«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Оценка 4.8

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

Оценка 4.8
Лекции
docx
администрации +1
Взрослым
21.01.2018
«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Современный мир меняется очень быстро, от современных выпускников требуется обладание не только новыми компетенциями, но и умение взаимодействовать в команде, стремление к саморазвитию, постоянному самообразованию. С учетом этих требований содержание образования также меняется: внедряются новые планы, программы, учебники, но при этом сохраняется классно-урочная система. Важным становиться то, что обучение должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить каждого ученика в активную работу на уроке, научить его совместно решать задачи, искать их решение. Совместная деятельность на занятиях способствует формированию личности, учит планировать, распределять обязанности, учит общению, создает благоприятные условия для включения в деятельность каждого учащегося. Важнейшей задачей педагогов становится организация сотрудничества между детьми во всех сферах школьной жизни, в том числе и в учебной сфере, которая считается монополией взрослых. Эту задачу поможет разрешить взаимное обучение учащихся.
vzaimnoe_obuchenie.docx
Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Современный мир меняется очень быстро, от современных выпускников требуется   обладание   не   только   новыми   компетенциями,   но   и   умение взаимодействовать   в   команде,   стремление   к   саморазвитию,   постоянному самообразованию.  С учетом этих требований содержание образования также меняется:   внедряются   новые   планы,   программы,   учебники,   но   при   этом сохраняется классно­урочная система. Важным становиться то, что обучение должно   содействовать   комплексному   развитию   личности:   нужно   включить каждого ученика в активную работу на уроке, научить его совместно решать задачи,   искать   их   решение.   Совместная   деятельность   на   занятиях способствует   формированию   личности,   учит     планировать,   распределять обязанности, учит общению, создает благоприятные условия для включения в деятельность каждого учащегося. Важнейшей задачей педагогов становится организация сотрудничества между детьми во всех сферах школьной жизни, в том числе и в учебной сфере, которая считается монополией взрослых. Эту задачу  поможет разрешить взаимное обучение учащихся. Вопрос взаимного обучения рассматривался в педагогике давно, еще со времен   Древней   Спарты,   где   прошедшие   обучение   отроки   должны   были посвятить два года обучению младших, которые в их лице приобретали не только наставника,  но и поддержку старшего товарища, защиту. Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» обращал внимание на то, что «все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное ­  усваивать, тому, что усвоил, ­ обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя».   В   своей   работе   он   начал   внедрять   практику   деления   группы учащихся   на   десятки,   во   главе   каждого   десятка   наблюдающих,   над   ними также других наблюдающих, вплоть до самого старшего. Д.Джонсон и Р.Джонсон разработали метод обучения  и сотрудничества в малых   группах  «Учимся   вместе»  и     описали   достоинства   данной   формы работы:   взаимозависимость     всех   работающих   в   группе;   личная ответственность каждого работающего в группе не только за свои успехи, но и за успехи товарищей; совместная учебно­познавательная, творческая и иные виды деятельности учащихся в группе; социализация   детей   при работе в группе; развитие навыков оценки  и самооценки.  1 Аналогичная   система   взаимного   обучения,   которая   позже   получила название   Белл­Ланкастерской системы, возникла в 1791 году в Британии. Данную   систему   разработали   Эндрю   Белл   и   Джозеф   Ланкастер,   причем независимо друг от друга.   Данная система подразумевала под собой такую форму   учебной   работы,   при   которой   старшие   и   более   знающие   ученики обучали учеников младшего возраста. При таком способе организации учебной деятельности сначала учитель занимался со старшими учащимися, которые, получив определенные знания, начинали   обучать     младших  учащихся,  непосредственно  под   руководством учителя.   Такие   старшие   и   более   успевающие   учащиеся   назывались мониторами.  Преимуществами данной системы являлось то, то что: ­ объяснение младшим ученикам материала давалось на доступном им уровне, так «учителя»­ мониторы были не намного старше. ­ мониторы стремились к самообразованию. Основным недостатком системы, конечно, было  отсутствие у обучающих необходимых педагогических знаний и умений. Несмотря на то, что данную систему использовали в обучении в ряде стран   (Великобритания,   Франция,   Россия,   США   и   т.д.),   широкого распространения   как основная форма учебной работы она не получила, в виду того, что не обеспечивала надлежащего обучения детей. На основании всего вышесказанного можно вывести общие заключения: ­ очень многие задачи обучения и воспитания лучше решаются в том случае, если учитель имеет дело не с отдельным ребенком, а с детским сообществом; ­   ребенку   для   полноценного   обучения   и   развития   необходимо   общение   и совместная деятельность (в том числе и учебная) не только со взрослыми, но и со сверстниками; ­ организовывать сотрудничество между детьми необходимо во всех сферах школьной жизни, в том числе и в учебной сфере. Взаимное обучение  ­  это  форма  организации  учебной деятельности, в соответствии   с   которой   ученики,   наиболее   успешно   овладевшие   учебной программой,   занимаются   со   своими   одноклассниками   под   руководством педагога.  Технология   взаимного   обучения   основывается   на   принципиально   иной стратегии, нежели традиционное обучение.  Взаимное  обучение базируется на трех  основополагающих принципах: 2 1) Приведение в соответствие образного  и логического мышления учащихся в познавательной деятельности путем реализации   принципа одновременности их функционирования. 2) Признание   равноправными   компонентами   содержания   личностный   опыт учащегося   и   предметную   представленность,   а   условием   их   равнозначного существования считать организованное взаимодействие. 3)   Замещение   традиционного   последовательно­параллельного   способа развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный, другими словами, параллельно­взаимный. Суть системы взаимного обучения состоит в том, что старшие ученики сначала под руководством педагога сами изучают материал, а затем, получив соответствующие   инструкции,   обучают   своих   младших   товарищей.   Девиз взаимного обучения звучит так: «Помоги другому и поймёшь сам!» Взаимное   обучение   как   специальная   самостоятельная   система   не получила   широкого   распространения,   однако   идея   вызвала   к   жизни   такую форму   обучения,   как работа   в   динамических   парах,   где   каждый   обучает каждого. Отношение в паре «ребенок­учитель» и «ребенок­ученик» в общих чертах воспроизводит классическую форму отношений «учитель ­ ученик», где учитель ­ это более опытный, более знающий партнер, который сообщает менее опытному партнеру готовые образцы действий и помогает эти образцы усвоить, довести их воспроизведение до автоматизма. Благодаря взаимному обучению   у   ребенка   развивается   контрольно­оценочная   деятельность совместной работы. Знания в данной системе работы транслируется не только сверху вниз, от учителя к ученику, в готовом виде, а может быть итогом самостоятельной работой детской мысли. Конечно, данная ситуация должна быть тщательно подготовлена   и   организована   взрослым,   но,   при   постановке   новой   задачи детям   не   дается   готовый   образец   действий,   а     пошагово   направляет   их действия   к   заранее   спланированному   «открытию».     Такая   специально организованная   совместная   деятельность   детей   по   поиску   решения   новой задачи и есть образ учебного сотрудничества как формы самостоятельного открытия детьми новых знаний.   Благодаря взаимному обучению каждый ребенок получает возможность овладеть репродуктивной деятельностью по усвоению готовых знаний, умений и навыков как с позиции ученика, получателя знаний, так и с позиций учителя, который дает образцы и помогает ученику эти образцы воспроизвести. 3 Методика   взаимного   обучения   в   парах   сменного   состава   имеет следующие преимущества:  ­ каждый абзац темы подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет хорошо усвоить изучаемый материал;  ­ после проработки темы ученик имеет подробный план;  ­   в   ходе   работы   содержание   каждого   пункта   плана   неоднократно восстанавливается и пересказывается, что обеспечивает прочность знаний и развивает навыки и умение грамотно и компактно излагать свои мысли;  ­ при проработке одной темы учащийся параллельно знакомится с другими темами (при изучении   другой темы некоторые понятия этой темы ему уже знакомы,   а   в   проработке   отдельных   абзацев   он   сам   принимал непосредственное участие); ­   в   ходе   работы   многократно   встречаются   ранее   изученные   темы,   что предоставляет   ребенку   возможность   регулярно   повторять   пройденный материал. Благодаря тому, что каждый ученик получает возможность обсудить и осмыслить определенный вопрос с разными членами группы, у школьников появляются   и   развиваются   навыки   исследовательской   деятельности   и самостоятельной работы, пробуждается и усиливается интерес к изучаемому предмету, повышается активность работы в группе, обеспечивается прочность знаний. Подготовка   учащихся   к   реализации   взаимного   обучения   включает несколько этапов (по методике А.Г. Ривина).  Подготовительный этап. Перед началом организации работы в парах сменного   состава,   нужно   выделить   время   на   проведение   тренингов   для выработки   навыков,   необходимых   для   парной   работы.   К   таким   навыкам относится:  ­ умение ориентироваться в пространстве; ­ умение слушать партнера и слышать то, о чем он говорит; ­ умение работать в шумовой среде; ­ умение находить нужную информацию; ­ умение использовать листки индивидуального учета; ­ умение переводить образы в слова и слова в образы. Данный   этап   является   важным,   т.к.   помогает   в   дальнейшем   достичь желаемого   результата:   дети   в   парах   трудятся   легко,   непринужденно, комфортно.   4 Ознакомительный   этап   включает   в   себя   главное   требование   – усвоение  «правил игры», сообщение целевых установок, определение способа учета результатов учения. Начало   работы   в   парах. Знакомство   учеников   с   новой   темой начинается   с  диагностики:   ученикам   предлагается   выполнить   контрольную работу по изученному материалу. Если     обнаружились какие­то пробелы в знаниях,   то   данный   ученик   продолжает   изучение   материала   с   учителем   в традиционной   системе.   Ученик,   который   выполнил   контрольную   работу безошибочно,  получает  право  двигаться  дальше.  С этим  учеником  учитель проводит   индивидуальный   мини­урок   по   заранее   составленному   опорному конспекту   нового   раздела   учебника   и   помогает   выполнять   задания   на применение нового знания. Так пошагово в изучение следующей темы включаются все новые и новые ученики,   работающие   под   руководством   своих   одноклассников,   начавших изучение темы с опережением. Контроль обучения. Для того чтобы не сделать обучение формальным, ученик   получает   программу­вопросник,   содержащий   все   вопросы   и контрольные задания по новой теме. Работа с  опросником позволяет: ­   сделать   чтение   учебника   и   копирование   опорного   конспекта содержательным (ученик читает текст учебника для того, чтобы найти в нем ответы на вопросы программы – вопросника);  ­   систематизировать   контроль   за   знаниями   учащихся   (каждый   ученик, заканчивающий   изучение   нового   параграфа,   отвечает   на   все   вопросы опросника учителю­взрослому или сверстнику); ­ лучше организовать преподавание в детских парах (у каждого   «учителя» есть план опроса своего  «ученика»). Применение   знаний   на   практике. Ученик,   ответивший   на   вопросы программы­вопросника, получает задание выполнить несколько упражнений по   новой   теме.   Проверка   упражнений   и   разбор   ошибок   –   это   один   из центральных   моментов   взаимного   обучения.     Можно   организовать демонстрацию диалога учащихся  при проверке заданий.  Педагог акцентирует внимание на то, что при правильном ответе на вопрос задачи можно сразу двигаться дальше, при ошибке в решении нужно задать вопрос типа: «Как ты получил этот ответ?» или «Докажи, что это так». Контрольная  работа.   Когда   работа   над   решением   задач   опросника окончена   и   были   даны   правильные   ответы   учителю­однокласснику,   можно приступать к выполнению контрольной работы. Контрольную работу может 5 проводить   как   сам   учитель,   так   и   учитель­одноклассник.   Содержание контрольной   работы   должно   быть   типичным,   обычным,   и   каждый   ученик пишет ее в свое время, тогда, когда к ней полностью готов. Творчество. Это этап включает работу над олимпиадными, творческими заданиями, заданиями повышенной трудности. К данному этапу допускаются ученики,   успешно   написавшие   контрольную   работу   и   имеющие   резерв учебного   времени   на   углубленное   изучение   материала.   Эти   занятия   могут носить факультативный характер. Повторение,  подготовка   к   экзамену   и   сам   экзамен  также   имеют свою   специфику   в   системе   взаимного   обучения.     Тема   (раздел)   или   вся программа считается пройденной окончательно лишь после того, как ученик, сдавший   экзамен,   поможет   подготовиться   к   нему   кому­либо   из   своих одноклассников. Таким   образом,  главным   отличием   технологии  взаимного  обучения  от традиционного обучения, основанного на отношении «ребенок ­   взрослый», является то, что каждый ученик включается в систематическую работу по обучению. Процессом   взаимного   обучения   управляет   педагог,   он контролирует   работу   учебных   групп,   вносит   свои   коррективы. Главное, следует организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены   в   активную   совместную   работу   с   личной   ответственностью   за результат каждого. Назовем достоинства и недостатки метода взаимного обучения. Преимущества метода взаимного обучения: ­ Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю. ­ Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения. ­ У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение. ­   Каждый   понимает,   что   успех   группы   зависит   не   только   от   запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях. ­   Дети   учатся   общаться   между   собой,   с   учителями,   овладевают коммуникативными умениями. ­ Развивается чувство товарищества, взаимопомощи. 6 ­ Взаимная форма обучения даёт большой эффект и в воспитании учащихся: дети привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. ­ Активно включаются в работу так называемые слабые ученики. Практика показывает,   что   ученики   с   низкими   учебными   возможностями   в   группах высказываются   чаще,   чем   обычно,   в   группах   они   не   боятся   говорить   и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. ­   Систематическая   организация   взаимной   формы   обучения   учащихся способствует глубокому усвоению учебного материала: ученик, проговаривая информацию, лучше ей усваивает.  ­   В   результате   регулярно   повторяющихся   упражнений   совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речевой деятельности развиваются   навыки   мыследеятельности,   включается   работа   памяти,   идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний. ­  Каждый  ребенок чувствует  себя раскованно, работает  в  индивидуальном темпе;   повышается   ответственность   не   только   за   свои   успехи,   но   и   за результаты   коллективного   труда;   отпадает   необходимость   в   сдерживании темпа продвижения  одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. ­   Формируется   адекватная   самооценка   личности,   своих   возможностей   и способностей, достоинств и ограничений. Разумеется, у метода взаимного обучения имеются и недостатки: ­ Отсутствие педагогического опыта у обучающего ученика. Учитель обладает способностью   и   умениями   передавать   знания   в   доступной   форме, подстраиваясь   к   индивидуальным   особенностям   своего   ученика,   умея   его заинтересовать, давая ему достаточную, но не чрезмерную самостоятельность, предлагая помощь и обратную связь именно в той форме, которая потребна и приятна   данному   ребенку,   это   подразумевает     способность   понять   своего ученика. У детей данная способность менее развита, поэтому эффективней может оказаться работа в паре с минимальной разницей между знаниями и умениями «учителя» и «ученика». ­   «Учитель­ребенок»   может самоутверждаться за счет «ученика», высмеивая и выпячивая его ошибки, что неминуемо перерастает в межличностный конфликт. Дети разных социальных слоев   по­разному   могут   воспринимать   замечания   из   уст   своих   «учителей­   Стиль   детских   взаимоотношений. 7 одноклассников» (для кого­то это будет толчком к действию, а для кого­то как наказание или вызов). ­   Для   некоторых   детей   в   роли   учителя   ситуация   обучения   своего одноклассника может вызывать высокую внутреннюю напряженность. ­   Дети,   находящиеся   в   роли   «учителя»   сталкиваться   с   трудностями   в оценивании знаний своих «учеников». Таким   образом,   взаимное   обучение   как   форма   организации   детского сотрудничества   положительно   влияет   на   успеваемость   школьников.   У школьников,   работающих   в   позиции   учителя,   растет   самоуважение, появляется более содержательное отношение к учительскому труду и самому процессу обучения. Дети, которых учат другие дети, высоко ценят то, что получают   больше   индивидуального   внимания   и   общения   со   сверстниками. Дети   учатся   высказываться,   находить   верные   решения,   отвергать   ложные, прислушиваться к мнению других. При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Технология взаимного обучения дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.   Активный   отклик   на   обсуждение   проблем,   задач,   заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие  в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы ­ все это значительные критерии познавательной   самостоятельности   и   активности,   показывающие,   что школьник становится субъектом учебно­познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение. До   настоящего   времени   проблема   взаимного   обучения   остается актуальной:   существует   множество   «за»   и   «против».   Однако   следует признать, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах сменного   состава   взаимосвязано   друг   с   другом,   так   как   в   обеих   формах происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом,   самостоятельно   ставят   задачи,   планируют   действия,   отыскивают новые способы решения поставленной задачи в различных вариантах.  Литература: 1. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов: [Текст] / Н.В. Бордовская и др. ­ СПб.: Издательство "Питер", 2000.  2. Букатов,   В.   Диктант   на   дружбу:   [Текст]   /   В.   Букатов   //   Начальная   школа (Издательский дом "Первое сентября"). ­ 2005. ­ №4.  8 3. Вираховская,  Н.  Мосты  понимания: [Текст] /  Н.  Вираховская  //  Школьный психолог (Издательский дом "Первое сентября"). ­ 2008. ­ №13 4. Джонсон, Д., Джонсон, Р., Джонсон­Холубек, Э. Методы обучения: Обучение в сотрудничестве: / пер. с англ. Замчук З.С. ­ СПб.: ГУЭФ ИД ГУ ВШЭ, 2001.  5. Дьяченко,   В.К.   Коллективная   и   групповая   формы   организации   обучения   в школе: Начальная школа. ­ 1998. ­ №1. 6. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении, М.: Просвещение, 1991.  7. Дьяченко, В.К., Попова, А.И. Организация коллективных учебных занятий // Начальная школа. ­ 1990. ­ №1.  8. Терлецкая, Н. Развитие творческих способностей: [Текст] / Н. Терлецкая // Начальная школа (Издательский дом "Первое сентября"). ­ 2009. ­ №10. 9. Шкуричева, Н. Как выявить и улучшить эмоциональное состояние ученика и психологический   климат   класса//   Начальная   школа   (Издательский   дом "Первое сентября"). ­ 2008. ­ №23. 10.  Шкуричева, Н. Совместная деятельность ­ успешная адаптация: [Текст] / Н. Шкуричева   //   Начальная   школа   (Издательский   дом   "Первое   сентября").   ­ 2007. ­ №14. ­ С. 23. 11.  Шмидт, В. Тема "Учимся договариваться": [Текст] / В. Шмидт // Школьный психолог (Издательский дом "Первое сентября"). ­ 2005. ­ №13. 9

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018