Логинова Евгения Евгеньевна
E-mail loginovaev60@gmail.com
Группа ТПЧ
Тема 6
Применение технологии продуктивного чтения в сочетании
с проблемным диалогом на уроках по разным предметам
ПРАКТИКУМ «Подготовка ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ внутри проблемно-диалогического урока (комплекс технологий «Школы 2100»)»
Учитель: Логинова Е.Е. Предмет: русский язык, Класс 4, Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».
Обязательный минимум содержания урока: алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.
Главная цель: научить детей проверять безударное падежное окончание имени существительного.
1. Продумайте ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ и выход на ПРОБЛЕМУ урока (5-7 минут).
Сначала придумайте формулировку проблемы (в конце таблицы), которая вела бы вас к минимуму содержания урока и была бы интересна детям. Потом пропишите проблемную ситуацию, ведущую к проблеме:
+ Первая сторона ситуации факт, мнение, наблюдение, результат задания => |
|
+ Вторая сторона ситуации, <= факт, мнение, наблюдение, результат задания |
|
Выработка алгоритма проверки падежного окончания имён существительных. Проверить безударное окончание можно несколькими способами. Выбрать наиболее удобный способ проверки.
|
Выработка алгоритма проверки падежного окончания имён существительных. Проверить безударное окончание можно несколькими способами. Выбрать наиболее удобный способ проверки
|
||
Вопросы учителя = Диалог, подводящий от ситуации к проблеме = Ожидаемые ответы учеников |
|||
Что такое окончание? |
Окончание –это изменяемая часть слова. |
||
Как определить падеж существительного? |
Найти слово, от которого можно задать вопрос. |
||
-Как определить склонение у имени существительного?
-Когда окончание может быть безударным? |
-Склонение имени существительного определяется по роду и окончанию. -Когда на него не падает ударение. |
||
+ Ожидаемая формулировка проблемы (вопроса или цели урока), которую дети должны сформулировать САМИ: |
|||
ПРОБЛЕМА: как проверить безударное падежное окончание имён существительных? |
|||
2. Продумайте ПОИСК РЕШЕНИЯ проблемы (процесс открытия учениками нового знания: понятия, закономерности, алгоритма, правила, своего отношения к явлению, событию). В один шаг или несколько (от 10 до 25 мин.)
1. Сформулируйте или подберите из учебных материалов решение проблемы (в конце таблицы): правило, алгоритм, понятие, описание закономерности), к которому с вашей помощью смогут прийти ученики.
2. РАБОТА С ТЕКСТОМ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ.
Возьмите выбранный вами в начале практикума текст (фрагмент) – скопируйте или кратко опишите его:
Название: «Алгоритм проверки безударного падежного окончания имён существительных». Подбор текста для работы на уроке: «Определяю падеж имени существительного осиной. Для этого задаю вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж. Определяю склонение: осина – имя существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание -а, т.е. это существительное 1 склонения. Подбираю имя существительное того же 1 склонения в том же творительном падеже с ударным окончанием (под сосно́й), значит в слове осиной надо писать окончание -ой».
|
2.1. Укажите, какова самая главная и сложная (для восприятия учеников) информация в тексте:
- фактуальная: имя существительное, падеж, склонение, начальная форма, ударное окончание;
- подтекстовая: подбираю существительное того же склонения, в том же падеже;
- концептуальная (формулировка основной мысли): безударное окончание имени существительного можно проверить по ударному окончанию существительного того же склонения и того же падежа.
2.2. ДО ЧТЕНИЯ.
Формулирую задание для прогнозирования учениками содержания прочитанного, для облегчения восприятия сложной информации, для мотивации к чтению – вставить пропущенные падежные окончания в словах к земл_, под скамейк_, на окн_, у дорог_.
Задаю вопросы:
– Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных?
– В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему? (к земле, на окне – в данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук)
– В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему? (под скамейкой, у дороги – окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)
– Каким образом можно определить безударное падежное окончание в данных словах?
2.3 ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ.
Прочитайте текст вслух, используя прием изучающего чтения в режиме подводящего диалога (заранее расставляю в тексте места для остановок в ходе чтения, чтобы задать вопрос автору (В), предположить ответ на это вопрос (О), проверить себя по тексту (П)).
Определяю падеж имени существительного осиной. (В: в каком падеже стоит существительное осиной? О: предполагаемые ответы учащихся) Для этого задаю вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж. Определяю склонение (В: как определить склонение? О: ответы учащихся): осина – имя существительное женского рода, имеет в начальной форме (В: что значит начальная форма? О: ответы учащихся) окончание -а, т.е. это существительное 1 склонения. Подбираю имя существительное того же 1 склонения в том же творительном падеже с ударным окончанием (под сосно́й), значит в слове осиной надо писать окончание -ой (П: проверьте правильность своих рассуждений). |
Такая работа позволяет ученикам усвоить самую важную и сложную информацию текста.
2.4. ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ.
Вопросы на понимание подтекстовой информации:
– Предложите свои вопросы к прочитанному правилу. (Как правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания имен существительных? Почему при проверке безударного падежного окончания имени существительного мы подбираем проверочные слова того же склонения?)
Вопрос на понимание самого главного в изучаемом правиле.
– Как проверить безударное окончание имени существительного?
Творческое задание: создайте алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
ü Определить склонение и падеж исходного имени существительного.
ü Подобрать имя существительное с ударным окончанием того же типа склонения и в том же падеже.
ü Написать правильное окончание в исходном имени существительном.
Выполнение первоначального задания «Вставить пропущенные падежные окончания в словах к земл_, под скамейк_, на окн_, у дорог_», используя разработанный алгоритм. Запишите в таблицу:
исходное существительное |
падеж |
начальная форма |
склонение |
проверочное слово |
окончание |
ответ |
|
под скамейк_й |
Тв. |
скамейка |
1 |
под сосно́й |
-ой |
под скамейкой |
|
у дорог_ |
Р. |
дорога |
1 |
у руки́ |
-и |
у дороги |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.