Выпускная квалификационная работа.
Оценка 5

Выпускная квалификационная работа.

Оценка 5
Исследовательские работы +4
docx
психологическая работа +1
Взрослым
14.06.2018
Выпускная квалификационная работа.
Публикация является частью публикации:
Kolinko_K_1.docx
Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Тема ВКР: Инновационные формы социально- профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Содержание Введение ……….. Глава   1.   Теоретико­методические   основы   социально­ профилактической   работы   с   детьми­сиротами   и   детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома .. 1.1. Социально­психологическая характеристика детей­сирот и детей оставшихся   без   попечения   родителей,   воспитывающихся   в   условиях детского дома ……………………………………………………………… 1.2.   Организация   социально­профилактической   работы   с   детьми­ сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома ……………………………………………………………… 1.3.  Характеристика  инновационных   форм  в  организации  социально­ профилактической работы с детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома …………………… Глава 2. Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома ВВЕДЕНИЕ Вступление… Детьми,   оставшимися   без   попечения   родителей   являются   лица   в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями   наказания   в   учреждениях,   исполняющих   наказание   в   виде лишения   свободы,   нахождением   в   местах   содержания   под   стражей подозреваемых   и   обвиняемых   в   совершении   преступлений,   уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом   родителей   взять   своих   детей   из   образовательных   организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных   случаях   признания   детей   оставшимися   без   попечения   родителей   в установленном законом порядке. Дети­сироты ­ лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159­ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(ред. от 28.11.2015) В   последние   годы   заметно   активизировалась   деятельность   органов власти   всех   уровней,   направленная   на   обеспечение   права   ребенка   жить   и воспитываться   в   семье.   Несмотря   на   продолжающуюся   нестабильность социально­экономической   и   политической   жизни   наблюдается   тенденция Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома уменьшения числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых  в  течение  года.  Статистика  утверждает,  что  с 2006  года, и  с каждым   последующем   годом,   детей,   оставшихся   без   попечения   родителей становится   только   меньше.   На   данный   момент   в   государственном   банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей находится 50 000 детей, что на 17% меньше, по сравнению с предыдущим годом. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других, кроме органов опеки   и   попечительства,   юридических   и   физических   лиц   по   выявлению   и устройству   детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   не   допускается. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта   Российской   Федерации.   Вопросы   организации   и   деятельности органов   исполнительной   власти   субъекта   Российской   Федерации   по осуществлению   опеки   и   попечительства   над   детьми,   оставшимися   без попечения   родителей,   определяются   законами   субъектов   Российской Федерации,   настоящим   Кодексом,   Гражданским   кодексом   Российской Федерации. Актуальность данной темы заключается в том, что в России проблема помощи детям,   оставшимися   без   попечения   родителей   стоит   особенно   остро.  Их количество достаточно велико и с ними нужно проводить работу. Эти  дети нуждаются   в   помощи   адаптации   к   внешнему   миру.   Если   предоставить   их самим себе, не заниматься ими, то они начнут решать свои проблемы сами, и у них может не очень хорошо это получаться. Психологическим особенностям развития детей­сирот посвящены работы И.В. Дубровиной, Л.Г. Жедуновой, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, H.H. Толстых, И.А. Фурманова и др. Различным   аспектам   социального   воспитания   детей,   оставшихся   без попечения родителей, посвящены работы Л.В. Байбородовой, Н.П. Ивановой, A.M.   Нечаевой,   Л.Я.   Олиференко,   М.И.   Рожкова,   Е.Е.   Чепурных,   Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульги и др. Проблемами   профессионального   развития   и   профессиональной   подготовки кадров в области социальной педагогики и социальной работы на различных этапах и уровнях профессионального образования занимались такие ученые­ исследователи   как   В.Г.   Бочарова,   Б.З.   Вульфов,   М.П.   Гурьянова,   Н.Ю. Клименко,   P.M.   Куличенко,   Т.В.   Лодкина,   В.Ш.   Масленникова,   Г.В. Мухаметзянова, Л.Е. Никитина, С.В. Тетерский и др. Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Целю   дипломной   работы   является   ­   изучение   особенностей   эффективной социальной работы с детьми­сиротами в условиях интерната. В данной дипломной работе поставлены такие задачи, как: 1.Определить общую картину проводимой социальной работы в интернатах в настоящее время; 2.Выявит   взаимосвязь   между   созданными   педагогическими   условиями сопровождения воспитанников интерната и качеством социальной адаптации и интеграции в общество детей исследуемого интерната; 3.Разработать   психолого­педагогические   рекомендации   для   педагогов, работающих   в   домах­интернатах   и   детских   домах,   а   также   работников органов опеки и социальной защиты детства. Предметом   исследования   являются   основные   направления   и   методы социального обслуживания детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интерната. Объект   исследования   является   социальное   обслуживание   детей­сирот   и детей,   оставшихся   без   попечения   родителей   в   условиях   интернатного учереждения. Методологическую   основу     исследования   составляют   следующие   научные идеи и принципы: ∙   идея   развития   путем   освоения   культурного   наследия   человечества   (Л.С. Выготский); ∙ идея о решающей роли социальных условий, воспитания в развитии личности (А.Н. Леонтьев); ∙   идея   опосредованности   системы   отношений   человека   к   бытию   через   его отношениями с другими людьми (С.Л. Рубинштейн) и др. Структура   дипломной   работы   включает   введение,   две   главы,   заключение, список   используемой   в   процессе   подготовки   теоретического   материала литературы и приложения. В   первой   главе   нами   рассмотрены   основы   социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях  детского дома. Вторая глава дипломной работы включает в себя: исследование и социальный проект. Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Глава   1.   Теоретико­методические   основы   социально­ профилактической работы с детьми­сиротами и детьми, оставшимися   без   попечения   родителей,   в   условиях детского дома 1.1.   Социально­психологическая   характеристика   детей­сирот   и детей оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях детского дома. Дошкольный   возраст   –   это   важнейший   период   в   становлении   личности человека. Именно на этом этапе детства ребёнок овладевает специфическими человеческими   видами   деятельности.   Дошкольный   период   является сензитивным   для развития всех психических процессов и функций, в этом возрасте у ребёнка появляется самосознание, он становится личностью. На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию. Как   правило,   в   детских   домах   воспитывается   неоднородный   контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития. Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Говоря о психологических особенностях детей  воспитывающихся в условиях детского дома, следует сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети   –   сироты   –   это   дети,   лишившиеся   родителей   в   результате   смерти последних. Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. В зависимости от того, чего именно лишен ребёнок, выделяют разные виды депривации (утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные потребности) – материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную и другие. Наиболее сложной формой депривации детей (по мнению Л.Ярроу)  является материнская  депривация ­ отсутствие связи ребёнка именно с биологической матерью.  Воспитание   детей  вне   семьи   ведет   к  депривации   психического   и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру. Формирование   личности   ребенка   ­   сироты   происходит   в   состоянии социальной  и психической  депривации,  которая  негативно  воздействует  на развитие эмоционально­личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией. Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации. Резкое снижение у ребёнка яркости восприятия и разнообразия впечатлений приводит к сенсорной депривации, сокращение общения ребёнка с другими людьми ­ к социальной депривации, слабая выраженность эмоциональности в общении   с   окружающим   миром,   вялое   реагирование   на   окружение   ­   к Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома ­ к когнитивной депривации. У   многих   воспитанников   детских   домов   стоит   диагноз:   задержка психического развития, а у детей, которых   психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма» имеются  ряд особенностей. Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности. У   них   наблюдается   снижение   познавательной   активности,   ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным  окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать,  их   желания   ограничены   сиюминутными   потребностями.  При   этом отмечается   целый   набор   негативных   черт   характера:   замкнутость,   зависть, недоверие   к   людям   и   миру,   болезненное   честолюбие,   упрямство,   эгоизм, агрессивность. У детей – сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, проявляется   искажения   в   формировании   самосознания, деформация   личности, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьёзных проблем в сфере эмоционального развития. Таким детям мало знаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им   часто свойственны замкнутость, заторможенность, упрямство, негативизм. Эмоциональный   портрет   воспитанника   детского   дома   (по   исследованиям Э.А.Минковой) характеризуется такими чертами, как: ­пониженный фон настроения; Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома ­бедная   гамма   эмоций,   однообразие   эмоционально­экспрессивных   средств общения; ­склонность к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик;  ­благодушие, приподнятое настроение – в угрюмость, агрессию); ­однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; ­эмоциональная   поверхностность,   которая   сглаживает   отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию; ­неадекватные   формы   эмоционального   реагирования   на   одобрение   и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); ­повышенная склонность  к страхам, тревожности, беспокойству; ­основная направленность положительных эмоций – получение всё новых и новых удовольствий (в то же время положительные эмоции более стойки и эффективнее регулируют поведение; ­нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнёров по игре); ­непонимание   эмоционального   состояния   другого   человека,   его   поведение часто   вызывает   отрицательные   эмоции   к   партнёру,   отражается   на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам; ­чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до 6­7 лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта); Чехословацкие   психологи   Й.   Лангмейер   и   З.   Матейчек     ввели   понятие психических   лишений   или   психической   депривации   (1984),   которые определяются   как психическое состояние, возникающие в результате таких жизненных   ситуаций,   где   субъекту   не   предоставляется   возможности   для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Учитывая это, есть основания полагать, что различные стороны психического развития: во­первых,   не   одинаково   чувствительны   к   особенностям   условий   жизни ребенка; во­вторых,   в   значительной   степени   определяются   индивидуальными особенностями детей. Специфические   условия   жизни   в   детском   доме   часто   обуславливаются отставанием   в   психическом   развитии   параметров:   детей   по   ряду   существенных ­дети, воспитывающиеся в условиях детского дома,   медленнее овладевают речью; ­отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми, т.е. обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом;  ­у детей общий обзор, они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира; ­обеднённость   чувственной   среды   ведет   к   тому,   что   у   воспитанников наблюдается   существенное   отставание   в   развитии   наглядно   ­   образного мышления, которое наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, являясь необходимым фундаментом для полноценного овладения школьной программой; ­у   многих воспитанников выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила   что   ведет   к при   отставании   контроля   со   стороны   взрослых, несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения. И.В.   Дубровина   и   М.И.   Лисина   изучали   особенности   общения   детей   со взрослыми и сверстниками. Они учитывали, что различие в воспитании детей Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома в семье и вне семьи связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в их общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее значение приобретает   его   общение   со   старшими,   поскольку   тем   сильнее   оно опосредствует все остальные связи ребенка с миром. Исследования   Н.М.Неупокоева   (1980)   свидетельствуют,   что   даже поступившие   в   детский   дом   из   самой   неблагополучной   семьи,     более коммуникативные,     и   восприимчивы   к   воздействию   взрослых,   чем   дети, совсем незнающие семьи.  По мере взросления детей все более важное место в их жизни завоевывает их общение   со   сверстниками.   В   закрытых   учреждениях   ребенок   пребывает   в группе   своих   сверстников   постоянно,   поэтому   и   становление   дружеских отношений   у   воспитанников   детских   учреждений   также   имеет   свою специфику. Характер   потребностей   решающим   образом   определяет   поведение   ребенка при общении с людьми, динамику и, главное, содержание развертываемой им деятельности. Ранее и дошкольное детство, в крайне неблагополучной семье или доме ребенка, а затем в детском доме, безусловно, оказывает влияние на особенности формирования личности ребенка. Общение воспитанников со взрослыми и друг с другом, содержание и формы взаимоотношений,   сложившиеся   в   детском   доме,   во   многом   определяют особенности формирования одного из центральных формирований личности – образа  «Я ребенка», его отношения к себе и представления о себе. Общение со взрослыми, являясь общественным фактором общего важнейшего развития   ребенка,  на   каждом  возрастном  этапе   имеет   свои   специфические особенности, обнаруживающиеся в содержании общения и его значении для формирования   личности.   Эффективность   общения   детей   со   взрослыми связанно прежде всего с тем, что оно дает такие знания, которые необходимы им для будущей самостоятельной жизни. Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Важно учитывать, что в детском учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не властен   предпочесть   какую­либо   другую   группу.   Принадлежность   к определенной группе сверстников для него как бы безусловна. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной   стабильности,   защищенности,   когда   группа   сверстников выступает   определенным   аналогом   семьи.   С   другой   стороны,   нельзя   не увидеть и заметных издержек ­ подобные контакты не способствуют развитию навыков   общения   со   сверстниками,   умению   наладить   равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно   оценить   свои   качества,   необходимые   для   избирательного, дружеского общения. У   детей,   воспитывающихся   в   детском   доме,     часто   отсутствуют   способы социального   подкрепления   представления   о   собственной   ценности,   столь важного для нормального развития личности. Зависимость от взрослого может выступать в двух формах: положительной ­     когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п., отрицательной ­ когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием. Чем старше дети, тем чаще в условиях детского дома можно встретиться с поисками отрицательной зависимости. Учитывая   всё   вышеизложенное,   хочется   отметить,   что   педагогам, работающим с детьми в условиях детского дома, следует учитывать не только главные   возрастные   и   личностные   особенности,   условия   социальной   среды Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома воспитанников, но и   основные психологические новообразования   детей в определённом возрасте. Однако при этом необходимо помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником психического развития ребенка   и   носителем   человеческих   отношений,   ценностей   и   способностей является взрослый человек. И   ничто   не   может   заменить   ребенку   внимания   и   доброго   отношения взрослого. Таким образом, проблема социально­психологической помощи детям­сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната. 1.2.   Организация   социально­профилактической   работы   с детьми­сиротами   и   детьми,   оставшимися   без   попечения родителей, в условиях детского дома Основное   содержание   социальной   работы   с   детьми­сиротами   и   детьми, оставшимися   без   попечения   родителей,   заключается   в   защите   их   прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. В   социальной   работе   на   современном   этапе   сложилась   система   методов, классификации которых зависят от признаков, положенных в их основание (степень общности, сфера применения, содержание и характер деятельности и др.).   Анализ   практической   деятельности   органов   социальной   защиты населения   позволяет   выделить   три   основные   группы   методов   социальной работы:   социально­экономические,   организационно­распорядительные   и психолого­педагогические. Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Группа   социально­экономических   методов   объединяет   все   те   способы   и приемы,   с   помощью   которых   специалисты   социальной   работы   оказывают воздействие на материальные, национальные, семейные и другие социальные интересы   и   потребности   клиентов.   Данные   методы   используются   в   форме натуральной   и   денежной   помощи;   установления   льгот   и   единовременных пособий и компенсаций; морального поощрения, санкций и др. Отличительной чертой организационно­распорядительных методов является их   прямой   характер   воздействия.   К   этой   группе   методов   можно   отнести регламентирование, нормирование и инструктирование. Регламентирование ­ довольно   жесткий   способ   организационной   методики,   заключающийся   в разработке и введении в действие различных положений, обязательных для исполнения   (приказы,   инструктирование,   штаты   и   др.).   Нормирование   и инструктирование   являются   менее   жесткими   способами   организационного воздействия.   Сущность   нормирования   ­   в   определении   и   установлении нормативов в деятельности человека. Инструктирование в социальной работе обычно   имеет   форму   консультационной,   информационной   и   методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод. К   организационно­распорядительным   методам   социальной   работы   также относятся   подбор   и   расстановка   кадров,   метод   требований,   критики   и самокритики, контроль и проверка исполнения. В   практике   социальной   работы   широкое   распространение   получили психолого­педагогические   методы.   Сознание   человека   является   высшим регулятором   его   поведения   и   действий.   Убеждение,   как   главный   метод развития   духовного   мира   личности,   реализуется   в   практике   социальной работы   в   различных,   формах   (разъяснение,   совет,   рекомендация, положительный   пример   или   опыт   и   др.).   В   данном   случае   от   социального работника   требуется   умение   и   способность   воздействовать   не   только   на личность,   но   и   на   окружающую   его   микросреду.   Для   этого   используются Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома социально­психологические   методы   воздействия   (социологические исследования, наблюдение, внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, расширение возможностей индивида для проявления творческих возможностей и др.). Для   воспитанников   младшего   школьного   возраста   характерны   ярко выраженные   мотивы,   непосредственно   связанные   с   их   повседневной деятельностью в детском доме: выполнением режима проживания в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей   этой   возрастной   группы   мотивы   их   деятельности   и   общения значительно   богаче   и   разнообразнее.   Такая   ограниченность   и   бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживания детей в детском доме и   их   недостаточно   полным   общением   со   взрослыми.   Особенно   ярко   это проявляется   в   различных   конфликтных   ситуациях:   ситуациях   запрета, столкновения   интересов   взрослого   и   ребенка,   ребенка   и   коллектива воспитанников,   обвинений   со   стороны   сверстников,   непонимания   ребенка взрослыми и сверстниками и других. При этом поведение воспитанника может отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием признать свою вину. То есть   у   ребенка   в   конфликтных   ситуациях   выступают   защитные,   далеко   не конструктивные   формы   поведения.   Таким   образом,   ученые   обнаружили специфику развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности   воспитанников   детского   дома.   В   подростковом   возрасте   эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в среде сверстников,   в   развитии   его   собственного   «Я».   К   интеллектуальным, поведенческим,   мотивационным   характеристикам   воспитанников   детского дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоровых   детей   в   детских   домах   почти   нет,   дети   имеют   хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей   наблюдается   интеллектуальная   недостаточность   ­   задержка Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома психического   развития   ребенка,   а   также   олигофрения.   Для   воспитанников детского   дома   характерны   такие   явления,   как   токсикомания,   наркомания, расторможенность   сексуальных   влечений   и   др.   Наряду   с   этими   медико­ психолого­педагогическими   проблемами   в   детском   доме   у   воспитанника возникает   множество   социальных   проблем:   личные   ­   получение   личных документов   (паспорта,   свидетельства   о   рождении,   свидетельства   о   смерти родителей   и   др.);   материальные   (получение   пенсий,   пособий,   алиментов), получение   жилплощади   (большая   часть   детей   не   имеет   своего   жилья   и прописки), трудоустройство выпускников и их дальнейшее профессиональное образование. социального педагога в детском доме.   Рассмотрим   социально­педагогическую   деятельность Цель социально­педагогической деятельности ­ социализация воспитанников детского   дома.   Эта   цель   может   быть   реализована   путем   выполнения различных задач. Выделены наиболее типичные функции, которые выполняет социальный педагог в детском доме. Работа социального педагога происходит в тесном контакте с другими специалистами, работающими в детском доме. Деятельность   социального   педагога   начинается   с   определения   социального статуса   ребенка.   Путем   изучения   документов,   бесед,   тестирования социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического состояния ребенка. Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения   не   только   его   сегодняшних,   текущих   задач,   но   и   раскрытия тенденций развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна   из   главных   задач   при   этом   ­   формирование   гуманных   отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается;   в   уважении   другого   человека,   в   чуткости,   эмоциональности, отзывчивости   на   чужое   горе  и  чужую   радость,  на   переживание   другого;   в Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома бережном   отношении   к   достоинству   человеческой   личности.   Проблемы адаптации   ребенка,   попавшего   в   детский   дом,   реабилитации   детей девиантного   поведения,   интеграции   воспитанников   в   общество   являются важными   в   деятельности   социального   педагога.   Реабилитация   ребенка происходит   с   помощью   медиков,   психологов,   педагогов,   социальных педагогов и других специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая   реабилитация   связана   с   проведением   занятий   по   снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная   адаптация   полагает   успешное   освоение   воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит   через   формирование   и   развитие   навыков   ведения   домашнего хозяйства,   самообслуживания,   трудовых   умений   и   навыков.   Вместе   с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения   выпускников   (беседы   о   профессиях,   экскурсии   на предприятия, беседы о системе получения профессионального образования и др.);   освоения   ими   различных   социальных   ролей   человека   в   обществе (патриот,   член   общества,   член   семьи,   потребитель,   профессионал   и   др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к   «Как   пользоваться   разными   видами вступительным   экзаменам?», транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.). Социальный   педагог   использует   для   решения   этих   задач   деловые   игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др. Еще одна важная задача,   которую   выполняет   социальный   педагог   в   детском   доме,   ­ Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома представление   интересов   ребенка   в   правозащитных   и   административных органах.   Реализуя   эту   посредническую   функцию,   социальный   педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах,   так   и   в   наших   отечественных   федеральных   и   региональных законодательных   актах.   Так,   социальный   педагог   занимается   жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.   Эти   общие   положения   деятельности   социального   педагога конкретизируются   в   зависимости   от   типа   детского   дома,   возрастной категории детей, их медико­социально­психолого­педагогических проблем. Социальная   служба   по   работе   с   детьми   во   всех   рассматриваемых учреждениях, в частности, в интернатах, отвечает за защиту прав и законных интересов воспитанников, содействует в сборе необходимой информации для определения правового статуса выявленного ребенка, готовит проект плана по защите прав ребенка, участвует совместно с представителем органа опеки и попечительства в организации ежегодных проверок по пересмотру плана; ведет мониторинг развития детей, воспитывающихся в стационарных группах и в патронатных семьях. 1.3.Характеристика   инновационных   форм   в   организации социально­профилактической   работы   с   детьми­сиротами   и детьми,   оставшимися   без   попечения   родителей,   в   условиях детского дома На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету   и   избранию   форм   устройства   детей,   оставшихся   без   попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести   обследование   условий   жизни   ребенка   и   обеспечить   его   защиту   и устройство. Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в   семью,   а   при   отсутствии   такой   возможности   ­   в   соответствующие учреждения для детей­сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство,   таким   образом,   отдает   приоритет   именно   семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития. Усыновление   (удочерение)   ребенка   ­   это   государственный   акт,   в   связи   с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их   родственниками   возникают   такие   же   права   и   обязанности,   которые   по закону   существуют   между   родителями   и   детьми.   Усыновленные   дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям (родственникам). Усыновление  производится  судом  по  заявлению  лиц,  желающих  усыновить ребенка,   при   обязательном   участии   органов   опеки   и   попечительства. Усыновителями   могут   быть   совершеннолетние   дееспособные   лица   обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст. 127 Семейного Кодекса Российской Федерации "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223­ ФЗ   (ред.   от   30.12.2015),   не   имеют   права   на   усыновление   (лишены родительских   прав,   отстранены   от   обязанностей   опекуна   по   состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна   быть   не   менее   16   лет,   однако   по   причинам,   признанными   судом уважительными, она может быть сокращена. Для   усыновления   ребенка,   достигшего   возраста   10   лет,   требуется   его согласие,   за   исключением   случаев,   специально   оговоренных   законом. Процедурные   вопросы   усыновления   подробно   регламентированы   в Постановлении Правительства РФ "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Правил   постановки   на   учет   консульскими   учреждениями   Российской Федерации   детей,   являющихся   гражданами   Российской   Федерации   и усыновленных   иностранными   гражданами   или   лицами   без   гражданства"   от 29.03.2000 N 275 (ред. от 02.06.2016). Закон гарантирует тайну усыновления ребенка.   Разглашение   тайны   усыновления   ­   уголовное   преступление. Уголовным преступлением также является незаконное усыновление. Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска.   В   последнее   время   отмечается   рост   числа   усыновлений иностранными гражданами. Приступая к работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: 1) готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; 2) усыновляется ли он законным путем; 3) дано ли согласие кровных родителей (когда это необходимо) и ребенком на усыновление сознательно и без нажима с чьей­нибудь стороны; 4) в случае с международным усыновлением ­ дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; 5) существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью. Кроме того, необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей: 1)   тщательно   изучить   психологическое,   социальное,   физическое   и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; 2) следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; 3)   помочь   усыновителям   сосредоточиться   преимущественно   на   нуждах ребенка, нежели на своих собственных. Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный  период, длительность которого   зависит   от   индивидуальных   свойств   ребенка   и   его   усыновителей (возраста,   состояния   здоровья,   характерологических   особенностей);   от подготовленности   ребенка   к   изменениям   в   жизни,   а   родителей   ­   к особенностям   детей.   И,   наконец,   необходимо   заранее   продумать   решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления. Опека (попечительство) ­ форма устройства детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство ­ над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности   по   опеке   (попечительству)   исполняются   безвозмездно.   На содержание   ребенка   опекуну   (попечителю)   ежемесячно   выплачиваются денежные средства в размерах, установленных Правительством РФ. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они  удерживают  его незаконно.  Однако  он  не имеет права  препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон   предусматривает   защиту   детей   от   возможных   злоупотреблений   со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам. Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Приемная семья ­ это форма устройства детей­сирот и детей, оставшихся без попечения   родителей,   на   основании   договора   между   органами   опеки   и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка на воспитание супругам или отдельным гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью на срок, установленный договором. Согласно Положению о приемной семье Положение о приемной семье (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829) С изменениями и дополнениями от: 18 августа 2008 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и   получают   оплату   за   свой   труд.   Между   ними   и   приемными   детьми   нет алиментных,   подобных   наследственных   и   других   правоотношений, отношениям между родителями и детьми. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны   оказывать   приемной   семье   необходимую   помощь,   способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на   приемных   родителей   обязанностей   по   содержанию,   воспитанию   и образованию детей. Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. К   учреждениям   для   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения родителей, относятся: 1) образовательные учреждения, в которых содержатся дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома 2)   учреждения   социального   обслуживания   населения   (детские   дома­ интернаты   для   детей­инвалидов   с   умственной   отсталостью   и   физическими недостатками,   социально­реабилитационные   центры   помощи   детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); 3)   учреждения   здравоохранения   (дома   ребенка)   и   другие   учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. Дети в возрасте до 3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста,   специализированные   интернаты   для   детей   с   физическими   и умственными недостатками, закрытые интернаты для детей и подростков. В России каждый пятый детский дом ­ это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей. Несмотря   на   то,   что   в   данной   области   происходят   заметные   позитивные изменения,   проблема   формирования   личности   ребенка   в   условиях интернатного   учреждения   остается   весьма   острой   и   актуальной.   Лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами   психических   и   физических   заболеваний.   Постоянная   смена микросоциальной среды (дом ребенка ­ дошкольный детский дом ­ детский дом   для   детей   школьного   возраста)   наносит   существенный   ущерб   психике ребенка,   ухудшает   его   здоровье.   Дети,   воспитывающиеся   в   интернатных   в   своем   большинстве   отстают   от   сверстников   в учреждениях, психофизическом развитии. Отечественная   система   воспитания   в   сиротских   учреждениях   основана   на том, что дети живут и учатся в одном и том же месте. Эта изолированность детских   домов,   усиливает   зависимость   детей   от   учреждения   и   не способствует   формированию   навыков   самостоятельной   жизни.   Нередко выпускники   интернатных   учреждений   не   имеют   элементарных   бытовых Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома навыков: приготовить пищу, купить что­либо, организовать свободное время и т.д. Поэтому для улучшения работы детских домов необходимо: 1) привести их в соответствие с нормативами для определенного количества детей; 2) создать социальное и эмоциональное окружение, близкое к семейному; 3) организовать небольшие группы семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями»; 4) проявить внимание к психоэмоциональным нуждам ребенка; 5) предельно ограничить переход детей из одного детского дома в другой по возрасту; 6) не разделять братьев и сестер по разным учреждениям; 7) укреплять связи между детьми и их родителями; 8) развивать у детей умения бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни. Не   менее   важно   решать   вопросы   проживания   и   трудоустройства   будущих выпускников. Сиротство   ­   это   перманентная   социальная   проблема.   Поэтому   социальная политика   государства   должна   осуществляться   в   двух   направлениях: профилактика   социального   сиротства   (эффективная   семейная   политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наличие   разных   форм   устройства   детей,   оставшихся   без   попечения родителей,   подтверждается   необходимость   новых   подходов   и   организации Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома деятельности   органов   опеки   и   попечительства,   позволяющих   создавать уполномоченные   организации,   главными   задачами   которых   будут   раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями,   подбор   и   подготовка   семей,   желающих   стать   приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями. Семейный   кодекс   РФ   расширил   сферу   деятельности   органов   опеки   и попечительства,   возложив   на   них   решение   всех   вопросов   организации жизнедеятельности   детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   включая вопросы защиты семейных прав. Ребенок,   оставшийся   без   надлежащего   родительского   контроля,   должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда   его   жизнь   в   семье   становится   опасной,   а   его   поведение   отличается противозаконными   действиями   или   тяжелыми   преступлениями.   Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше. Государственные   органы   опеки   и   попечительства   должны   располагать возможностями  для индивидуальной  профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается   только   в   случае   возникновения   проблемы,   с   которой   семья самостоятельно   справиться   не   может,   когда   инспектор   поставлен   перед необходимостью   решать   вопрос   о   целесообразности   и   правомерности вмешательства   в   жизнь   семьи,   исходя   из   собственных   представлений   о семейном благополучии. В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться  в семье, возможно только  при взаимодействии  всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу   и   поддержку   детей.   Значительное   место   в   этой   системе   занимает Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома специализированное   учреждение   для   несовершеннолетних,   нуждающихся   в социальной реабилитации (социальные приюты, социально­реабилитационные центры   для   несовершеннолетних,   центры   помощи   детям,   оставшимся   без попечения родителей, центры помощи семье). Значительное   место   в   деятельности   детского   дома   занимает   социальная   и педагогическая   работа   с   ними,   а   также   деятельность   по   подготовке   и социальной адаптации  к жизни вне  его  стенах. Повышение эффективности социальной   адаптации   обеспечивается   за   счет   снижения   уровня изолированности деятельности таких учреждений. Положительным опытом, в семейных   детских   домах,   является   то,   что   воспитанники   обучаются   в обычных   городских   школах   с   детьми,   которые   проживают   с   родителями, имеют собственную семью. Также общаются друг с другом, не взирая на то, что   они   воспитанники   детского   дома.   Принимают   участие   во   всех мероприятиях проводимых в школе. Участвуют в спортивных мероприятиях школы и города, состоят в спортивных секциях. Посещают концертные залы, театры, музеи, выставки, экскурсии. Посещают трудовые кружки вне детского дома,   что   способствует   повышению   уровня   общения   воспитанников   с окружающим   миром,   со   сверстниками   и   взрослыми   людьми,   которые помогают   воспитанникам   быть   более   адаптированными   к   общественной жизни. Вся осуществляемая деятельность детского дома благотворно влияет на   социальную   адаптацию   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения родителей. Вместе с тем, всей этой деятельности не достаточно для того, чтобы в полном объеме реализовалась социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. Детям не хватает обыденного общения вне детского дома, в том числе общения в семье. Эксперты   считают,   что   приоритетным   направлением   устройства   детей, оставшихся   без   попечения   родителей,   является   помещение   их   в   семью. Колинко К. Д. Инновационные формы социально­профилактической работы с детьми­сиротами и детьми,  оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома Самыми распространенными  формами устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство. Опека наиболее популярна среди россиян. Жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку­ сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения   за   образцами   детско­родительских   и   супружеских   отношений, развитие   дефицитных   чувств   сострадания,   родительской   теплоты   и   т.д.,   а главное ­ получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а   именно   тот   набор   статусов,   которые   помогут,   получив   приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.

Выпускная квалификационная работа.
Скачать файл