ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.6

ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.6
Научные работы +2
doc
Междисциплинарный 3
Все классы
07.04.2020
ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ  УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Кроме повышения эффективности обучения основная и очень ответственная задача современной школы – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, то нужно начинать с постоянного профессионального наблюдения за каждым учеником, со сбора данных об индивидуальном развитии каждого ребёнка. Как ото реализовать? ответ на этот вопрос вы найдете в статье
Носова Е.П. Выявление индивидуальных особенностей умственного развития школьников.doc

ВЫЯВЛЕНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Как повысить эффективность обучения? Как сделать, чтобы школьники усвоили не только определённые знания, но и стали умнее, научились самостоятельно мыслить? Эти вопросы волновали каждого педагога всегда. Сегодня эти умения ученика являются требованием, которые Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В психолого-педагогической литературе, особенно в последние годы, описано немало подходов и принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения.

Но, если исходить из того, что кроме повышения эффективности обучения основная и очень ответственная задача современной школы – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, то нужно начинать с постоянного профессионального наблюдения за каждым учеником, со сбора данных об индивидуальном развитии каждого ребёнка. В таких условиях требует существенного изменения профессиональная позиция учителя. В условиях современного образования учитель должен быть одновременно и предметником, и психологом. Содержание предмета, который он преподаёт, тогда  становится не целью, а средством изучения личностных проявлений ученика. Сформулированные принципы являются основополагающими в технологии личностно ориентированного образования (И.С. Якиманская).

Деятельность учителя-предметника изначально должна быть направлена на выявление особенностей умственного развития ученика на данном этапе, а затем на использование полученных данных для повышения результативности учебного процесса, повышение эффективности учения для каждого школьника.

В современной отечественной психодиагностике понимание умственного развития отражает представления ряда выдающихся психологов (А.Н. Леонтьев, К.М. Гуревич и др.) согласно которым оно рассматривается как функция накопленного фонда знаний, а также мыслительных операций, обеспечивающих приобретение этих знаний.

Умственное развитие является динамической системой и зависит от многих факторов, как от усвоения общественного опыта, так и от созревания органической основы, которая, создавая необходимые предпосылки для развития, может меняться под влиянием осуществления деятельности. Поэтому весьма актуальной для психолога и учителя.

Но что же может выступать в качестве показателей умственного развития? Это зависит от содержания теоретических концепций умственного развития, выдвигаемых разными авторами.  Не останавливаясь на обзоре существующих в отечественной психологии теорий по определению показателей умственного развития, укажем лишь те, которые явились теоретической базой для разработки педагогическим коллективом нашей школы специальных контрольно методических тестов на предметной основе, которые позволяют осуществлять учителю контроль и наблюдение за умственным развитием учащихся прямо на уроках.

Итак, в качестве конкретных показателей умственного развития ребёнка мы рассматриваем уровень  обученности, определяющий накопленный фонд знаний; уровень обучаемости, обусловливающий продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Костюк) и уровень сформированности мыслительных операций (Д.Н. Богоявленский, Н.И. Менчинская) (рис.1).

         Рис. 1. Критерии умственного развития

Для диагностики накопленного фонда знаний  в школе мы используем специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных  достижений, тестами успешности, дидактическими тестами, а также малоформализованные диагностические средства, которые использует учитель на уроке, такие как опрос, беседа и  т.д.

         Тесты достижений используются для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются показателем обученности школьника. Качество выполнения заданий оцениваются отметкой по пятибалльной шкале. Использование таких тестов обусловлено также современными требованиями по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. По своей сущности они не являются собственно психологическими тестами и значительно отличаются от  тестов способностей и интеллекта.

         Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам, могут быть применены и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков, требуемых школьнику на разных этапах обучения. Например, некоторые общие принципы решения математических задач, анализ литературных текстов и др. Ещё более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, географическими картами, энциклопедиями и словарями.

         Мы не будем подробно останавливаться на тестах, направленных на выявление уровня обученности и обучаемости школьников, а уделим внимание тестам для диагностики и формирования мыслительных навыков учащихся в рамках урока на предметном материале.

Для диагностики  уровня сформированности мыслительных операций предназначены  специальные тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определённого круга данных и т.д. Эти задания в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и значительно отличаются от тестов достижения. Это отражено и в формулировании заданий того и другого вида. Например, тест достижений (определяющий действительный фонд знаний) на материале математики  может содержать такие вопросы:

Заполни пропуски в предложениях:

1. Единица измерения длины….

а) сантиметр;    б) гектар; в) секунда;    г) килограмм

В тесте же на выявление мыслительных операций с использованием понятий из физики задания будут иметь следующий вид:

         «Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть

а) сантиметр;             б) год;        в) время;    г) минута; д) час;

         Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений необходимы знания конкретных определений, единиц измерения и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений. Однако, если у него плохо сформированы умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенные признаки и т.д., то задания теста на определение сформированности мыслительных навыков могут вызвать значительные затруднения (поскольку для их выполнения одной хорошей памяти недостаточно). Необходимо владение целым рядом мыслительных операций.

Интересны  задания, где правильный ответ можно найти путём различных рассуждений. Например, найти лишнее слово в предложенном ряду:

         А) метр      б) масса   В) длина       .

Здесь правильными могут быть следующие ответы:

-        лишнее слово «масса», т.к. остальные слова являются единицами измерения физических величин;

-        лишнее слово «длина», т.к. все остальные слова начинаются на букву м;

- лишнее слово «метр», т.к. в остальные слова  состоят из 5 букв и т.д.

Ниже мы приводим примеры тестов для 3 класса на предметном материале математики и русского языка для диагностики сформированности мыслительных операций, среди которых выделены анализ, синтез, умение сравнивать, установление причинно-следственных связей или логику и обобщение. Задания состоят  из 5 частей. В каждой части вопросы определённого вида, выявляющие уровень владения конкретным мыслительным навыком:

1.     Анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями, между формулами и определениями, между рисунками и определениями, в коротком тексте подчеркните все слова, относящиеся к …);

2.     Синтез (назовите процесс по его характеристикам, назовите общим словом несколько слов, рисунков);

3.     Сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? А и Б могут быть словами, рисунками, символами…);

4.     Логика – причинно-следственные связи  (продолжите ряд слов, понятий; вставьте недостающее слово, рисунок; расположите в логической последовательности слова, рисунки и т.д. Для старших классов: постройте систему понятий);

5.     Выводы (даётся краткий текст, задание – сделать вывод на основании текста; сделайте вывод из рассказа в рисунках; для старших классов: таблица, схемы – сделать вывод по конкретному заданию).

 

3 КЛАСС

РУССКИЙ ЯЗЫК.

АНАЛИЗ

а) Найди соответствие между понятиями и определениями


1.Имя прилагательное             1. Эта часть речи отвечает на вопрос «Кто?» «Что?» и указывает на предмет, не называя его.

2. Местоимение                        2. Эта часть речи служит для связи слов в предложении.

3. Предлог                                3. Эта часть речи отвечает на вопросы «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?».

б) среди данных слов подчеркнуть только те, которые употреблены с предлогами

за другом, между рядами, и лес, около школы

в) подчеркни только те слова, которые соответствуют схеме:

                    

завиток, подножка, приготовил, закопал, закладка

СИНТЕЗ

а) назови одним словом:

«Приставка, корень, суффикс, окончание – это….

б) какая часть речи, указывает на предмет, не называя его?

СРАВННИЕ

Сравни предложения. Напиши, что у них общего и чем они отличаются.

 

Что общего

Чем отличаются

За лесом стоял красивый замок.

На двери висит замок.

 

 

ЛОГИКА

Продолжи ряд слов:

а) ход, выход, выходил,………………………………………………..

б) зерно, росток, ………………………………………………………

ВЫВОДЫ

а) Прочитай текст.

«Безударные гласные в корне слова надо проверять. Для проверки необходимо подобрать такое слово, в написании которого ты не сомневаешься»

Сделай вывод о том, является ли данный текст правилом. Почему?

б) С помощью чего были образованы новые слова?

брат – братик

мир – мирный

верх – верхний – верхушка

3 КЛАСС

МАТЕМАТИКА

АНАЛИЗ

а) Среди примеров подчеркнуть только те, где в частном будет число с остатком (больше 2-х)


            81:24=                           74:14=

            99:11=                           70:13=

б) Соедини линией равные значения

3м 5 см                1000см

                     48дм                   100дм

                     10 дм                   305 см

                            10м                     4м 8дм

в) Найди соответствие: соедини линиями части правил, чтобы получилось верное утверждение

·        чтобы узнать, на сколько одно число > или < другого…

·        чтобы найти неизвестное делимое…

·        чтобы узнать неизвестную разность….

·        надо частное умножить на делитель.

 

·        из большего числа вычесть меньшее

·        надо к уменьшаемому прибавить вычитаемое

СИНТЕЗ

а) к числу, состоящему из 8с. 7д. 6 ед. прибавить частное чисел 148 и 50

(запиши пример и реши его)

б) все числа раздели на 3 и увеличь на 15:

90, 33, 45, 60

СРАВНЕНИЕ

Сравни выражения и напиши, что в них общего и чем они отличаются.

 

Что общего

Чем отличаются

236+125             336+125

 

 

535-193

435-93

 

 

ЛОГИКА

а) вставь пропущенные цифры:

+2…3                      + …8

                      ...6…                         6…

 5 8 0                        103

б) какое число было в начале цепочки?

                         *10           +30           : 2 

                                                                         =35

ВЫВОДЫ

Прочитай текст.

В новом доме 165 квартир с балконами и 384 квартиры без балконов. На каждом этаже находится одинаковое количество квартир. Сколько всего квартир в доме?

Сделай вывод о том, является ли данный текст задачей. Почему?

 

Предлагаемые разработки  могут быть использованы как для диагностики, так и для  развития мыслительных операций учащихся на уроках или на дополнительных занятиях. Важно, чтобы учитель не только сам логически обрабатывал учебный материал, но и обучал учащихся соответствующим приёмам мышления, в том числе и во внеурочное время. Занятия могут, состоять из кратких объяснений, выполнения специальных упражнений и их обсуждения. Именно упражнения, обучение конкретным приёмам мышления, которые школьник может сразу использовать в своей учебной  работе по всем предметам, составляют их основное содержание. В этом ценность тестов на предметной основе для выявления сформированности и развития мыслительных операций у учащихся.

ЛИТЕРАТУРА.

1.     Калмыкова З.И. Методика диагностики обучаемости школьников (на материале физики) // Проблемы диагностики умственного развития учащихся под ред. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975, 120 с.

2.     Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М.: Педагогика, 1989. – 219 с.

3.     Результативность личностно ориентированного образования (из опыта работы школы-лаборатории №196). Научно-практический журнал «Завуч», №2, 2003 год.

4.     Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000.

Сведения об авторе.

Носова Елена Павловна

Должность: научный сотрудник Пи РАО

Место работы: Учреждение «психологический институт РАО», г. Москва, Моховая д.6-б.

Электронный адрес: nosova.aliona@yandex.ru

Почтовый адрес: 142784 Московская обл. Ленинский р-н, д. Мешково, ул Рябиновая, дом 94.

Тел. 8-916-002-31-84



Скачано с www.znanio.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

В современной отечественной психодиагностике понимание умственного развития отражает представления ряда выдающихся психологов (А

В современной отечественной психодиагностике понимание умственного развития отражает представления ряда выдающихся психологов (А

Рис. 1. Критерии умственного развития

Рис. 1. Критерии умственного развития

Мы не будем подробно останавливаться на тестах, направленных на выявление уровня обученности и обучаемости школьников, а уделим внимание тестам для диагностики и формирования мыслительных навыков…

Мы не будем подробно останавливаться на тестах, направленных на выявление уровня обученности и обучаемости школьников, а уделим внимание тестам для диагностики и формирования мыслительных навыков…

Интересны задания, где правильный ответ можно найти путём различных рассуждений

Интересны задания, где правильный ответ можно найти путём различных рассуждений

КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК. АНАЛИЗ а)

КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК. АНАЛИЗ а)

Прочитай текст. «Безударные гласные в корне слова надо проверять

Прочитай текст. «Безударные гласные в корне слова надо проверять

СИНТЕЗ а) к числу, состоящему из 8с

СИНТЕЗ а) к числу, состоящему из 8с

Занятия могут, состоять из кратких объяснений, выполнения специальных упражнений и их обсуждения

Занятия могут, состоять из кратких объяснений, выполнения специальных упражнений и их обсуждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020