Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН и семьи в процессе сопровождения воспитанников с ОВЗ
Оценка 4.8

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН и семьи в процессе сопровождения воспитанников с ОВЗ

Оценка 4.8
Образовательные программы +3
doc
Междисциплинарный 4
Взрослым
13.07.2019
Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН  и семьи в процессе  сопровождения воспитанников с ОВЗ
По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.
Доклад на педсовет.doc
Взаимодействие социально­психологической службы СРЦН  и семьи в процессе сопровождения воспитанников с ОВЗ Если ребенок в семье появился, Значит, не зря он на свете родился. Значит, он  будет счастливо жить, Его ­ должны мама и папа любить!   Любить, понимать, прощать и жалеть, Тогда ребёнку захочется петь. Захочется  жить,  играть  и учиться, А в  будущем  будет он славно  трудиться. Родителям нужно терпенья набраться, Ребенку всегда, всегда улыбаться. Ведь с мамой и папой любовь и добро Об этом все люди знают давно!!! Появление больного ребенка в семье в большинстве случаев изменяет весь ее уклад,   особенно   психологический   климат.   Все   члены   семьи   находятся   в состоянии стресса.            Члены   семьи   инвалида  могут   испытывать   чувство   вины,   злобы,   обиды   и беспомощности,   потому   что   они  не  знают,  как  справиться   с   этой   проблемой. Такие чувства могут испытывать как братья и сестры, так и супруги и родители. Из­за того, что инвалид требует повышенного  внимания и заботы, другим членам семьи будет неудобно просить об удовлетворении собственных потребностей.  По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума. Дети­инвалиды   являются   источником   особенно   серьезных   проблем   для родителей и других детей в своей семье. Селигман (Seligman, 1983) сделал вывод о том, что так как дети­инвалиды требуют особой заботы о себе, они становятся обузой для других членов семьи, которые из­за этого все чаще забывают о себе и друг о друге. Естественно, присутствие в семье ребенка­инвалида не всегда вызывает подобную ситуацию. Часто такой опыт побуждает братьев и сестер учиться заботиться друг о   знают   друге, и это ценное качество они сохраняют на всю жизнь.  Однако сотрудники СРЦН    о   том,   что   проблемы   могут   быть   не   только   у «идентифицированного пациента» — ребенка­инвалида, — но и других членов семьи. И надо сказать педагоги с данной проблемой часто сталкиваются, не с самим ребенком, так с межличностными взаимоотношениями в семье: между супругами,   братьями   или   сестрами,   бабушками   и   дедушками.   Сотрудники помогают семье решать те или иные вопросы, помимо своих непосредственных обязанностей. Но   нет   ничего   постыдного   в   том,   что   в   семье   родился   ребенок   с ограниченными возможностями. Даже если иногда родители чувствуют себя отвратительно   и   думают,   почему   это   произошло   именно   с   ними.   Это нормально,   что   вначале   они   испытывают   бурю   эмоций,   которые   могут принести вред и матери, и ребенку. Ребекка Уиллис – американский психиатр – выделяет несколько типичных реакций,   связанных   с   рождением   ребенка­инвалида.   Первая   реакция   – отрицание и шок. Конечно, родителям очень трудно поверить в случившееся в течение нескольких дней, недель и даже лет. Дальше наступает глубокая печаль. Родители   чувствуют   себя   беспомощными   и   отстраненными   от   внешнего мира. Такое состояние приводит к гневу и разочарованию. Психологи   выявили   наиболее   трудные,   в   психологическом   плане,   моменты   в жизни семей, имеющих детей­инвалидов: •  Выявление   факта   нарушения   развития   ребенка.   Возникновение   страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Горе от безысходности. • Старший дошкольный возраст. Понимание того, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе. •  Подростковый возраст. Осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям   в   налаживании   контактов   со   сверстниками   и   особенно,   с противоположным полом. Обособление от общества. Родители страдают сами и зачастую просто­напросто учат страдать ребенка. Хотя, на самом деле, не диагноз заставляет чувствовать ребенка себя неполно­ ценным, а отношение к этому диагнозу окружающих. Иногда достаточно пой­мать себя на ложных установках, чтобы задействовать самоконтроль и искоре­нить их из   своей   души.   Бывает,   что   нужно   часами   обсуждать   проблему   с   кем­то   из близких, а порой никак не обойтись без помощи психолога и невропатолога. Конечно, каждое определенное заболевание ребенка­инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Но, что касается психологии и общих правил поведения, есть несколько универсальных рекомен­ даций специалистов. Конструктивный путь включает два основных направления, которые должны подчинить себе всю жизнь и все действия родителей ребенка­инвалида в обозри­ мом будущем и способствовать сохранению и укреплению семьи.  Во­первых,   необходимо   обеспечить   малыша­инвалида   грамотным   уходом, включающим   в   себя   элементы   развития;   максимально   возможно   привить   ему навыки само­обслуживания; способствовать социализации его в обществе.  Во­вторых,  надо поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье; не обделять вниманием и любовью друг друга, а также других детей и членов семьи;   стремиться   к   тому,   чтобы   у   всех   членов   семьи   была   возможность саморазвития   и   полноценной   жизни.   Полное   самоотречение   ради   малыша   не только не полезно ему, а в большинстве случаев и вредно. Ребенку   с   первых   месяцев   жизни   важно   ощущать   стабильность   и спокойствие своего окружения. Ни в коем случае не следует отгораживаться от окружающей жизни, стесняться своего ребенка. В противном случае хроническая стрессовая ситуация   нарастает,   у   матери   возникает   повышенная   раздражительность, постоянное   ощущение   внутреннего   беспокойства,   нарушается   сон,   аппетит, появляются   головные   боли   и   другие   отклонения   в   состоянии   ее   здоровья, особенно часто развивается невротическое состояние. Находясь в болезненном состоянии, мать мало чем может помочь своему малышу. Немаловажное значение в семье с больным ребенком имеет поведение отца и других членов семьи. От поведения отца во многом зависит эмоциональное состояние   матери,   ее   душевное   равновесие.   Если   отец   проявляет   выдержку, разум,   благородство,   терпение,   оказывает   постоянную   моральную   поддержку жене и помощь в воспитании ребенка, семейные отношения укрепляются, и более успешно проводится вся лечебно­коррекционная работа. Совет друзьям и родственникам: худшее, что можно сделать, это выражать со­ чувствие родителям ребенка­инвалида. Слова: «Я вам соболезную, мне очень жаль...» могут только унизить и ребенка, и родителей. Однако не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям могут те родители, у которых ребенок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период. Объединение родителей в группы взаимопомощи очень важно для них, так как это помогает уйти от чувства одиночества, безысходности. Помогая друг другу, родители   не   замыкаются   на   своем   горе   и,   таким   образом,   находят   более конструктивное решение своей проблемы. Ученые  предлагают   посмотреть  на ситуацию   с  другой  стороны:  дана воз­можность пересмотреть свою жизнь, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, радоваться жизни и помогать другим мамам с такими же проблемами обрести душевное равновесие. Здесь уместно вспомнить притчу о Будде «Горчичное зерно». Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелегкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесет ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободренная его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путем. Много позже он встретил ее опять – женщина полоскала в реке белье и напевала. Будда подошел к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет еще попозже, а пока ей необходимо помочь постирать белье людям, у которых горе тяжелее ее собственного. Мы   должны   понимать,   что   жизнь   не   останавливается   с   рождением ребенка­инвалида ­ она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость. Существует мнение,   что   даже   самый   безнадежный   малыш   –   это   заколдованный   принц, живущий в своем удивительном мире. И этот мир просто другой.            Под категорию инвалидов детства подпадают малыши с очень широким спектром врожденных и приобретенных в период раннего развития заболеваний и отклонений.   Это   могут   быть   дефекты   и   недостатки   физического   развития; наследственные   болезни,   передающиеся   на   генетическом   уровне;   последствия всякого рода травм; специфические аномалии, не слишком заметные со стороны. Иногда   болезнь   ребенка   имеет   преимущественно   физические   или физиологические   проявления,   но   при   этом   практически   не   затрагивает умственное и психическое развитие. Бывает и наоборот – у ребенка наблюдается задержка психического развития на фоне относительного физического здоровья. Но,  какова   бы   ни  была   этиология   болезни,  душевные   переживания   родителей детей­инвалидов практически одинаковы.  Администрация,       и   сотрудники   СРЦН       ведут   целенаправленную     работу   с родителями данной категории детей, которая проводится поэтапно:  Первичная диагностика ребёнка и его семьи  Более   глубокое   знакомство   с   родителями,   налаживание непосредственного контакта  Разработка   на   основе   карт   реабилитации,   медицинского   диагноза   и диагностики специалистов программ индивидуального сопровождения детей с ОВЗ.  Консультирование родителей детей с ОВЗ  Непосредственная работа с родителями: • Психокоррекционная помощь семьям по адаптации и интеграции детей в общество; • Повышение     педагогической   компетентности   родителей   в   области психической и познавательной сфер развития ребенка. Формы работы психолога с родителями детей с ОВЗ:  Беседы: • индивидуальные   Консультации: • индивидуальные • по запросу • тематические • оперативные Проблемы семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  Умышленное ограничение в общении  Гиперопека  Непринятие родителями своих детей  Отсутствие   у   родителей   знаний   и   навыков,   необходимых   для воспитания ребёнка с ОВЗ Цель социально­психологической работы: Повышение   педагогической   компетенции   родителей   и   помощь   семьям   по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Разработаны рекомендации родителям, имеющим детей­инвалидов: • Никогда не жалейте ребенка из­за того, что он не такой, как все. • Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни. • Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним. • Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений. • Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами. • Не бойтесь отказать ребенку в чем­либо, если считаете его требования чрезмерными. • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят Вас. • Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками. • Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную. • Общайтесь с семьями, где есть дети­инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. • Не изводите себя упреками. В том, что у Вас больной ребенок, Вы не виноваты. •  Помните,   что   когда­нибудь   ребенок   повзрослеет   и   ему   придется   жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН и семьи в процессе сопровождения воспитанников с ОВЗ

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН  и семьи в процессе  сопровождения воспитанников с ОВЗ

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН и семьи в процессе сопровождения воспитанников с ОВЗ

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН  и семьи в процессе  сопровождения воспитанников с ОВЗ

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН и семьи в процессе сопровождения воспитанников с ОВЗ

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН  и семьи в процессе  сопровождения воспитанников с ОВЗ

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН и семьи в процессе сопровождения воспитанников с ОВЗ

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН  и семьи в процессе  сопровождения воспитанников с ОВЗ

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН и семьи в процессе сопровождения воспитанников с ОВЗ

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН  и семьи в процессе  сопровождения воспитанников с ОВЗ

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН и семьи в процессе сопровождения воспитанников с ОВЗ

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН  и семьи в процессе  сопровождения воспитанников с ОВЗ

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН и семьи в процессе сопровождения воспитанников с ОВЗ

Взаимодействие социально-психологической службы СРЦН  и семьи в процессе  сопровождения воспитанников с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2019