Взаимосвязанное изучение зарубежной и родной литературы

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Взаимосвязанное изучение зарубежной и родной литературы в 9-м классе на материале сравнительного анализа комедий Мольера"Скупой" и Н.Д. Неустоева "Злой дух" Время неумолимо выдвигает новые и новые требования, заставляет совершенствовать то, что уже достигнуто, способствует поискам решения новых проблем. В последнее время, когда много стали говорить о духовности, возрождении нравственности, все большую значимость приобретает литература, которая всегда была источником красоты, одухотворенности. В связи с этим литературе должно уделяться все большее значение. Но, к сожалению, долгие годы в центре внимания преподавателей, учителей была лишь русская литература, которая рассматривалась нередко изолированно от другой литературы. Хотя известно, что многие писатели разных стран и литературы многому учились у своих собратьев по перу. А педагоги, методисты еще в 19 веке были твердо убеждены в необходимости взаимосвязанного изучения литературы. Большое внимание уделялось изучению зарубежной литературы в школе.
Иконка файла материала Взаимосвязанное изучение зарубежно.doc
Взаимосвязанное изучение зарубежной и родной сравнительного анализа комедий Мольера"Скупой" и литературы в 9-м классе на материале Н.Д. Неустоева "Злой дух" Время неумолимо выдвигает новые и новые требования, заставляет совершенствовать то, что уже достигнуто,  способствует поискам решения новых проблем. В последнее время, когда много стали говорить о духовности,  возрождении нравственности, все большую значимость приобретает литература, которая всегда была  источником красоты, одухотворенности. В связи с этим литературе должно уделяться все большее значение. Но, к сожалению, долгие годы в центре внимания преподавателей, учителей была лишь русская литература,  которая рассматривалась нередко изолированно от другой литературы. Хотя известно, что многие писатели  разных стран и литературы многому учились у своих собратьев по перу. А педагоги, методисты еще в 19 веке  были твердо убеждены в необходимости взаимосвязанного изучения литературы. Большое внимание уделялось  изучению зарубежной литературы в школе. Вопрос об изучении зарубежной литературы в школе неоднократно ставился выдающимися критиками,  писателями, педагогами, методистами еще в 30­е гг. 19 в. Однако до сих пор эта проблема не стала предметом  серьезного и последовательного изучения. Что касается национальной школы, то зарубежная литература в ней  не получила своего должного раскрытия. При такой постановке проблемы упускается благоприятная  возможность идейно­нравственного и эстетического воспитания учащихся средствами зарубежной литературы,  что во многом объединяет их представление не только о русской, но и родной литературе. Ведь литературный  процесс – это единое целое, выработанное веками. Нет литературы, развивающейся изолированно, без  творческого обогащения и влияния. Необходимо более глубоко и целенаправленно изучать зарубежную  литературу в якутской школе, что позволит учащимся не только обогатить свое представление о литературных  явлениях Запада, но и осмысленно воспринимать духовное богатство родной литературы. Именно при таком  подходе, одновременно дифференцированном и комплексном, наши школьники смогут лучше понять  прогрессивные и реакционные явления в культуре Запада. При изучении зарубежной, якутской литературы используются наиболее эффективные формы, приемы, к  которым учитель обращается на уроках и на занятиях по внеклассному чтению. Важную роль должны сыграть  межпредметные связи – это прежде всего творческое содружество словесника с учителем родной литературы.  Имеющиеся программы по литературе дают учителю обширное поле творческой деятельности. Исходной точкой  должна стать родная литература. Важно сохранить и донести до новых поколений все духовное богатство,  накопленное нашими предшественниками: эпичность олонхо, мудрость якутских сказаний, искрометность  пословиц, поговорок, их образность и глубину, национальную самобытность родной культуры и в то же время  показать общность проблем. Тем, волновавших писателей и художников разных стран и эпох. В 9­м классе особый интерес представляет сравнительное изучение жанра комедии, разговор об особенностях  каждой из них: Ж.­Б. Мольер “Скупой” – Н.Д. Неустроев “Злой дух”. По этим произведениям разработаны и  проведены уроки: 1. Мольер и его время (урок­введение посвящен знакомству с личностью французского драматурга Мольера, с  эпохой написания комедии “Скупой”). 2. Гарпагон и другие в комедии Ж.­Б. Мольера “Скупой” (анализ комедии “Скупой”, образа Гарпагона). 3. Разоблачение “Власти денег” в комедии Ж.­Б.Мольера “Скупой” и Н.Д. Неустроева “Злой дух” (урок­ обобщение, сопоставление комедий). Особую схожесть произведений представляют стили писателей.  Обобщение на этом уроке связали с якутской литературой и с нашей современной жизнью. Составление  сопоставительных таблиц по обоим произведениям вызвало интерес учащихся и способствовало развитию  аналитических навыков. Сопоставительное изучение комедии “Скупой” с комедией “Злой дух” Н.Д. Неустроева способствует более  доступному восприятию текста и может помочь дальнейшему совершенствованию изучения творчествазамечательного французского драматурга Ж.Б. Мольера “скупой” и комедии Н.Д. Неустроева “злой дух”. По этой теме были проведены уроки. Современная якутская школа находится в поисках новых. Более эффективных форм обучения. Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по­своему воспитывает и  активизирует учащихся, развивая их интеллект, самостоятельность и творческую мысль. Тема творчества Ж.­Б. Мольера занимает особое место в практике якутской школы. Изучение комедии Ж.­Б. Мольера “Скупой во взаимосвязи с родной литературой в 9­м классе якутской школы.  Исследован е и его результаты позволяют сделать следующие выводы: А) при изучении комедии Ж.­Б. Мольера “Скупой” в школе необходимо опираться на литературоведческие  работы, посвященные рассмотрению драматургического мира Ж.­Б. Мольера, на последние достижения  методики преподавания зарубежной литературы в национальной школе; Б) проведенное исследование подтвердило целесообразность углубленной работы с текстом комедии Ж.­Б.  Мольера, учета особенностей восприятия, осмысления и понимания учебного материала учащимися­якутами; В) большую роль в активации усвоения учащимися­якутами комедии Мольера сыграла координация урочных и  внеклассных форм работы, использование дифференцированных опережающих заданий; Г) опытно­экспериментальное обучение по разработанной методике (включая систему уроков0 показало  целесообразность внедрения в практику школы предложенных методических разработок показало  результативность самостоятельной, творческой деятельности учащихся; Д) опора на творчество писателя родной литературы Н.Д. Неустроева значительно активизировала процесс  усвоения учащимися­якутами комедии Ж.­Б. Мольера “Скупой”. Урок 3. Тема: "Разоблачение “Власти денег” в комедии Ж.­Б. Мольера “Скупой” и в комедии Н.Д.Неустроева  “Злой дух”". Цели: – Развить навыки сопоставления текстов; – воспитывать нравственную, эстетически развитую личность. Задачи: – научить детей наблюдать детей наблюдать над языком текста; – связать комедию Ж.­Б.Мольера с ранее изученной на родном языке комедией Н.Д.Неустроева “Злой дух; – сравнить мировоззрение, идейные взгляды писателей разных национальных литератур, эпоху написания  произведений с современной эпохой; – научить детей наблюдать над языком произведений. Тип урока: урок­обобщение. Вид урока: урок­беседа с элементами дискуссии. Оборудование: портрет Ж.­Б. Мольера, портрет Н.Д. Неустроева, таблицы Эпиграф: “Все в деньгах! Ни шагу без денег”. /Гарпагон “Скупой”/ I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Ход урока Учитель: На этом уроке мы постараемся сопоставить две комедии – Ж.­Б. Мольера “Скупой” и Н.Д. Неустроева  “Злой дух”. Эти два произведения написаны в разное время: Мольер написал свою комедию в 17 веке во  Франции, Неустроев – в начале 20 века в Якутии. Французский драматург Мольер был классицистом, якутскийкомедиограф Неустроев – реалистом. Хотя эти люди жили и творили в разное время, они выдвигали единую  проблему – проблему “власти денег”, высмеивали жадных, скупых богачей. II. Анализ текста. Вопросы: – При каких обстоятельствах мы знакомимся с главными героями Гарпагоном и Иваном Бырдаховым? – Как окружающие называли этих героев? III. Работа над языком текста. – Найти опорные слова в обеих комедиях. – Найти слова, отражающие национальный колорит (Анализ таблицы.) Учитель: А теперь постараемся ответить на такие вопросы: 1. Какие проблемы затрагивают Ж.­Б. Мольер и Н.Д. Неустроев? 2. Как вы понимаете названия комедий? 3. В чем схожи пьесы Ж.­Б.Мольера и Н.Д. Неустроева? (Ж.­Б.Мольер и Н.Д.Неустроев затрагивают нравственные и социальные проблемы. Название комедии  Мольера “Скупой” характеризует главного героя Гарпагона. А название комедии Неустроева “Злой дух”  относится к главному герою Бырдахову. Деньги – это как “злой дух”, который властвует над разумом  человека. Схожесть проблем – власть денег над человеком, разрушение семьи. Взаимоотношения  главных героев с детьми драматичны. В комедиях есть схожие герои: Валер и Конон с Семеном. Валер  пытается обокрасть своего отца для того, чтобы жениться на своей любимой девушке, а Конон и Семен  смотрят дальше, у них неизмеримо большой “аппетит”. Они совершают махинации и преступления для  удовлетворения мелких прихотей и потребностей, для того чтобы завоевать более “высокое”  общественное положение, достигаемое, как они поняли, только богатством и капиталом.) IV. Дискуссия по наводящим вопросам: 1. Какие проблемы затрагиваются в комедиях? 2. Чем объясняется схожесть произведений? 3. Актуальны ли проблемы произведений на сегодняшний день? (В обоих произведениях затрагиваются проблемы зла, добра, несправедливости, богатства, нищеты,  Изображены пороки общественного строя жизни того времени, а также человеческие пороки вообще, которые  есть и в наше время. Сегодня актуальны такие вечные проблемы, как добро и зло, ложь и честность. Например,  совершаются преступления – убивают людей, воруют, избивают. К сожалению, количество совершаемых  преступлений каждый год возрастает. Осуждают ни в чем неповинных людей. Возрастает интерес к деньгам,  чем к человеческим чувствам.) V . Обобщение урока. Учитель: Таким образом, мы сопоставили два произведения – комедии Ж.­Б. Мольера “Скупой” и Н.Д.  Неустроева “Злой дух”. Разоблачение “власти денег” приобретает у этих авторов комедийный характер. В  комедиях дана критика представителей среднего сословия, пытающегося во всем подражать дворянам и  показывающего свою пустоту, никчемность. Этические проблемы, получившие отражение в комедиях,  приобретают особую значимость в наше время. Авторы высмеивали людей, которые подражали чуждой морали,  становились объектом насмешек из­за своего бездумного копирования поведению людей высшего сословия.  Авторы в своих комедиях выступали за утверждение человеческого достоинства. Ж.­Б. Мольер и Н.Д. Неустроев смотрят на изображаемые им характеры, факты и явления глазами времени.  Они не осовременивают персонажей, показывают колорит эпохи и места действия. Тем самым произведения  приобретают жизненную полноту и современное, актуальное звучание. VI. Домашнее задание. – Написать домашнее сочинение на тему “Проблема “власти денег” в комедиях Ж.­Б. Мольера “Скупой” и Н.Д.  Неустроева “Злой дух”.При работе обязательно рассматривать проблему в связи с современной жизнью. Актуальна ли эта проблема  сегодня?

Посмотрите также