Взаимосвязь эпизодов в романе А.С. Пушкина "Дубровский"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Взаимосвязь эпизодов в романе А.С. Пушкина "Дубровский" Цель: • Расстановка образов-персонажей и группировка других образов • Анализ взаимосвязи ряда эпизодов, раскрывающих драматическую судьбу Владимира Дубровского и преданных ему крестьян • Формирование представления о композиции романа, её элементах • Постижение психологического мира героев: их переживаний, мыслей, мотивированности поступков. Оборудование: • Интерактивная доска • Презентация • Опорные слова Методические приёмы: • Блиц-опрос • Выразительное чтение, работа над интонацией • Аналитическая беседа по вопросам • Представление героев через их портретную характеристику и сценический образ • Игра “условное допущение” • Акцентное вычитывание
Иконка файла материала Взаимосвязь эпизодов в романе А.С. Пушкина Дубровский.doc
Взаимосвязь эпизодов в романе А.С. Пушкина "Дубровский" Цель:   Расстановка образов­персонажей и группировка других образов Анализ взаимосвязи ряда эпизодов, раскрывающих драматическую судьбу Владимира Дубровского и  преданных ему крестьян  Формирование представления о композиции романа, её элементах  Постижение психологического мира героев: их переживаний, мыслей, мотивированности поступков. Оборудование:  Интерактивная доска  Презентация  Опорные слова Методические приёмы: Блиц­опрос Выразительное чтение, работа над интонацией Аналитическая беседа по вопросам     Представление героев через их портретную характеристику и сценический образ  Игра “условное допущение”  Акцентное вычитывание Ход урока 1. Актуализация знаний 1. Блиц­опрос: Определение героев по описанию. Взаимопроверка. Ответы выводятся на интерактивную доску 1. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где  находилось его имение. Троекуров 2. Сей …, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел  семьюдесятью душами. 3. Он увидел, во­первых, что Дубровский мало знает толку в делах, во­вторых, что  человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое  невыгодное положение. Андрей  Гаврилович  Дубровский Шабашкин 4. … воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому  более, нежели должен был ожидать. Владимир  Дубровский 5. … несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою  своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их  соседям, надеясь на его сильное покровительство. Крепостные  Троекурова2. Раскрытие психологических характеров героев: смысл их поступков, мотивы и побуждения через сценический  образ. Вспомним, как развивалось действие, что делали и о чём думали главные герои. (Ученицы читают заранее подготовленные ими монологи от имени Троекурова и Владимира Дубровского.)   Во время чтения монологов на доске – иллюстрации: “На псарне у Троекурова” (художник Д. Шмаринов),  “Больной указывает на двор с видом ужаса и гнева” (художник Косульников), “Смерть отца Дубровского”  (художник Д. Шмаринов) После чтения каждого монолога – беседа: Узнали ли вы персонаж, по каким признакам? (Место в композиции иллюстрации, поза, одежда.) Соответствует ли психологический портрет, созданный ученицей, и иллюстрация. Оценка работы учениц: Понравилось ли вам чтение, кому лучше удалось войти в роль? 2. Объявление темы урока. Постановка целей и задач. Анализ схемы «Композиция романа “Дубровский”»  Повторение необходимых литературоведческих понятий. На доске схема “Композиция романа “Дубровский“”. Подготовленная ученица дает определение композиции и  сюжета, рассказывает об общей композиции романа и отмечает ее особенности     отсутствие правого поля в “шляпе” протяженность экспозиции романа разветвление сюжетных линий (синяя – Троекуров, красная – Владимир Дубровский) 3. Работа по определению логики построения эпизодов, их взаимосвязи 1. Анализ эпизода “Суд”. Какой эпизод в экспозиции романа является высшей точкой конфликта между Троекуровым и Андреем  Дубровским? Когда противоречие достигает предела и выражается в особенно острой форме? (Эпизод “Суд”.) На доску выводится иллюстрация “Сцена в суде” (художник Д. Шмаринов). При ответе используются опорные  слова  (Троекуров и судейские против А.Г. Дубровского. Столкновение низости, мстительности, бесчеловечности  облечённого властью помещика­самодура Троекурова с гордой независимостью и высоким понятием чести  бедного дворянина А.Г. Дубровского. Противостояние одного А.Г. Дубровского Троекурову и судейским – два  лагеря). Какова роль этого эпизода? А если бы его не было? (Не было бы смерти Андрея Дубровского, не приехал бы его  сын и т.д. – была бы совсем другая история) 2. Анализ эпизода “Приказные в Кистеневке”. Беседа по вопросам: Как ведут себя приказные в Кистенёвке? Выборочное выразительное чтение (портретные характеристики и реплики приказных): Как портретные характеристики героев помогают раскрыть их подлинную сущность? Учитель обращает  внимание на грамматические особенности описания: “в усах”, “замысловатый чиновник”. Как речевые характеристики героев помогают раскрыть их подлинную сущность? Как ведут себя кистеневские крестьяне? (просматривается градация: голос, ропот, вопли, толпа двинулась)Кто останавливает дошедших до предела крестьян? Почему? (Владимир Дубровский – он не хотел, чтобы его крестьян наказали, и еще верил, что государь милостив.) 3. Анализ эпизода “Дубровский читает письма своей матери”. На доске иллюстрация художника Шмаринова. – Что явилось “последней каплей” в решении В. Дубровского поджечь свой родной дом? (Воспоминания о родных, ощущение одиночества и чувство утраты.) (Пересказ основных сюжетных моментов, акцент на встрече с Архипом­кузнецом.) 4. Анализ эпизода “Пожар” На доске Иллюстрация художника Шмаринова “Дубровский с няней у горящего дома”. – Как вёл себя Архип­кузнец? Что двигало им? Раскрытие психологического состояния героя через сценический образ. (Ученица читает заранее подготовленный ею монолог от имени Архипа­кузнеца.) Сравнение иллюстраций “Суд” и “Дубровский с няней у горящего дома”. В эпизоде “Пожар в Кистенёвке” масштаб столкновения разрастается – втягиваются народные массы.  Образуются две враждующих группировки. Какие это группировки? (Дубровский и его крестьяне – Троекуров и чиновники) Как связан эпизод “Суд” с эпизодом “Пожар в Кистенёвке”? (Все эпизоды последовательно связаны между собой – получается история). Вывод. Рассмотренные эпизоды ­ это исключительные ситуации, в которых проявляется недюжинный характер, гордость героя – В. Дубровского, вступающего в конфликт с обществом. Появляется мотив благородного  разбойника. Каждый эпизод несет определенную смысловую нагрузку и объясняет поступки героев. На доске схеме “Композиция романа “Дубровский“”. “Пожар в Кистенёвке” – завязка романтической линии  романа – любовной истории. Домашнее задание. Чтение гл.8­10. Вопросы.

Посмотрите также