблюдения в ходе сравнения выражений самостоятельно сформулировать новое правило в общем виде. 2. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке. Учитель: Сравните свой ответ с тем, что дали сами авторы. (Дети читают текст и анализируют.) ( Внимание на терминологию!) малой   группе, классом);   целым 2.  – вносить свой вклад в работу   для   достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в  обсуждениях,  возникающих на уроке;  4. – ясно формулировать  вопросы и задания к  пройденному на уроках  материалу;   5.  – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 6.  –   участвовать   в обсуждениях,   работая   в   ясно паре;  формулировать свои   возникшие затруднения, при выполнении задания; –   не   бояться 8.  собственных   ошибок   и 7.  ­в – их участвовать обсуждении; работать 9.    консультантом и помощником   для   других ребят; 10. – работать с  консультантами и  помощниками в своей  группе. IV. Формулирова ние темы и целей урока V. Первичное закрепление (применяем новые знания). 1.  - Чему будем учиться на уроке? (Применять разные способы вычитания) 6. 2  3  П Парно­групповая работа. 1. Задание № 3, с. 42. В результате работы делается вывод о том, что раньше мы вычитали «по частям», не зная правил вычитания числа из суммы и суммы из числа, а теперь будем вычитать с помощью этих правил.   Регулятивные Развиваем умения 1.  – принимать   участие  в обсуждении и формулировании   цели конкретного задания; 2.  – принимать   участие  в обсуждении и формулировании алгоритма   выполнения конкретного задания (составление плана действий);VI. Самостоятель ная работа. VII. Систематизац ия и повторение. Н 1. 2.   4.  а) Задание № 4, с. 43.(в парах) - Составьте задачу по схеме и решите её. (Проверка: 2-3 пары) Во время презентации решения обязательно проговариваются правила, на основании которых сделаны вычисления. Вопросы к ученику (ученикам), выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе правильно решить задачу? – Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты? – Ты решил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Н 1. 3. 2. - Давайте выберем задания для выполнения на уроке. а). Задание № 5 (по вариантам по одной строке). Самостоятельная работа в тетради и у доски. Вопросы к ученику (ученикам), выполнявшему работу (начало формирования  алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе правильно решить задачу? – Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты? – Ты решил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. П б). Задание № 6. (Работа в парах). Обсуждение и представление результата работы. 3.  –   выполнять   работу   в соответствии   с   заданным планом; 4. – участвовать в оценке  и обсуждении  полученного результата; ТОУУ Личностные 1. – понимать и оценивать  свой вклад в решение  общих задач;  ТОУУ- Чему учились на уроке? Задание на жёлтом поле. Можно предложить детям задания в дидактических  материалах. Вариативно: задание №7, с. 43 2. – быть толерантным к  чужим ошибкам и другому мнению; 3. – не бояться  собственных ошибок и  понимать, что ошибки –  обязательная часть  решения любой задачи. VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности. IX. Домашнее задание (инвариант и вариант) Урок 24 (1.22). Тема: Сложение и вычитание чисел. (Обобщение.) Цель: 1. Повторять и закреплять ранее изученное. 2. Продолжать формирование представлений о рационализации вычислений на основе изучаемых правил. 3. Учить читать и записывать выражения со скобками и без скобок. 4. Развивать умения решать текстовые задачи несколькими способами и использовать эти умения для проверки решения. 5. Продолжать развивать вычислительные умения и формировать навыки. 6. Продолжать знакомить детей с арифметическими лабиринтами.  Символы: Н ПМ Этапы урока I. Актуализация знаний. Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов) Н 2. 2. 1. Проверка домашнего задания. 2. Индивидуальные задания. Табличные случаи сложения и вычитания. (дидактический материал, с. 12 № 2) 3. Фронтальная работа. а) Задание № 1, с. 44. – Какой ещё вопрос можно придумать к этому заданию? (Определение закономерности.) – Назовите числа от 2 до 10, которые можно разбить на две одинаковые части. б) Задание № 2, с. 44. – Назовите отличия левой и правой части, делайте вывод. – Прочитайте те выражения, в которых из суммы вычитаем число. – Прочитайте те выражения, в которых число прибавляем к сумме. в) Из суммы чисел 5 и 8 нужно вычесть 4. Как это можно сделать? г) Из 14 нужно вычесть сумму чисел 5 и 8. Как это можно сделать? Познавательные УУД Развиваем умения 1.-самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; – составлять, 2. понимать и объяснять простейшие (план алгоритмы действий) при работе с конкретным заданием; 3. ­ строить  вспомогательные модели к  задачам в виде рисунков,  схематических рисунков,  схем;II. Формулирова ние темы и целей урока III. Повторение и закрепление изученного. 1. 2. - Окиньте взглядом разворот учебника. Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Всё ли мы уже умеем делать? (Будем разбирать разные приёмы сложения и вычитания чисел). Н 3. 1. 6. 1. 4. 1. Фронтальная работа. Задание № 3а, с. 44. - Как в выражении обозначить сумму? Как это записать? - Сколько есть способов найти значение этого выражения ? - Какой способ вы считаете удобным для себя? 2. Самостоятельная работа в парах. Задания № 3б, 3в, с. 44 (найти значение выражений и записать все способы вычислений). 3. Фронтальная работа. а) Задание № 4б, с. 44. План работы. – Чтение текста в парах, подчёркивание основной   4.  –   анализировать   тексты простых и составных задач с   опорой   на   краткую запись, схематический рисунок, схему. Коммуникативные Развиваем умения 1.  –  работать   в   команде разного   наполнения   (паре, малой   группе,   целым классом); 2.  –   вносить   свой   вклад   в работу   для   достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в  обсуждениях, возникающих на уроке;  4. – ясно формулировать  вопросы и задания к  пройденному на уроках  материалу; 5.  –   ясно   формулировать ответы   на   вопросы   других учеников и педагога; 6.  –   участвовать   винформации. – Выписывание основной информации на доску. – Подробный разбор полученной краткой записи и попутное заполнение схемы: – Запись и проверка решения. Вопросы к ученику (ученикам), выполнявшему работу (начало формирования  алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе правильно решить задачу? – Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты? – Ты решил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. б) Задание № 4а, с. 44. (подготовка к домашней работе!) План работы. – Чтение текста в парах. – Обсуждение текста с выделением целого и частей и попутное заполнение схемы. П в) Задание № 7, с. 45. Логическая задача. Решается с помощью таблицы истинности – ложности. (Условие: каждый из ­ 7.  обсуждениях,   работая   в паре;    ясно формулировать свои затруднения,   возникшие при выполнении задания; 8.    бояться собственных   ошибок   и участвовать их обсуждении; ТОУУ –   не     в   – –   работать   9.    работать консультантом   и помощником   для   других ребят;   с 10.  консультантами и помощниками   в   своей группе. Регулятивные Развиваем умения 1. – принимать участие в  обсуждении и  формулировании цели  конкретного задания; 2. – принимать участие вмальчиков занимается только одним видом спорта и все занимаются разными). Далее определяем, что известно из условия: Осталось два вида спорта на двоих. Саша не может заниматься плаванием, значит, плаванием занимается Вова, а Саша – бегом. Н 4. Самостоятельная работа в парах. Задание № 6, с. 44. Вопросы к ученику (ученикам), выполнявшему работу (начало формирования  алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе правильно решить задачу? – Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты? – Ты решил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 5. Индивидуальная самостоятельная работа по вариантам или рядам. Задание № 5, с. 44. 6. Фронтальная работа. Задание № 9, с. 45 (разобрать вариант Вовы; подготовка к домашней работе). - Чему научились сегодня на уроке? обсуждении и  формулировании  алгоритма выполнения  конкретного задания  (составление плана  действий); ТОУУ 3.  –   выполнять   работу   в соответствии   с   заданным планом; 4. – участвовать в оценке и  обсуждении полученного  результата; Личностные IV. Итогурока. Рефлексия деятельности . V. Домашнее задание (инвариант и вариант) - Какое задание выполняла Катя? (рисунок на жёлтом поле). 1. – понимать и оценивать  свой вклад в решение  общих задач;  Задания № 3г, 4а, 5 (одно уравнение). Решение задачи № 4а разобрали в классе (записать все возможные выражения к задаче). Возможна работа с дидактическими материалами. 2. – быть толерантным к  чужим ошибкам и другому  мнению; Вариант: № 8, 9, с. 44–45. 3. – не бояться  собственных ошибок и  понимать, что ошибки –  обязательная часть  решения любой задачи.