Технологическая карта урока литературного чтения
Дата: 31.03.16
Урок 10
Дидактическое
обоснование: «Литературное
чтение», 1 класс Л.А.Ефросинина,
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Загадки. Русская народная песня «Берёзонька». С. Маршак «Апрель»
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Загадки. Русская народная песня «Берёзонька». С. Маршак «Апрель».
Задачи:
Образовательные:
1) ознакомить с содержанием литературных произведений о природе: русская народная песня «Берёзонька». С. Маршак «Апрель»;
Развивающие:
2) создать условия для ознакомления со стихами русских поэтов о весне; способствовать развитию речи, воображения, воспитанию любви к природе, русской поэзии;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях; способствовать овладению техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, воспитанию культуры речи, воспитания бережного отношения к окружающему миру.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;
метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, применяют модели для получения информации, приводят примеры; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться иллюстрировать отдельные эпизоды произведения.
Оборудование: «Литературное чтение» А.О. Евдокимова, презентация.
Методы работы: иллюстративно-словесные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы работы:
Ход урока
I. Организационный момент.
Растопило солнце снег, радость на сердце у всех,
Птицы весело запели, слышен звонкий стук капели,
И ручьи бурлят, и птички в гнезда сели на яички.
Небо чисто-голубое. Что с природою такое?
(Весна.)
Весна – замечательное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром весну поэтично называют «утром года».
II. Объявление темы и постановка целей урока.
− Сегодня вы познакомитесь с произведениями о весне, научитесь их выразительно читать. А также поговорим об особенностях этого времени года. Назовите весенние месяцы. (Ответы детей.)
− Отгадайте, о каком весеннем месяце сегодня будем читать.
Яростно река ревет и разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель,
Кто же к нам пришел?.. (Апрель.)
С. Маршак
− По каким приметам вы догадались, что это апрель? (Ответы детей.)
Слайд 1. Пословицы о весне.
• В апреле земля преет.
• Весна красна, да голодна.
• Весна – зажги снега, заиграй овражки.
− Прочитайте пословицы. О каких весенних приметах в них говорится?
− Послушайте аудиозапись пьесы «Весна. Времена года» А. Вивальди. Какие картины весенней природы вы представили? (Журчание ручьёв, пение птиц, половодье.)
III. Работа по теме урока.
1. Работа с произведением С. Маршака «Апрель».
Слушание детьми стихотворения (читает учитель).
− На доске зашифрована фамилия писателя. С помощью знания порядкового номера каждой буквы алфавита отгадайте её: 14, 1, 18, 26, 1, 12. (Маршак.)
Слайд 2. Портрет С. Я. Маршака.
− Что вы знаете о С. Маршаке? (Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.)
Выявление первичного восприятия (беседа).
− Что вы слушали? Понравилось ли вам это стихотворение? Что понравилось? Какое настроение оно у вас вызывает? (Радостное.)
− Найдите и прочитайте фамилию автора и заглавие, назовите произведение.
Выполнение заданий к тексту произведения (дети читают вопросы, находят ответы в тексте стихотворения).
Упражнение в чтении слов, предложений, строф под руководством учителя.
− Как надо читать стихотворение? (Бодро, весело, но не очень быстро.) Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Заранее подготовленные дети разыгрывают диалог.
РАЗГОВОР ЗИМЫ И ВЕСНЫ
Ведущий. Весна с Зимушкой повстречалася,
О здоровьице все справлялася.
Весна. Ой, здорова будь, Зима снежная!
Зима. Бью челом тебе, Весна теплая!
Расскажи ты мне без утаюшки:
Почему тебя привечают все,
Меня, Зимушку, проклинают все?
Весна. Потому, что ты – больно лютая,
И холодная, и голодная!
Я же – теплая и приветливая!
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла та, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?
Зима. Я пушиста и бела,
Ребятишкам я мила,
Позволяю им кататься
И на горке, и на льду.
Я отсюда не уйду!
2. Работа в тетради (ответы на вопросы в тетради дети ищут по учебнику).
− Какие картины весенней природы рисует С. Маршак?
– В апреле выходят из берлоги медведи, вылезают из нор барсуки. На заре весело распевают скворцы, но особенно хороши песни жаворонка.
Звучит запись голоса жаворонка, затем романс М. Глинки «Жаворонок».
Заворчал апрель…
Снег повсюду тает,
Торопливая капель
Бусы с крыш роняет.
3. Работа по группам.
− Какие стихи о весне вы знаете? (Ответы детей.)
− Прочитайте и проиллюстрируйте данное на карточке стихотворение.
Карточка.
ВЕСНА
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Г. Ладонщиков
Анализ выполненной работы, выставка рисунков.
Учитель.
Идет матушка-весна, отворяйте ворота.
Первым март пришел, всех гостей привел,
А за ним и апрель отворил окно и дверь,
А уж как пришел май – сколько хочешь гуляй!
Птицы поют, солнышко пригревает, ручьи журчат.
− Как вы узнаете весну? (Дети говорят о приметах: пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, появляются проталины и молодая травка, распускаются листья, расцветают цветы.)
− А только ли видно весну? (Ее еще слышно: журчат ручьи, звенит капель, щебечут птицы, жужжат насекомые.)
− Давайте послушаем голоса весеннего леса. (Прослушивание записи.)
4. Дополнительное чтение. М. Пришвин «Лесная капель».
− Михаил Михайлович Пришвин – мастер слова, талантливый и неповторимый. Он был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Его творчество проникнуто любовью к природе. Его записи о природе часто похожи на стихотворения в прозе – так они образны и ритмичны.
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий,
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
Самостоятельное чтение и моделирование обложки.
Самопроверка моделей обложек по образцу.
Выполнение заданий в тетради.
Самостоятельная работа со схемой (работа на листах А4).
«Произведения о природе писали: …» (дети записывают фамилии писателей и их произведения).
Во время самостоятельной работы можно предложить детям (на выбор) выучить стихотворение С. Маршака «Апрель», выразительное чтение одной части рассказа М. Пришвина «Лесная капель», выполнить рисунок к одному из произведений.
5. Работа по группам.
Задание. Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные слова, проиллюстрируйте стихотворение; подготовьте выразительное чтение.
Карточка 1.
К нам весна …
Быстрыми шагами,
И сугробы …
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях …
Верно, очень тёплые
Ноги у … .
И. Токмакова
Ответ: шагает, тают, видны, весны.
Карточка 2.
Ласточка …
Из-за бела моря,
Села и … :
«Как ты, …, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Всё … пахнет.
А. Майков
Ответ: примчались, запела, март, весною.
Карточка 3.
Верба, верба, верба,
Верба … .
Это значит верно,
Что весна … .
Это значит верно,
Что … конец.
Самый, самый первый … скворец.
А. Барто
Ответ: зацвела, пришла, зиме, прилетел.
Карточка 4.
Хорошо в лесу в апреле!
Хорошо в лесу весной!
Птицы первые … ,
Пахнет палою листвой.
На полянке, у тропинки,
Пробиваются … .
С бугорка … бежит,
А под ёлкой снег лежит.
Б. Заходер
Ответ: запели, травинки, ручей.
Коллективная проверка выполнения работы по группам: выразительное чтение стихов о весне.
IV. Итог урока.
− У кого из вас весна – любимое время года? За что вы любите весну?
− Для человека весна – это обновление жизни, это вечная молодость, обновление природы. Что каждый из вас открыл для себя нового сегодня на уроке?
Четвертый месяц как шагнет –
Так с треском лопается лед! (Апрель.)
− Какое явление природы, характерное для апреля, упомянуто в загадке? Какие еще явления можно наблюдать в апреле?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.