Вырвавшиеся из ада. Размышление по рассказу Б.Екимова "Продажа"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок-размышление. Образовательные цели: • раскрыть философский смысл произведения; • ориентировать учащихся на духовные ценности. Ход урока Слово учителя. Борис Екимов (родился в 1938 году) живет на Дону. Его повести, рассказы, очерки, удостоенные в 1998 году Госпремии, растут из донской почвы, питаются ею. Писателя часто называют продолжателем, деревенщиков”, на самом деле, он скорее полемизирует с ними. Да, Екимов тоже с болью пишет о заботах и печалях своих земляков, но менее всего его можно отнести к “плакальщикам по умершему”. Его привлекают герои - личности, люди, которые не перекладывают вину за свои беды на обстоятельства (“каждый повинен в жизни свое и волен в ней”), они сами противостоят, как могут, “смерчу разрушения”. Таков рассказ “Продажа”, который вошел в сборник “Пиночет”, выпущенный писателем в 200 году. Обратимся к тексту произведения.
Иконка файла материала Вырвавшиеся из ада..doc
Вырвавшиеся из ада. Размышление по рассказу Б.Екимова "Продажа" Тип урока: урок­размышление. Образовательные цели:   раскрыть философский смысл произведения; ориентировать учащихся на духовные ценности. Слово учителя. Ход урока Борис Екимов (родился в 1938 году) живет на Дону. Его повести, рассказы, очерки, удостоенные в 1998 году  Госпремии, растут из донской почвы, питаются ею. Писателя часто называют продолжателем, деревенщиков”,  на самом деле, он скорее полемизирует с ними. Да, Екимов тоже с болью пишет о заботах и печалях своих  земляков, но менее всего его можно отнести к “плакальщикам по умершему”. Его привлекают герои ­ личности,  люди, которые не перекладывают вину за свои беды на обстоятельства (“каждый повинен в жизни свое и волен  в ней”), они сами противостоят, как могут, “смерчу разрушения”. Таков рассказ “Продажа”, который вошел в  сборник “Пиночет”, выпущенный писателем в 200 году. Обратимся к тексту произведения. Каждый из нас хоть раз в жизни, но побывал в роли пассажира, испытал все трудности и прелести дороги.  Дорога ­ это замечательное место и время для размышлений. Герои рассказа Б. Екимова тоже пассажиры и  пассажиры поезда “Душанбе ­ Саратов”. Кто они? Куда и зачем едут? Ученик. Поезд “Душанбе–Саратов” долго стоял в тупике и вот, наконец ­ то тронулся, создалось впечатление,  что он уходит от погони. Нет света и привычного движения в вагонах. Там говорят вполголоса и держатся  подальше от окон. Учитель. Да, всюду царит страх. Кого и чего боятся люди? Ученик. Они русские беженцы, спасаются от гонения. После развала Советского Союза оставаться на родине  было опасно. Дорога их лежит в Россию, это их теперь единственная надежда. Учитель. Итак, дорога, четырехдневная, долгая и утомительная, полная опасности и одновременно ­ дорога  жизни. Это будет для этих людей время поиска и размышлений, раздумий и выводов. Так решил автор. И мы,  читатели, погружаясь в жизнь героев, попытаемся почувствовать, осознать, насколько трагично положение  этих людей. А впереди опять вопросы для размышления. О чем думают люди, пережившие трагедию? Ученик. Они живут сейчас в условиях двоемирия. Их думы и мысли только о прошлом и будущем. Прошлое  страшное, мучительное, полное страданий и слёз. (Читает эпизод “Был бы покой...”) И будущее, которое тоже  страшно, потому что неизвестно. Учитель. Настоящее для них пока на время исчезло и начнется тогда, когда они “свободно вздохнут”, увидя, что  едут по территории России. Ну это впереди. А пока... пока мы пытаемся понять, что сталось с этими людьми.  Прислушаемся к их разговорам. Ученик читает эпизод “Покойному разговору женщин никто не мешал...” В этом поезде привыкли к слезам. Эти две женщины, мать и дочь, как и многие другие, стали изгнанниками.  Покинули поселок, где “прожили век”, оставили родной дом, спасаясь от грабежей и убийств. Горько  расставаться с родиной, ещё больнее осознавать, что “обрезано прошлое”, разрушены родовые корни. “Может  кладбище не тронут. Кому оно мешает, оно хорошее... чего там, лишь кресты”. Учитель. Довольствуясь малым (“Слава Богу, крыша у нас есть над головой. И кусок хлеба есть. А чего нам  ещё?), эти две женщины заботятся о гораздо большем, духовном: как сохранить память о своих предках, не дать  погибнуть родовому дереву, корни которого уже потревожены. Итак, только прошлое и будущее занимает сейчас этих двух женщин. Но жизнь многогранна и разнообразна, и  настоящее нельзя утаить, не замечать, выбросить и отказаться от него. Оно всегда о себе напомнит, таковафилософия жизни. И вот таким настоящим станет для этих двух женщин встреча в вагоне с маленькой  девочкой. Ученик. История этой девочки, на первый взгляд, похожа на судьбы многих детей ­ беженцев. (Читает эпизод  “Женщины смотрели на неё с печалью...”) Дети всегда страдают больше, но трагедия этой девочки гораздо глубже. Для матери она оказалась обузой. И  мать решила её продать. В первом “хмельном” купе торг уже начался. Учитель. Присмотримся к этой девочке. В ней, по замыслу автора, спасение для многих, оказавшись здесь по  воле рока. Ученик. “Девчушка оказалась ­ живость сама. Тарахтела без умолку... с девочкой в купе сделалось веселее.  Появились заботы.” и знакомые нам уже женщины охотно это взяли на себя. И девочка платила им своей  доверчивостью и детской непосредственностью. Учитель. Итак, девочка вернула этим женщинам настоящее, которое они потеряли, а может, от которого  старались убежать. А в настоящем оказалось в их руках жизнь и судьба этой девочки. Ученик читает эпизод “При ребенке слёзы лить ­ грех...” Спасая девочку, мать и дочь отдали последние свои деньги, а ведь нужно было и одежду теплую купить, и  хозяйством на новом месте обзавестись. Учитель. Нелегко такое решение далось этим двум женщинам. Настоящее определило для них выбор, и они его  сделали. Спасение девочки стало знаком того, что жизнь продолжается, что древо жизни живо, если оно  способно плодоносить такими отзывчивыми сердцами. Таков философский замысел рассказа Б. Екимова  “Продажа”.

Посмотрите также