Заглавные герои в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эпиграфы: “Я не писатель, я – мастер”. “Рукописи не горят”. “Мастер и Маргарита”, М.А.Булгаков Оборудование: портрет писателя, фотография М.Булгакова и его жены Елены Сергеевны, текст романа, песня В. Бутусова “Прогулки по воде”, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, эпизод из х\ф В. Бортко “Мастер и Маргарита” Слов учителя. Хочу начать урок с небольшой истории, которую узнала из рассказа Е.Габриловича “Вещичка”. В начале 30-х годов Е.Габрилович получил квартиру в Нащокинском переулке, в Москве. Оказалось, что на балкон выходит дверь и из соседней квартиры, в которой жили Булгаковы, Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна. А в те годы Булгаков был в беде, на мели, даже “кристаллизовалось мнение, что он сошел”. “Итак, долгое время я жил бок о бок с крупнейшим писателем, но не замечал этого. Встречаясь с Булгаковым на нашем общем балконе и глядя на крыши сараев со скудной листвой в перспективе, мы обсуждали с ним новости, сплетни, пользу пеших прогулок, лекарств от почек, разводы, измены и свадьбы. И только однажды я спросил его о том, что он пишет. Всего один раз”. И знаете, что ответил Булгаков?! “Пишу кое – что, сказал он, устремив взор с балкона к сараям – Так, вещицу”4.
Иконка файла материала Заглавные герои в романе М.А. Булгакова.doc
Заглавные герои в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Эпиграфы: “Я не писатель, я – мастер”. “Рукописи не горят”. “Мастер и Маргарита”, М.А.Булгаков Оборудование: портрет писателя, фотография М.Булгакова и его жены Елены Сергеевны, текст романа, песня В. Бутусова “Прогулки по воде”, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, эпизод из х\ф В. Бортко  “Мастер и Маргарита” Слов учителя. Хочу начать урок с небольшой истории, которую узнала из рассказа Е.Габриловича “Вещичка”. В начале 30­х  годов Е.Габрилович получил квартиру в Нащокинском переулке, в Москве. Оказалось, что на балкон выходит  дверь и из соседней квартиры, в которой жили Булгаковы, Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна. А в те годы Булгаков был в беде, на мели, даже “кристаллизовалось мнение, что он сошел”. “Итак, долгое время я жил бок о  бок с крупнейшим писателем, но не замечал этого. Встречаясь с Булгаковым на нашем общем балконе и глядя на  крыши сараев со скудной листвой в перспективе, мы обсуждали с ним новости, сплетни, пользу пеших прогулок,  лекарств от почек, разводы, измены и свадьбы. И только однажды я спросил его о том, что он пишет. Всего один раз”. И знаете, что ответил Булгаков?! “Пишу кое – что, сказал он, устремив взор с балкона к сараям – Так,  вещицу”4. Сегодня мы будем говорить об этой “вещице” – замечательном романе М. А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Связь с ранее изученными произведениями. Тема любви, творчества для русской литературы традиционна. Назовите произведения, в которых раскрывается тема любви? Но мы изучаем необычный роман: показана любовь женщины необыкновенной, женщины­ведьмы.  Хотя и здесь М.Булгаков опирался на традиции русской литературы. Вспомните, в каком произведении главная  героиня – ведьма, полюбившая и отдавшая всю себя этому чувству? А ведь и тема “Любовь и творчество” не нова в нашей литературе. В каком произведении раскрывается данная  тема и показывается тонкая взаимосвязь двух понятий – любовь и творчество, влияние их на жизнь человека?  (Роман “Евгений Онегин”…) В произведении Булгакова не так. Это Маргарита назвала его, своего  возлюбленного, Мастером, дорожила и восхищалась романом, и, наверное, поэтому Маргарита Николаевна  встретила ту любовь, которая “сильна, как смерть”. Итак, тема “Любовь и творчество” традиционна для русской литературы. Как же она раскрывается у Михаила  Афанасьевича Булгакова? Беседа по теме. Словарная работа. Давайте выясним, как вы понимаете слова “любовь”, “творчество”. (Пока класс дает толкование словам, один  учащийся получает индивидуальное задание: найти в “Толковом словаре русского языка” С.И. Ожегова данные  слова, выписать и оформить формулировки на доске.) Любовь – 1. чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; 2. склонность,  пристрастие к чему­либо. Какие герои связаны с темой любви? Ответ обоснуйте. Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Тема творчества связана с главным героем, но необходимо уточнить его профессию, дать толкование слову  “писатель”. Писатель – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные  произведения. Какие еще герои помогают раскрыть тему творчества?Анализ эпизода из главы 28 со слов “Ваши удостоверения?” до “или в этой голове?” Какова тема эпизода? Что хотел сказать Булгаков, ведь фрагмент значимый: за курьезностью ситуации  скрывается авторское отношение? Кого называют писателем? Реализация домашнего задания: характеристика героев. Анализ образов. Иван Николаевич Бездомный (1­я группа). Примерный план. 1. Каким видим при первой встрече данного персонажа? 2. Тема беседы с Берлиозом. 3. Образование. 4. Как ведет себя во время разговора с Воландом? 5. Прозрение в доме душевнобольных. 6. Как расстается со своей профессией? Поэт Рюхин (2­я группа). Примерный план. 1. Кто такой, род занятий. 2. Что узнаем о Рюхине из уст Ивана в сумасшедшем доме? 3. Анализ эпизода “У памятника Пушкину”. 4. К какому выводу приходит Рюхин о своем назначении? Сопоставление 2­х образов. Для чего автор сталкивает этих двух героев? Рюхин появляется на нескольких страницах романа, но персонаж  необходим. Почему? Литература – искусство, призванное воздействовать на умы, воспитывать, направлять. В произведениях  художники выражают свои взгляды, дают оценку. Это всегда знали и использовали люди власти. Но только  истинные творения становятся классикой, т. к. проверены временем, читателями. Не все, увы, это осознают.  Иванушка понял и отказался от “стихоплетства”, но есть люди другого толка, которые страшнее бездарного  поэта Рюхина, наивного Бездомного. Михаил Александрович Берлиоз (3 группа). Примерный план. 1. Первая встреча. 2. Род занятий. 3. Разговор с Бездомным в 1 главе. 4. Верит ли сам тому, о чем говорит Ивану. Выводы по образам. Каждый человек волен выбрать свой путь, каждый писатель самостоятельно определяется с тем, что и как  писать. Вспомните жизнь М.А.Булгакова. Почему его не печатали, что равносильно смерти для любого  художника? В результате, по воспоминаниям Е.С.Булгаковой, “находились люди, которые советовали покаяться, написать  какое­то письмо с отказом от своих произведений и с обещанием писать какие­то новые. Эти советы вызывали у  него всегда только улыбку… к такой трусости… Он только решил для себя уйти из Художественного театра… И  ушел. И оказался в безвоздушном пространстве”. Мысль знакомая – “ безвоздушное пространство”. Когда, на  каком уроке звучала подобная мысль? (Речь А.Блока о Пушкине...) Образ мастера. Беседа.Мастер – писатель. Мы выяснили лексическое значение слова “писатель”. Вспомните и зачитайте эпизод, как  представился Ивану таинственный посетитель. Почему произнесены слова: “Я не писатель, я – мастер”? Реализация домашнего задания. 1. Расскажите историю жизни Мастера. 2. Дайте характеристику главному герою. Образом центрального персонажа Булгаков поставил очень серьезную проблему, связанную с творчеством –  ответственности творца за талант. Бездомный, например, отказался от своих стихов, его теперь интересует  история о Пилате. Вывод. Каково истинное назначение писателя, создающего произведения, которые должны остаться в памяти  человечества? И вновь обращаемся к лексическому значению слова “творчество”. Итак, центральный герой несет важную идейную нагрузку, связанную с темой творчества. Мастер для Булгакова больше, чем писатель. Роман Мастера о Понтии Пилате. В произведении Булгакова 2 героя пишут об одном и том же: Мастер и Иван. Почему творение Мастера вызвало  такую ярость критики, а И.Бездомному Берлиоз даже помогает? Объясните, зачем Мастеру говорить об этом?  Написал бы что­нибудь современное, получил бы хороший гонорар, ведь он человек талантливый? (В том­то и  дело, что талантливые, творческие люди лучше видят пороки общества, пытаются указать на них, заставить мир  задуматься о смысле жизни…) А сегодня эти темы важны нам, людям 21 века? Помним ли мы о главном? (Звучит фрагмент песни В.Бутусова  “Прогулки по воде”.) Но почему сломлен герой, ведь он осознает значимость творения? (Потерял веру в себя, в свой роман. Вера – то, что всегда должно быть у человека, иначе он заплутает в лабиринте жизни. Неслучайно звучат слова в романе:  “Каждому будет дано по его вере”.) Во что верит автор, М.А.Булгаков? (Обращаясь к прошлому, говорит об Иешуа. Нельзя предавать свою веру.  Иначе ты трус. А трусость самый тяжкий грех…) Образ Маргариты. Кто же помог Мастеру в трудную минуту, кто поддержал? (Маргарита). Почему появляется этот персонаж,  какова функция героини? (Маргарита дорожит романом больше, чем главный герой. Силой свой любви спасает  любимого, который обретает покой.) Многое в произведении является нереальным, фантастическим. Скажите, а история любви­вымысел автора?  (Связь с биографией Булгакова – история любви Михаила Афанасьевича и Елены Сергеевны.) Все необычно в  романе: герои, сюжет, любовь. И необычна эта любовь с самого начала (просмотр эпизода из х/ф В.Бортко  “Мастер и Маргарита” – “Встреча 2 одиноких людей”). Что об этой встрече рассказывает Мастер? (Анализ эпизода, обращаем внимание на метафоричность языка.) Попытаемся понять назначение образа Маргариты. Послушаем стихотворение, написанное Александром  Степанюком, учеником 11­го класса. В том, в чем никто не может быть уверен, В той жизни, чей сюжет похож на сон, Где сатаной на прочность мир проверен, Безумно влюблены Она и Он. Она, что за любовь на все согласна, Чье сердце для него всегда открыто. Она умна, красива и опасна, Она – великий символ– Маргарита. Он – Мастер, он аскет, почти монах. Он облачен в больничное тряпье.Он тот, что со слезами на глазах Ушел, чтоб было лучше для нее. Она готова с ним несчастной жить. Он – без нее, чтоб счастлива была. Какие есть… Не нам с тобой судить, Что за любовь фортуна им дала. Ведь что такое в сущности любовь?.. Когда для дорогого человека, Какая бы ни встретилась помеха, Не пожалеешь свою душу, плоть и кровь! Символом чего является героиня? Чем жертвует Маргарита ради любви? Да, любовь способна на многое. Что совершает любовь женщины в романе? Скажите, а такая любовь – выдумка автора или возможна на нашей грешной земле? Выводы по теме. Выступая защитницей Мастера, чему противостоит Маргарита? Выводы. Почему Мастер обращается к такому необычному сюжету? Что приходится преодолеть Маргарите? Таким образом, любовь и творчество – вот то, что может противостоять вечно существующему злу. Связаны с  любовью и творчеством и понятие добра, прощения, понимания, истины, именно поэтому название данного  произведения – “Мастер и Маргарита”. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: В чем сила и слабость Мастера?

Посмотрите также