Выступление на педсовете по теме: «Совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество»

  • Семинары
  • docx
  • 12.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление на педсовете Кумылженской СШ №1 имени Знаменского А.Д. Дата: 15.12.2016 (слайд №1) Тема выступления: «Совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество» Своё выступление мне хочется начать со слов советского педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко. (слайд №2) "Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…" А.С. Макаренко Действительно это так. Каждому молодому учителю необходим учитель-наставник, для того чтобы освоиться на своём рабочем месте, получить необходимые знания и умения именно на практике. Опыт приходит с годами и первое время молодому учителю без помощи наставника очень тяжело приходится. В Законе «Об образовании» Глава 5 Статья 55 сказано: «При выполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников…». Как молодому учителю, не потеряться в этом многообразии программ, методов, инноваций? Как организовать свою работу в соответствии с новыми стандартами и требованиями? Как идти в ногу со временем, быть мобильным, гибким и преуспевающим в профессии? Ведь часто бывает, что молодые учителя, встав на путь преподавания и, не получив должной поддержки, круто меняют свою жизнь, отвернувшись от школы. Повышение эффективности обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств. Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в общеобразовательный процесс. Когда речь заходит об обновлении современной школы, то при всей разнородности высказываемых точек зрения бесспорна одна – нашей новой школе нужен учитель образованный, культурный, со своей гражданской позицией, по-настоящему любящий детей и заботящийся об их развитии и воспитании, человек с критическим и творческим мышлением, способный к квалифицированному решению острых проблем современной педагогики. Подобная мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь каждого учителя. Но понимает ли это молодой педагог, вчерашний студент? Как сложно включиться ему в ритм современной школы! Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Педагоги, которые не получили в первый период своей работы помощи и внимания могут оказаться брошенными и испытывают шок при столкновении с реальностью. Чтобы этого не произошло, молодым учителям надо целенаправленно помогать. Работа с молодыми специалистами традиционно является для ОУ одной из самых важных составляющих методической работы. (слайд №3) Цель наставничества: оказание помощи в создании в ОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. (слайд №4) Задачи: • помочь адаптироваться учителю в коллективе • определить уровень профессиональной подготовки • выявить затруднения в педагогической практике и принять меры • формировать творческую индивидуальность молодого учителя • создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями • развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой. (слайд №5) С целью организации психологической поддержки и методической помощи молодому специалисту за ним закрепляется учитель-наставник, который проводит с ним постоянную работу и оказывает ту помощь, которая требуется в процессе учебного года. Такая работа проводится и в нашей школе. В 2015-2016 учебном году я была учителем-наставником молодого учителя Абрамовой Наталии Михайловны. Мною и молодым специалистом был разработан план работы на 2015-2016 учебный год. В плане были указаны основные профессиональные трудности, которые испытывает молодой специалист, цель и задачи профессионального взаимодействия, этапы работы, основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки. (слайд №6) Планирование составлялось по следующим направлениям: - организационные вопросы; - планирование и организация работы по предмету; - планирование и организация методической работы; - работа со школьной документацией; - работа по саморазвитию; - работа с классным коллективом; - работа с родителями; - контроль за деятельностью молодого специалиста и т.д. (слайд 7) Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста: • на требования к организации учебного процесса; • требования к ведению школьной документации; • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся; • ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности); • механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов. (слайд №8) Обеспечить поддержку молодым педагогам в области: • практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.); • разработки программы собственного профессионального роста; • выбора приоритетной методической темы для самообразования; • подготовки к первичному повышению квалификации; • освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании; • подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда. Мною, как учителем-наставником, была оказана в течение учебного года разного рода помощь: Методическая помощь: заполнение классного журнала, личных дел, составление плана воспитательной работы, работа с рабочими программами и многое другое ведение отчётной документации по четвертям подготовка к урокам проведение диагностических обследований ознакомление с технологией оценивания учебных достижений знакомство с ИКТ и образовательными технологиями на уроках. оказание методической помощи в проведении внеклассных мероприятий Консультации: консультация по теме «Дифференцированный подход в обучении». консультация в использовании методической литературы по предметам. консультация по теме «Самоконтроль в учебной деятельности». знакомство с методами и формами работы с родителями в работе с родителями, проведение всеобучей для родителей учащихся по изготовлению дидактического и раздаточного материалов их использование на уроках Посещения: уроков родительского собрания классных часов или часов общения внеклассные мероприятия занятия внеурочной деятельности Проведение открытого урока. Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта мастерства молодёжи. Причём польза от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Это ценное приобретение для школы, поскольку с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. И молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в данном процессе. (слайд №9)
Иконка файла материала Выступление на педсовет1.docx

Выступление на педсовете

Кумылженской СШ №1 имени Знаменского А.Д.

 

Дата: 15.12.2016

(слайд №1)

Тема выступления:

«Совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество»

 

Своё выступление мне хочется начать со слов советского педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко.

(слайд №2)

 

"Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно

не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…"

                                                                                   А.С. Макаренко

 

    Действительно это так. Каждому молодому  учителю необходим учитель-наставник, для того чтобы освоиться на своём рабочем месте, получить необходимые знания и умения именно на практике. Опыт приходит с годами и первое время молодому учителю без помощи наставника очень тяжело приходится.

    В Законе «Об образовании» Глава 5 Статья 55   сказано: «При выполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников…».

    Как молодому учителю, не потеряться в этом многообразии программ, методов, инноваций? Как организовать свою работу в соответствии с новыми стандартами и требованиями? Как идти в ногу со временем, быть мобильным, гибким и преуспевающим в  профессии? Ведь часто бывает, что молодые учителя, встав на путь преподавания и, не получив должной поддержки, круто меняют свою жизнь, отвернувшись от школы.

    Повышение эффективности  обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.

    Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в общеобразовательный процесс.

Когда речь заходит об обновлении  современной  школы, то при всей разнородности высказываемых точек зрения бесспорна одна – нашей новой школе нужен учитель образованный, культурный, со своей гражданской позицией, по-настоящему любящий детей и заботящийся об их развитии и воспитании, человек с критическим  и творческим мышлением, способный к квалифицированному решению острых проблем современной педагогики.     Подобная мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь  каждого учителя. Но понимает ли это молодой педагог, вчерашний студент? Как сложно включиться ему в ритм современной школы!   

    Особенностью   труда  начинающих педагогов  является то,  что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же  ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а  учащиеся, родители и администрация  ожидают от них  столь же  безупречного профессионализма. Педагоги, которые не получили в первый период   своей  работы  помощи и внимания  могут  оказаться брошенными и испытывают  шок  при столкновении с реальностью. Чтобы этого не произошло, молодым учителям надо целенаправленно помогать.

    Работа с молодыми специалистами традиционно  является для ОУ  одной из самых важных составляющих методической работы.

(слайд №3)

Цель наставничества: оказание помощи в создании в ОУ условий для  профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

(слайд №4)

Задачи:

  • помочь адаптироваться учителю в коллективе
  • определить уровень профессиональной подготовки
  • выявить затруднения в педагогической практике и принять меры
  • формировать творческую индивидуальность молодого учителя
  • создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями
  • развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.

    (слайд №5)

С целью организации психологической поддержки и методической помощи  молодому специалисту  за ним закрепляется учитель-наставник, который  проводит   с ним постоянную работу и оказывает  ту помощь, которая требуется в процессе учебного года. Такая работа проводится  и в нашей школе.

    В 2015-2016 учебном году я была учителем-наставником молодого учителя Абрамовой Наталии Михайловны. Мною и молодым специалистом был разработан  план работы на 2015-2016 учебный год. В плане были указаны основные профессиональные трудности, которые испытывает молодой специалист, цель и задачи профессионального взаимодействия, этапы работы, основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки.

(слайд №6)

Планирование составлялось по следующим направлениям:
- организационные вопросы;
- планирование и организация работы по предмету;
- планирование и организация методической работы;
- работа со школьной документацией;
- работа по саморазвитию;

- работа с классным коллективом;

- работа с родителями;
- контроль за деятельностью молодого  специалиста и т.д.

(слайд 7)

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:

  • на требования к организации учебного процесса;
  • требования к ведению школьной документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
  • ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
  • механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

(слайд №8)

Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

  • практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
  • разработки программы собственного профессионального роста;
  • выбора приоритетной методической темы для самообразования;
  • подготовки к первичному повышению квалификации;
  • освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
  • подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Мною, как учителем-наставником, была оказана в течение учебного года разного рода помощь:

Методическая помощь:

заполнение классного журнала, личных дел, составление плана воспитательной работы, работа с рабочими программами и многое другое

ведение отчётной документации по четвертям

подготовка к урокам

проведение диагностических обследований

ознакомление с технологией оценивания учебных достижений

знакомство с  ИКТ и образовательными технологиями на уроках.

оказание методической помощи в проведении внеклассных мероприятий

 Консультации:

консультация по теме «Дифференцированный подход в обучении».

консультация в использовании методической литературы по предметам.

консультация по теме «Самоконтроль в учебной деятельности».

знакомство с методами и формами  работы  с родителями

в работе с родителями, проведение всеобучей для родителей учащихся

по изготовлению дидактического и раздаточного материалов

их использование на уроках

Посещения:

уроков

 родительского собрания

 классных часов или часов общения

внеклассные мероприятия

занятия внеурочной деятельности

Проведение открытого урока.

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации.    

Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта  мастерства молодёжи. Причём польза от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Это ценное приобретение для школы, поскольку с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. И молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в данном процессе.

(слайд №9)