¬Цели:
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;
– формируем умение писать слова;
– формируем умение классифицировать слова по вопросам;
– формируем умение анализировать текст.
. Чтение стихотворения М. Успен¬ского наизусть. 1
2. – В каких словах есть буква Ч? Назовите их.
– Дайте характеристику звуку [ч’].
Завершение схемы-«человечка» в «Букваре» (с. 134).
3. – Какое правило написания гласных после Ч узнали на прошлом уроке?
Работа в тетради для печатания (с. 43). Дополнение слогов до целых слов слогами ча, чу.
4. – Рассмотрите весь разворот учебника.
– Определите тему урока. Назовите её. 4 4
– Давайте составим план урока.
Урок 83 (2 ч.).
Обучение грамоте
Тема: Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Написание слов, предложений с заглавной
буквой Ч.
Цели:
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;
– формируем умение писать слова;
– формируем умение классифицировать слова по вопросам;
– формируем умение анализировать текст.
Символы:
1Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний
Ход урока
1. Чтение стихотворения М. Успенского наизусть. 1
2. – В каких словах есть буква Ч? Назовите их.
– Дайте характеристику звуку [ч’].
Завершение схемы«человечка» в «Букваре» (с. 134).
3. – Какое правило написания гласных после Ч узнали на прошлом уроке?
Работа в тетради для печатания (с. 43). Дополнение слогов до целых
слов слогами ча, чу.
4. – Рассмотрите весь разворот учебника.
– Определите тему урока. Назовите её. 4 4
– Давайте составим план урока.
Составление плана урока.
План (примерный) 3 2
1. Знакомство с заглавной буквой Ч.
2. Повторение правил написания слов с заглавной буквы.
3. Чтение слогов и слов.
4. Чтение предложений и текстов.
5. Знакомство с написанием буквы Ч.
6. Письмо буквы, слогов, слов и предложений.
7. Вопросы кто? что? (Дети или учитель обращают
внимание на вопросы, выделенные синим цветом.)
– Что нового мы узнаем сегодня?
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение
представлять информацию в
виде схемы;
3) формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
4) формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы;
5) формируем умение
обобщать и классифицировать
по признакам;
6) формируем умение
ориентироваться на развороте
учебника;
7) формируем умение
находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
2. Постановка
ΙΙ
учебной
проблемы.
Открытие
нового знания
1. Работа в «Букваре» (с. 134). 1 5 6 2
Чтение слов в столбиках.
1й столбик:
– Прочитайте про себя имена и фамилии известных людей.
– Чьи фамилии вам знакомы? Кто это?
– Чьи фамилии вы слышите впервые?
– О них вы узнаете из предложений.
Чтение 1го предложения:
– Что написал К. Чуковский?
– Назовите ваше самое любимое произведение К.И. Чуковского.
– Какой рассказ Е. Чарушина мы читали в «Букваре»? («Почему Тюпу
прозвали Тюпой?»)
– Прочитайте фамилии еще раз.
– Подчеркните заглавные буквы.
Коллективная проверка.
2. Работа в прописи (с. 24). 2 5
1) Анализ слов с чк. Написание слов с печатного образца.
2) Словарное слово девочка: анализ, подбор однокоренных слов.
3) Написание строчной буквы ч. Сравнение с заглавной.
4) Заглавная буква Ч.
а) Сравнение письменной и печатной буквы Ч.
б) Сравнение с заглавной буквой У.
в) Графический анализ буквы Ч. (Состоит из двух элементов: верхняя
часть, напоминающая строчную г, и крючок.)
г) Обведение буквы по образцу.
д) Написание буквы самостоятельно. Сначала пишут три буквы,
учитель обращает внимание на ошибки и пути их устранения, затем
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать
и понимать других;
2) формируем умение строить
речевое высказывание в
соответствии с
поставленными задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме;
4) формируем умение
работать в паре.
3. Применение
ΙΙΙ
нового знания
1. Работа в «Букваре» (с. 116). 5 6 2
Чтение слов и предложений. Чтение 1-й строчки слов.
– Что за слова записаны на самой верхней строчке?
– Прочитайте названия городов. (Чита, Челябинск, Чебоксары.)
– Прочитайте слова ещё раз, обращая внимание на ударение.
– А что обозначает слово «Чувашия»?
– Найдите предложение, которое поясняет это слово.
– О каком ещё географическом названии можно узнать из предложений?
– В каких словах будем писать заглавную букву? (В названиях городов и
рек.)
– Отметьте заглавные буквы в словах предложения.
– Что мы сейчас делали? (Читали слова и предложения.)
– Какие правила повторили?
– Что нового вы узнали?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
2. Работа в прописи. 4 2
подготовка к списыванию.
Запись предложений с печатного образца. Чтение про себя, вслух.
Анализ предложений,
Запись с
комментированием. Взаимопроверка в парах.
Вопросы к ученикам по работе на с. 24 прописи (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Полностью или частично ты закрасишь свой кружокотметку? Почему?
– Отметь в конце страницы справа.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) формируем умение
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей;
3) формируем умение
прогнозировать предстоящую
работу (составлять план);
4) формируем умение
осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
4Физкультминутка.
3. Работа в «Букваре». 3 1 7 1
Чтение слов, отвечающих на вопросы: кто? что? Работа с текстом.
1) Чтение 1–3го столбиков слов под вопросами.
– Какие слова отвечают на вопрос: кто?
– Какие слова отвечают на вопрос: что?
Повторное чтение слов с вопросами. (Кто? Человек. Что? Речка.)
Выборочное чтение слов.
а) Слова, отвечающие на вопрос: кто?
б) Слова, отвечающие на вопрос: что?
2) Чтение текста «Игра в слова».
а) Прогнозирование содержания текста по заглавию и иллюстрации.
– А как можно играть в слова?
б) Самостоятельное чтение и проверка предположений.
в) Повторное чтение.
– А как вы думаете, ребята, как спросить о Чебурашке: кто? или что?
– Кто понял условия игры?
Дети рассказывают условия игры.
– Давайте попробуем поиграть, выполняя такие условия игры.
– Изменились ли условия игры в конце текста?
– Давайте поиграем. Это игра в слова, аналогичная той, о которой
говорится в тексте.
– Кто победитель в нашей игре?
3) Работа с текстом стихотворения С. Чёрного «Сон добрый» (с. 135).
– Кто из вас словами умеет рисовать картинки?
– А поэт, который написал стихотворение к нашему уроку, делает это
очень хорошо.
Личностные УУД:
1) формируем умение
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) формируем мотивации к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности;
3) формируем умение
оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания
и готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
5– Прочтите имя автора. (Саша Чёрный.)
– Какой заголовок он подобрал к своему стихотворению? (Сон добрый.)
– А как сон может быть добрым?
Самостоятельное чтение про себя.
– Какую картину увидели перед глазами, когда читали про сон добрый?
Дети рисуют словесную картину и подтверждают её выразительным
чтением стихотворения.
– А кто из вас видит добрые сны? Какие они?
– Что мы сейчас делали? (Читали текст.)
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение
владеть речью.)
Ι
V. Итог
– Что нового узнали? 4 4
– Какие уже известные нам знания повторили?
– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?
– Какие интересные путешествия совершили на уроке? Что узнали?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
ТООУ
V. Домашнее
задание (по
Творческое задание по выбору:
1) нарисовать иллюстрацию к стихотворению и озвучить её;
2) нарисовать свой добрый сон.
6желанию)
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι
. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно называли слова.
* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и составили план.
ΙΙ
. Постановка учебной проблемы
Работа в прописи
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова.
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые читали слова.
ΙII. Развитие умения применять новое знание
1. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно читали предложения.
2. Работа в прописи
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали предложения.
3. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы по тексту.
7