Народные колыбельные песни появились очень давно. Сначала их исполняли, чтобы оберегать ребёнка, позже – просто убаюкивать. Главный секрет народной колыбельной песни – её простота: песня умеет говорить простыми словами, соединёнными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Колыбельные песни есть у каждого народа. Их придумывали матери, качающие в люльках, колыбельках своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения, «речитативом». Эти песни, как считали наши предки, не только убаюкивали, но и защищали спящего ребёнка от козней тёмных сил. Не случайно в колыбельных песнях исполнитель часто обращается к животным, призывая их защитить и уберечь ребёнка.
Литературное чтение
Урок 82.
Тема раздела: «Сказка мудростью богата».
Тема: Зачем поют колыбельные песни.
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2
1. Беседа «Что мы знаем о колыбельной песне».
– Слышали ли вы колыбельные песни?
– Где? Кто их исполнял? О чём эта песня?
– Уточним значение слова. Задание 1 в тетради на с. 38.
– Зачем её поют? Когда?
2. Рассказ учителя о колыбельных песнях.
– Народные колыбельные песни появились очень давно. Сначала их
исполняли, чтобы оберегать ребёнка, позже – просто убаюкивать. Главный
секрет народной колыбельной песни – её простота: песня умеет говорить
простыми словами, соединёнными с несложной, легко запоминающейся
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
© ООО «Баласс», 2012
1мелодией. Колыбельные песни есть у каждого народа. Их придумывали
матери, качающие в люльках, колыбельках своих детей. Пелись такие песни
без музыкального сопровождения, «речитативом». Эти песни, как считали
наши предки, не только убаюкивали, но и защищали спящего ребёнка от
козней тёмных сил. Не случайно в колыбельных песнях исполнитель часто
обращается к животным, призывая их защитить и уберечь ребёнка.
тексте, иллюстрациях.
II. Развитие
умений.
3 4 1 2 2 3
1. Работа с авторским текстом.
1. Рассматривание иллюстрации в учебнике.
2. Чтение авторского текста.
3. Вопросы после чтения:
– Из каких слов песни видно, что это колыбельная?
– Что вы узнали о быте норвежской семьи?
2. Чтение колыбельных песен.
1. Задание 2 в тетради на с. 38.
2. Сравнение прозвучавших песен.
– Чем похожи эти песни? (Напевностью, необычным ритмом, особыми
словами и оборотами...)
– В чём особенность ритма колыбельной песни? Объясните, как ритм этих
песен связан с качанием детской колыбели.
3. Работа с текстами литературных колыбельных песен.
1. Работа с текстом до чтения.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
© ООО «Баласс», 2012
2учебника.
4. Учиться работать по пред
ложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
– Литературные колыбельные песни появились позже. Давайте их
послушаем и обсудим, о чём они, как построены, сравним с народными.
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение колыбельной песни Валерия Брюсова «Спи,
мой мальчик! Птицы спят...»
2) Обсуждение прочитанного:
– Какие картины вы представили? Расскажите.
– Почему так много картин?
3) Чтение вслух по строфам.
1я строфа.
– Косули робкие, то есть какие? (Они всего боятся.)
– Почему в песне называется столько животных? (Чтобы убедить мальчика,
что надо спать.)
– В русском языке много синонимов к слову спать. Найдите их в
тексте. Каково значение каждого слова? (Заснули, дремлют, почивает.)
– Почему так уважительно сказано о соме? (Он старый, мудрый, всеми
уважаемый.)
2я строфа.
– Почему мальчику не надо ничего бояться?
3я строфа.
– Как понять слово роздых? (Передышка, кратковременный отдых.) А что
значит:
звери, лёгкие на роздых? (Они легко засыпают.) Почему
заканчивается многоточием?
– О чём просит мама сына? (Заснуть.)
3. Работа с текстом после чтения.
1) Вопросы после чтения.
© ООО «Баласс», 2012
3– Какие чувства надо постараться передать при чтении? (Любви, покоя,
тепла, готовности защитить.)
2) Упражнение в выразительном чтении.
4. Работа с текстом песни Яниса Балтвилкса «Где ночует дрёма?»
1. Чтение стихотворения про себя.
– Кого заинтересовал этот вопрос? (Ребёнка.)
– Что ответила мама?
– Почему дрёма днём обнимает совят? (Совы днём спят. Это ночная
птица.)
2. Чтение вслух.
– Где живёт герой песни?
– Как это – в дверь стучится дрёма? (Хочется спать, человек начинает
дремать.)
После 2–3го четверостишия.
– Почему ребёнок не хочет впускать дрёму? (Он хочет задать маме вопрос.
Он придумал живую дрёму.)
После 4го четверостишия.
– Почему мама дала такой ответ? (Она поддержала его выдумку.)
3. Чтение по ролям.
5. Сравнение авторских колыбельных песен.
– Похожи ли в чёмто две прочитанные песни? (Да. Они добрые, наполнены
любовью.)
– Чем различаются песни? (Первая – песня матери, вторая – песенка
фантазия ребёнка.)
© ООО «Баласс», 2012
4– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Как появились колыбельные песни?
– Почему они относятся к устному народному творчеству?
– Для чего же и кого поются колыбельные песни?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Выучить наизусть народную или авторскую колыбельную песню,
проиллюстрировать её. Можно предложить детям расспросить мам,
бабушек, какие колыбельные песни они пели своим малышам, и выучить
«домашнюю» колыбельную.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и
тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
5