Раздел. Тема нравственного выбора |
КГКП «Костанайский политехнический ВЫСШИЙ колледж» УОАКО |
|||||||
Дата: |
ФИО учителя: Ранцева И.П. |
|||||||
Группа |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||||
Тема урока |
«Я не знаю иного способа судить о будущем, кроме как по прошлому». (О.Генри) (А. Твардовский. «По праву памяти») |
|||||||
Тип урока |
Урок усвоения нового материала |
|||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
- понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая и выражая своё отношение к прочитанному; - самостоятельно находить в тексте и выразительно читать цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции в произведении; - характеризовать героев поэмы «По праву памяти», определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения и через цветопись. |
|||||||
Цели урока |
Все учащиеся смогут: - понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе; - находить в тексте цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции; - анализировать художественное произведение, критически выражая свое отношение к прочитанному. Большинство учащихся смогут: - составляет характеристику героев произведения, определяя их роль в раскрытие идейно-тематического содержания произведения; - анализировать тексты и высказывать свою точку зрения по данной теме.
Некоторые учащиеся смогут:
давать критическую оценку на примере личного опыта, творчески применять свои знания, оригинально мыслить через знания по цветоведению и психологии.
|
|||||||
Критерии оценивания |
Критерии понимание содержание текста; составляет устное высказывание; характеризует героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, используя цитаты из текста Дескрипторы Обучающиеся характеризуют героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, используя цитаты из текста - характеризует героя; - использует цитаты из текста - определяет роль персонажа в произведении; - высказывает свое отношение |
|||||||
Привитие ценностей
|
вечная память, историческая память, вина, время, забвенье, ответственность |
|||||||
Межпредметные связи |
история СССР, психология, риторика, цветоведение, жизнь |
|||||||
Навыки использования ИКТ |
Учащимся будет предоставлена презентация, работа с текстом. |
|||||||
Предварительные знания
|
Учащиеся должны показать владение литературными терминами: поэма, афоризм, лирический герой, тема, композиция, идея, жанровые особенности, эволюция, реминисценция, мотив, художественный образ. Учащиеся предварительно прочитали тексты, некоторые получили индивидуальные задания. |
|||||||
Активные методы обучения |
«Паспорт героя» (по каждой главе – основной образ); «Прошлое, настоящее и будущее» (сравнение времени); «Цветопись» - создание группой; Создание трёх групп: «Историки», создание цветописи, «Паспорт героя» - образы отца, сына, Сталина И.В. |
|||||||
Ход урока |
||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы |
||||||
Начало урока
2- 3 мин |
1.Организационный момент. Психологический настрой. Введение в тему урока. Работа с эпиграфом к уроку:
Что
нынче счесть большим, что малым - А. Твардовский Объяснить смысл эпиграфа, записать в тетрадях. Оформление столов – гвоздики и свечи. У нас сегодня – экскурс в прошлое. Представим прошлое Твардовского. А для этого погрузимся в то время и создадим ЯКОРЯ ПРОШЛОГО, чтобы мы с вами смогли составить своё мнение о том, что заставило поэта Твардовского вспомнить о своей жизни и жизни страны и имеем ли мы право осуждать то ВРЕМЯ. Целеполагание.
|
Презентация
|
||||||
Середина урока
10 - 15 мин
20 мин
|
Деление на 3 группы. Дифференциация: ученики с разными требованиями. Названия групп: «Историки», создание цветописи, «Паспорт героя». Осмысление Деятельность педагога: «По праву памяти» — это осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни. Она отмечена новым уровнем постижения народной правды. Это острое социально-гражданственное и лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбе отдельной личности. Поэма отмечена характерной для Твардовского глубиной и силой поэтического обобщения. Сама память в его поэме – это не просто воспоминание о былом, а невозможность забыть, не отпускающая боль души, постоянное тревожное и суровое напоминание о том, что никогда не изгладится в сердце человеческом. Сам мотив поиска правды – как истины и справедливости – сквозной в поэме и пронизывает ее текст от обращения к себе во вступительных строках и до завершающих ее слов.
Деятельность обучающихся: 1) Индивидуальное сообщение обучающегося – История создания поэмы «По праву памяти». 2) группа «Историки» подготовила краткий анализ поэмы «По праву памяти»: чтение, анализ по вопросам: а) Каковы основные темы произведения?
б)Что собой представляет композиция поэмы? Поэма имеет трехчастную композицию. Первая глава «Перед отлетом» по своему содержанию примыкает к главе «Друг детства» из поэмы «За далью – даль», как бы предваряет ее.
Вторая глава занимает особое место в поэме «По праву памяти». Являясь ключевой, она «держит» всю поэму. «О памяти» — третья глава особая. Она синтезирует мысли, мотивы, заявленные в ее названии.
3) Основная работа педагога с группами обучающихся по тексту поэмы – находят «якоря» (ключевые слова в каждой части). Анализ текста поэмы «По праву памяти»: «Прошлое, настоящее и будущее» 1) Какие в 1 главе якоря прошлого – ключевые слова? – работа с текстами (время, юность, даль, жизнь)
Какие во 2 главе якоря прошлого – ключевые слова? («Сын за отца не отвечает», «кулак», «отец народов», «сын врага народа», «клеймо», вина, забудь) Итак, вопросы к группе «историков»: о чём рассказывает поэт? Кто такие кулаки? Что такое продразвёрстка, сплошная коллективизация, продовольственный налог? (ответы-определения) 2) от группы «Паспорт героя» - Кто такой «отец народов»? – сообщение об И.В.Сталине А каковы в этой поэме образы отца и сына? – сообщение обучающегося. 3) И третья «О памяти» - какие в этой главе якоря прошлого? («забыть», забвенье, память, быль, боль, поставить крест, страх, судить) 4)Физминутка – 1,5 минуты (зарядка для глаз). Деятельность педагога: А теперь давайте подытожим, какие «якоря» (ключевые слова) по всей поэме - И ИХ НАДО ПОСТАВИТЬ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ! ПАМЯТЬ, ВИНА, ВОЗМЕЗДИЕ, ПРАВДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ! Обучающиеся резюмируют: жизнь проходит, а верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу.
Последняя глава текста носит символический, подводящий итоги характер. Такое – же символическое – и название этого фрагмента: «О памяти». И, правда, именно память, переосмысление прошлого, переоценка ценностей и пережитого опыта – в центре произведения Твардовского.
|
Презентация, тексты произведения – поэмы «По праву памяти», на столах – глоссарий: поэма, афоризм, лирический герой, тема, композиция, идея, жанровые особенности, эволюция, реминисценция, мотив, художественный образ.
Текст поэмы «По праву памяти»
предварительное задание – чтение текста
Анализ в группах текстов, затем выступает спикер, выделяет «якоря»
Ответы обучающихся
Ответы обучающихся по тексту поэмы.
|
||||||
Конец урока 6-7 минут |
Рефлексия: объяснить цветопись по уроку – символика поэмы «По праву памяти» - обучающиеся объясняют суть поэмы в цвете. Домашнее задание: 1) эссе «Время – главный герой поэмы «По праву памяти»; 2)хронологическая таблица или кластер по биографии и творчеству Г. Мусрепова (на выбор)
|
Цветопись к поэме «По праву памяти» |
||||||
Дифференциация. Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? |
Оценивание. Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье
и соблюдение техники безопасности |
||||||
(глоссарий на столах обучающихся, дифференцированное д/з) |
На уроке предусмотрено самооценивание в группах. |
физминутка
|
||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.