«Загадка А.С. Грибоедова». Мастерская построения первичных знаний о писателе.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Загадка А.С. Грибоедова». Мастерская построения первичных знаний о писателе. 9-й класс Цели мастерской: • показать незаурядность личности А.С. Грибоедова, его мировоззрение, мироощущение, политические взгляды, творческую индивидуальность; определить связь личностных особенностей писателя и его творчества; • развивать навыки работы с историческими документами; • воспитывать на примере личности писателя чувство патриотизма, активную мировоззренческую позицию. Тип урока: мастерская построения первичных знаний о писателе. Оборудование: запись вальса А.С. Грибоедова, портреты писателя, исторические документы, воспоминания современников. Я как живу, так и пишу – свободно и свободно. А.С.Грибоедов
Иконка файла материала Загадка А.С. Грибоедова.doc
«Загадка А.С. Грибоедова». Мастерская построения первичных знаний о писателе. 9-й класс Цели мастерской:    показать незаурядность личности А.С. Грибоедова, его мировоззрение, мироощущение, политические  взгляды, творческую индивидуальность; определить связь личностных особенностей писателя и его  творчества; развивать навыки работы с историческими документами; воспитывать на примере личности писателя чувство патриотизма, активную мировоззренческую  позицию. Тип урока: мастерская построения первичных знаний о писателе. Оборудование: запись вальса А.С. Грибоедова, портреты писателя, исторические документы, воспоминания  современников. Я как живу, так и пишу – свободно и свободно. А.С.Грибоедов I. На фоне музыки вальса, написанной А.С. Грибоедовым, звучит слово учителя. Ход мастерской Взгляни на лик холодный сей, Взгляни: в нем жизни нет. Но как на нем былых страстей Ещё заметен след. Так ярый ток, оледенев, Над бездною висит, Утратив прежний грозный рев,  Храня движенья вид. Запишите рожденные музыкой и словами ассоциации. П. Рассмотрите предложенные вам портреты А.С.Грибоедова. О чем говорят вам портреты, если иметь в виду личность писателя. Учащиеся отмечают:    интеллигентность, сформировавшуюся на высоком уровне русской культуры; аристократизм внешнего облика, высокий гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови,  оттеняющие бледность лица, губы, сжатые в полуусмешке, взгляд сквозь очки, словно отрешенный от  мирских забот; меланхоличность, некоторую скрытность и противоречивость характера. Ш. Работа в группе с карточками. Карточки содержат воспоминания современников о писателе. Пример  карточки: “Одиннадцати лет он стал студентом Московского университета. Учился блестяще. За шесть лет окончил три  факультета: словесный, юридический, естественно­математический, готовился сдавать экзамены на доктора  права, но грянула война с Наполеоном, и он надел гусарский мундир. Он не захотел продолжать военную  карьеру, стал дипломатом – и каким! Его так ценят! А сколько языков он знает! С детства говорил на  английском, немецком, итальянском. В университете выучил греческий и латинский. Потом овладел арабским,  персидским, турецким. А какой он музыкант! Играет на фортепьяно, флейте, органе. Пишет музыку. Его вальс  очарователен. Кроме того, он поэт. Его комедией зачитывается вся Москва”. “Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его  добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, ­ все в нем было необыкновенно  привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, он долго был опутан сетями мелочныхнужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная, блестящая храбрость оставалась некоторое время в тени, в подозрении.  Несколько друзей знали ему цену”. А.С.Пушкин “Путешествие в Арзрум” “Но что в моих глазах ставит Грибоедова даже выше всех его литературных заслуг, как велики они ни были, это  та настойчивость и неустрашимость, с которую он умел поддержать достоинство русского имени на востоке...  заслуги Грибоедова перед лицом всей России истинно велики и достойны уважения”. К.К. Боде “Из записок о былом” “И в лице его было видно столько же искреннего участия, как в его приемах умения жить в хорошем обществе,  но без всякого жеманства, без всякой формальности... Кровь сердца всегда играла у него на лице”. ­ Вот такие противоречивые мнения об этом человеке. Запишите слова, которые зацепили ваше внимание. А.Бестужев “А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников” Слова, которые выписали: вундеркинд, храбрец, дипломат, гений, неизвестность, талант, подозрение. Выделите ключевое для вас слова и напишите мини­сочинение “Мое впечатление о Грибоедове”, состоящее из 5­ 6 предложений. IV. Социализация. Дети слушают работы своих одноклассников и записывают те слова и фразы, которые им  понравились. Они будут необходимы для создания второго варианта сочинения “Мое впечатление о  Грибоедове”. V. Работа в группах с хронологической таблицей. Учащиеся разделяются на группы, формулируют друг другу  вопросы, касающиеся биографии А.С.Грибоедова. Исторические события Даты жизни. Яркие цитаты из писем и воспоминаний   1812 г. Отечественная  война 1794 – год рождения А.С.Грибоедова. “Немало исследователей пытались обнаружить документ о рождении  А.С.Грибоедова, но... безуспешно...Испытавший сильное потрясение после  смерти Шереметева, Грибоедов решил начать все сначала и в качестве  первого шага указал подлинный год своего рождения ­1790”.  (В.П.Мещеряков) 1803г. Грибоедов становится учеником московского благородного  пансиона. 1807 г. Поступление в Московский университет. 1812 г. Оканчивает университет, должен был сдавать экзамен на звание  доктора права. Поступает в гусарский полк. “...проведя в полку несколько месяцев, никак не могу попасть на путь  истинный”. (А.С.Грибоедов – С.Н.Бегичеву) 1816 г. Возникновение Дворянской революционной  организации “Союз  спасения” 1816 г. Отставка 1817 г. Дуэль Завадовского­Шереметева. А.С.Грибоедов – секундант  Завадовского. Гибель Шереметева. Ссылка Якубовича, секунданта  Шереметева, на Кавказ. “Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие  пылких страстей и могучих обстоятельств”.А.С.Пушкин “Путешествие в Арзрум” 1818 г. Назначение на дипломатическую службу в Персию. “...право, стою дороже моего звания” (из письма А.С.Грибоедова) 1821 г. Возвращение в Тифлис 1824 г. Окончена комедия “Горе от ума”. Поездка в Москву. “...читал я её Крылову, Жандру, Шаховскому ...Грому, шуму, восхищению  нет конца” (из письма А.С.Грибоедова) Запрет комедии. 1825 г. Восстание декабристов Возвращение на Кавказ и арест. “Я тайному обществу не принадлежал и не подозревал о его  существовании”. (из следственного дела А.С.Грибоедова) 1826 г. Туркманчайский мир 1829 г. Разгром русской мисси в  Тегеране 1826 г Назначение дипломатическим советником генерала Паскевича. “Я поставил себя здесь на такую ногу, что меня боятся и уважают”. Из  письма А.С.Грибоедова И.Паскевичу 1828 г. Женитьба на Нине Александровне Чавчавадзе. “Весь Тифлис проявляет живейшее сочувствие к этому союзу; он (жених)  любим и уважаем всеми без исключения; она уж милое создание, почти  ребёнок...” (из частного письма) 1828 г. Назначение в Персию главой дипломатической миссии. “Нина, ангел мой! Я чувствую, я знаю – мне не вернуться. Прошу тебя: не  оставляй костей моих в Персии. Похорони меня в нашем заветном месте, у  подножия горы Мтацминда”. А.С.Грибоедов – Н.А.Грибоедовой 1829 г.Гибель А.С.Грибоедова “При сем горестном событии его величеству отрадна мысль, что шах  персидский и наследник престола чужды гнусному и бесчеловечному  умыслу и что сие происшествие должно приписать опрометчивым порывам  усердия покойного Грибоедова, не соображавшего поведение свое с  грубыми обычаями и понятиями черни тегеранской...” “А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников” Задается вопрос для дискуссии: Какая деятельность превалирует у Грибоедова? Кто он: писатель или все­ таки государственный муж? VI. Обратимся к вопросу о политических взглядах А.С.Грибоедова. Был ли он участником тайного общества  декабристов, разделял ли их взгляды? Прочитайте фрагменты воспоминаний, свидетельства современников, отрывки из исторических документов.  Составьте свое заключение.“Очень любопытно, Андрей Андреевич,­ начал я, ­ знать настоящую, действительную степень участия Грибоедова в заговоре 14 декабря. ­ Да какая степень? Полная. ­ Полная,­ произнес я не без удивления, зная, что Грибоедов сам же смеялся над заговором, говоря, что сто  человек прапорщиков хотят изменить весь правительственный быт России. – Разумеется, полная. Если он  говорил о ста прапорщиках, то это только в отношении к исполнению дела. А в необходимость и справедливость  дела он верил вполне. Да вы же сами читали его “Горе от ума”. Там все сказано яснее ясного”. Д.А.Смирнов “Рассказы о А.С.Грибоедове” “Я тайному обществу не принадлежал и не подозревал о его существовании. По возвращении моему из Персии в  Петербург в 1825 году я посредством литературы познакомился с Бестужевым, Рылеевым и Оболенским. Жил  вместе с Одоевским и по Грузии был связан с Кюхельбекером. От всех лиц ничего не слыхал, могущего мне дать  малейшую мысль о Тайном обществе”. Из следственного дела А.С.Грибоедова “Благодетель мой бесценный! Помогите, выручите несчастного Александра Одоевского... Может ли вам государь  отказать в помиловании двоюродного брата вашей жены, когда двадцатилетний преступник уже довольно понес  страданий за вину свою... Спасите страдальца!” А.С.Грибоедов – И.Ф.Паскевичу 3.12.1828 “Невзирая на опасность знакомства с гонимыми, он явно старался быть полезным. Благородство и  возвышенность характера обнаружились вполне, когда он дерзнул говорить в пользу людей, при одном имени  которых бледнел оскорбленный властелин”. П.А.Бестужев “Из памятных записок” 1832 г. VП. Социализация записанных учениками выводов по поводу участия А.С.Грибоедова в подготовке  восстания декабристов. VШ. А.С.Грибоедов за всю жизнь написал одно произведение, которое обессмертило его имя. После  работы с представленными вам документами сделайте запись на листках о комедии “Горе от ума”. “...План этой комедии был сделан у него ещё в Петербурге 1816 года, и даже написаны несколько сцен; но, не  знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил многие действующие лица, а между  прочим и жену Фамусова, сантиментальную модницу и аристократку московскую”. “Будучи в Персии в 1820 году, Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих знакомых, родных, друзьях, о  театре, который он любил страстно, и об артистах. Он лег спать в беседке, в саду, и видел сон, представивший  любезное ему отечество, со всем, что оставалось в нем милого для сердца. Ему снилось, что он в кругу друзей  рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места в оной. Пробудившись,  Грибоедов берет карандаш, бежит в сад и в ту же ночь начертывает план комедии, пишет первый акт”. С.Н.Бегичев “Записки о Грибоедове” Ф.В.Булгарин “Воспоминания о незабвенном А.С.Грибоедове” “Вслед за мной ко мне приехал брат с семейством и Грибоедов. Последние акты комедии написаны в моем саду.  Вставал он почти с солнцем, а вечером читал нам написанные им сцены... Он хотел оставить мне на память свою  пьесу, написанную его рукою, но имел терпение написать только два акта, а остальные заставил писать писаря”. С.Н.Бегичев “Записки об А.С.Грибоедове” “...представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как  стекло. Кроме того, по дороге мне пришло в голову сделать новую развязку; я её вставил между сценой Чацкого,  когда он увидел свою негодяйку со свечою над лестницей, и перед тем, как ему обличить её; живая, быстрая  вещь, стихи искрами посыпались”. А.С.Грибоедов – С.Н.Бегичеву, июнь 1824 г. “Ты находишь главную погрешность в плане; мне кажется, что он прост по цели и ясен по исполнению: девушка,  сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы у нас, грешных, был обыкновенен, нет! И в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противоречии с  обществом, его окружающим, его никто не понимает. Кто­то со злости выдумал о нём, что он сумасшедший, никто  не поверил, и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той  девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в  глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича. Что может быть вполне этого?” IХ. Социализация. А.С.Грибоедов – П.А.КатенинуХ. И ещё одна “загадка” судьбы А.С. Грибоедова. Нина Чавчавадзе. Кем она приходилась ему? Просто  женой? Или была чем­то большим в его жизни? Поработаем с воспоминаниями современников, письмами А.С.Грибоедова. “ Однажды любимица князя Чавчавадзе, дочь Нина, которой десяти лет еще не исполнилось, вбежала в кабинет  отца со слезами на глазах. ­ Папа, накажи дядю Сандро! Он смеется надо мной. ­ Как это смеется,­ удивился Александр Гарцеванович. ­ А вот как. Я играла и не взяла ни одной фальшивой ноты. Он говорит: “Если и дальше будешь так стараться, я  женюсь на тебе”. Александр Гарцеванович с трудом сдерживался, чтобы не рассмеяться. Ай да, Грибоедов! Но, чтобы не обидеть  дочь, многозначительно заглянул в дуло пистолета, который рассматривал, сидя в кресле. ­ Наказать? Ну что ж, будь по­твоему. Девочка моментально уловила движение отца и испугалась. ­ Не надо, прошу... Он больше так не будет... Если бы он знал, что на этом свете его кто­то жалеет, хотя бы эта маленькая девочка, ­ черная тоска не забрала  бы его так крепко в руки”. “Мне уже давно тридцать исполнилось. Все это время я был, пожалуй, рад, что оставался холостяком, сохранил  свободу. Жениться? Ветрены, мелочны, глупы и тщеславны – список пороков, обнаруженных мной у дамского  пола... Тех, в кого я влюблялся, каждую из героинь моих романов, я не хотел бы назвать женою. Вместе с тем во  мне зреет смутное желание встретить такую женщину, когда бы я с радостью оборвал затянувшееся  холостячество”. С.Муравьев “Воспоминания о Грибоедове” А.С.Грибоедов – С.Н.Бегичеву “Мне простительно ли, после стольких опытов, стольких размышлений, вновь бросаться в новую жизнь? Я  суеверно отгоняю от себя даже мысль о возможном счастье, исступленно желая его. Это теперь так светло и  отрадно, а впереди так темно! Неопределенно! Эта девочка держит в руках мою жизнь. Если она скажет “нет!” ­ тогда я знаю, что надо делать”. А.С.Грибоедов – С.Н.Бегичеву 1827 г. “С веселым ужасом он ловил себя на том, что день ото дня все больше влюбляется в Нину. Грибоедов говорил с  женой о важных вещах, не пытаясь упростить их. Нина знала массу его стихов и вообще литературу. Какое  верное понятие имеет его девочка­жена о многих событиях и явлениях, окружавших их жизнь! Откуда?  Грибоедова, ироничного, злого, резкого языка которого боялась Москва и Петербург, заливала нежность”. Д.А.Смирнов “Рассказы о Грибоедове” 1859 г. “Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Потерпим ещё несколько дней, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы никогда не разлучиться. У нас будет много детей. Они будут носить русские и грузинские имена. Впрочем,  как тебе, ангел мой, будет угодно”. А.С.Грибоедов – Н.А.Грибоедовой 24 декабря 1828 г. “Просьбу мужа она выполнила – похоронила его на Давидовой горе. И стала хлопотать о памятнике. Тянулись  долгие месяцы, прежде чем разрешение было получено. Нина сама сделала набросок, каким бы она хотела видеть памятник мужу. Списалась со знаменитым скульптором В.И.Демит­Малиновским, и он, не откладывая, приступил к работе. Памятник был уже готов, а вдова искала те  слова, которые остались бы на мраморе вечно. Они пришли к ней ночью. “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего тебя пережила любовь моя? Незабвенному. Его Нина”. В.Орлов “Грибоедов” Запишите, кем была Нина для А.С.Грибоедова?ХI. Социализация. ХII. Соберитесь с мыслями и напишите второй вариант сочинения “Моё впечатление о Грибоедове”,  постарайтесь выразить это в 6­10 предложениях.   Звучит вальс, написанный А.С.Грибоедовым. Чтение работ “Мое впечатление о Грибоедове” ХШ. Обсуждение мастерской. ­ Что осталось неясного для вас? ­ Что понравилось, что нет? ­ Что хотелось бы изменить? Методический комментарий к мастерской построения знаний о писателе “Загадка А.С.Грибоедова” Составляя эту мастерскую, мне хотелось, чтобы ученики узнали о том, каким неординарным, гениальным  человеком был А.С.Грибоедов. Может быть, если бы он прожил несколько дольше, то его имя стояло бы в одном  ряду с именами А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. “Вальс”, написанный А.С.Грибоедовым, стихотворение Е.А.Боратынского “Надпись” (индуктор) призваны  привлечь внимание к личности писателя. “Как будто волшебные молоточки перестукиваются, и в какой­то миг  душа замирает, а потом становится легко и хорошо”, ­ пишет девятиклассница в своей работе. Кто же этот человек, написавший такую прекрасную музыку? Предлагаем портреты А.С.Грибоедова,  написанные П.Борелем, С.Уткиным, И.Крамским. Ученики отмечают меланхоличность, некоторую замкнутость,  интеллигентность. Предлагаем ребятам воспоминания современников о писателе. Ключевыми словами, выписанными учениками,  становятся: вундеркинд, гений, подозрение, неизвестность. Что­то противоречивое и непонятное. Не правда ли? С одной стороны, гений, с другой – неизвестность. Следующий этап – написание мини­сочинения “Мое впечатление об А.С.Грибоедове”. Пишут, но чувствуют, что  знаний недостаточно, это обнаруживается на этапе социализации. Появляется информационный запрос:  хочется узнать об этом человеке как можно больше. Именно поэтому на следующем этапе будет предложена работа с хронологической таблицей, чтобы ученики  сопоставили исторические события, совершившиеся в России, и события, произошедшие в личной жизни  писателя. Просим сделать вывод о том, какая деятельность превалирует у А.С.Грибоедова. Предположения ребят разные: одна группа приходит к выводу, что А.С.Грибоедов – это прежде всего государственный деятель, другая – что  для А.С.Грибоедова важна его деятельность в качестве драматурга. Но почему­то никто не совмещает и то, и  другое? Обратимся к оценке политических взглядов писателя. Работа с историческими документами: воспоминаниями  современников, самого А.С.Грибоедова. “С одной стороны, ­ отмечают ученики, ­ он смеялся над заговором  декабристов, с другой – защищал заговорщиков перед самим государем­императором. Противоречие. Загадка!” Бессмертная комедия “Горе от ума”. Учащиеся приходят к выводу, что писал комедию А.С.Грибоедов довольно­ таки долго, переписывая набело стихи, меняя план и персонажей, добиваясь того, чтобы все в комедии было  ясно и просто. Далее, жена писателя Нина Чавчавадзе. Кто она для него? Просто жена или что­то большее? Учащимся  предлагаются воспоминания современников, письма. “Нина ­ самая большая любовь; звезда на пути одинокого  странника, вселяющая уверенность и желание жить и творить”, ­ пишут ученики в своих работах. В итоге возвращаемся к тому же, с чего начали, пишем сочинение­миниатюру “Мое впечатление о Грибоедове”.  Работы уже иные, в них драматург предстает как неординарная личность начала 19 века.

Посмотрите также