Выступление на педсовете
Кумылженской СШ №1 имени Знаменского А.Д.
Дата: 15.12.2016
(слайд №1)
Тема выступления:
«Совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество»
Своё выступление мне хочется начать со слов советского педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко.
(слайд №2)
"Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
Действительно это так. Каждому молодому учителю необходим учитель-наставник, для того чтобы освоиться на своём рабочем месте, получить необходимые знания и умения именно на практике. Опыт приходит с годами и первое время молодому учителю без помощи наставника очень тяжело приходится.
В Законе «Об образовании» Глава 5 Статья 55 сказано: «При выполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников…».
Как молодому учителю, не потеряться в этом многообразии программ, методов, инноваций? Как организовать свою работу в соответствии с новыми стандартами и требованиями? Как идти в ногу со временем, быть мобильным, гибким и преуспевающим в профессии? Ведь часто бывает, что молодые учителя, встав на путь преподавания и, не получив должной поддержки, круто меняют свою жизнь, отвернувшись от школы.
Повышение эффективности обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.
Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в общеобразовательный процесс.
Когда речь заходит об обновлении современной школы, то при всей разнородности высказываемых точек зрения бесспорна одна – нашей новой школе нужен учитель образованный, культурный, со своей гражданской позицией, по-настоящему любящий детей и заботящийся об их развитии и воспитании, человек с критическим и творческим мышлением, способный к квалифицированному решению острых проблем современной педагогики. Подобная мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь каждого учителя. Но понимает ли это молодой педагог, вчерашний студент? Как сложно включиться ему в ритм современной школы!
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Педагоги, которые не получили в первый период своей работы помощи и внимания могут оказаться брошенными и испытывают шок при столкновении с реальностью. Чтобы этого не произошло, молодым учителям надо целенаправленно помогать.
Работа с молодыми специалистами традиционно является для ОУ одной из самых важных составляющих методической работы.
(слайд №3)
Цель наставничества: оказание помощи в создании в ОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
(слайд №4)
Задачи:
(слайд №5)
С целью организации психологической поддержки и методической помощи молодому специалисту за ним закрепляется учитель-наставник, который проводит с ним постоянную работу и оказывает ту помощь, которая требуется в процессе учебного года. Такая работа проводится и в нашей школе.
В 2015-2016 учебном году я была учителем-наставником молодого учителя Абрамовой Наталии Михайловны. Мною и молодым специалистом был разработан план работы на 2015-2016 учебный год. В плане были указаны основные профессиональные трудности, которые испытывает молодой специалист, цель и задачи профессионального взаимодействия, этапы работы, основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки.
(слайд №6)
Планирование
составлялось по следующим направлениям:
- организационные вопросы;
- планирование и организация работы по предмету;
- планирование и организация методической работы;
- работа со школьной документацией;
- работа по саморазвитию;
- работа с классным коллективом;
-
работа с родителями;
- контроль за деятельностью молодого специалиста и т.д.
(слайд 7)
Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:
(слайд №8)
Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:
Мною, как учителем-наставником, была оказана в течение учебного года разного рода помощь:
Методическая помощь:
заполнение классного журнала, личных дел, составление плана воспитательной работы, работа с рабочими программами и многое другое
ведение отчётной документации по четвертям
подготовка к урокам
проведение диагностических обследований
ознакомление с технологией оценивания учебных достижений
знакомство с ИКТ и образовательными технологиями на уроках.
оказание методической помощи в проведении внеклассных мероприятий
Консультации:
консультация по теме «Дифференцированный подход в обучении».
консультация в использовании методической литературы по предметам.
консультация по теме «Самоконтроль в учебной деятельности».
знакомство с методами и формами работы с родителями
в работе с родителями, проведение всеобучей для родителей учащихся
по изготовлению дидактического и раздаточного материалов
их использование на уроках
Посещения:
уроков
родительского собрания
классных часов или часов общения
внеклассные мероприятия
занятия внеурочной деятельности
Проведение открытого урока.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации.
Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта мастерства молодёжи. Причём польза от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Это ценное приобретение для школы, поскольку с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. И молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в данном процессе.
(слайд №9)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.