Задания по исследованию сформированности внутренней языковой структуры у младших школьников
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
дефектология
1 кл—3 кл
09.03.2019
Задания по исследованию сформированности внутренней языковой структуры у младших школьников
Задание 1. Составление предложения по одному определенному слову. Задание: «Придумай предложение со словом...». Предлагаемые слова: «девочка», «машина», «зайчик». Задание направлено на выявление наличия в репрезентативной когнитивной структуре ребенка понятия о предложении, владения правилами построения простого предложения. За два верных ответа ставится один балл, ноль баллов - за один и менее верный ответ.
Задание 2. Составление предложения по трем определенным словам. Задание: «Придумай такое предложение, в котором были бы слова...» Предлагаемые группы слов: «грузовик, мальчик, кубики»; «мама, тазик, бельё»; «дядя, пила,доски». Данный тест является более сложным по сравнению с предыдущим, так как он предусматривает не только прочное владение понятием «предложение», но и определенный уровень развития памяти, мышления и воображения ребенка.
Задание 3. Понимание сложной словесной инструкции.
конспект.docx
Задания по исследованию сформированности внутренней
языковой структуры у младших школьников
Задание 1. Составление предложения по одному определенному
слову. Задание: «Придумай предложение со словом...». Предлагаемые слова:
«девочка», «машина», «зайчик». Задание направлено на выявление наличия в
репрезентативной когнитивной структуре ребенка понятия о предложении,
владения правилами построения простого предложения. За два верных ответа
ставится один балл, ноль баллов за один и менее верный ответ.
Задание 2. Составление предложения по трем определенным словам.
Задание: «Придумай такое предложение, в котором были бы слова...»
Предлагаемые группы слов: «грузовик, мальчик, кубики»; «мама, тазик,
бельё»; «дядя, пила,доски». Данный тест является более сложным по
сравнению с предыдущим, так как он предусматривает не только прочное
владение понятием «предложение», но и определенный уровень развития
памяти, мышления и воображения ребенка.
Задание 3. Понимание сложной словесной инструкции.
Задание: «Посмотри на предметы, которые лежат перед тобой. Сейчас
мы поиграем в игру. Надо внимательно послушать, что я скажу, и выполнить».
Предлагаемые инструкции: «Покажи карандашом окно», «Покажи книгой
карандаш», «Положи книгу между тетрадью и карандашом», «Покажи правой
рукой левое колено». Задание направлено на выявление состояния
импрессивной стороны речи ребенка, причем оно предусматривает довольно
высокий уровень понимания обращенной речи, присущий детям в возрасте от
четырех до восьми лет. 2 балла ставится за три правильно выполненных
инструкции, 1 балл за две и менее правильно выполненные инструкции.
Задание 4. Ассоциативное дополнение придаточной части в
сложноподчиненном предложении.
Задание. «Я начинаю, а ты продолжай». Предложения для
продолжения: «Она уснула, когда ...», «Он не пришел к другу, потому что ...»,
«Он не пошел в парк, куда ...», «Он не читал книгу, которая ...».
С помощью данного теста определяется наличие в речевой
репрезентативной структуре ребенка действующей, активной модели
сложноподчиненного предложения, то есть способность ребенка правильно
составлять сложноподчиненное предложение, подбирать по смыслу
придаточную часть предложения к главной. Выполнение данного задания
требует определенного уровня развития логического вербального мышления.
За три верных ответа ставится балл, ноль баллов за два и менее правильных
ответа.
Задание 5. Открытие и исправление грамматических ошибок
посредством переконструирования предложений. Задание: «Скажу тебе
несколько предложений, но будь внимателен, т.к. в них есть ошибки. Можешь
1 исправить?» Предлагаемые фразы: «Они пошел в лес. Там увидели рыжий
белку. Потом нашли один грибы. Мама сварила из него грибную суп».
Задание служит для обнаружения у ребенка чутья к грамматической
правильности предложений, наличие которого возможно только при развитой
грамматической плоскости речевой репрезентативной структуры. 2 балла
ставится за три верных ответа, причем исправление можно сделать по любому
из двух возможных способов переконструирования. 1 балл за два и менее
правильных ответа.
Задание 6. Словесное объяснение определенного действия в его
последовательности. Задания: 1) «Объясни мне, как красками можно
нарисовать домик», 2) «Объясни мне, как играть в жмурки или в другую игру,
которую ты знаешь и любишь».
Тест служит для выявления состояния речевой репрезентативной
когнитивной структуры в целом. Рекомендуется записать рассказ ребенка
полностью, чтобы детально проанализировать его. С помощью данного теста
выясняется состояние связной речи ребенка (объем повествования, его
логическая последовательность, полнота); синтаксическая структура
употребляемых предложений; грамматическая структура речи, словарный
запас; состояние звуковой стороны речи. 2 балла ставится за полное и
понятное объяснение одной из задач, в противном случае 1 балл.
Задание 7. Состояние звукопроизношения. Задание: «Поиграем в игру
«Эхо»? Повтори за мной слово». Предлагаемые слова: «сумка, сено, забор,
зима, цапля, шапка, жук, щенок, чайник, лодка, лето, рыба, река; стрекоза,
милиционер, фотография».
Тест служит для определения состояния звуковой плоскости речевой
структуры: наличие способности различать на слух звуки родного языка и
правильно их воспроизводить в структуре слова (состояние фонематического
восприятия и звукопроизношения). 2 балла ставится за правильное
воспроизведение звукового и слогового состава всех слов, в противном случае
1 балл.
Задание 8. Практическое осознание основных языковых элементов.
Задания: «Скажи одно слово», «Скажи одно предложение», «Скажи один
звук».
Данный тест направлен на выявление наличия в когнитивной структуре
понятий «слово», «предложение», «звук». 2 балла ставится за три верных
ответа, 1 балл за два и менее правильных ответа.
Задание 9. Навыки анализа устной речи. Задания: «Посчитай, сколько
звуков в слове «слива»; «Посчитай,
сколько слогов в слове
«аквариум»; «Посчитай, сколько слов в предложении «Маленький мальчик
складывает кубики в свой грузовик».
С помощью данного теста выявляется уровень развития аналитико
синтетической деятельности мышления, уровень абстракции от лексического
2 значения слов, умение произвольно оперировать элементами речевой
репрезентативной когнитивной структуры. За три правильных ответа ставится
2 балла, 1 балл за два и менее правильных ответа.
Задание 10. Практическое осознание морфологии и синтаксиса языка
(языковое чутье). Задание: «Попробуй догадаться, что я скажу на
тарабарском языке». Предлагаемые фразы: «Глокая куздра булданула
веденка»; «Савенький лубенок намает калимо»; «Долдая рамбадака хоско
мает». Прежде всего данное задание направлено на исследование состояния
морфологической плоскости речевой структуры, определение того, насколько
прочно ребенком усвоены морфологические и грамматические признаки
различных частей речи. 2 балла ставится за две адекватных ассоциации, 1 балл
за одну и менее правильную ассоциацию.
Задание 11. Произвольное и сознательное построение устного
высказывания. Задание: «Хочешь, сыграем в игру «Запрещенные слова»? Я
буду спрашивать тебя о чемнибудь, а ты мне будешь отвечать, не употребляя
при составлении предложения запрещенные слова». Предлагаемые вопросы:
1) «Что делает котёнок?» Запрещенные слова: «котёнок», «молоко».
2) «Что делает корова?» Запрещенные слова: «корова», «мычит».
3) «Какой волк?» Запрещенные слова: «волк», «злой».
С помощью этого теста определяется не только произвольность в
построении высказывания,
память,
сознательность и произвольность мышления, операции абстрагирования,
анализа и синтеза. За два правильных ответа ставится два балла, причем ответ
должен быть предложением, т.е. состоять как минимум из двух связанных
слов. Один балл за один правильный ответ и менее.
также оценивается внимание,
3
Задания по исследованию сформированности внутренней языковой структуры у младших школьников
Задания по исследованию сформированности внутренней языковой структуры у младших школьников
Задания по исследованию сформированности внутренней языковой структуры у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.