Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и написании заглавной буквы
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
чтение
1 кл
12.03.2017
Тема: Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и написании заглавной буквы в словах, обозначающих имена людей, клички животных.
Цели:
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения;
– формируем умение анализировать текст.
Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и написании заглавной буквы.doc
Тема: Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и написании заглавной буквы в словах, обозначающих имена людей, клички животных.
Цели:
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения;
– формируем умение анализировать текст.
1 Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний
. Постановка
ΙΙ
учебной проблемы.
Открытие нового
знания
Ход урока
– Откройте с. 82 «Букваря». Рассмотрите разворот и скажите, что мы сегодня будем
делать на уроке.
Составление плана урока.
План (примерный)
1. Чтение слов.
2. Работа со схемами«человечками».
3. Чтение предложений и текстов.
4. Знакомство с написанием заглавной буквы Ш.
5. Письмо слов и предложений.
Работа в «Букваре».
– С чего начнём нашу работу? (С заполнения схем«человечков».)
– Дайте характеристику звуков первых четырёх букв. Что общего?
– Какие звуки обозначены буквой Г? Произнесите эти звуки: [г], [г’].
– Шума и голоса почти поровну. Что общего у звуков всех этих букв? (Парные
звонкие.)
– Почему буква Ш в наших схемах отказывается идти к другим буквам? (Она
обозначает глухой согласный звук.)
– А что ещё особенного у этого звука?
Характеристика и закрашивание схемы«человечка».
Знакомство с графикой заглавной буквы Ш.
Сравнение печатной и письменной букв, написание заглавной буквы Ш.
Подготовленный ученик:
– Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
– Правда можно сделать Е и Ё? А как?
Выщипывание буквы из бумаги (1й вариант – строчной буквы,
2й вариант – заглавной).
Работа в прописи.
Рассматривание рисунка. Подготовка руки к письму.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов;
2) формируем умение представлять
информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность,
особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа
объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и
классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на
развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать
других;
2) формируем умение строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои
мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
2 – Откройте прописи на с. 0. Посмотрите на картинку.
– Помните стихотворение Юнны Мориц «Дом гнома»? Что там про сову было сказано?
(С совой, обросшей патлами!)
– Покажите, где на картинке у неё патлы?
– Выберите цвет и заштрихуйте.
Анализ заглавных букв И, Ш.
– Почему автор нам предлагает написать И, Ш на одной строке?
– Что общего и чем отличаются эти буквы?
Написание буквы И.
– Посмотрите на следующую строчку. Почему две наклонные линии на строке вместе с
буквой И?
– Обведите сначала все наклонные линии красным цветом.
– Обведите зелёным букву И.
– Найдите свои лучшие буквы И, подчеркните их.
Написание буквы Ш.
– Почему на строке с буквой Ш три наклонные линии?
– Обведите сначала все наклонные линии красным цветом.
Показ учителем под счёт написания заглавной буквы Ш: «и раз, и два, и три».
– Обведите зелёным цветом букву Ш.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель на карточках показывает печатные буквы, а дети на специальной
индивидуальной карточке (доске) записывают письменные заглавные буквы: П, Т, Н,
К, И, Ш.
Запись слогов.
Учитель показывает печатные слоги (каждый слог с заглавной буквы): Ли, Мы, Ку, Па,
То, Ир, Шу.
Проверка: чтение записанных букв (сверка с образцом).
Самостоятельное упражнение в записи заглавных букв И, Ш.
– Найдите предпоследнюю строчку, напишите букву И одним цветом, а букву Ш –
другим.
Запись слов Шура, Шурик.
Анализ и лексическое значение слов.
Звукобуквенный анализ этих слов: обозначение звуков, деление слов на слоги,
постановка ударения (в одном слове). (См. конспект урока № 40.)
– Что мы сейчас написали? (Имена.)
3 . Применение
ΙΙΙ
нового знания
– Прочитайте слова, которые написаны у меня на доске. Что вы можете о них сказать?
1. Работа в «Букваре».
Чтение слов, написанных учителем на доске.
Шишкин Иван Иванович.
– Кто это? Подчеркните орфограмму.
– Прочитайте фамилию известного писателя. (Шукшин Василий Макарович.) Что
подчеркнём? (Два опасных места: Шукшин.)
– Прочитайте фамилию оперного певца. (Шаляпин Фёдор Иванович.)
– Прочитайте название крупнейшего города в Китае. (Шанхай.)
– Государство в Северной Европе. (Швеция.)
– Фамилия известного композитора. (Шостакович Дмитрий Дмитриевич.)
– Какие заглавные буквы потребовались, чтобы записать эти фамилии?
Чтение слов с буквой Ш. Наблюдение за написанием буквосочетания ши. 1й столбик:
– Посмотрите в «Буквари» на с. 82. Прочтите 1е слово. (Школа.)
– Что сразу вспоминается, когда произносите это слово? Назовите.
Звукобуквенный анализ слова школа. (См. конспект урока № 40.)
– Прочитайте остальные слова этого столбика.
– Среди них найдите слово, которое живёт в другом слове. (Шины, машины.)
Звукобуквенный анализ слова машины. (См. конспект урока № 40.)
2й столбик:
– Прочитайте слово с буквосочетанием ши. Подчеркните.
– А если эти буквы поменяются местами: иш? В каких словах они встретились?
(Трусишка, плутишка.) Когда так говорят?
– Прочитайте слова, где буква Ш в начале слова. И т.д.
Чтение столбиков слов до конца.
– Хорошо читаете слова, а в прописи есть зашифрованное слово. Давайте посмотрим.
2. Работа в прописи.
1) – Откройте с. 1 в прописи, найдите ребус.
Ребус: шутки.
– Какое слово спряталось в рисунке ребуса? Что здесь шутливого?
– Запишем это слово один раз.
2) Списывание слов с печатного образца.
Выбор букв С – Ш.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной
задачей;
3) формируем умение прогнозировать
предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять
познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
4 – Посмотрите на нижнюю половину страницы.
– Какое задание нам предстоит выполнить? Какие буквы будем вставлять?
– Чтение слов с подбором букв С или Ш.
– Выясняем значение слова, вставляем букву зелёным цветом.
Списывание слов с печатного образца (выборочное).
При записи лучше слова менять: малыши; у малыша; крошки; крошку;
у крысы; крысы и др.
– Составьте предложение с любым словом.
– А теперь почитаем предложения. Где мы их будем читать?
3. Работа в «Букваре».
Чтение текста про Тишу и Глашу (с. 82).
а) Работа с текстом до чтения.
Рассматривание иллюстрации.
– Понятно ли по картинке, что произошло с мышатами?
– Авторы не придумали никакого заголовка. А какой заголовок можно подобрать, глядя
на картинку?
б) Чтение текста про себя, а затем вслух.
– Подойдёт ли наш заголовок? («Шалунишкиобжоры», «Мышата – шалунишки и
обжоры» и др.)
Вопросы по ходу чтения.
1е предложение:
– Шалунишки – то есть… (Дети договаривают.)
2е и 3е предложения:
– Любят полакомиться? (Они обжоры.)
4е предложение:
– Текст задаёт вопрос, как вы думаете?
в) Работа после чтения текста.
– Почему автор называет мышат шалунишками?
– Сколько было мышат? Как их звали? Понятно по именам, кто из них девочка, а кто
мальчик?
– Выделите уголком заглавную букву в именах мышат. Это имена или клички?
– А как звали кошку?
– Какие заглавные буквы потребовались, чтобы написать имена и клички в этом тексте?
– Какие действия совершали мышата? Перечислите, зачитайте. Подчеркните эти слова
двумя чертами.
1) формируем умение выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки
в соответствии с определённой ситуацией.
Духовнонравственное развитие и
воспитание:
1) воспитание нравственного чувства,
этического сознания и готовности
совершать позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданскопатриотическое
воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к
познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
5 – Сколько раз в тексте встретились местоимения?
– Сколько предложений в тексте?
– Сколько раз автор написал предложение с красной строки?
– Прочитайте первое слово каждого предложения.
– Какое предложение содержит вопрос? Прочитайте, спросите.
– Сколько предложений рассказывают про мышат?
– Какие слова текста содержат звук [ш]?
– Есть ли в тексте однокоренные слова?
– Найдите слова, в которых только один слог.
Игра «Угадай, кто они».
Чтение словкличек.
– Кто это может быть?
– Кто из них девочка?
Ушастик (мышонок);
Ириша (девочка и кукла);
Шушара (мышь; крыса из сказки А. Толстого «Буратино»);
Пушок (котёнок, щенок);
Тишка (собака или кот);
Тортила (черепаха).
– Подчеркните заглавную букву в этих словах в «Букваре» на с. 4.
– Я хотела бы вам записать предложения, где мы это можем сделать?
5. Работа в прописи.
6.
Анализ предложения и подготовка к списыванию.
– Посмотрите, какое предложение записано в прописи.
– Сколько слов в этом предложении?
– Прочитайте первое слово. Почему оно написано с большой буквы? (Это начало
предложения.)
– Что ещё можно сказать об этом слове? Выделите его треугольником.
– Прочитайте второе слово. С какой буквы оно написано? Почему?
– Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение.
Обозначьте безударные гласные буквы.
– Прочитайте третье слово.
– Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение.
Обозначьте безударные гласные буквы.
– Прочитайте четвёртое.
ТООУ
6 – Это союз.
– Прочитайте пятое слово.
– Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение.
Обозначьте безударные гласные буквы.
– Прочитайте предложение с изменённым порядком слов.
Запись предложения с комментированием.
Аналогичная работа проводится с другими предложениями.
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд,
вы справились сегодня с заданиями в прописях.
– Как оценили свою работу? Почему?
5. Работа в «Букваре».
Чтение стихотворения Д. Хармса «Кораблик».
1) Работа с текстом до чтения.
Рассматривание иллюстрации. Чтение заглавия. Прогнозирование по картинке и
названию содержания текста.
– Прочитайте имя автора. Знакомо ли оно вам?
– Что это за текст – стихотворение или рассказ? Как определили?
– Рассмотрите иллюстрацию. Кого же высматривают мышата?
– А сколько их?
– Что можно прочитать по их мордочкам? (Они настороженные.)
2) Во время чтения.
а) Чтение про себя.
– Так кого же высматривают мышата?
– Наш художник внимательно прочитал стихотворение? Все ли из вас увидели четырёх
мышат?
б) Чтение вслух, подготовка к выразительному чтению.
Кораблик.
По реке плывёт кораблик.
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (Из этого четверостишия сразу понятно, о каких
7 моряках идёт речь?)
У них ушки на макушке, (Что значит «ушки на макушке»?)
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
– А что подсказало художнику, что моряки – это мыши? (Длинные хвосты, ушки на
макушке, боятся кошек и котов.)
3) После чтения.
– Можно ли подругому назвать стихотворение? Как?
– А вы заметили, из чего построен корабль?
– Придумайте имена мышатам.
– Сколько четверостиший?
– Прочитайте первую строку каждого четверостишия.
– Прочитайте первое слово каждой строки.
– А сколько предложений в каждом четверостишии?
– Какие слова в тексте встречаются несколько раз?
– Какой звук в словах текста встречается несколько раз?
– Легко ли выучить стихотворение наизусть?
– А кто уже запомнил?
– Кому сегодня было легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою
работу? Почему?
– Отметьте своё настроение в дневнике.
Творческое задание. – Нарисуйте или вылепите из пластилина того, кого очень боятся
мышата. Придумайте ему кличку.
Штриховка рисунка на с. 0 в прописи: веток, листочков, месяца (по желанию).
Можно также по желанию выучить наизусть стихотворение Д. Хармса.
ТООУ
Ι
V. Итог
V. Домашнее
8
Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и написании заглавной буквы
Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и написании заглавной буквы
Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и написании заглавной буквы
Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и написании заглавной буквы
Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и написании заглавной буквы
Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и написании заглавной буквы
Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и написании заглавной буквы
Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и написании заглавной буквы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.