Выпускная квалификационная работа.
Оценка 5

Выпускная квалификационная работа.

Оценка 5
Исследовательские работы +4
docx
психологическая работа +1
Взрослым
14.06.2018
Выпускная квалификационная работа.
Публикация является частью публикации:
Защита ВКР.docx
Здравствуйте, меня зовут Колинко Карина Дмитриевна. Тема выпускной квалификационной работы  Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома В   настоящее   время   в   Российской   Федерации   насчитывается  50 201   детей­сирот.   Сохраняется   положительная   динамика   по сокращению численности выявляемы детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семейному устройству таки детей. Численность сократилась на 15,1 %. Всего за 11 месяцев 2017 года были устроены в семьи 58414 детей. Таким образом, на семейные форы устройства ежегодно передается детей больше, чем выявляется в соответствующем году. Слайд 1 Слайд 2 Учитывая такие результаты, нужно рекомендовать педагогическому составу детского дома: ­ создавать эмоционально ­ комфортную обстановку для воспитанников; ­ удовлетворять важнейшие потребности ­ в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и  уважении; ­ включать воспитанников в разнообразные виды деятельности для полноценного развития; ­ в воспитательной работе сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие  личностного потенциала каждого ребенка; ­ одна из важнейших проблем в детском доме ­ потребность детей­сирот в любви. Депривация этой потребности влечет  множество нарушений в развитии личности воспитанников. Учитывая это, а так же эмоциональную перегрузку воспитателей,  рекомендуем уделять каждому ребенку персонально 15­20 минут в день, но в эти минуты сосредоточить свое внимание  исключительно на нем; ­ учитывая потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так  же то, что общение ­ ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным  трудностям в социальной адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать  технологии развивающего общения; ­ использовать полученные нами данные для реструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности  деятельности, чтобы социальная адаптация имела положительную динамику. Далее на слайде можно проследить в численность детей­сирот Приволжского федерального округа. Пермский край стоит на втором месте по численности детей­сирот. Это показатель отрицательный, отсюда мы можем сделать вывод, что именно такая Слайд 3 ситуация не способствовала разработке и развитию различных программ адаптации, профилактики детей­сирот.  Именно   поэтому   темой   нашего   исследования   мы   и   выбрали   инновационные   формы   социально­профилактической   работы   с детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Детство  – это период,  когда закладываются фундаментальные качества  личности, обеспечивающие  психологическую устойчивость,   нравственные   ориентации,   жизнеспособность   целеустремленность.   Эти   духовные   качества   личности   не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому Слайд 7 В последнее время интерес ученых направлен на проблемы социально­психологического развития детей­сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей. Изучаются особенности социально­психического развития ребенка в условиях  материнской депривации, при помещении в учреждения интернатного типа, различные аспекты социального сиротства,  практические аспекты социально­трудовой адаптации, подготовки к семейной жизни, жизненному и профессиональному  самоопределению, социально­педагогической адаптации в учреждениях профессионального образования. Как   одну   из   главных   возникновения   эмоциональной   напряженности   и   отклоняющегося   поведения,   педагоги рассматривают депривацию. Депривация – общее значение обозначение для всех случаев эмоционального состояния и поведения, в основе которых лежит  неудовлетворенность  человека   его  жизнью.  Чехословацкие   исследователи   И.  Лангмейер   и  З.  Матейчик   депривацией называют   состояние,   возникшее   в   результате   определенных   жизненных   ситуаций,   когда   субъект   лишен   возможности удовлетворять свои человеческие потребности в достаточной мере и достаточно долгое время. Психолог Д. Хэбба считает, что депривация – это состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически недостаточной средой. Все негативные черты необходимо менять и уделять огромное внимание данной проблеме, которая является актуальной в  современном мире. Зарубежные и отечественные специалисты: Н.П. Иванова, П. Котли, Н.Н. Максимов, И.И. Осипова, В.Н.  Ослон, Н.Ф. Рыбакова считают, что дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют своеобразную и иную картину социально­психологического развития, чем дети, воспитывающиеся в семье. Таким образом, проблема психологической помощи детям­сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,  требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с  каждым ребенком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, интернате и так далее. Подводя   итоги   выше   сказанному,   необходимо   отметить   следующее,   что   большинству   брошенных   детей   не   хватает личного   внимания   и   эмоционального   стимулирования   необходимого   для   развития.   Наблюдая   у   таких   детей   тяжелые повреждения   личности,   самосознания   и   интеллектуального   развития,   ученые   высказывали   предположение   о   том,   что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. В связи с этим очень важно, чтобы ребенок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, попал в атмосферу доброжелательности, соучастия, к специалистам, готовым помочь ему справиться со всеми трудностями, преодолеть последствия своего одиночества и вступить во взрослую жизнь полноценным членом общества. Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по  Слайд 8 преодолению социального сиротства. Своевременная профилактическая деятельность способствует значительному снижению  издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями. В литературе исследователи Р.Н. Войтлев и О.Н. Чалова, выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:  Общесоциальный   уровень   (общая   профилактика)   предусматривает   деятельность   государства,   общества,   их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно­ духовной сфере;  Специальный   уровень   (социально­педагогическая,   социально­психологическая)   состоит   в   целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;  Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности. Помимо этого, Л.С. Стракулина выделяет следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная,  третичная. Первичная профилактика ­ комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально­психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Вторичная   профилактика   ­   комплекс   медицинских,   социально­психологических,   юридических   и   прочих   мер, направленных   на   работу   с   несовершеннолетними,   имеющими   девиантное   и   асоциальное   поведение   (пропускающими   уроки, систематически   конфликтующими   со   сверстниками,   имеющими   проблемы   в   семье).   Основными   задачами   вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления. Под   третичной   профилактикой   понимается   комплекс   мер   социально­психологического   и   юридического   характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.    На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: профилактика социального сиротства ­ это реальная необходимость, важна общая организация профилактической работы на определенной территории применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей; профилактика   социального   сиротства   включает   в   себя   систему   мероприятий,   связанных   с   изучением   и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности; работу   по   профилактике   социального   сиротства   в   подготовке   подрастающего   поколения   к   ответственному родительству   необходимо   начать   с   формирования   позитивных   родительских   установок   через   разработку   и реализацию   программ,   которые   способствовали   бы   формированию   правильного   подхода   к   созданию   семьи   у молодых людей. Слайд 9 В систему государственных мер по реализации права ребенка на воспитание в семье входит создание альтернативных форм устройства детей­сирот. Это такие формы, как усыновление, опекунские и приемные семьи, Детские дома семейного типа, Детские деревни и городки, замещающая семья. Самым страшным последствием воспитания в детских домах становится отсутствие у воспитанников умений создать собственную семью и воспитывать своих детей. Исследования ученых свидетельствуют, что, несмотря на очень сильное желание создать нормальную семью, войти в родную семью своего избранника или избранницы, бывшие воспитанники интернатов почти всегда терпят неудачи на этом пути. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей жизни. Семья   способствует   самоутверждению   человека,   стимулирует   его   социальную,   творческую   активность,   развивает индивидуальность.   Именно   в   семье   закладываются   нравственные   нормы   поведения,   раскрываются   внутренний   мир   и индивидуальные качества личности. Итак, рассмотрим инновационные формы для усыновления детей:  Детский городок или деревня ­ социально­педагогическое учреждение образования, созданное на основе двух и более  воспитательных групп, в рамках которых супруги или отдельные граждане (родители­воспитатели) выполняют обязанности по  воспитанию детей­сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Детский дом семейного типа ­ форма  воспитательного   учреждения,   являющаяся   промежуточной между  приемной семьей и детским домом. Детский   дом   семейного   типа   организуется   на   базе   семьи.   Семья   должна   состоять   из   супругов,   брак   которых зарегистрирован. Для организации детского дома семейного типа необходимо  желание  обоих  супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, а также если в семье есть родные или усыновленные дети, достигшие 10 лет, то необходимо и их согласие. Супруги являются организаторами детского дома семейного типа.  Замещающая семья ­ это форма семейного устройства детей вне кровной семьи. Специалисты называют замещающей любую   семью,   которая   взяла   на   воспитание   ребёнка   из   сиротского   учреждения,   вне   зависимости   от   формы   устройства: усыновление, опека, приемная или патронатная семья. Примером из практики является проект «Ты супер!». «Ты супер!» ­ международный телевизионный музыкальный проект телеканала НТВ, в котором принимают участие дети, оставшиеся без попечения родителей. Заочные отборочные туры начались в декабре 2016 года и прошли не только на территории России, но и во всех стран бывшего СССР. Первый тур очного конкурса стартовал 11 февраля 2017 года на телеканале НТВ. Участниками проекта являются воспитанники детских домов, школ­интернатов и дети из приемных и опекунских семей в возрасте от 7 до 18 лет. Отсюда можно сделать вывод, что под жизнеустройством понимается создание детям данной категории нормальных условий   жизни   в   замещающей   семье   или   государственном   учреждении.   Анализ   показал,   что   в   настоящее   время   самыми распространенными   формами   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   являются   усыновление,   опека, приемная семья. В   завершение   сказанного,   хотелось   бы   подчеркнуть,   что   именно   усыновление   дает   возможность   создать   ребенку максимально близкие к семейным условиям жизни и воспитания, именно поэтому усыновление является приоритетной формой жизнеустройства детей­сирот, оставшихся без попечения родителей. Разработку проекта кулинарной смены «Мастер­шеф» предваряло социологическое исследование, позволяющее оценить необходимость его разработки для конкретной целевой группы (дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) и населения города Соликамска. Для решения поставленных задач был проведен социологический опрос и анкетирование. В исследовании принимали участие специалисты детского дома города Соликамска, население города Соликамска и дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – целевая группа социального проекта «Мастер­шеф». В анкетировании приняли участие 43 человек (22 человека – специалисты учреждения, 21 человек – население города Слайд   10, слайд 11 Соликамск). Итак,   по   результатам   проведенного   анкетирования   мы   выяснили,   что   число   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без попечения будет расти. Что, если разработать проект кулинарной смены «Мастер­шеф», то он будет пользоваться спросом. Но посредством реализации проекта будет только частично решена проблема, поэтому нужно привлечь общественность. В социологическом опросе приняли участие дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет. Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что для большей части детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет с поступлением в детский дом жизнь меняется кардинально, особенно это касается подготовка к взрослой жизни вне детского дома. Это свидетельствует о том, что детям­сиротам нужна особая поддержка, а также они нуждаются в помощи адаптироваться в обществе. Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни  любого  молодого  человека, и  того, кто  покидает  учреждение  интернатного  типа, и, того, кто  уходит из родительской   семьи во взрослую  жизнь. Этот переход к независимой   жизни   связан  с серьёзными   стрессами. Воспитанники детского   дома,   интерната   выходя   за   его   порог,   умеют   «быть   сиротой».   Они   надеются   на   покровительство,   обладают     «выученной беспомощностью», не  подозревая, что  можно  опереться  на  свои  собственные  ресурсы. Поэтому очень важным является тщательное планирование работы в этом направлении каждой службы педагогического учреждения. Результаты исследования показали, что дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в регионе испытывают наибольшую потребность в семье и родителях, в помощи и поддержке, в проведении досуга, в помощи для вступления во взрослую жизнь. Опираясь на результаты проведенного исследования, мы убедились, что детей­сирот нужно подготавливать во вступление к взрослой жизни, их активном участии в жизни общества при условии вовлечения в кулинарную школу и при условии успешного прохождения для того, чтобы знать, что нужно для взрослой жизни. В настоящее время в детском доме реализуются различные программы и мероприятия, но, тем не менее, не в полной мере присутствуют кулинарные способности. Проект   «Мастер­шеф»   (полный   текст   документа   представлен   в   приложении   1)   направлен   на   развитие   кулинарного потенциала у воспитанников детского дома, привлечение внимания общественности к их проблемам, формирование позитивного настроя по отношению к детям­сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оказания поддержки им.          ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ на слайде  На сегодняшнее время в Соликамске создается много проектов по кулинарии для детей. Но забывается тот факт, что есть и те дети, которым нужна помощь – это дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Именно это и сподвигло на создание проекта «Мастер­шеф». Проект направлен на преодоление пассивности у воспитанников детского дома, развитие кулинарных способностей и желание действовать, изменять жизнь вокруг себя. Проект   кулинарные   курсы   «Мастер­шеф»   позволит   воспитанникам   детского   дома   почувствовать   себя   нужными   и интересными обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты во взрослой жизни после выхода из детского дома. Полученные   на   занятиях   знания   помогут   детям­сиротам   не   только   накормить   в   будущем   свою   семью,   гостей,   но   и способствовать при выборе будущей профессии. Подготовка к самостоятельной жизни – одна из основных задач деятельности проекта, воспитанников детского дома, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь. Обучение   воспитанников   детского   дома   направлено   на   их   самоопределение   и   профессиональную   ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности. По окончании деятельности в рамках проекта кулинарных курсов «Мастер­шеф» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров. Дети­сироты   осознают в процессе деятельности социальную значимость проекта, так как научатся общаться, готовить и помогать друг другу. Слайд 12 Слайд 13 Слайд   14, 15, 16 На период реализации проекта он станет востребованным и достаточно популярным. В дальнейшем опыт реализации данного проекта может быть распространен в других детских домах на территории Пермского края и за его пределами. Профилактика сиротства является одной из самых актуальных проблем современной социальной работы. Неуклонный  рост числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с одной стороны вызывает увеличение внимания к каждому из них независимо от его возможностей, с другой стороны вызывает стремление общества повышения ценности личности и  необходимости защищать ее права.  Слайд 17 Подготовка   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,    к   самостоятельной   жизни   всегда   была острой  государственной  проблемой. Именно для решения задач организации социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей и был разработан социальный проект детской кулинарной смены «Мастер­шеф», который может стать  хорошей стартовой площадкой для развития данного опыта в городе Соликамск, а затем и в крае. Жизнь в семье позволяет ребенку­сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней  социализации, наблюдения за образцами детско­родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств  сострадания, родительской теплоты, а главное – это получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, тот  набор статусов, которые помогут, получив приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать карьеру. Настоящая работа имеет теоретическую и практическую значимость. Систематизированный теоретический материал,  разработанный социальный проект может быть использован в работе специалистов по социально­профилактической работе  детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при стационарных учреждениях, на базе общественных учреждений.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.
Скачать файл