Выступление на ШМО «Формирование познавательной самостоятельности учащихся посредством использование современных технологий обучения».

  • Лекции
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению, постоянному обновлению. Что приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни. Какие способности и качества необходимы человеку современного и будущего демократического общества для решения его личных и профессиональных задач? По мнению ряда социологов, это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный человек, способный видеть и решать проблемы автономно, а так же в группах, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде.
Иконка файла материала file70.doc.doc
Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2 г.Богородицк              «Формирование познавательной самостоятельности учащихся посредством  использование современных технологий обучения». «Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» ( М. Монтессори)  1. Введение     Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объема  потребляемой информации, но и к ее быстрому старению, постоянному обновлению. Что приводит  к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной  жизни. Какие  способности и качества необходимы человеку современного и будущего  демократического общества для решения его личных и профессиональных задач? По мнению ряда  социологов, это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный,  толерантный человек, способный видеть и решать проблемы автономно, а так же в группах,  самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в  команде.       Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе» на основе своих  исследований считает, что в любой профессиональной деятельности важны:       способность работать самостоятельно без постоянного руководства;  способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; анализировать новые  ситуации и применять уже имеющиеся знания для  такого анализа; способность уживаться с другими; способность осваивать какие­ либо знания по собственной инициативе ( т.  е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими).   Уровень современной информатизации общества и его влияние на молодое поколение показывает,  что информационное влияние школы и её атрибутов на молодёжь уменьшается. Учитывая  сложившуюся реальность, общество поневоле обращается к такой организации образовательного  процесса, которая соответствовала бы естественному пути культурного самоопределения и  врастания молодого поколения в систему общественных отношений и ценностей. Один из наиболее  эффективных путей такой организации – обеспечить ученикам достаточно высокую степень  познавательной самостоятельности. Познавательная самостоятельность ­  качество  личности, проявляющееся у учащихся в потребности и умении приобретать новые знания изЗолотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2 г.Богородицк различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать  способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения любых проблем. Предоставление ученикам познавательной самостоятельности, показывает  практика, автоматически приводит к познавательной активности, более того в этом случае  деятельность осуществляется на основе мотивации достижений, а потому всегда сопровождается  положительным эмоциональным фоном.                Познавательная самостоятельность и её проявления. ( по В.В. Гузееву) Познавательная самостоятельность содержание       скорость                         время          способы          партнёры место         Познавательная самостоятельность ­  качество, формируемое в деятельности. Исходя из  этого,     одним из принципов формирования рассматриваемого качества личности является  деятельностный подход. Так как активность и самостоятельность личности проявляется в  деятельности, то в данном случае деятельностный аспект процесса формирования познавательной  самостоятельности  выступает  в качестве средства познания мира. Общечеловеческая  деятельность в любом своем проявлении требует определенной активизации. Цель активизации  познавательной самостоятельности учащихся состоит в том, чтобы поднять уровень  самостоятельной мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в  случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая  характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой  мыслительной деятельности. Следовательно, суть активизации познавательной самостоятельности  учащихся заключается в активизации его мышления, познавательного интереса и моделирования  умственных процессов, переходящих в истинное творчество. Происходит не просто повышениеЗолотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2 г.Богородицк общей успеваемости, сколько появление совокупных психологических новообразований: знаний,  умений и творческих способностей ( креативности)                 Таким образом рассматривая процесс формирования познавательной самостоятельности  учащихся, с точки зрения деятельностного подхода, предусматривает организацию педагогом  познавательной  и практической деятельности направленной:    на формирование самостоятельности мышления, способностей к  саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; на развитие познавательных способностей и активности  учащихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; на развитие исследовательских навыков;. Позиция учителя и ученика в процессе формирования познавательной  Учитель ставит перед учеником общую задачу и описывает тип и характеристики  самостоятельности. желаемого результата на перспективу, учитель предоставляет информационный кейс  или указывает начальные точки поиска информации;  Учащиеся вычленяют значимую для решения проблемы информацию и по мере  необходимости уточняют саму проблему;  Естественнонаучные предметы (биология, химия и т. д.) преподаются как система  занятий с видами и формами деятельности побуждающими учащихся выдвигать идеи  (альтернативные изучаемым) сравнивать, сопоставлять, самостоятельно выбирать  результат на основе своих данных;  Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями прежде чем  они будут изложены и изучены на уроке. При этом каждый ученик зарабатывает свою  меру самостоятельности сам;  Каждый учащийся самостоятельно, в группе, в паре изучает, описывает и  интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в  ходе работы.Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2 г.Богородицк 2. Современные образовательные технологии  и формирование познавательной самостоятельности учащихся. «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»  (Э. Хаббард) Образовательные технологии – явление многомерное, в теории и практике образовательных  учреждений сегодня существует множество вариантов учебно­воспитательного процесса. Но  каждый педагог привносит в педагогический процесс что­то свое, индивидуальное. В зависимости  от целей и задач которые преследуются в процессе использования любой технологии, каждая  технология имеет определенный адаптивный элемент привнесенный в  нее педагогом – практиком. Метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно­познавательной деятельности  учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или  теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат  ­ опыт деятельности  ­ становится бесценным достоянием учащегося,  соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.    На долю педагога остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно  брать только из окружающей действительности, из жизни. В процессе использования данного метода автор адаптировал и доработал рекомендации по  проектной деятельности для учащихся.( Приложение  1­5 )                                              Технология «портфолио» Портфель – «портфолио» сегодня, это процесс организации учебно­познавательной  деятельности учащихся, в ходе которой они отбирают и анализируют некие учебные единицы. В  литературе существует множества типов « портфолио», итоговых уровней оценки « портфолио», за и против данной технологии, ее результативности. В нашей практике мы используем портфолио,  как набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы над проектом и учебным  исследованием. Кроме «накопительной» функции данного портфолио он отражает динамикуЗолотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2 г.Богородицк развития учащегося, отношений, результатов его самореализации, служит формой обсуждения и  самооценки результатов деятельности. ( Приложение 3  ) Технология кейс – study ( анализ конкретных ситуаций), метод кейсов. Впервые данная технология была использована в Гарвардском университете Джемсом Б. Конантом  ( 1960­1970­х годах) для обучения студентов, будущих менеджеров. Сегодня метод кейсов широко  используется как в западной, так и в российской высшей и средней школах. Кейсовый метод  включает обучение действием; развитие навыков анализа, принятия решений , устной  коммуникации и групповой работы. Кейсовый метод – это репетиция реальных жизненных  ситуаций. Основная цель кейсового метода – передать содержание предметной области, развить  аналитические способности, навыки принятия решений. В образовательном процессе мы работаем с кейсами следующих типов:  Информационный – в котором предусмотрено знакомство с новыми терминами,  механизмами взаимодействия в процессе выполнения какой­то функции,  выстраивания этапов реализации данной функции;  Проблемный – акцент делается на наличие проблемы, описание проблемы, может  быть информация по истории вопроса, описание событий, так же могут быть  приложены таблицы, графики, видеоматериалы. Обсуждение кейса: анализ конкретной ситуации  предполагает следующие виды деятельности:      информационный поиск – критическое осмысление ситуации и вычленение  проблемы; выявление проблемы ­  анализ, направленный на объяснение причин и  возможные последствия  и тенденции развития ситуации; критерии – выработка критериев разрешения проблемы; выбор идеи – поиск идеи, направленной на разрешение проблемы; план действий – разработка детального плана решения проблемы. Анализ информационного кейса предусматривает:Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2 г.Богородицк вычленение новой информации;  выделение незнакомых терминов; выделение основной мысли кейса; находить в тексте предложения, наиболее полно отражающие его  содержание; поиск закономерностей, определяющих наличие фактов.      При работе с информационными кейсами и работе с терминами  можно использовать технологию  «Кластери».                                      Технология «Кластери» ( от английского clustery –  растущий пучками ,гроздьями) Выделяется новый термин, а затем к нему подбираются слова которые приходят на ум в связи с  этим словом, а затем слова  ассоциирующиеся со словами второй строки. Время ограничено. Затем  учащиеся берут учебник и среди терминов находят значении слов которые они выписали. В конце  изучения определенной темы может накопиться целый банк кластеров, которые могут быть  использованы при изучении следующих тем. Информационно – коммуникативные технологии. Новые   информационные   технологии,   широко   используемые   во   всех   сферах   жизни современного   человека   несут   в   себе   огромный   образовательный   потенциал.   В   многочисленных статьях   посвященных   данной   теме,   часто   встречается   выражение   «урок   с   мльтимедийной поддержкой»  где усилить образовательный эффект урока призваны различные мультимедийные средства. Целенаправленная организация работы с видеоматериалом на уроках окружающего мира позволяет   значительно   повышать   эффективность   формирования   у   учащихся   информационной компетентности. Восприятие идет одновременно по нескольким сенсорным каналам, задействовано и слуховое, и зрительное восприятие, что позволяет  усвоить 50% новой информации.         Педагог, имея в руках интересный видеоматериал, может сконструировать творческие задания   необходимой   сложности   в   соответствии   с   целями   и   задачами   урока.   Благодаря использованию видеоматериалов,  урок окружающего мира   можно превратить в захватывающее путешествие по самым разным уголкам природы. Использование технологии кейс­стади позволяетЗолотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2 г.Богородицк заменить   текстовый   кейс­видеокейсом,   что   необычно   для   данной   технологии,   но   актуально   и эффективно в курсе окружающего мира.            Творческие   задания   на   уроках   позволяют   педагогу   создать   на   уроке   творческую ситуацию, прямо или косвенно задать цель, условия и требования учебного творчества, в процессе которого учащиеся активно овладевают навыками самостоятельной познавательной деятельности и развивают креативное мышление.     Видеоматериалы можно применять с различными дидактическими целями, на всех этапах процесса обучения: для мотивации учения; в качестве яркого эпиграфа к уроку, для закрепления, расширения, углубления и проверки знаний; осмысления биологических понятий, законов, теорий; развития   и   диагностики   творческих   способностей   личности,   а   также   в   качестве   интересной   и запоминающейся иллюстрации к изучаемому материалу.                              Система оценки проектных работ. Критерии оценок:  По 5 бальной шкале  Первые четыре критерия ­ оценка проекта  Последние четыре ­ оценка презентации (защиты) 1. самостоятельность работы над проектом; 2. актуальность и значимость темы; 3. полнота раскрытия темы; 4. оригинальность решения проблемы; 5. артистизм и выразительность выступления; 6. как раскрыто содержание проекта в презентации; 7. использование средств наглядности, технических средств; 8. ответы на вопросы.Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2 г.Богородицк Муниципальное образовательное бюджетное  учреждение    средняя   общеобразовательная  школа №2 г. Богородицк                                    Золотарева Людмила НиколаевнаЗолотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2 г.Богородицк учитель начальных классов МОБУ СОШ №2                                         Богородицк - 2012 г.