За добро плати добром (8-й класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: Обучающая: научить работать с эпическим текстом. Развивающая: развивать навыки и умения выделять главное. Воспитывающая: формировать человеческое отношение к близким людям. Эпиграф к уроку: Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать. М.Горький Ход урока 1. Слово учителя. Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную песню? Кто рассказывает сказки? Кто учит говорить на родном языке? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок? Да, именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает ночью на его плач. Он слышит ласковые мамины слова, чувствует ее тепло, защиту. Вспомните, как неохотно малыши идут на руки к другим, как тянутся ручонками к маме.
Иконка файла материала За добро плати добром (8-й класс).doc
За добро плати добром (8-й класс) Цели урока: Обучающая: научить работать с эпическим текстом. Развивающая: развивать навыки и умения выделять главное. Воспитывающая: формировать человеческое отношение к близким людям. Эпиграф к уроку: Есть на свете прекраснейшее существо,  у которого мы всегда в долгу, ­ это мать. М.Горький 1. Слово учителя. Ход урока Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную песню? Кто рассказывает  сказки? Кто учит говорить на родном языке? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок? Да, именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает  ночью на его плач. Он слышит ласковые мамины слова, чувствует ее тепло, защиту. Вспомните, как неохотно малыши идут на руки к  другим, как тянутся ручонками к маме. И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается.  Если это настоящие люди… Звучит песня в исполнение Витаса” Прости, родная, за разлуку…”. Слушая эту песню, мы мысленно обращаемся к нашим матерям, молодым и старым, любящим и любимым. Но  всегда ли мы помним о них, всегда ли приходим на помощь? 2. Анализ рассказа К.Г.Паустовского “Телеграмма”. Словарные слова записаны на доске: стеклярус, барельеф, пустельга, сольвейг. 1) Давайте обратимся к тексту произведения и посмотрим, как построен рассказ. ­ сколько частей можно выделить? (3). ­ озаглавим их и подберем эпиграфы: 1 часть ­ “Мать” ­ “Эх, горе ее горькое, страданье неписаное!” 2 часть ­ “Дочь” ­ “Эх ты, сорока!” 3 часть ­ “Телеграмма” ­ “За добро плати добром, не будь пустельгой”. ­ можно ли еще выделить части рассказа? (Да, последняя часть­ эпилог: мать умерла и похоронена  посторонними людьми; дочь не успела даже на похороны. Но эта часть дополняет характеристику Насти и  оставляет надежду на то, что холод ее души растоплен слезами боли и раскаяния. 2) О чем этот рассказ? (Основная тема ­ взаимоотношения между родителями и детьми) 3) Подумаем, зачем автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она настраивает читателя на  определенный лад, создает тональность повествования) Выразительное чтение текста вслух (начало). ­ Какие мысли передает автор через этот пейзаж? (Время замедлило свое течение, мысль об увядании природы) ­ Почему именно “подсолнечник”, а не “подсолнух”, как говорят в деревне? (У читателей создается впечатление,  что это теплое маленькое солнышко на фоне серого, черного неба)­ Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Соотносит состояние  природы с душевным состоянием человека) ­ Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Нет) ­ Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? (Горький запах  нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе, давно нечищенный самовар). ­ Как это соотносится с образом героини? (Катерина Петровна живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества и потому равнодушное ожидание смерти) ­ Что вам известно о прошлом Катерины Петровны? ­ Однажды ей почудилось, что кто­то стучит в калитку. Зачитайте эпизод”: Она задохнулась, остановилась у  старого дерева…”Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны? (Она сочувствует звездам,  старому клену, жалеет их) ­ Найдите в этом отрывке примеры олицетворений и эпитетов (клен озябший, бесприютной ночи, ему некуда  было идти, позабытые звезды). ­ А если исключить строки с описанием природы из повествования, изменится ли что­либо? ­Что поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (Что она очень слаба и дни ее , вероятно,  сочтены) И тогда она написала Насте письмо. ­ Выразительное чтение письма. ­ Почему Катерина Петровна написала его? ­ Как вы считаете, у Насти были серьезные причины, чтобы не поехать к матери? ­ Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? ­ Как относятся к Катерине Петровне окружающие? ­ А почувствовали ли вы отношение автора? Как оно передано? (Через композицию, пейзаж, портрет, описание  внутреннего состояния) Характеристика Насти. 1. Как Настя относилась к письмам матери? Чем занималась Настя? 2. Работа с портретом. ­ Что во внешнем облике Насти подчеркивает автор? 3. Анализ эпизодов, изображающих отношение Насти к художникам. ­ Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Она, по­вашему мнению,  бескорыстна? ­ Устраивая выставку Тимофеева, Настя тратит много времени, чтобы помочь чужому человеку. Бездушна ли  Настя? ­ Вспоминала ли Настя о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит  повествователь, избегая всяких оценок. ­ И вот курьерша Даша подала Насте телеграмму. Зачитайте ее.Само слово “телеграмма” должно было бы  взволновать. Как же Настя принимает ее? ­ Зачитайте диалог Насти со старым художником. ­ Почему Настя не открыла старому художнику правду? ­ Что сделала Настя с телеграммой? Почему?­ Настя оказалась для окружающих незнакомкой. Её в сущности не разглядел никто, кроме Гоголя, перед  которым невозможно скрыть свое истинное лицо. Так звучит в рассказе тема возмездия искусства на человека.  Искусство заставило Настю взглянуть на себя со стороны, задуматься над тем, что происходит. ­ Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться. А Насте? Она к таким относится? ­ “Эх ты, сорока!”­ что вы слышите в этих словах? Почему сорока? (Трещотка, легкомысленная птица; это, может  быть, и подсознательная самооценка Насти) ­ “Не будь пустельгой” ­ говорит Тихон Манюшке, но ситуация и интонация произнесения этих слов позволяет  предположить, что Тихон считает таковой именно Настю. ­ Какое интересное слово “пустельга”. Вы знаете его значение? Обращаемся к словарю Ожегова: Пустельга ­ 1. хищная птица семейства соколиных. 2. легкомысленный, пустой человек (разг. неодобрит.). ­ К Насте это слово применимо и в первом, и во втором значении. Почему Паустовский не сказал пустой человек,  а пустельга? ­ Кто помогает Насте прозреть? (Гоголь) ­ Как передал писатель глубокую взволнованность Насти? Чтение отрывка от слов”: Настя вздрогнула от холода” до слов “…лишь бы простила”. Обратите внимание на  пейзаж. ­ Как вы можете объяснить внезапное прозрение Насти? Тихон пишет вторую телеграмму только уже не Насте, а Катерине Петровне. Но та понимает, что телеграмма не  от дочери. По каким признакам она это поняла? (Речь выдает авторство пожилого человека) ­ Зачитайте телеграмму. Писатель мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны. Он сочувствует героине, преклоняется  перед ее деликатностью, интеллигентностью, добротой и сдержанностью. Автор не случайно дает ей такое имя, потому что в переводе с греческого языка “Екатерина” означает “чистая, непорочная”. ­ Смерть и похороны Катерины Петровны – развязка. Обратим внимание на пейзаж со слов “Подморозило…”. Почему он изменился? (Со смертью Катерины Петровны исчезла напряженность, связанная с томительным  ожиданием приезда Насти. Смерть ­ это и избавление от страданий) ­ После смерти Катерины Петровны Тихон бормочет Манюшке”: За добро плати добром, не будь пустельгой”.  Почему они сказаны именно ей? ­ Какую библейскую заповедь нарушила Настя? Запись на доске: “Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле”. Пятая заповедь Божия Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов: Любили тебя без особых причин За то, что ты – внук, За то, что ты­ сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. Вот эту­то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Настя приезжает к матери, но  слишком поздно. Может, это заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?­ Что такое совесть? Ответ найдем в словаре Ожегова. ­ Зачем она дана человеку? ­ Какие­либо факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась? Зачитайте заключительные строки рассказа. ­ А для чего, по­вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы? ­ Какая черта есть у нее и отсутствует у Насти? (Душевность, добросердечие, милосердие) ­ Как вы понимаете значение этих слов? ­ Почему рассказ назван “Телеграмма”? В тексте две телеграммы. О какой идет речь? В названии? 3. Подведение итогов урока. Тема нашего урока “За добро плати добром”. Как вы понимаете эти слова? Какими мы должны быть по  отношению к матерям, чтобы не было поздно? Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, все же верит в ее искренние раскаяние и исправление. Не  случайно значение имени. Запись на доске: Настя (греческое) ­ воскрешающая. ­ Эпиграфом к нашему уроку являются слова М.Горького. Зачитайте его. Почему мы всегда в долгу у матерей? 4. Выставление оценок за урок. 5. Домашнее задание. 1) Выполнить творческие работы “Слово о маме”. 2) Задание для тех, кто любит литературу. Ответить на вопрос”: Каким вы видите автора этого произведения?  Что он ценит в людях?” (письменно в тетрадях). 6. Заключительное слово учителя. Тихо звучит музыка. Самое прекрасное слово на земле ­ мама. Это первое слова, которое произносит человек, и звучит оно на всех  языках одинаково. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце ­ в нем никогда не  гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет ­ 5 или 50 ­ тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя  любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

Посмотрите также