Индивидуальный образовательный маршрут
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- возможностями материально-технической базы.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
- постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),
- самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);
- выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
- конкретизация цели (выбор направления),
- оформление маршрутного листа.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:
- осознание необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
- активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
- организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута.
В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:
- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
- особенности изучения того или иного материала;
- варианты расчета учебной нагрузки;
- правила заполнения бланка;
- возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).
Выбор учащимися маршрута может осуществляться в трех плоскостях:
- осмысление дальнейшего пути получения образования, в том числе и профессионального (кем быть? каким быть? что изучать? как? где? зачем?);
- совершенствование в избранной сфере деятельности;
- повышения функциональной грамотности в той или иной сфере.
Результаты проектирования учащийся заносит в бланк индивидуального образовательного маршрута.
индивидуального маршрута обучения
ФИО __________________________________________
обучающегося
_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»
на _______/_______ учебный год
№ |
Название маршрута |
ФИО педагога |
Кол-во часов |
Сроки прохождения |
Подпись педагога доп. образования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Обучаемый ________________/____________/
В данный лист ученик заносит информацию о ИОМ (индивидуальном образовательном маршруте) по выбору, а также информацию о сроках освоения того или иного курса. Наличие последней графы «Подпись педагога» позволяет проконтролировать факт посещения занятий. Последняя строка «Итого» дает возможность предупредить превышение нагрузки воспитанника.
ФИО ____________________________________________,
обучающегося
_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»
г. п. Федоровский на ______/_____ учебный год
Планы на будущее______________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Дни недели |
Название маршрута |
Кол-во часов |
Сроки прохождения |
Самостоятельная работа ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы и рекомендации: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В данный маршрут заносятся сведения о и занятиях вне стен ФЦДО. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.
Карта индивидуального образования и развития ребенка
_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»
на _______/_______ учебный год
Вид обучения ______________________________________
(профильный, развивающего обучения, индивидуальный)
Ф.И.О._____________________________________________,
обучающегося
Родители ___________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________,
Данные психолого-педагогического исследования (интересы, способности, склонности, тип мышления, состояние здоровья, уровень тревожности)__________________________________________
_________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные анкетирования родителей (каким видят будущее ребенка, профессию, сферу деятельности, состояния здоровья, чем бы хотели, чтобы он занимался в дополнительном образовании?)___________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации психолога по выбору дополнительного образовательного компонента, построению образовательной траектории __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
ФИО _____________________________ обучающегося
_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»
на _______/_______ учебный год
Участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях
Название, вид мероприятия |
Представленная работа |
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Участие в окружных, городских региональных, всероссийских, международных программах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.п.
Название, вид мероприятия |
Уровень |
Представленная работа |
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы об эффективности освоения ребенка индивидуальной образовательной траектории:
Успехи ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неудачи, проблемы _____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________
Причины проблем или неудач _____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________Рекомендации по корректировке индивидуального образовательного маршрута:
Психолога ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись родителей _______________________________
_______________________ объединения МАУДО «ФЦДО»
_______/_______ учебный год
Ключевыми словами при определении понятия педагогической поддержки ребенка мы называем «чувство плеча», то есть создание атмосферы, проживая в которой ребенок четко знает – у него есть на кого опереться: «мы рядом, мы вместе». Роль педагога – «друг», «плечо», «батут».
Обратим внимание на динамику взаимодействия ребенка и взрослого:
1. работает педагог – создает ребенку первичные условия для выбора;
2. ребенок совершает выбор и, действуя согласно ему, встречается с проблемой. Обращается с запросом о поддержке к педагогу;
3. он создает вторичные условия для разрешения ребенком проблемы;
4. ребенок решает проблему.
Следующий тип деятельности – педагогическое сопровождение.
Педагогическое сопровождение отличается от поддержки не столь уменьшением степени вмешательства взрослого человека в процесс индивидуального образования ребенка, сколько возрастанием умения растущего человека самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы.
Анализ ситуаций, при которых следовали запросы детей на этот тип деятельности показал, что в данном случае им необходимо было почувствовать, что они не одиноки в момент встречи с проблемой, что в самом крайнем случае у них есть человек, к которому они всегда смогут обратиться.
Осуществляя педагогическое сопровождение, педагог должен ориентироваться на сочетание методов и приемов развития индивидуальных ключевых личностных и профессиональных компетенций обучающегося и его высокой коммуникативной/общей культуры.
Динамика взаимодействия ребенка и взрослого в этом случае такова:
1. работает педагог – учит ребенка создавать необходимые для работы и жизни условия, разрешать проблемные ситуации и наблюдает за его жизнедеятельностью для того, чтобы в случае крайней необходимости быть рядом;
2. ребенок, в процессе жизнедеятельности, встречается с проблемой и, используя полученные навыки разрешения проблемных ситуаций, поиска необходимой информации, разрешения конфликтов и проч., благополучно разрешает ее, причем зная, что, в крайнем случае, у него есть человек, к которому он сможет обратиться.
Роль педагога в процессе педагогического сопровождения заключается в создания для ребенка эмоционального фона уверенности в том, что в случае необходимости у него всегда есть человек, к которому он сможет обратиться с вопросом. «Чувство локтя» – это словосочетание максимально отражает суть педагогического сопровождения: «мы рядом, но не вместе – у каждого свой путь».
Итак, педагогическое сопровождение – тип педагогической деятельности, сущность которого состоит как в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта.
Отсюда следует, что в качестве средств и приемов педагогического сопровождения нам следует обозначить средства и приемы индивидуального обучения, предполагающие опору на свободный выбор школьником и студентом своего индивидуального образовательного маршрута, базирующегося на его профессиональных предпочтениях и личных интересах.
Как видим, поддержка и сопровождение как типы педагогической дея-тельности предельно взаимосвязаны. Поддержка с одной стороны предваряет сопровождение, с другой же – следует за ним по запросу ребенка. В этой связи мы считаем возможным рассматривать виды педагогической поддержки и сопровождения совместно, различая их по следующим критериям:
по степени участия взрослого мы выделяем непосредственную (ое) и опосредованную(ое) поддержку/сопровождение;
по времени оказания: опережающую(ее), своевременную(ое), предупреждающее последействие;
по длительности: единовременную(ое), пролонгированную(ое), дискретную(ое).
Кратко охарактеризуем их.
Непосредственные поддержка/сопровождение практикуются педагогом в процессе его разговора с учеником. Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи учителя фраз, содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ребенку, а не к классу в целом. Целью является конструктивный совместный поиск путей выхода из сложившейся ситуации.
Опосредованные поддержка/сопровождение осуществляются педагогом с помощью сказок, былин, во время сказанных пословиц или поговорок, напетой фразы из песни… Это столетиями проверенный способ натолкнуть растущего человека на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение.
Для данного вида характерно обращение к группе детей в целом, хотя не исключаются и индивидуальные «намеки». В этом случае, в отличие от предыдущего, роль классного воспитателя не меньше, но менее заметна, а целью является провокация ребенка на самостоятельный поиск разрешения проблемы или обдумывание нравственных аспектов ситуации.
Суть опережающих поддержки/сопровождения состоит в том, что ученики получают от педагога «информацию для размышления», повод для наблюдений еще до того, как у них возникла проблема. И в тот момент, когда в его реальной жизни возник затруднительный момент, он уже обладает набором методов и приемов благополучного его разрешения. Этот вид поддержки/сопровождения во многом перекликается с опосредованным, но для него характерно не столь обсуждение проектируемой ситуации, сколько проигрывание в ней той или иной роли. Его целью является создание ориентационно-ролевых ситуаций, проживание которых помогает ребятам выработать индивидуальные стратегии поведения в проблеме. Педагог работает над процессом создания условий для адекватного восприятия учениками информации вербального и невербального характера, затрагивающей направленность их интересов и поведения как в настоящем времени, так и в недалеком будущем, с целью помочь им осознать и проявить для себя зону ближайшего культурного развития и поддержать пробуждающийся интерес к саморазвитию.
Своевременные поддержка/сопровождение осуществляются непосредственно в момент возникшей потребности ученика в поддержке, по его запросу или же по внешним признакам надвигающейся на ребенка опасности физического или психологического планов.
Характерной особенностью этого вида является вопросноответная форма обращенности к конкретному ребенку и, при экстренной необходимости, привлечение специалистов в той или иной области (психолога, социального педагога, медика, представителей правоохранительных структур). Его целью является создание условий для ребенка, при которых он самостоятельно или же с помощью специалистов разрешает проблему, доминирующую для него в данный момент времени.
Поддержка/сопровождение – предупреждающее последействие оказывается после того, как в жизни человека произошло событие, способное породить проблему. Имеет своей целью нивелировать первоначальный стресс и снять напряженность для того, чтобы ученик смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.
Единовременные поддержка/сопровождение оказываются в том случае, ко-гда педагог уверен, что ребенок способен сам справиться с проблемой и ему нужен только первоначальный педагогический импульс. Характерной его особенностью является использование педагогов не только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Целью общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов ребенка, вселение в него уверенности в собственных силах.
Пролонгированные поддержка/сопровождение используются педагогом в том случае, когда ребенок длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой, несмотря на его практически ежедневные обращения к классному вос-питателю или же, если этот процесс длителен по своей сути, но требует наблюдения со стороны взрослого человека.
Характерной особенностью является серия встреч педагога и ребенка (или группы детей со сходными проблемами). Основная цель – вселить в ребенка уверенность, что в любое время он может найти поддержку и помочь сформировать позитивное отношение к действительности.
Дискретные поддержка/сопровождение уместны время от времени, тогда, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации. В этом случае педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых учеником в работе и общении. Вариативность, многообразие их приемов зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.
Интерес к процессу проектирования индивидуального образовательного маршрута у РЕБЕНКА обеспечивается совместной разработкой учеником и педагогом как стратегических, так и оперативных целей и задач. Основой данного процесса являются образовательные стандарты, личные притязания и возможности старшего школьника, обеспечивающие широкий диапазон образовательных целей как поля возможных достижений.
Осознание ребенком значимости становления личностных достижений является результатом позитивного отношения педагога к академическим, социально-коммуникативным, творческим проявлениям ребенка, снятия с педагога части контролирующих функций, создания ситуаций успеха, выявления потенциальных возможностей ребенка для новых достижений.
Ценностное отношение ребенка к проектированию индивидуального образовательного маршрута как интеллектуальной деятельности обусловлено осознанием проблем личностного развития и путей их решения, осмысливанием результата личностного достижения как самоизменения. Ценностное отношение проявляется в стремлении ребенка к постоянному самоконтролю и самооценке академических, социально-коммуникативных и творческих достижений и в побуждении одноклассников к проектированию индивидуального образовательного маршрута. Повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи развития:
- развитие личности одаренных учащихся;
- развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
- развитие позитивной Я-концепции;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие рефлексивных умений.
Педагогические задачи:
- Осуществление индивидуализации обучения;
- Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения.
- Формирование системности в знаниях по разным предметам;
- Повышение качества обучения;
- Осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных учеников.
Принципы организации педагогического процесса:
Принцип гуманизации – заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность ученика, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Ученик находится в центре образовательного процессса. Этот принцип реализуется в выборе профиля класса, преподавателя по профильной дисциплине. Свободе принятия решения продолжить образование в профильном классе или вернуться в традиционную систему обучения, в адаптации ОУ к формам обучения, характерным для Вуза.
Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий учащихся: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация ОУ заключается в психолого-педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.
Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие учеников. Для обучения ОУ применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.
Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В общеобразовательный блок профильных и предпрофильных классов включены такие предметы, как «Мировая художественная культура», «Культура общения» и др. Кроме того. Этот принцип реализуется через мероприятия внеклассной работы.
Направления реализации программы:
1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:
- социально-психологическое изучение учащихся школы;
- отбор одаренных детей;
- психологическое обследование одаренных учащихся;
- психофизиологическое и медицинское обследование ОУ;
- психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;
- беседы с родителями ОУ.
- усилить приток одаренных детей из окрестных детских садов.
2. Психолого-педагогическое сопровождение ОД
- Создание банка данных индивидуально-психологических характеристик ОУ;
- Создание развернутых характеристик на ОУ;
-Организация и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, педагогов, родителей;
- Разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из ОД;
- Оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети».
- Организация психолого-педагогического семинара для учителей.
- Организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и ОУ.
- Организация мониторинга развития ОУ.
3. Организация работы с ОУ в рамках учебного процесса.
- Выбор педагогов для работы с ОУ.
-Формирование учебных групп из ОУ (с разной целевой направленностью).
-Выбор стратегии обучения для каждого ОУ ( обогащение, ускорение, экстернат, др.)
-Разработка программ индивидуальной работы с ОУ.
-Разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам.
-Предоставление ОУ свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.