Взаимосвязанное изучение зарубежной и родной литературы в 9-м классе на материале сравнительного анализа комедий Мольера"Скупой" и Н.Д. Неустоева "Злой дух"
Время неумолимо выдвигает новые и новые требования, заставляет совершенствовать то, что уже достигнуто, способствует поискам решения новых проблем. В последнее время, когда много стали говорить о духовности, возрождении нравственности, все большую значимость приобретает литература, которая всегда была источником красоты, одухотворенности. В связи с этим литературе должно уделяться все большее значение. Но, к сожалению, долгие годы в центре внимания преподавателей, учителей была лишь русская литература, которая рассматривалась нередко изолированно от другой литературы. Хотя известно, что многие писатели разных стран и литературы многому учились у своих собратьев по перу. А педагоги, методисты еще в 19 веке были твердо убеждены в необходимости взаимосвязанного изучения литературы. Большое внимание уделялось изучению зарубежной литературы в школе.
Взаимосвязанное изучение зарубежной и родной
сравнительного анализа комедий Мольера"Скупой" и
литературы в 9-м классе на материале
Н.Д. Неустоева "Злой дух"
Время неумолимо выдвигает новые и новые требования, заставляет совершенствовать то, что уже достигнуто,
способствует поискам решения новых проблем. В последнее время, когда много стали говорить о духовности,
возрождении нравственности, все большую значимость приобретает литература, которая всегда была
источником красоты, одухотворенности. В связи с этим литературе должно уделяться все большее значение. Но,
к сожалению, долгие годы в центре внимания преподавателей, учителей была лишь русская литература,
которая рассматривалась нередко изолированно от другой литературы. Хотя известно, что многие писатели
разных стран и литературы многому учились у своих собратьев по перу. А педагоги, методисты еще в 19 веке
были твердо убеждены в необходимости взаимосвязанного изучения литературы. Большое внимание уделялось
изучению зарубежной литературы в школе.
Вопрос об изучении зарубежной литературы в школе неоднократно ставился выдающимися критиками,
писателями, педагогами, методистами еще в 30е гг. 19 в. Однако до сих пор эта проблема не стала предметом
серьезного и последовательного изучения. Что касается национальной школы, то зарубежная литература в ней
не получила своего должного раскрытия. При такой постановке проблемы упускается благоприятная
возможность идейнонравственного и эстетического воспитания учащихся средствами зарубежной литературы,
что во многом объединяет их представление не только о русской, но и родной литературе. Ведь литературный
процесс – это единое целое, выработанное веками. Нет литературы, развивающейся изолированно, без
творческого обогащения и влияния. Необходимо более глубоко и целенаправленно изучать зарубежную
литературу в якутской школе, что позволит учащимся не только обогатить свое представление о литературных
явлениях Запада, но и осмысленно воспринимать духовное богатство родной литературы. Именно при таком
подходе, одновременно дифференцированном и комплексном, наши школьники смогут лучше понять
прогрессивные и реакционные явления в культуре Запада.
При изучении зарубежной, якутской литературы используются наиболее эффективные формы, приемы, к
которым учитель обращается на уроках и на занятиях по внеклассному чтению. Важную роль должны сыграть
межпредметные связи – это прежде всего творческое содружество словесника с учителем родной литературы.
Имеющиеся программы по литературе дают учителю обширное поле творческой деятельности. Исходной точкой
должна стать родная литература. Важно сохранить и донести до новых поколений все духовное богатство,
накопленное нашими предшественниками: эпичность олонхо, мудрость якутских сказаний, искрометность
пословиц, поговорок, их образность и глубину, национальную самобытность родной культуры и в то же время
показать общность проблем. Тем, волновавших писателей и художников разных стран и эпох.
В 9м классе особый интерес представляет сравнительное изучение жанра комедии, разговор об особенностях
каждой из них: Ж.Б. Мольер “Скупой” – Н.Д. Неустроев “Злой дух”. По этим произведениям разработаны и
проведены уроки:
1. Мольер и его время (уроквведение посвящен знакомству с личностью французского драматурга Мольера, с
эпохой написания комедии “Скупой”).
2. Гарпагон и другие в комедии Ж.Б. Мольера “Скупой” (анализ комедии “Скупой”, образа Гарпагона).
3. Разоблачение “Власти денег” в комедии Ж.Б.Мольера “Скупой” и Н.Д. Неустроева “Злой дух” (урок
обобщение, сопоставление комедий). Особую схожесть произведений представляют стили писателей.
Обобщение на этом уроке связали с якутской литературой и с нашей современной жизнью. Составление
сопоставительных таблиц по обоим произведениям вызвало интерес учащихся и способствовало развитию
аналитических навыков.
Сопоставительное изучение комедии “Скупой” с комедией “Злой дух” Н.Д. Неустроева способствует более
доступному восприятию текста и может помочь дальнейшему совершенствованию изучения творчествазамечательного французского драматурга Ж.Б. Мольера “скупой” и комедии Н.Д. Неустроева “злой дух”. По этой
теме были проведены уроки.
Современная якутская школа находится в поисках новых. Более эффективных форм обучения.
Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них посвоему воспитывает и
активизирует учащихся, развивая их интеллект, самостоятельность и творческую мысль.
Тема творчества Ж.Б. Мольера занимает особое место в практике якутской школы.
Изучение комедии Ж.Б. Мольера “Скупой во взаимосвязи с родной литературой в 9м классе якутской школы.
Исследован е и его результаты позволяют сделать следующие выводы:
А) при изучении комедии Ж.Б. Мольера “Скупой” в школе необходимо опираться на литературоведческие
работы, посвященные рассмотрению драматургического мира Ж.Б. Мольера, на последние достижения
методики преподавания зарубежной литературы в национальной школе;
Б) проведенное исследование подтвердило целесообразность углубленной работы с текстом комедии Ж.Б.
Мольера, учета особенностей восприятия, осмысления и понимания учебного материала учащимисяякутами;
В) большую роль в активации усвоения учащимисяякутами комедии Мольера сыграла координация урочных и
внеклассных форм работы, использование дифференцированных опережающих заданий;
Г) опытноэкспериментальное обучение по разработанной методике (включая систему уроков0 показало
целесообразность внедрения в практику школы предложенных методических разработок показало
результативность самостоятельной, творческой деятельности учащихся;
Д) опора на творчество писателя родной литературы Н.Д. Неустроева значительно активизировала процесс
усвоения учащимисяякутами комедии Ж.Б. Мольера “Скупой”.
Урок 3.
Тема: "Разоблачение “Власти денег” в комедии Ж.Б. Мольера “Скупой” и в комедии Н.Д.Неустроева
“Злой дух”".
Цели:
– Развить навыки сопоставления текстов;
– воспитывать нравственную, эстетически развитую личность.
Задачи:
– научить детей наблюдать детей наблюдать над языком текста;
– связать комедию Ж.Б.Мольера с ранее изученной на родном языке комедией Н.Д.Неустроева “Злой дух;
– сравнить мировоззрение, идейные взгляды писателей разных национальных литератур, эпоху написания
произведений с современной эпохой;
– научить детей наблюдать над языком произведений.
Тип урока: урокобобщение.
Вид урока: урокбеседа с элементами дискуссии.
Оборудование: портрет Ж.Б. Мольера, портрет Н.Д. Неустроева, таблицы
Эпиграф:
“Все в деньгах! Ни шагу без денег”.
/Гарпагон “Скупой”/
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Ход урока
Учитель: На этом уроке мы постараемся сопоставить две комедии – Ж.Б. Мольера “Скупой” и Н.Д. Неустроева
“Злой дух”. Эти два произведения написаны в разное время: Мольер написал свою комедию в 17 веке во
Франции, Неустроев – в начале 20 века в Якутии. Французский драматург Мольер был классицистом, якутскийкомедиограф Неустроев – реалистом. Хотя эти люди жили и творили в разное время, они выдвигали единую
проблему – проблему “власти денег”, высмеивали жадных, скупых богачей.
II. Анализ текста.
Вопросы:
– При каких обстоятельствах мы знакомимся с главными героями Гарпагоном и Иваном Бырдаховым?
– Как окружающие называли этих героев?
III. Работа над языком текста.
– Найти опорные слова в обеих комедиях.
– Найти слова, отражающие национальный колорит
(Анализ таблицы.)
Учитель: А теперь постараемся ответить на такие вопросы:
1. Какие проблемы затрагивают Ж.Б. Мольер и Н.Д. Неустроев?
2. Как вы понимаете названия комедий?
3. В чем схожи пьесы Ж.Б.Мольера и Н.Д. Неустроева?
(Ж.Б.Мольер и Н.Д.Неустроев затрагивают нравственные и социальные проблемы. Название комедии
Мольера “Скупой” характеризует главного героя Гарпагона. А название комедии Неустроева “Злой дух”
относится к главному герою Бырдахову. Деньги – это как “злой дух”, который властвует над разумом
человека. Схожесть проблем – власть денег над человеком, разрушение семьи. Взаимоотношения
главных героев с детьми драматичны. В комедиях есть схожие герои: Валер и Конон с Семеном. Валер
пытается обокрасть своего отца для того, чтобы жениться на своей любимой девушке, а Конон и Семен
смотрят дальше, у них неизмеримо большой “аппетит”. Они совершают махинации и преступления для
удовлетворения мелких прихотей и потребностей, для того чтобы завоевать более “высокое”
общественное положение, достигаемое, как они поняли, только богатством и капиталом.)
IV. Дискуссия по наводящим вопросам:
1. Какие проблемы затрагиваются в комедиях?
2. Чем объясняется схожесть произведений?
3. Актуальны ли проблемы произведений на сегодняшний день?
(В обоих произведениях затрагиваются проблемы зла, добра, несправедливости, богатства, нищеты,
Изображены пороки общественного строя жизни того времени, а также человеческие пороки вообще, которые
есть и в наше время. Сегодня актуальны такие вечные проблемы, как добро и зло, ложь и честность. Например,
совершаются преступления – убивают людей, воруют, избивают. К сожалению, количество совершаемых
преступлений каждый год возрастает. Осуждают ни в чем неповинных людей. Возрастает интерес к деньгам,
чем к человеческим чувствам.)
V . Обобщение урока.
Учитель: Таким образом, мы сопоставили два произведения – комедии Ж.Б. Мольера “Скупой” и Н.Д.
Неустроева “Злой дух”. Разоблачение “власти денег” приобретает у этих авторов комедийный характер. В
комедиях дана критика представителей среднего сословия, пытающегося во всем подражать дворянам и
показывающего свою пустоту, никчемность. Этические проблемы, получившие отражение в комедиях,
приобретают особую значимость в наше время. Авторы высмеивали людей, которые подражали чуждой морали,
становились объектом насмешек изза своего бездумного копирования поведению людей высшего сословия.
Авторы в своих комедиях выступали за утверждение человеческого достоинства.
Ж.Б. Мольер и Н.Д. Неустроев смотрят на изображаемые им характеры, факты и явления глазами времени.
Они не осовременивают персонажей, показывают колорит эпохи и места действия. Тем самым произведения
приобретают жизненную полноту и современное, актуальное звучание.
VI. Домашнее задание.
– Написать домашнее сочинение на тему “Проблема “власти денег” в комедиях Ж.Б. Мольера “Скупой” и Н.Д.
Неустроева “Злой дух”.При работе обязательно рассматривать проблему в связи с современной жизнью. Актуальна ли эта проблема
сегодня?