«Загадка А.С. Грибоедова». Мастерская построения первичных знаний о писателе. 9-й класс
Цели мастерской:
• показать незаурядность личности А.С. Грибоедова, его мировоззрение, мироощущение, политические взгляды, творческую индивидуальность; определить связь личностных особенностей писателя и его творчества;
• развивать навыки работы с историческими документами;
• воспитывать на примере личности писателя чувство патриотизма, активную мировоззренческую позицию.
Тип урока: мастерская построения первичных знаний о писателе.
Оборудование: запись вальса А.С. Грибоедова, портреты писателя, исторические документы, воспоминания современников.
Я как живу, так и пишу –
свободно и свободно.
А.С.Грибоедов
«Загадка А.С. Грибоедова». Мастерская построения
первичных знаний о писателе. 9-й класс
Цели мастерской:
показать незаурядность личности А.С. Грибоедова, его мировоззрение, мироощущение, политические
взгляды, творческую индивидуальность; определить связь личностных особенностей писателя и его
творчества;
развивать навыки работы с историческими документами;
воспитывать на примере личности писателя чувство патриотизма, активную мировоззренческую
позицию.
Тип урока: мастерская построения первичных знаний о писателе.
Оборудование: запись вальса А.С. Грибоедова, портреты писателя, исторические документы, воспоминания
современников.
Я как живу, так и пишу –
свободно и свободно.
А.С.Грибоедов
I. На фоне музыки вальса, написанной А.С. Грибоедовым, звучит слово учителя.
Ход мастерской
Взгляни на лик холодный сей,
Взгляни: в нем жизни нет.
Но как на нем былых страстей
Ещё заметен след.
Так ярый ток, оледенев,
Над бездною висит,
Утратив прежний грозный рев,
Храня движенья вид.
Запишите рожденные музыкой и словами ассоциации.
П. Рассмотрите предложенные вам портреты А.С.Грибоедова. О чем говорят вам портреты, если иметь в виду
личность писателя.
Учащиеся отмечают:
интеллигентность, сформировавшуюся на высоком уровне русской культуры;
аристократизм внешнего облика, высокий гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови,
оттеняющие бледность лица, губы, сжатые в полуусмешке, взгляд сквозь очки, словно отрешенный от
мирских забот;
меланхоличность, некоторую скрытность и противоречивость характера.
Ш. Работа в группе с карточками. Карточки содержат воспоминания современников о писателе. Пример
карточки:
“Одиннадцати лет он стал студентом Московского университета. Учился блестяще. За шесть лет окончил три
факультета: словесный, юридический, естественноматематический, готовился сдавать экзамены на доктора
права, но грянула война с Наполеоном, и он надел гусарский мундир. Он не захотел продолжать военную
карьеру, стал дипломатом – и каким! Его так ценят! А сколько языков он знает! С детства говорил на
английском, немецком, итальянском. В университете выучил греческий и латинский. Потом овладел арабским,
персидским, турецким. А какой он музыкант! Играет на фортепьяно, флейте, органе. Пишет музыку. Его вальс
очарователен. Кроме того, он поэт. Его комедией зачитывается вся Москва”.
“Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его
добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, все в нем было необыкновенно
привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, он долго был опутан сетями мелочныхнужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был
не признан; даже его холодная, блестящая храбрость оставалась некоторое время в тени, в подозрении.
Несколько друзей знали ему цену”.
А.С.Пушкин “Путешествие в Арзрум”
“Но что в моих глазах ставит Грибоедова даже выше всех его литературных заслуг, как велики они ни были, это
та настойчивость и неустрашимость, с которую он умел поддержать достоинство русского имени на востоке...
заслуги Грибоедова перед лицом всей России истинно велики и достойны уважения”.
К.К. Боде “Из записок о былом”
“И в лице его было видно столько же искреннего участия, как в его приемах умения жить в хорошем обществе,
но без всякого жеманства, без всякой формальности... Кровь сердца всегда играла у него на лице”.
Вот такие противоречивые мнения об этом человеке. Запишите слова, которые зацепили ваше внимание.
А.Бестужев “А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников”
Слова, которые выписали: вундеркинд, храбрец, дипломат, гений, неизвестность, талант, подозрение.
Выделите ключевое для вас слова и напишите минисочинение “Мое впечатление о Грибоедове”, состоящее из 5
6 предложений.
IV. Социализация. Дети слушают работы своих одноклассников и записывают те слова и фразы, которые им
понравились. Они будут необходимы для создания второго варианта сочинения “Мое впечатление о
Грибоедове”.
V. Работа в группах с хронологической таблицей. Учащиеся разделяются на группы, формулируют друг другу
вопросы, касающиеся биографии А.С.Грибоедова.
Исторические события
Даты жизни. Яркие цитаты из писем и воспоминаний
1812 г. Отечественная
война
1794 – год рождения А.С.Грибоедова.
“Немало исследователей пытались обнаружить документ о рождении
А.С.Грибоедова, но... безуспешно...Испытавший сильное потрясение после
смерти Шереметева, Грибоедов решил начать все сначала и в качестве
первого шага указал подлинный год своего рождения 1790”.
(В.П.Мещеряков)
1803г. Грибоедов становится учеником московского благородного
пансиона.
1807 г. Поступление в Московский университет.
1812 г. Оканчивает университет, должен был сдавать экзамен на звание
доктора права.
Поступает в гусарский полк.
“...проведя в полку несколько месяцев, никак не могу попасть на путь
истинный”. (А.С.Грибоедов – С.Н.Бегичеву)
1816 г.
Возникновение Дворянской
революционной
организации “Союз
спасения”
1816 г. Отставка
1817 г. Дуэль ЗавадовскогоШереметева. А.С.Грибоедов – секундант
Завадовского. Гибель Шереметева. Ссылка Якубовича, секунданта
Шереметева, на Кавказ.
“Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие
пылких страстей и могучих обстоятельств”.А.С.Пушкин “Путешествие в Арзрум”
1818 г. Назначение на дипломатическую службу в Персию.
“...право, стою дороже моего звания” (из письма А.С.Грибоедова)
1821 г. Возвращение в Тифлис
1824 г. Окончена комедия “Горе от ума”. Поездка в Москву.
“...читал я её Крылову, Жандру, Шаховскому ...Грому, шуму, восхищению
нет конца” (из письма А.С.Грибоедова)
Запрет комедии.
1825 г.
Восстание декабристов
Возвращение на Кавказ и арест.
“Я тайному обществу не принадлежал и не подозревал о его
существовании”. (из следственного дела А.С.Грибоедова)
1826 г.
Туркманчайский мир
1829 г.
Разгром русской мисси в
Тегеране
1826 г Назначение дипломатическим советником генерала Паскевича.
“Я поставил себя здесь на такую ногу, что меня боятся и уважают”. Из
письма А.С.Грибоедова И.Паскевичу
1828 г. Женитьба на Нине Александровне Чавчавадзе.
“Весь Тифлис проявляет живейшее сочувствие к этому союзу; он (жених)
любим и уважаем всеми без исключения; она уж милое создание, почти
ребёнок...” (из частного письма)
1828 г. Назначение в Персию главой дипломатической миссии.
“Нина, ангел мой! Я чувствую, я знаю – мне не вернуться. Прошу тебя: не
оставляй костей моих в Персии. Похорони меня в нашем заветном месте, у
подножия горы Мтацминда”.
А.С.Грибоедов – Н.А.Грибоедовой
1829 г.Гибель А.С.Грибоедова
“При сем горестном событии его величеству отрадна мысль, что шах
персидский и наследник престола чужды гнусному и бесчеловечному
умыслу и что сие происшествие должно приписать опрометчивым порывам
усердия покойного Грибоедова, не соображавшего поведение свое с
грубыми обычаями и понятиями черни тегеранской...”
“А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников”
Задается вопрос для дискуссии: Какая деятельность превалирует у Грибоедова? Кто он: писатель или все
таки государственный муж?
VI. Обратимся к вопросу о политических взглядах А.С.Грибоедова. Был ли он участником тайного общества
декабристов, разделял ли их взгляды?
Прочитайте фрагменты воспоминаний, свидетельства современников, отрывки из исторических документов.
Составьте свое заключение.“Очень любопытно, Андрей Андреевич, начал я, знать настоящую, действительную степень участия Грибоедова
в заговоре 14 декабря.
Да какая степень? Полная.
Полная, произнес я не без удивления, зная, что Грибоедов сам же смеялся над заговором, говоря, что сто
человек прапорщиков хотят изменить весь правительственный быт России. – Разумеется, полная. Если он
говорил о ста прапорщиках, то это только в отношении к исполнению дела. А в необходимость и справедливость
дела он верил вполне. Да вы же сами читали его “Горе от ума”. Там все сказано яснее ясного”.
Д.А.Смирнов “Рассказы о А.С.Грибоедове”
“Я тайному обществу не принадлежал и не подозревал о его существовании. По возвращении моему из Персии в
Петербург в 1825 году я посредством литературы познакомился с Бестужевым, Рылеевым и Оболенским. Жил
вместе с Одоевским и по Грузии был связан с Кюхельбекером. От всех лиц ничего не слыхал, могущего мне дать
малейшую мысль о Тайном обществе”.
Из следственного дела А.С.Грибоедова
“Благодетель мой бесценный! Помогите, выручите несчастного Александра Одоевского... Может ли вам государь
отказать в помиловании двоюродного брата вашей жены, когда двадцатилетний преступник уже довольно понес
страданий за вину свою... Спасите страдальца!”
А.С.Грибоедов – И.Ф.Паскевичу 3.12.1828
“Невзирая на опасность знакомства с гонимыми, он явно старался быть полезным. Благородство и
возвышенность характера обнаружились вполне, когда он дерзнул говорить в пользу людей, при одном имени
которых бледнел оскорбленный властелин”.
П.А.Бестужев “Из памятных записок” 1832 г.
VП. Социализация записанных учениками выводов по поводу участия А.С.Грибоедова в подготовке
восстания декабристов.
VШ. А.С.Грибоедов за всю жизнь написал одно произведение, которое обессмертило его имя. После
работы с представленными вам документами сделайте запись на листках о комедии “Горе от ума”.
“...План этой комедии был сделан у него ещё в Петербурге 1816 года, и даже написаны несколько сцен; но, не
знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил многие действующие лица, а между
прочим и жену Фамусова, сантиментальную модницу и аристократку московскую”.
“Будучи в Персии в 1820 году, Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих знакомых, родных, друзьях, о
театре, который он любил страстно, и об артистах. Он лег спать в беседке, в саду, и видел сон, представивший
любезное ему отечество, со всем, что оставалось в нем милого для сердца. Ему снилось, что он в кругу друзей
рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места в оной. Пробудившись,
Грибоедов берет карандаш, бежит в сад и в ту же ночь начертывает план комедии, пишет первый акт”.
С.Н.Бегичев “Записки о Грибоедове”
Ф.В.Булгарин “Воспоминания о незабвенном А.С.Грибоедове”
“Вслед за мной ко мне приехал брат с семейством и Грибоедов. Последние акты комедии написаны в моем саду.
Вставал он почти с солнцем, а вечером читал нам написанные им сцены... Он хотел оставить мне на память свою
пьесу, написанную его рукою, но имел терпение написать только два акта, а остальные заставил писать писаря”.
С.Н.Бегичев “Записки об А.С.Грибоедове”
“...представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как
стекло. Кроме того, по дороге мне пришло в голову сделать новую развязку; я её вставил между сценой Чацкого,
когда он увидел свою негодяйку со свечою над лестницей, и перед тем, как ему обличить её; живая, быстрая
вещь, стихи искрами посыпались”. А.С.Грибоедов – С.Н.Бегичеву, июнь 1824 г.
“Ты находишь главную погрешность в плане; мне кажется, что он прост по цели и ясен по исполнению: девушка,
сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы у нас, грешных, был обыкновенен, нет! И
в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противоречии с
обществом, его окружающим, его никто не понимает. Ктото со злости выдумал о нём, что он сумасшедший, никто
не поверил, и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той
девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в
глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича. Что может быть вполне этого?”
IХ. Социализация.
А.С.Грибоедов – П.А.КатенинуХ. И ещё одна “загадка” судьбы А.С. Грибоедова. Нина Чавчавадзе. Кем она приходилась ему? Просто
женой? Или была чемто большим в его жизни?
Поработаем с воспоминаниями современников, письмами А.С.Грибоедова.
“ Однажды любимица князя Чавчавадзе, дочь Нина, которой десяти лет еще не исполнилось, вбежала в кабинет
отца со слезами на глазах.
Папа, накажи дядю Сандро! Он смеется надо мной.
Как это смеется, удивился Александр Гарцеванович.
А вот как. Я играла и не взяла ни одной фальшивой ноты. Он говорит: “Если и дальше будешь так стараться, я
женюсь на тебе”.
Александр Гарцеванович с трудом сдерживался, чтобы не рассмеяться. Ай да, Грибоедов! Но, чтобы не обидеть
дочь, многозначительно заглянул в дуло пистолета, который рассматривал, сидя в кресле.
Наказать? Ну что ж, будь потвоему.
Девочка моментально уловила движение отца и испугалась.
Не надо, прошу... Он больше так не будет...
Если бы он знал, что на этом свете его ктото жалеет, хотя бы эта маленькая девочка, черная тоска не забрала
бы его так крепко в руки”.
“Мне уже давно тридцать исполнилось. Все это время я был, пожалуй, рад, что оставался холостяком, сохранил
свободу. Жениться? Ветрены, мелочны, глупы и тщеславны – список пороков, обнаруженных мной у дамского
пола... Тех, в кого я влюблялся, каждую из героинь моих романов, я не хотел бы назвать женою. Вместе с тем во
мне зреет смутное желание встретить такую женщину, когда бы я с радостью оборвал затянувшееся
холостячество”.
С.Муравьев “Воспоминания о Грибоедове”
А.С.Грибоедов – С.Н.Бегичеву
“Мне простительно ли, после стольких опытов, стольких размышлений, вновь бросаться в новую жизнь? Я
суеверно отгоняю от себя даже мысль о возможном счастье, исступленно желая его. Это теперь так светло и
отрадно, а впереди так темно! Неопределенно!
Эта девочка держит в руках мою жизнь. Если она скажет “нет!” тогда я знаю, что надо делать”.
А.С.Грибоедов – С.Н.Бегичеву 1827 г.
“С веселым ужасом он ловил себя на том, что день ото дня все больше влюбляется в Нину. Грибоедов говорил с
женой о важных вещах, не пытаясь упростить их. Нина знала массу его стихов и вообще литературу. Какое
верное понятие имеет его девочкажена о многих событиях и явлениях, окружавших их жизнь! Откуда?
Грибоедова, ироничного, злого, резкого языка которого боялась Москва и Петербург, заливала нежность”.
Д.А.Смирнов “Рассказы о Грибоедове” 1859 г.
“Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Потерпим ещё несколько дней, ангел мой, и будем молиться Богу,
чтобы никогда не разлучиться. У нас будет много детей. Они будут носить русские и грузинские имена. Впрочем,
как тебе, ангел мой, будет угодно”.
А.С.Грибоедов – Н.А.Грибоедовой 24 декабря 1828 г.
“Просьбу мужа она выполнила – похоронила его на Давидовой горе. И стала хлопотать о памятнике. Тянулись
долгие месяцы, прежде чем разрешение было получено.
Нина сама сделала набросок, каким бы она хотела видеть памятник мужу. Списалась со знаменитым скульптором
В.И.ДемитМалиновским, и он, не откладывая, приступил к работе. Памятник был уже готов, а вдова искала те
слова, которые остались бы на мраморе вечно. Они пришли к ней ночью.
“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего тебя пережила любовь моя?
Незабвенному. Его Нина”.
В.Орлов “Грибоедов”
Запишите, кем была Нина для А.С.Грибоедова?ХI. Социализация.
ХII. Соберитесь с мыслями и напишите второй вариант сочинения “Моё впечатление о Грибоедове”,
постарайтесь выразить это в 610 предложениях.
Звучит вальс, написанный А.С.Грибоедовым.
Чтение работ “Мое впечатление о Грибоедове”
ХШ. Обсуждение мастерской.
Что осталось неясного для вас?
Что понравилось, что нет?
Что хотелось бы изменить?
Методический комментарий к мастерской построения знаний о писателе “Загадка А.С.Грибоедова”
Составляя эту мастерскую, мне хотелось, чтобы ученики узнали о том, каким неординарным, гениальным
человеком был А.С.Грибоедов. Может быть, если бы он прожил несколько дольше, то его имя стояло бы в одном
ряду с именами А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.
“Вальс”, написанный А.С.Грибоедовым, стихотворение Е.А.Боратынского “Надпись” (индуктор) призваны
привлечь внимание к личности писателя. “Как будто волшебные молоточки перестукиваются, и в какойто миг
душа замирает, а потом становится легко и хорошо”, пишет девятиклассница в своей работе.
Кто же этот человек, написавший такую прекрасную музыку? Предлагаем портреты А.С.Грибоедова,
написанные П.Борелем, С.Уткиным, И.Крамским. Ученики отмечают меланхоличность, некоторую замкнутость,
интеллигентность.
Предлагаем ребятам воспоминания современников о писателе. Ключевыми словами, выписанными учениками,
становятся: вундеркинд, гений, подозрение, неизвестность. Чтото противоречивое и непонятное. Не правда ли?
С одной стороны, гений, с другой – неизвестность.
Следующий этап – написание минисочинения “Мое впечатление об А.С.Грибоедове”. Пишут, но чувствуют, что
знаний недостаточно, это обнаруживается на этапе социализации. Появляется информационный запрос:
хочется узнать об этом человеке как можно больше.
Именно поэтому на следующем этапе будет предложена работа с хронологической таблицей, чтобы ученики
сопоставили исторические события, совершившиеся в России, и события, произошедшие в личной жизни
писателя.
Просим сделать вывод о том, какая деятельность превалирует у А.С.Грибоедова. Предположения ребят разные:
одна группа приходит к выводу, что А.С.Грибоедов – это прежде всего государственный деятель, другая – что
для А.С.Грибоедова важна его деятельность в качестве драматурга. Но почемуто никто не совмещает и то, и
другое?
Обратимся к оценке политических взглядов писателя. Работа с историческими документами: воспоминаниями
современников, самого А.С.Грибоедова. “С одной стороны, отмечают ученики, он смеялся над заговором
декабристов, с другой – защищал заговорщиков перед самим государемимператором. Противоречие. Загадка!”
Бессмертная комедия “Горе от ума”. Учащиеся приходят к выводу, что писал комедию А.С.Грибоедов довольно
таки долго, переписывая набело стихи, меняя план и персонажей, добиваясь того, чтобы все в комедии было
ясно и просто.
Далее, жена писателя Нина Чавчавадзе. Кто она для него? Просто жена или чтото большее? Учащимся
предлагаются воспоминания современников, письма. “Нина самая большая любовь; звезда на пути одинокого
странника, вселяющая уверенность и желание жить и творить”, пишут ученики в своих работах.
В итоге возвращаемся к тому же, с чего начали, пишем сочинениеминиатюру “Мое впечатление о Грибоедове”.
Работы уже иные, в них драматург предстает как неординарная личность начала 19 века.