Зачем поют колыбельные песни.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Народные колыбельные песни появились очень давно. Сначала их исполняли, чтобы оберегать ребёнка, позже – просто убаюкивать. Главный секрет народной колыбельной песни – её простота: песня умеет говорить простыми словами, соединёнными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Колыбельные песни есть у каждого народа. Их придумывали матери, качающие в люльках, колыбельках своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения, «речитативом». Эти песни, как считали наши предки, не только убаюкивали, но и защищали спящего ребёнка от козней тёмных сил. Не случайно в колыбельных песнях исполнитель часто обращается к животным, призывая их защитить и уберечь ребёнка.
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur82.doc
Литературное чтение Урок 82. Тема раздела: «Сказка мудростью богата». Тема: Зачем поют колыбельные песни. Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения  аргументировать свою точку зрения; – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2 1. Беседа «Что мы знаем о колыбельной песне». – Слышали ли вы колыбельные песни? – Где? Кто их исполнял? О чём эта песня? – Уточним значение слова. Задание 1 в тетради на с. 38. – Зачем её поют? Когда? 2. Рассказ учителя о колыбельных песнях. – Народные колыбельные песни появились очень давно. Сначала их  исполняли, чтобы оберегать ребёнка, позже – просто убаюкивать. Главный  секрет народной колыбельной песни – её простота: песня умеет говорить  простыми словами, соединёнными с несложной, легко запоминающейся  Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в © ООО «Баласс», 2012 1мелодией. Колыбельные песни есть у каждого народа. Их придумывали  матери, качающие в люльках, колыбельках своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения, «речитативом». Эти песни, как считали  наши предки, не только убаюкивали, но и защищали спящего ребёнка от  козней тёмных сил. Не случайно в колыбельных песнях исполнитель часто  обращается к животным, призывая их защитить и уберечь ребёнка. тексте, иллюстрациях. II. Развитие  умений. 3  4  1  2  2  3    1. Работа с авторским текстом. 1. Рассматривание иллюстрации в учебнике. 2. Чтение авторского текста. 3. Вопросы после чтения: – Из каких слов песни видно, что это колыбельная? – Что вы узнали о быте норвежской семьи? 2. Чтение колыбельных песен. 1. Задание 2 в тетради на с. 38. 2. Сравнение прозвучавших песен. –  Чем   похожи   эти   песни?   (Напевностью,   необычным   ритмом,   особыми словами и оборотами...) – В чём особенность ритма колыбельной песни? Объясните, как ритм этих песен связан с качанием детской колыбели. 3. Работа с текстами литературных колыбельных песен. 1. Работа с текстом до чтения. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  © ООО «Баласс», 2012 2учебника. 4. Учиться работать по пред­ ложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. – Литературные колыбельные песни появились позже. Давайте их послушаем и обсудим, о чём они, как построены, сравним с народными. 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение колыбельной песни Валерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят...» 2) Обсуждение прочитанного: – Какие картины вы представили? Расскажите. – Почему так много картин? 3) Чтение вслух по строфам. 1­я строфа. – Косули робкие, то есть какие? (Они всего боятся.) – Почему в песне называется столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать.) – В русском языке много синонимов к слову спать. Найдите их в тексте. Каково значение каждого слова? (Заснули, дремлют, почивает.) –  Почему так уважительно сказано о соме? (Он старый, мудрый, всеми уважаемый.) 2­я строфа. – Почему мальчику не надо ничего бояться? 3­я строфа. – Как понять слово роздых? (Передышка, кратковременный отдых.) А что значит:  звери,   лёгкие  на   роздых?   (Они   легко   засыпают.)   Почему заканчивается многоточием? – О чём просит мама сына? (Заснуть.) 3. Работа с текстом после чтения. 1) Вопросы после чтения. © ООО «Баласс», 2012 3–  Какие чувства надо постараться передать при чтении? (Любви, покоя, тепла, готовности защитить.) 2) Упражнение в выразительном чтении. 4. Работа с текстом песни Яниса Балтвилкса «Где ночует дрёма?» 1. Чтение стихотворения про себя. – Кого заинтересовал этот вопрос? (Ребёнка.) – Что ответила мама? –  Почему   дрёма  днём  обнимает   совят?   (Совы   днём   спят.   Это   ночная птица.) 2. Чтение вслух. – Где живёт герой песни? –  Как это – в дверь стучится дрёма? (Хочется спать, человек начинает дремать.) После 2–3­го четверостишия. – Почему ребёнок не хочет впускать дрёму? (Он хочет задать маме вопрос. Он придумал живую дрёму.) После 4­го четверостишия. – Почему мама дала такой ответ? (Она поддержала его выдумку.) 3. Чтение по ролям. 5. Сравнение авторских колыбельных песен. – Похожи ли в чём­то две прочитанные песни? (Да. Они добрые, наполнены любовью.) –  Чем   различаются   песни?   (Первая   –   песня   матери,   вторая   –   песенка­ фантазия ребёнка.) © ООО «Баласс», 2012 4–  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог.   – Как появились колыбельные песни? – Почему они относятся к устному народному творчеству? – Для чего же и кого поются колыбельные песни? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? Ι V. Домашнее  задание. Выучить   наизусть   народную   или   авторскую   колыбельную   песню, проиллюстрировать её. Можно предложить детям расспросить мам, бабушек, какие колыбельные песни они пели своим малышам, и выучить «домашнюю» колыбельную. Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и  тон речи. © ООО «Баласс», 2012 5

Посмотрите также