Задание для слушателей курсов по технологии продуктивного чтения
Оценка 5

Задание для слушателей курсов по технологии продуктивного чтения

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
русский язык
4 кл
01.04.2020
Задание для слушателей курсов по технологии продуктивного чтения
Этот материал предназначен для использования на уроке русского языка с использованием технологии продуктивного чтения
Логинова Е.ЕПрименение технологии продуктивного чтения на уроке русского языка.doc

 

 

 

 

Логинова Евгения Евгеньевна

E-mail  loginovaev60@gmail.com

 

 

Группа ТПЧ

 

 

Тема 6

Применение технологии продуктивного чтения в сочетании

с проблемным диалогом на уроках по разным предметам

ПРАКТИКУМ «Подготовка ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ внутри проблемно-диалогического урока (комплекс технологий «Школы 2100»)»

Учитель: Логинова Е.Е. Предмет: русский язык, Класс 4, Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

Обязательный минимум содержания урока: алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.

Главная цель: научить детей проверять безударное падежное окончание имени существительного.

1. Продумайте ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ и выход на ПРОБЛЕМУ урока (5-7 минут).

Сначала придумайте формулировку проблемы (в конце таблицы), которая вела бы вас к минимуму содержания урока и была бы интересна детям. Потом пропишите проблемную ситуацию, ведущую к проблеме:

+ Первая сторона ситуации

факт, мнение, наблюдение, результат задания =>

 

+ Вторая сторона ситуации,

<= факт, мнение, наблюдение, результат задания

Выработка алгоритма проверки падежного окончания имён существительных.

Проверить безударное окончание можно несколькими способами.

Выбрать наиболее удобный способ проверки.

 

Выработка алгоритма проверки падежного окончания имён существительных.

Проверить безударное окончание можно несколькими способами.

Выбрать наиболее удобный способ проверки

 

Вопросы учителя = Диалог, подводящий от ситуации к проблеме = Ожидаемые ответы учеников

Что такое окончание?

Окончание –это изменяемая часть слова.

Как определить падеж существительного?

Найти слово, от которого можно задать вопрос.

-Как определить склонение у имени существительного?

 

-Когда окончание может быть безударным?

-Склонение имени существительного определяется по роду и окончанию.

-Когда на него не падает ударение.

+ Ожидаемая формулировка проблемы (вопроса или цели урока), которую дети должны сформулировать САМИ:

ПРОБЛЕМА: как проверить безударное падежное окончание имён существительных?

 

2. Продумайте ПОИСК РЕШЕНИЯ проблемы (процесс открытия учениками нового знания: понятия, закономерности, алгоритма, правила, своего отношения к явлению, событию). В один шаг или несколько (от 10 до 25 мин.)

1. Сформулируйте или подберите из учебных материалов решение проблемы (в конце таблицы): правило, алгоритм, понятие, описание закономерности), к которому с вашей помощью смогут прийти ученики.

2. РАБОТА С ТЕКСТОМ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ.

Возьмите выбранный вами в начале практикума текст (фрагмент) – скопируйте или кратко опишите его:

Название: «Алгоритм проверки безударного падежного окончания имён существительных».

Подбор текста для работы на уроке: «Определяю падеж имени существительного осиной. Для этого задаю вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж. Определяю склонение: осина – имя существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание -а, т.е. это существительное 1 склонения. Подбираю имя существительное того же 1 склонения в том же творительном падеже с ударным окончанием (под сосно́й), значит в слове осиной надо писать окончание -ой».

 

 

2.1. Укажите, какова самая главная и сложная (для восприятия учеников) информация в тексте:

  - фактуальная: имя существительное, падеж, склонение, начальная форма, ударное окончание;

- подтекстовая: подбираю существительное того же склонения, в том же падеже;

- концептуальная (формулировка основной мысли): безударное окончание имени существительного можно проверить по ударному окончанию существительного того же склонения и того же падежа.

2.2. ДО ЧТЕНИЯ.

Формулирую задание для прогнозирования учениками содержания прочитанного, для облегчения восприятия сложной информации, для мотивации к чтению – вставить пропущенные падежные окончания в словах к земл_, под скамейк_, на окн_, у дорог_.

Задаю вопросы:

– Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных?

В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему? земле, на окне – в данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук)

В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему? (под скамейкой, у дороги – окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)

– Каким образом можно определить безударное падежное окончание в данных словах?

2.3 ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ.

Прочитайте текст вслух, используя прием изучающего чтения в режиме подводящего диалога (заранее расставляю в тексте места для остановок в ходе чтения, чтобы задать вопрос автору (В), предположить ответ на это вопрос (О), проверить себя по тексту (П)).

 

Определяю падеж имени существительного осиной. (В: в каком падеже стоит существительное осиной? О: предполагаемые ответы учащихся) Для этого задаю вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж. Определяю склонение (В: как определить склонение? О: ответы учащихся): осина – имя существительное женского рода, имеет в начальной форме (В: что значит начальная форма? О: ответы учащихся) окончание -а, т.е. это существительное 1 склонения. Подбираю имя существительное того же 1 склонения в том же творительном падеже с ударным окончанием (под сосно́й), значит в слове осиной надо писать окончание -ой (П: проверьте правильность своих рассуждений).

 

Такая работа позволяет ученикам усвоить самую важную и сложную информацию текста.

 

2.4. ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ.

Вопросы на понимание подтекстовой информации:

– Предложите свои вопросы к прочитанному правилу. (Как правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания имен существительных? Почему при проверке безударного падежного окончания имени существительного мы подбираем проверочные слова того же склонения?)

Вопрос на понимание самого главного в изучаемом правиле.

– Как проверить безударное окончание имени существительного?

Творческое задание: создайте алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

ü Определить склонение и падеж исходного имени существительного.

ü Подобрать имя существительное с ударным окончанием того же типа склонения и в том же падеже.

ü Написать правильное окончание в исходном имени существительном.

Выполнение первоначального задания «Вставить пропущенные падежные окончания в словах к земл_, под скамейк_, на окн_, у дорог_», используя разработанный алгоритм. Запишите в таблицу:

исходное существительное

падеж

начальная форма

склонение

проверочное слово

окончание

ответ

 

под скамейк_й

Тв.

скамейка

1

под сосно́й

-ой

под скамейкой

у дорог_

Р.

дорога

1

у руки́

у дороги

 


Логинова Евгения Евгеньевна E - mail loginovaev 60@ gmail

Логинова Евгения Евгеньевна E - mail loginovaev 60@ gmail

ДО ЧТЕНИЯ . Формулирую задание для прогнозирования учениками содержания прочитанного, для облегчения восприятия сложной информации, для мотивации к чтению – вставить пропущенные падежные окончания в…

ДО ЧТЕНИЯ . Формулирую задание для прогнозирования учениками содержания прочитанного, для облегчения восприятия сложной информации, для мотивации к чтению – вставить пропущенные падежные окончания в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2020