Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению, постоянному обновлению. Что приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни. Какие способности и качества необходимы человеку современного и будущего демократического общества для решения его личных и профессиональных задач? По мнению ряда социологов, это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный человек, способный видеть и решать проблемы автономно, а так же в группах, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде.
Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2
г.Богородицк
«Формирование познавательной самостоятельности учащихся посредством
использование современных технологий обучения».
«Человек не может быть свободным, если он не
самостоятелен» ( М. Монтессори)
1. Введение
Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объема
потребляемой информации, но и к ее быстрому старению, постоянному обновлению. Что приводит
к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной
жизни. Какие способности и качества необходимы человеку современного и будущего
демократического общества для решения его личных и профессиональных задач? По мнению ряда
социологов, это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный,
толерантный человек, способный видеть и решать проблемы автономно, а так же в группах,
самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в
команде.
Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе» на основе своих
исследований считает, что в любой профессиональной деятельности важны:
способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для
такого анализа;
способность уживаться с другими;
способность осваивать какие либо знания по собственной инициативе ( т.
е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими).
Уровень современной информатизации общества и его влияние на молодое поколение показывает,
что информационное влияние школы и её атрибутов на молодёжь уменьшается. Учитывая
сложившуюся реальность, общество поневоле обращается к такой организации образовательного
процесса, которая соответствовала бы естественному пути культурного самоопределения и
врастания молодого поколения в систему общественных отношений и ценностей. Один из наиболее
эффективных путей такой организации – обеспечить ученикам достаточно высокую степень
познавательной самостоятельности. Познавательная самостоятельность качество
личности, проявляющееся у учащихся в потребности и умении приобретать новые знания изЗолотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2
г.Богородицк
различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать
способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения
любых проблем. Предоставление ученикам познавательной самостоятельности, показывает
практика, автоматически приводит к познавательной активности, более того в этом случае
деятельность осуществляется на основе мотивации достижений, а потому всегда сопровождается
положительным эмоциональным фоном.
Познавательная самостоятельность и её проявления. ( по В.В. Гузееву)
Познавательная
самостоятельность
содержание
скорость
время способы партнёры
место
Познавательная самостоятельность качество, формируемое в деятельности. Исходя из
этого, одним из принципов формирования рассматриваемого качества личности является
деятельностный подход. Так как активность и самостоятельность личности проявляется в
деятельности, то в данном случае деятельностный аспект процесса формирования познавательной
самостоятельности выступает в качестве средства познания мира. Общечеловеческая
деятельность в любом своем проявлении требует определенной активизации. Цель активизации
познавательной самостоятельности учащихся состоит в том, чтобы поднять уровень
самостоятельной мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в
случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая
характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой
мыслительной деятельности. Следовательно, суть активизации познавательной самостоятельности
учащихся заключается в активизации его мышления, познавательного интереса и моделирования
умственных процессов, переходящих в истинное творчество. Происходит не просто повышениеЗолотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2
г.Богородицк
общей успеваемости, сколько появление совокупных психологических новообразований: знаний,
умений и творческих способностей ( креативности)
Таким образом рассматривая процесс формирования познавательной самостоятельности
учащихся, с точки зрения деятельностного подхода, предусматривает организацию педагогом
познавательной и практической деятельности направленной:
на формирование самостоятельности мышления, способностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
на развитие познавательных способностей и активности учащихся, творческой
инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
на развитие исследовательских навыков;.
Позиция учителя и ученика в процессе формирования познавательной
Учитель ставит перед учеником общую задачу и описывает тип и характеристики
самостоятельности.
желаемого результата на перспективу, учитель предоставляет информационный кейс
или указывает начальные точки поиска информации;
Учащиеся вычленяют значимую для решения проблемы информацию и по мере
необходимости уточняют саму проблему;
Естественнонаучные предметы (биология, химия и т. д.) преподаются как система
занятий с видами и формами деятельности побуждающими учащихся выдвигать идеи
(альтернативные изучаемым) сравнивать, сопоставлять, самостоятельно выбирать
результат на основе своих данных;
Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями прежде чем
они будут изложены и изучены на уроке. При этом каждый ученик зарабатывает свою
меру самостоятельности сам;
Каждый учащийся самостоятельно, в группе, в паре изучает, описывает и
интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в
ходе работы.Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2
г.Богородицк
2. Современные образовательные технологии и формирование познавательной
самостоятельности учащихся.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя» (Э. Хаббард)
Образовательные технологии – явление многомерное, в теории и практике образовательных
учреждений сегодня существует множество вариантов учебновоспитательного процесса. Но
каждый педагог привносит в педагогический процесс чтото свое, индивидуальное. В зависимости
от целей и задач которые преследуются в процессе использования любой технологии, каждая
технология имеет определенный адаптивный элемент привнесенный в нее педагогом – практиком.
Метод проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебнопознавательной деятельности
учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или
теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося,
соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю педагога остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно
брать только из окружающей действительности, из жизни.
В процессе использования данного метода автор адаптировал и доработал рекомендации по
проектной деятельности для учащихся.( Приложение 15 )
Технология «портфолио»
Портфель – «портфолио» сегодня, это процесс организации учебнопознавательной
деятельности учащихся, в ходе которой они отбирают и анализируют некие учебные единицы. В
литературе существует множества типов « портфолио», итоговых уровней оценки « портфолио», за
и против данной технологии, ее результативности. В нашей практике мы используем портфолио,
как набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы над проектом и учебным
исследованием. Кроме «накопительной» функции данного портфолио он отражает динамикуЗолотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2
г.Богородицк
развития учащегося, отношений, результатов его самореализации, служит формой обсуждения и
самооценки результатов деятельности. ( Приложение 3 )
Технология кейс – study ( анализ конкретных ситуаций), метод кейсов.
Впервые данная технология была использована в Гарвардском университете Джемсом Б. Конантом
( 19601970х годах) для обучения студентов, будущих менеджеров. Сегодня метод кейсов широко
используется как в западной, так и в российской высшей и средней школах. Кейсовый метод
включает обучение действием; развитие навыков анализа, принятия решений , устной
коммуникации и групповой работы. Кейсовый метод – это репетиция реальных жизненных
ситуаций.
Основная цель кейсового метода – передать содержание предметной области, развить
аналитические способности, навыки принятия решений.
В образовательном процессе мы работаем с кейсами следующих типов:
Информационный – в котором предусмотрено знакомство с новыми терминами,
механизмами взаимодействия в процессе выполнения какойто функции,
выстраивания этапов реализации данной функции;
Проблемный – акцент делается на наличие проблемы, описание проблемы, может
быть информация по истории вопроса, описание событий, так же могут быть
приложены таблицы, графики, видеоматериалы.
Обсуждение кейса: анализ конкретной ситуации предполагает следующие виды деятельности:
информационный поиск – критическое осмысление ситуации и вычленение
проблемы;
выявление проблемы анализ, направленный на объяснение причин и
возможные последствия и тенденции развития ситуации;
критерии – выработка критериев разрешения проблемы;
выбор идеи – поиск идеи, направленной на разрешение проблемы;
план действий – разработка детального плана решения проблемы.
Анализ информационного кейса предусматривает:Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2
г.Богородицк
вычленение новой информации;
выделение незнакомых терминов;
выделение основной мысли кейса;
находить в тексте предложения, наиболее полно отражающие его
содержание;
поиск закономерностей, определяющих наличие фактов.
При работе с информационными кейсами и работе с терминами можно использовать технологию
«Кластери».
Технология «Кластери»
( от английского clustery – растущий пучками ,гроздьями)
Выделяется новый термин, а затем к нему подбираются слова которые приходят на ум в связи с
этим словом, а затем слова ассоциирующиеся со словами второй строки. Время ограничено. Затем
учащиеся берут учебник и среди терминов находят значении слов которые они выписали. В конце
изучения определенной темы может накопиться целый банк кластеров, которые могут быть
использованы при изучении следующих тем.
Информационно – коммуникативные технологии.
Новые информационные технологии, широко используемые во всех сферах жизни
современного человека несут в себе огромный образовательный потенциал. В многочисленных
статьях посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мльтимедийной
поддержкой» где усилить образовательный эффект урока призваны различные мультимедийные
средства. Целенаправленная организация работы с видеоматериалом на уроках окружающего мира
позволяет значительно повышать эффективность формирования у учащихся информационной
компетентности. Восприятие идет одновременно по нескольким сенсорным каналам, задействовано
и слуховое, и зрительное восприятие, что позволяет усвоить 50% новой информации.
Педагог, имея в руках интересный видеоматериал, может сконструировать творческие
задания необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Благодаря
использованию видеоматериалов, урок окружающего мира можно превратить в захватывающее
путешествие по самым разным уголкам природы. Использование технологии кейсстади позволяетЗолотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2
г.Богородицк
заменить текстовый кейсвидеокейсом, что необычно для данной технологии, но актуально и
эффективно в курсе окружающего мира.
Творческие задания на уроках позволяют педагогу создать на уроке творческую
ситуацию, прямо или косвенно задать цель, условия и требования учебного творчества, в процессе
которого учащиеся активно овладевают навыками самостоятельной познавательной деятельности и
развивают креативное мышление.
Видеоматериалы можно применять с различными дидактическими целями, на всех этапах
процесса обучения: для мотивации учения; в качестве яркого эпиграфа к уроку, для закрепления,
расширения, углубления и проверки знаний; осмысления биологических понятий, законов, теорий;
развития и диагностики творческих способностей личности, а также в качестве интересной и
запоминающейся иллюстрации к изучаемому материалу.
Система оценки проектных работ.
Критерии оценок:
По 5 бальной шкале
Первые четыре критерия оценка проекта
Последние четыре оценка презентации (защиты)
1. самостоятельность работы над проектом;
2. актуальность и значимость темы;
3. полнота раскрытия темы;
4. оригинальность решения проблемы;
5. артистизм и выразительность выступления;
6. как раскрыто содержание проекта в презентации;
7. использование средств наглядности, технических средств;
8. ответы на вопросы.Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2
г.Богородицк
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
г. Богородицк
Золотарева Людмила НиколаевнаЗолотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов МОУ СШ №2
г.Богородицк
учитель начальных
классов
МОБУ СОШ №2
Богородицк - 2012 г.