«Я не знаю иного способа судить о будущем, кроме как по прошлому». (О.Генри) (А. Твардовский. «По праву памяти»)
Оценка 4.9

«Я не знаю иного способа судить о будущем, кроме как по прошлому». (О.Генри) (А. Твардовский. «По праву памяти»)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература +1
11 кл +1
06.05.2022
«Я не знаю иного способа судить о будущем, кроме как по прошлому». (О.Генри)  (А. Твардовский. «По праву памяти»)
«Я не знаю иного способа судить о будущем, кроме как по прошлому». (О.Генри) (А. Твардовский. «По праву памяти») Урок для старших классов или студентов колледжей
РАНЦЕВА урок КСП.docx

Раздел. Тема нравственного выбора

КГКП «Костанайский политехнический ВЫСШИЙ колледж» УОАКО

Дата:

ФИО учителя: Ранцева И.П.

Группа

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

«Я не знаю иного способа судить о будущем, кроме как по прошлому». (О.Генри)

(А. Твардовский. «По праву памяти»)

Тип урока

Урок усвоения нового материала

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

- понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая и выражая своё отношение к прочитанному;

 - самостоятельно находить в тексте и выразительно читать цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции в произведении;

- характеризовать героев поэмы «По праву памяти», определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения и через цветопись.

Цели урока

Все учащиеся смогут:

- понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе;

- находить в тексте цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции;

- анализировать художественное произведение, критически выражая свое отношение к прочитанному.

Большинство учащихся смогут:

- составляет характеристику героев произведения, определяя их роль в раскрытие идейно-тематического содержания произведения;

- анализировать тексты и высказывать свою точку зрения по данной теме.

 

Некоторые учащиеся смогут:

 

давать критическую оценку на примере личного опыта, творчески применять свои знания, оригинально мыслить через знания по цветоведению и психологии.

 

Критерии оценивания

Критерии

понимание содержание текста; составляет устное высказывание;

характеризует героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, используя цитаты из текста

Дескрипторы

Обучающиеся характеризуют героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, используя цитаты из текста

- характеризует героя;

- использует цитаты из текста

- определяет роль персонажа в произведении;

- высказывает свое отношение

Привитие ценностей

 

вечная память, историческая память, вина, время, забвенье, ответственность

Межпредметные связи

история СССР, психология, риторика, цветоведение, жизнь

Навыки использования

             ИКТ

Учащимся будет предоставлена презентация, работа с текстом.

Предварительные знания

 

Учащиеся должны показать владение литературными терминами: поэма, афоризм, лирический герой, тема, композиция, идея, жанровые особенности, эволюция, реминисценция, мотив, художественный образ.

Учащиеся предварительно прочитали тексты, некоторые получили индивидуальные задания.

Активные методы обучения

«Паспорт героя» (по каждой главе – основной образ);

«Прошлое, настоящее и будущее» (сравнение времени);

«Цветопись» - создание группой;

Создание трёх групп: «Историки», создание цветописи,

«Паспорт героя» - образы отца, сына, Сталина И.В.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

 

 

 

 

 

2- 3 мин

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Введение в тему урока.

Работа с эпиграфом к уроку: 

 

Что нынче счесть большим, что малым -
Как знать, но люди не трава;
Не обратить их всех навалом
в одних – НЕ ПОМНЯЩИХ РОДСТВА…

А. Твардовский

Объяснить смысл эпиграфа, записать в тетрадях.

Оформление столов – гвоздики и свечи.

У нас сегодня – экскурс в прошлое.

Представим прошлое Твардовского. А для этого погрузимся в то время и создадим ЯКОРЯ ПРОШЛОГО, чтобы мы с вами смогли составить своё мнение о том, что заставило поэта Твардовского вспомнить о своей жизни и жизни страны и имеем ли мы право осуждать то ВРЕМЯ.

Целеполагание.

 

Презентация

 

Середина урока

 

10 - 15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деление на 3 группы. Дифференциация: ученики с разными требованиями.

Названия групп: «Историки», создание цветописи, «Паспорт героя».

 Осмысление

Деятельность педагога:

  «По праву памяти» — это осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни. Она отмечена новым уровнем постижения народной правды. Это острое социально-гражданственное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбе отдельной личности.

Поэма отмечена характерной для Твардовского глубиной и силой поэтического обобщения. Сама память в его поэме – это не просто воспоминание о былом, а невозможность забыть, не отпускающая боль души, постоянное тревожное и суровое напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце человеческом. Сам мотив поиска правды – как истины и справедливости – сквозной в поэме и пронизывает ее текст от обращения к себе во вступительных строках и до завершающих ее слов.

 

Деятельность обучающихся:

1)      Индивидуальное сообщение обучающегося – История создания поэмы «По праву памяти».

2)      группа «Историки» подготовила краткий анализ

поэмы «По праву памяти»: чтение, анализ по вопросам:

а) Каковы основные темы произведения?

  • Тема раскаяния и личной вины человека;
  • Тема памяти и забвения;
  • Тема исторического возмездия;
  • Тема «сыновней ответственности»

 б)Что собой представляет композиция поэмы?

Поэма имеет трехчастную композицию. Первая глава «Перед отлетом» по своему содержанию примыкает к главе «Друг детства» из поэмы «За далью – даль», как бы предваряет ее.

 

Вторая глава занимает особое место в поэме «По праву памяти». Являясь ключевой, она «держит» всю поэму.

«О памяти» — третья глава особая. Она синтезирует мысли, мотивы, заявленные в ее названии.

в)Каковы жанровые особенности?

  • поэма-завещание;
  • поэма-исповедь;
  • семейная трагедия;
  • «лирическая поэма-цикл» (В.А. Зайцев)

Композиция внешняя: предисловие и три части.

Композиция внутренняя: система художественных образов поэмы, отражающих мировоззрение поэта.

 

3)      Основная работа педагога с группами обучающихся по тексту поэмы – находят «якоря» (ключевые слова в каждой части).

Анализ текста поэмы «По праву памяти»:

«Прошлое, настоящее и будущее»

1)      Какие в 1 главе якоря прошлого – ключевые слова? – работа с текстами

 (время, юность, даль, жизнь)

 

Какие во 2 главе якоря прошлого – ключевые слова?

(«Сын за отца не отвечает», «кулак», «отец народов», «сын врага народа», «клеймо», вина, забудь)

Итак, вопросы к группе «историков»: о чём рассказывает поэт? Кто такие кулаки? Что такое продразвёрстка, сплошная коллективизация, продовольственный налог? (ответы-определения)

2)      от группы «Паспорт героя» - Кто такой «отец народов»? – сообщение  об И.В.Сталине

А каковы в этой поэме образы отца и сына? – сообщение обучающегося.

3)      И третья «О памяти» - какие в этой главе якоря прошлого?

(«забыть», забвенье, память, быль, боль, поставить крест, страх, судить)

4)Физминутка1,5 минуты (зарядка для глаз).

Деятельность педагога: А теперь давайте подытожим, какие «якоря» (ключевые слова) по всей поэме  - И ИХ НАДО ПОСТАВИТЬ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ!

ПАМЯТЬ, ВИНА, ВОЗМЕЗДИЕ, ПРАВДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ! 

Обучающиеся резюмируют: жизнь проходит, а верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу.

 

Последняя глава текста носит символический, подводящий итоги характер. Такое – же символическое – и название этого фрагмента: «О памяти». И, правда, именно память, переосмысление прошлого, переоценка ценностей и пережитого опыта – в центре произведения Твардовского.

 

 

Презентация, тексты произведения – поэмы «По праву памяти», на столах – глоссарий: поэма, афоризм, лирический герой, тема, композиция, идея, жанровые особенности, эволюция, реминисценция, мотив, художественный образ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст поэмы «По праву памяти»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предварительное задание – чтение текста

 

 

 

 

 

 

 

Анализ в группах текстов, затем выступает спикер, выделяет «якоря»

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся по тексту поэмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

6-7   минут

Рефлексия: объяснить цветопись по уроку – символика поэмы «По праву памяти» - обучающиеся объясняют суть поэмы в цвете.

Домашнее задание: 1) эссе «Время – главный герой поэмы «По праву памяти»;

2)хронологическая таблица или кластер по биографии и творчеству  Г. Мусрепова (на выбор)

 

Цветопись к поэме «По праву памяти»

Дифференциация.

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки?

Оценивание.

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


(глоссарий на столах обучающихся, дифференцированное д/з)

На уроке предусмотрено самооценивание в группах.

физминутка

 

                                  

 

 

 

 


 

Раздел. Тема нравственного выбора

Раздел. Тема нравственного выбора

Критерии оценивания Критерии понимание содержание текста; составляет устное высказывание ; характеризует героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, используя цитаты из текста

Критерии оценивания Критерии понимание содержание текста; составляет устное высказывание ; характеризует героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, используя цитаты из текста

Организационный момент. Психологический настрой

Организационный момент. Психологический настрой

Деление на 3 группы. Дифференциация: ученики с разными требованиями

Деление на 3 группы. Дифференциация: ученики с разными требованиями

Середина урока 10 - 15 мин 20 мин

Середина урока 10 - 15 мин 20 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2022