Цели урока:
Обучающая: научить работать с эпическим текстом.
Развивающая: развивать навыки и умения выделять главное.
Воспитывающая: формировать человеческое отношение к близким людям.
Эпиграф к уроку:
Есть на свете прекраснейшее существо,
у которого мы всегда в долгу, - это мать.
М.Горький
Ход урока
1. Слово учителя.
Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную песню? Кто рассказывает сказки? Кто учит говорить на родном языке? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок?
Да, именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает ночью на его плач.
Он слышит ласковые мамины слова, чувствует ее тепло, защиту. Вспомните, как неохотно малыши идут на руки к другим, как тянутся ручонками к маме.
За добро плати добром (8-й класс)
Цели урока:
Обучающая: научить работать с эпическим текстом.
Развивающая: развивать навыки и умения выделять главное.
Воспитывающая: формировать человеческое отношение к близким людям.
Эпиграф к уроку:
Есть на свете прекраснейшее существо,
у которого мы всегда в долгу, это мать.
М.Горький
1. Слово учителя.
Ход урока
Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную песню? Кто рассказывает
сказки? Кто учит говорить на родном языке? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок?
Да, именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает
ночью на его плач.
Он слышит ласковые мамины слова, чувствует ее тепло, защиту. Вспомните, как неохотно малыши идут на руки к
другим, как тянутся ручонками к маме.
И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается.
Если это настоящие люди…
Звучит песня в исполнение Витаса” Прости, родная, за разлуку…”.
Слушая эту песню, мы мысленно обращаемся к нашим матерям, молодым и старым, любящим и любимым. Но
всегда ли мы помним о них, всегда ли приходим на помощь?
2. Анализ рассказа К.Г.Паустовского “Телеграмма”.
Словарные слова записаны на доске: стеклярус, барельеф, пустельга, сольвейг.
1) Давайте обратимся к тексту произведения и посмотрим, как построен рассказ.
сколько частей можно выделить? (3).
озаглавим их и подберем эпиграфы:
1 часть “Мать” “Эх, горе ее горькое, страданье неписаное!”
2 часть “Дочь” “Эх ты, сорока!”
3 часть “Телеграмма” “За добро плати добром, не будь пустельгой”.
можно ли еще выделить части рассказа? (Да, последняя часть эпилог: мать умерла и похоронена
посторонними людьми; дочь не успела даже на похороны. Но эта часть дополняет характеристику Насти и
оставляет надежду на то, что холод ее души растоплен слезами боли и раскаяния.
2) О чем этот рассказ? (Основная тема взаимоотношения между родителями и детьми)
3) Подумаем, зачем автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она настраивает читателя на
определенный лад, создает тональность повествования)
Выразительное чтение текста вслух (начало).
Какие мысли передает автор через этот пейзаж? (Время замедлило свое течение, мысль об увядании природы)
Почему именно “подсолнечник”, а не “подсолнух”, как говорят в деревне? (У читателей создается впечатление,
что это теплое маленькое солнышко на фоне серого, черного неба) Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Соотносит состояние
природы с душевным состоянием человека)
Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Нет)
Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? (Горький запах
нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе, давно нечищенный самовар).
Как это соотносится с образом героини? (Катерина Петровна живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем
у нее нет никакой радости, только боль одиночества и потому равнодушное ожидание смерти)
Что вам известно о прошлом Катерины Петровны?
Однажды ей почудилось, что ктото стучит в калитку. Зачитайте эпизод”: Она задохнулась, остановилась у
старого дерева…”Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны? (Она сочувствует звездам,
старому клену, жалеет их)
Найдите в этом отрывке примеры олицетворений и эпитетов (клен озябший, бесприютной ночи, ему некуда
было идти, позабытые звезды).
А если исключить строки с описанием природы из повествования, изменится ли чтолибо?
Что поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (Что она очень слаба и дни ее , вероятно,
сочтены)
И тогда она написала Насте письмо.
Выразительное чтение письма.
Почему Катерина Петровна написала его?
Как вы считаете, у Насти были серьезные причины, чтобы не поехать к матери?
Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?
Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
А почувствовали ли вы отношение автора? Как оно передано? (Через композицию, пейзаж, портрет, описание
внутреннего состояния)
Характеристика Насти.
1. Как Настя относилась к письмам матери? Чем занималась Настя?
2. Работа с портретом.
Что во внешнем облике Насти подчеркивает автор?
3. Анализ эпизодов, изображающих отношение Насти к художникам.
Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Она, повашему мнению,
бескорыстна?
Устраивая выставку Тимофеева, Настя тратит много времени, чтобы помочь чужому человеку. Бездушна ли
Настя?
Вспоминала ли Настя о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит
повествователь, избегая всяких оценок.
И вот курьерша Даша подала Насте телеграмму. Зачитайте ее.Само слово “телеграмма” должно было бы
взволновать. Как же Настя принимает ее?
Зачитайте диалог Насти со старым художником.
Почему Настя не открыла старому художнику правду?
Что сделала Настя с телеграммой? Почему? Настя оказалась для окружающих незнакомкой. Её в сущности не разглядел никто, кроме Гоголя, перед
которым невозможно скрыть свое истинное лицо. Так звучит в рассказе тема возмездия искусства на человека.
Искусство заставило Настю взглянуть на себя со стороны, задуматься над тем, что происходит.
Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться. А Насте? Она к таким относится?
“Эх ты, сорока!” что вы слышите в этих словах? Почему сорока? (Трещотка, легкомысленная птица; это, может
быть, и подсознательная самооценка Насти)
“Не будь пустельгой” говорит Тихон Манюшке, но ситуация и интонация произнесения этих слов позволяет
предположить, что Тихон считает таковой именно Настю.
Какое интересное слово “пустельга”. Вы знаете его значение?
Обращаемся к словарю Ожегова:
Пустельга 1. хищная птица семейства соколиных. 2. легкомысленный, пустой человек (разг. неодобрит.).
К Насте это слово применимо и в первом, и во втором значении. Почему Паустовский не сказал пустой человек,
а пустельга?
Кто помогает Насте прозреть? (Гоголь)
Как передал писатель глубокую взволнованность Насти?
Чтение отрывка от слов”: Настя вздрогнула от холода” до слов “…лишь бы простила”. Обратите внимание на
пейзаж.
Как вы можете объяснить внезапное прозрение Насти?
Тихон пишет вторую телеграмму только уже не Насте, а Катерине Петровне. Но та понимает, что телеграмма не
от дочери. По каким признакам она это поняла? (Речь выдает авторство пожилого человека)
Зачитайте телеграмму.
Писатель мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны. Он сочувствует героине, преклоняется
перед ее деликатностью, интеллигентностью, добротой и сдержанностью. Автор не случайно дает ей такое имя,
потому что в переводе с греческого языка “Екатерина” означает “чистая, непорочная”.
Смерть и похороны Катерины Петровны – развязка.
Обратим внимание на пейзаж со слов “Подморозило…”.
Почему он изменился? (Со смертью Катерины Петровны исчезла напряженность, связанная с томительным
ожиданием приезда Насти. Смерть это и избавление от страданий)
После смерти Катерины Петровны Тихон бормочет Манюшке”: За добро плати добром, не будь пустельгой”.
Почему они сказаны именно ей?
Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
Запись на доске:
“Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле”.
Пятая заповедь Божия
Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот этуто опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Настя приезжает к матери, но
слишком поздно. Может, это заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения? Что такое совесть?
Ответ найдем в словаре Ожегова.
Зачем она дана человеку?
Какиелибо факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась?
Зачитайте заключительные строки рассказа.
А для чего, повашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?
Какая черта есть у нее и отсутствует у Насти? (Душевность, добросердечие, милосердие)
Как вы понимаете значение этих слов?
Почему рассказ назван “Телеграмма”? В тексте две телеграммы. О какой идет речь? В названии?
3. Подведение итогов урока.
Тема нашего урока “За добро плати добром”. Как вы понимаете эти слова? Какими мы должны быть по
отношению к матерям, чтобы не было поздно?
Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, все же верит в ее искренние раскаяние и исправление. Не
случайно значение имени.
Запись на доске:
Настя (греческое) воскрешающая.
Эпиграфом к нашему уроку являются слова М.Горького. Зачитайте его. Почему мы всегда в долгу у матерей?
4. Выставление оценок за урок.
5. Домашнее задание.
1) Выполнить творческие работы “Слово о маме”.
2) Задание для тех, кто любит литературу. Ответить на вопрос”: Каким вы видите автора этого произведения?
Что он ценит в людях?” (письменно в тетрадях).
6. Заключительное слово учителя.
Тихо звучит музыка.
Самое прекрасное слово на земле мама. Это первое слова, которое произносит человек, и звучит оно на всех
языках одинаково.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце в нем никогда не
гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет 5 или 50 тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя
любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.