Выступление на тему "Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
Оценка 4.9

Выступление на тему "Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Оценка 4.9
Семинары
docx
русская литература
11 кл
01.10.2017
Выступление на тему "Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
Материал готовился для очного выступления в городе Кисловодск за круглым столом. Читать Солженицына полезно и детям, и взрослым. Нет таких произведений Солженицына, которые школьнику было бы рано читать. Другое дело, как много он из них поймет. Но если он их вообще не откроет в школе, то потом, может быть, не прочтет уже никогда. Я убеждена, что, если бы из школьной программы убрали, к примеру, Лескова или Куприна, наши дети вообще никогда не узнали бы, что есть такие писатели. Разве что те, кто пойдет в гуманитарные вузы. А Солженицына стоит знать, потому что будущее нашей страны напрямую зависит от того, как мы понимаем наше недавнее прошлое.Читать Солженицына полезно и детям, и взрослым. Нет таких произведений Солженицына, которые школьнику было бы рано читать. Другое дело, как много он из них поймет. Но если он их вообще не откроет в школе, то потом, может быть, не прочтет уже никогда. Я убеждена, что, если бы из школьной программы убрали, к примеру, Лескова или Куприна, наши дети вообще никогда не узнали бы, что есть такие писатели. Разве что те, кто пойдет в гуманитарные вузы. А Солженицына стоит знать, потому что будущее нашей страны напрямую зависит от того, как мы понимаем наше недавнее прошлое.
КисловодскМое выступление по Солженицыну.docx
Раздумья над повестьюА. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА».        Читать   Солженицына   полезно   и   детям,   и   взрослым.   Нет   таких   произведений Солженицына, которые школьнику было бы рано читать. Другое дело, как много он из них поймет. Но если он их вообще не откроет в школе, то потом, может быть, не прочтет уже никогда. Я убеждена, что, если бы из школьной программы убрали, к примеру, Лескова или Куприна, наши дети вообще никогда не узнали бы, что есть такие писатели. Разве что те, кто пойдет в гуманитарные вузы. А Солженицына стоит знать, потому что будущее нашей страны напрямую зависит от того, как мы понимаем наше недавнее прошлое.      В 1970 году Александру Исаевичу Солженицыну была присуждена Нобелевская премия «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Один из членов   Шведской   академии   отметил   в   своей   речи:   «Где   бы,   по   какой   бы   причине человеческому   достоинству   не   угрожали,   творчество   Солженицына   является   не   только обвинением   гонителей   свободы,   но   и   предупреждением:   подобными   действиями   они наносят урон «прежде всего самим себе».      Повесть   «Один   день   Ивана   Денисовича»   после   долгих   переговоров   с   властями Александра Твардовского, главного редактора, была опубликована в 1962 году в 11 номере журнала «Новый мир». Автор её в одночасье становится всемирно известным писателем. Потому что говорит правду. А.И. Солженицын писал позже из­за границы: «То, что я пишу, проникнет в Россию, потому что никакой железный занавес не может остановить бурю. Правда   –   это   и   есть   буря.   Моё   воздействие   именно   в   том,   что   я   писатель,   а   не политический деятель. СлОва – нельзя остановить».      Еще один из героев   пьесы «Республика труда» объясняет: «Здесь ГУЛАГ, незримая страна,   которой   нет   в   географиях,   психологиях   и   историях,   та   знаменитая   страна,   в которой девяносто девять из ста плачут, один – смеётся!»     Давайте   разберёмся,   что   это   за   «страна   ГУЛАГ»,   которая   живёт   по   своим законам? Как живут в ней люди, если они остались людьми? Что для этих героев повести главное в теперешней жизни?      Главный герой повести ­ Иван Денисович Шухов.  Читатели встречаются с ним зимой 1951 года. Родился Шухов в 1911 году. Провёл довоенные годы в деревне Тегменёво. Женился, появились дети: две дочери да сын, который рано умер. На войне герой с первых дней: «Из дому Шухов ушёл двадцать третьего июня сорок первого года». Да в феврале 1942 года на Северо­Западном фронте их армию окружили, Шухов в плен и попал, правда, сумел   бежать,   но   не   нужно   это   было:   всё   равно   в   1943   году   был   осуждён   по сфабрикованному делу «за измену родине». В деле так и было написано «задание», потому что «какое задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь». Осуждён был Шухов на 10 лет. К 1951 году он отсидел 8 лет, осталось ему «зиму – лето да зиму – лето».      В повести много героев. Какую систему выстраивает автор?      Пожалуй   сразу   напрашивается   система   следующая:   одни   герои   остались   людьми, подобно   Шухову,   другие   же  ­   предпочитают   «   жить»   по­другому,   это   нелюди,   Шухов аккуратно говорит об «ихней» жизни.      Остался ли человеком Иван Денисович?       Конечно,   лагерь   –   это   страшный   «организм»,   который   перерабатывает   все   души человеческие,   который   проводит   свои   эксперименты   над   людьми.   Кажется,   и   Шухов поддался ужасной лагерной жизни, но ведь ему нужно выжить в лагерном аду. Вот почему здесь не прочь «закосить» (что значит?) лишнюю порцию баланды, при температуре ­27 градусов   не   запустить   под   рубаху   стужу,   сберечь   последние   крохи   энергии   в ослабленном  хроническим   голодом   и   изнуряющей   работой   теле.   Но   всё   же   Иван Денисович остался человеком. Этому много доказательств.      Во­первых, запомнил Шухов слова своего первого бригадира Кузёмина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, кто к куму (опер в лагере) ходит стучать». Шухов так никогда не делал.      Во­вторых,   не   унижался   Шухов,   добывая   лишнюю   пайку,   табак,   не   роняет   своего человеческого достоинства: «Но он не был шакал даже после восьми лет общих работ – и чем дальше, тем крепче утверждался».       В­третьих, у Ивана Денисовича правильное отношение к работе, по принципу: Заработал – получай, «а на чужое добро брюха не распяливай». Шухов и на «объекте» работает добросовестно,   как   он   всегда   работал   на   воле.   Работает   он   в   бригаде   –   «это   такое устройство,  чтоб  не  начальство  зэков  понукало,   а  зэки  друг   друга.  Тут  так:  или   всем дополнительное, или все подыхайте». Для Шухова и в этой работе радость, ведь он мастер любого дела, даже в момент работы он меняется ролями с бригадиром, потому что труд ­  это жизнь для Ивана Денисовича.      В­четвертых, в лагере Шухова уважают, даже доверяют ему: латыши могут одолжить табак – знают, Шухов вернёт; Цезарь Маркович прячет у Ивана Денисовича всю свою посылку, чтобы не утащили, не украли, не разобрали.      В­пятых, поведение даже в лагере у Шухова остаётся человеческим, он не может есть в столовой   в   шапке,   всегда   снимает   её.   Кроме   того,   он   за   другими   наблюдает   и   делает выводы: бригадир Тюрин ­«тоже в шапке есть не научился…».       В­шестых, Шухов никого никогда не осуждает, только осторожно про себя замечает, как бы он сделал. Шухов понимает, что «не подмажешь» ­ не проживёшь, поэтому он не осуждает бригадира, которому все несут. Не ругает и Цезаря Марковича, который сам несёт. Не гневается на конвой, как другие, Шухов даже жалеет их – ведь у них своя совсем незавидная работа: стоять на морозе, пересчитывать заключённых, не ошибаться, иначе придётся пересчитывать, ловить беглецов в любую погоду и время суток.       Много ли героев в повести, которые, подобно Шухову, остались людьми?       Таких героев по количеству  для огромной армии заключённых, может быть, и мало, но в самой повести по счёту героев этих людей достаточно.       Это и Алёшка­баптист, которому 25 лет, получил своё заключение за молитвы.      Сенька   Клёвшин,   молчаливый,   зато   «никогда   в   беде   не   бросит»,   был   в   немецком концентрационном лагере в Бухенвальде, за что и получил срок.      Помощник бригадира Павло, срок получил за налёты ночью на районы.      Бригадир Тюрин, сидит за то, что сын кулака.      Кавторанг  (капитан второго ранга) Буйновский, он слишком идеологизирован, сидит за общение с англичанами, даже получил от них подарок.      Гопчик, молодой мальчишка 16 лет, носил в лес бендеровцам молоко.      Латыши, один из них Кильдигс, получил срок за учёбу за границей.      Цезарь   Маркович,  в   этом   человеке   было   намешано   много   кровей,   снимал   фильмы, первый даже не доснял, как его посадили.      Эти   заключённые   были   людьми   и   остались   ими.   Мир   таких   героев   живёт   по  своим законам, суровым, но справедливым. Получается своеобразное государство заключённых­ людей в «стране ГУЛАГ».      Какие порядки существовали в сталинских лагерях?     ­ Пояса, ножи, всё колющее и режущее не положено. ­ Рубахи должны быть только две.     ­ В столовой быстро есть.     ­ Полученную посылку сдай в каптерку, останутся ли там присланные продукты и вещи – потом узнаешь.     ­ Выбирай, что носишь, валенки или ботинки.     ­ Номер на спине обновляй.     ­ Часы не положены, «время за них знает начальство».     ­ Руки всегда сзади держи.     ­ Перед надзирателем шапку снимай.     ­ Письмо можно 2 раза в год получить и написать.      Этот список можно было бы продолжать и продолжать. Варлаам Шаламов в одном из писем   Солженицыну   напоминал   простенькое   и   страшное   предупреждение   лагерного конвоя, памятного всем пленникам Колымы: «Шаг вправо, шаг влево – считаю побегом, прыжок вверх – агитацией!»          Такие порядки трудно выдержать человеку, вот почему многие превращались в нелюдей. Расскажите об их поведении и о поведении начальства.      Здесь и надзиратели, среди которых Волковой и Фетюков ­ отъявленные негодяи.  Здесь и   шпионы,   и   стукачи,   и   оперы,   и   парикмахеры,   и   повара,   и   доктора,   и   художники. Некоторые из них забыли все нравственные заповеди и живут сегодняшним днём. Другие даже на своём неплохом месте продолжают оставаться людьми.      Почему Александр Солженицын делает главным героем Шухова, ведь он даже на внешний вид не интересен, «плешивый», «беззубый»?      По мнению Солженицына, больше других в жизни понимает сам Иван Денисович. В лице тихого   и   неприметного   героя   автор   воссоздал   образ   русского   крестьянина,   с   его немудрящим мужицким умом, смекалкой, ясным практическим взглядом на мир. Только такой   человек   мог   перенести   невиданные   страдания,   лишения,   издевательства коммунистического режима, ярмо советской власти, блатной беспредел Архипелага. Не только перенести, но и выжить, выстоять в этом круге ада, сохранив при этом доброту к людям, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам.    Скорее всего,  за образом Ивана Денисовича  скрывается  сам Александр Солженицын. Пожалуй, у простого крестьянина не хватило бы наблюдательности за происходящим  и интереса   к   анализу   поступков   людей.   А   ведь   герой   ни   на   секунду   не   прекращает мыслительной деятельности, его «острый» взгляд всё видит, он во всё вникает.       Повесть оптимистична или пессимистична?      Александр Солженицын показал нам много страшных картин из лагерной жизни. Но мы видим героя, который живёт и умеет радоваться мелочам, который сохранил силы жизни и думает о будущем. Значит, повесть всё­таки оптимистична по духу. Она доказывает, что в жизни, где до последнего унижают человеческое достоинство, можно его сохранить.      Почему   повесть   имеет   такое   название   –   «Один   день   Ивана   Денисовича»? Первоначально   повесть   имела   название   «Щ­854.   Один   день   одного   зэка»,   но   из­за проблем с публикацией заглавие пришлось изменить позже на более нейтральное.      Во­первых, один день героя – это один такой же день, как и все предыдущие, это череда совершенно одинаковых дней в жизни заключённого.      Во­вторых, на примере этого одного дня можно понять, как жил человек в сталинских лагерях, и не один человек, а сотни, тысячи, миллионы – это целая эпоха в жизни России. Иван Денисович — мыслящий человек, осознающий свое место в большом и малом мире,  имеющий чувство собственного достоинства, оценивающий все вокруг с требовательной  нравственной точки зрения.   Кого и за что уважает Иван Денисович? Не тех, кто хорошо приспосабливается, а тех, кто  сохраняет в себе живую душу. Он сердцем приветствует Алешку, хотя тот и «недобытчик», и Семена Клевшина, который не бросит товарища, и Буйновского, который ведет себя не  по законам выживания и «залупается», но труженик настоящий, и Шухов рад, что лишнюю  кашу отдадут именно ему. И пусть вспомнится беззубый старик, который в столовой, как и главный герой рассказа, «не допускал себя» есть в шапке. О бригадире Андрее Прокофьиче Тюрине, его образе, судьбе нужно было бы говорить отдельно…  В чем же особенности героя Солженицына? Они открываются более всего в его  поведении, мыслях и в сопоставлении с другими героями . Оказывается, что перед нами —  очень сильный, смышлёный, довольно­таки смелый человек. Он умеет использовать  полученный опыт, он прекрасный работник, крестьянское здоровье и терпенье помогают  ему выживать, хотя и с трудом, в условиях каторжного лагеря. То есть он умело  приспосабливается, а потому выживает. Иногда Иван Денисович вынужден идти на  компромиссы, быть агрессивным, а потому вряд ли он праведник (это может стать  предметом обсуждения).  Но удивляет в Шухове другое (отметим, что это — его внутреннее состояние, так  сам чувствовал): «он не был шакал даже после восьми лет общих работ — и чем дальше,  тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошел бы и под страхом  смерти». То есть — приспособленцем и подлецом не стал. А это уже — результат  осознанного нравственного выбора, постоянного процесса работы совести и  самовоспитания «простого человека». Можно думать — вслед за автором, что в тяжелые  годы так выживал народ и сохранял живую душу.    – В «Одном дне Ивана Денисовича» приведено немало примеров человеческой низости, подлости,   лицемерия.   Но   тем   не   менее   Солженицын   замечает,   что   нравственному растлению   в   лагере   поддавались   в   основном   те   ,   которые   уже   на   воле   были   к   этому подготовлены. Обучиться лести, лжи, «мелким и большим подлостям» можно везде, но человек должен остаться человеком даже в самых трудных и жестоких условиях. Более того,   Солженицын   показывает,   что   унижения   и   испытания   пробуждают   в   личности внутренние резервы и духовно освобождают ее.

Выступление на тему "Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Выступление на тему "Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Выступление на тему "Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Выступление на тему "Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Выступление на тему "Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Выступление на тему "Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Выступление на тему "Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

Выступление на тему "Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2017