Заключительные уроки по творчеству А. Блока: "Изучение поэмы "Двенадцать"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Заключительные уроки по творчеству А. Блока: "Изучение поэмы "Двенадцать" Урок №1. Цели: • формулировать умения и навыки анализа лиро-эпического произведения, написанного в стиле символизма; • показать теснейшую связь всех уровней подсистем произведения, их направленность на выражение идейно-эстетического содержания поэмы; • знать сюжет, понимать систему образов, художественное своеобразие поэмы. 1. Организационный момент: сообщение темы, цели, форм работы на уроке. 2. Вступительное слово учителя. Творчество А. Блока завершают три произведения, которые литературная критика называет «Январской трилогией»; - статья «Интеллигенция и революция», написанная 9 января 1918 года; - поэма «Двенадцать», законченная 29 января 1918 года; - стихотворение «Скифы», созданное 30 января 1918 года. Их объединяет время и история.
Иконка файла материала Заключительные уроки по творчеству А. Блока.doc
Заключительные уроки по творчеству А. Блока: "Изучение поэмы "Двенадцать" Цели: Урок №1.  формулировать умения и навыки анализа лиро­эпического произведения, написанного в стиле  символизма; показать теснейшую связь всех уровней подсистем произведения, их направленность на выражение  идейно­эстетического содержания поэмы; знать сюжет, понимать систему образов, художественное своеобразие поэмы.   1. Организационный момент: сообщение темы, цели, форм работы на уроке. 2. Вступительное слово учителя. Ход урока. Творчество А. Блока завершают три произведения, которые литературная критика называет «Январской  трилогией»; ­ статья «Интеллигенция и революция», написанная 9 января 1918 года; ­ поэма «Двенадцать», законченная 29 января 1918 года; ­ стихотворение «Скифы», созданное 30 января 1918 года. Их объединяет время и история. 3. Сообщение учащихся – историческая справка. Поэма «Двенадцать» принадлежит чрезвычайно короткой и яркой эпохе истории: последние месяцы 1917 и  январь 1918 г. были неделями апокалипсическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской  войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге  Михайловского и родного Шахматово, убийство в больнице министров временного правительства Шингарева и  Кокошкина, которых Блок хорошо знал. По свидетельству писателя А. М. Ремизова, известие об этом убийстве  стало толчком к началу работы над поэмой «Двенадцать». Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей  эпохи первых недель революции 1917 года. Закончив ее, Блок сказал: «Сегодня я – гений». 4. Слово учителя. По свидетельству самого Блока, поэма «Двенадцать» началась для него с согласной «ж» во фразе: Уж я ножичком Полосну, полосну Если мы обратим внимание на прием фонетического повтора в этой фразе, то легко прочитаем слово У – ж – а – с И все же прежде поэмы была статья «Интеллигенция и революция». Сейчас мы поработаем с фрагментом  статьи. Наша цель – понять, как Блок воспринимает и объясняет современникам русскую революцию. (Фрагмент статьи записан на уроке русского языка как диктант и есть у каждого ученика). 5. Работа со статьей «Интеллигенция и революция» по вопросам. ­ Как Блок характеризует свою эпоху? (Предполагаемый ответ: как великую). ­ В чем обязанность художников в такое время? (Видеть и слышать то, что задумано его народом). ­ А что им задумано, по мысли Блока? (Переделать жизнь из безобразной в прекрасную). ­ Как? (С помощью революции).Первый вывод: революция задумана и осуществляется русским народом, чтобы сделать жизнь прекрасной. ­ С какими явлениями сравнивает Блок революцию? (Бурный поток, грозный вихрь, снежный буран). ­ Что общего в этих явлениях? (Они выражают силы стихии и бессилие перед ними человека). ­ Найдите в тексте глаголы, на которых построено олицетворение революции (Обманывает, калечит, выносит…). Второй вывод: частными свойствами революции Блок считает жестокость и обман, а главным – размах и  величие, обновление мира. ­ В чем особенность русской революции и ее отличие от бунта, по мнению Блока? (В размахе и цели –  переделать весь мир во имя братства и мира народов). ­ К чему призывал Блок интеллигенцию? («Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию»). Эти слова будут эпиграфом нашего урока. Блок считал: «Дух музыки ­ основа мировой гармонии, претворение хаоса реальности в Космос духа. Блок  считал, что революция – та неизбежная закономерная катастрофа, через которую должен пройти мир и Россия  на пути к обновлению, к божественной гармонии. Третий вывод: Блок принимал и оправдывал революцию романтически – как возмездие старому миру, из  которого должна родиться гармония будущего. Но нам известны случаи, когда произведение воспринималось читателями неоднозначно взглядам писателя. 6. Работа над содержанием поэмы «Двенадцать». (Чтение поэмы в классе учителем и учащимися по ролям). ­ Какие вопросы возникли по содержанию поэмы и что вам не понятно? ­Какие образы и фрагменты поэмы вызвали самые сильные ваши чувства? 7. Работа в группах по вопросам ( по имеющемуся алгоритму). Алгоритм работы над поэмой: 1. К какому роду литературы вы относите поэму «Двенадцать»: эпическому, лирическому, лиро­эпическому?  Есть ли в поэме элементы драмы? Чего добивается Блок таким смешением всех родов литературы? Предполагаемые ответы: Это лиро­эпическое произведение с элементами драмы, потому что поэма  представляет собой ряд картин – главок из реальной жизни ночного революционного Петербурга. Есть  эпические герои и эпический сюжет ­ действия патруля. Вместе с тем в поэме есть лирическое начало: пейзаж  первой главы, где еще нет двенадцати, и Христа в заключительной главе видит лирический герой. А главы 5, 6,  7, 8, 10 – написаны в форме диалога героев и внутреннего монолога Петьки. Это совмещение родов литературы  позволяет Блоку в малом объеме выразить большую картину мира и передать стремительность событий, а  также свои чувства от происходящего. 2. Определите хронотоп поэмы (место и пространство происходящих событий). Предполагаемый ответ: Петроград, зима, вечер­ночь, вместе с тем весь «божий свет»; в конце поэмы « Пурга  пылит им в очи дни и ночи напролет»… 3. Определите главных героев поэмы. Найдите портрет «двенадцати» в тексте: как он характеризует героев?  Какие поступки они совершают? Кого из героев можно назвать «представителями старого мира»? Где  сосредоточены эти герои и почему? Предполагаемый ответ: Главные герои ­ двенадцать красногвардейцев­ патруль. По описанию автора ­  каторжники, блатные, преступники; они убивают Катьку, грозят убить и Ваньку, грабят, стреляют. К представителям «старого мира» относятся герои первой главы, они описаны явно сатирически ­ их время  прошло. События революции вызывают в них недоумение и страх, для них это трагедия. 4. Передайте сюжет поэмы, исчерпывается ли он только реалистическим, бытовым планом? Предполагаемый ответ: Реалистический, бытовой сюжет беден. Патруль из Двенадцать человек идет по  Петрограду зимней ночью, случайно убивает и оставляет на снегу бывшую подружку одного из них и идетдальше. Но сюжет не исчерпывается бытовым планом, в поэме большое значение имеет символический план,  потому она так интересна и объемна. 4. Назовите образы­символы поэмы. Предполагаемый ответ: Образ стихии, «двенадцати», образ цвета, образ пса, Христа… 8. Домашнее задание ­ аукцион: покупка «индивидуального задания» за смысловую версию образа­символа.  ( Учащиеся предлагают свое понимание образа­символа, получают комментарии учителя, рекомендуемую  литературу для индивидуального ответа на следующем уроке). Общее задание: найдите евангельские детали в поэме, в главе восьмой объясните цель ассонанса и  аллитерации. Сколько раз звучит в поэме выражение «без креста », т.е отречение от Бога? Что следует за этим  отречением, какие действия? Сколько раз звучат слова: «черный» и «белый»? Где и когда звучит любимый эпитет Блока « жемчужный»? Урок №2. Тема: Смысл символики поэмы А. Блока «Двенадцать» Цели:   раскрывая ассоциативные связи, заключенные в образах – символах, определить их роль в идейно –  эстетическом содержании поэмы; выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека; Ход урока. 1. Организационный момент: сообщение темы, цели, форм работа на уроке. Эпиграф урока: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем  значении… Он многолик, многомыслен…» Вячеслав Иванов. Возможный вариант начала урока – просмотр фрагмента из фильма «Серебряный век русской поэзии. А. Блок».  Фрагмент «Фауст» и «Евангелие». Влияние их на символику поэмы. 2. Проверка домашнего задания – выступление учащихся: смысл и содержание образов – символов поэмы. а) Образ стихии – вьюги, метели… Предполагаемый ответ. Образ метели, вьюги – традиционный в русской классической литературе. Достаточно вспомнить повесть  «Метель» А. С. Пушкина, его «Капитанскую дочку»… Метель определила судьбу главных героев вопреки их  желаниям, замела все старое, знакомые пути и дороги, свела Гринева с Пугачевым, Марью Ивановну – с  Бурминым. Таким образом, метель – символ промысла божьего, судьбы рока. Эта же метель кружит героев по  черному городу между сугробов и снеговых столбов. Она символ стихии революции, уничтожающей все старое. б) Символ цвета. Предполагаемый ответ. Символика цвета у Блока философская. В поэме два цвета: черный и белый – этот контраст не столько  воспроизводит картину ночного Петербурга, сколько выражает классовый смысл революции, расстановку сил  истории и одновременно соотношение добра и зла, света и тьмы. Преобладает черный цвет: Россия погружена в злобное сатанинское ­ черное. Белый употребляется только три раза: в начале поэмы и в конце – венец Христа. в) Образ­символ «пса». Предполагаемый ответ. Пес, по замыслу Блока, воплощение старого мира. Он сам говорит «Старый мир, как пес безродный…» Вместе с  тем, пес в мировой классической литературе символ и воплощение сатанинских сил. Вспомним, что в  произведении Гете «Фауст» Мефистофель появляется из пса, до этого преследующего Фауста в образе  пуделя.Что это, сказка или быль? И все разбухает ввысь и вширь, Он может до потолка достать. Нет, это не собачья стать! Я нечисть ввел себе под свод! Раскрыла пасть, как бегемот, Огнем глазищи налиты – Тварь из бесовской мелкоты. К концу поэмы, следуя за патрулем, он превращается в волка: «Скалит зубы волк голодный»… Не исчезает, не  становится слабее. г) Версия образа – символа «Двенадцать». Предполагаемый ответ. Двенадцать – магическое число, оно пронизывает всю поэму. Реалистическая деталь: патрули тогда  действительно состояли из Двенадцать человек. В поэме Двенадцать глав. Возникает ассоциация с Двенадцать апостолами – учениками Христа, которые появляются в конце поэмы. Я думаю, в поисках исторических аналогий, Блок мог сравнить падение царизма с падением Римской империи, а провозвестником падения Рима он считал  учение Христа. 3. Слово учителя. В конце первой главы Блок, используя прием звукоподражания, подсказывает еще одно значение этого образа: Черное, черное небо – м Злоба, ­ м грустная злоба – м Кипит в груди… Черная злоба – м, святая злоба – м… Товарищ! Гляди в оба – м. ­ Что вы слышите? Предполагаемый ответ: бой часов. Да, бой часов: часы – время – эпоха – век – история… В то же время Двенадцать – это миг безвременья, когда старый день, год, век уже кончился, а новый еще не  начался. Об этом есть стихотворение современницы Блока Поликсены Соловьевой (Аллегро). Аллегро –  псевдоним сестры философа Вл. Соловьева. Тайна двенадцати: Двенадцать – самый страшный час. Он радостно пугает нас, И за ударом вновь удар Чредит и холод, и пожар. Вот полночь: преклонив колени, Закрыв лицо, мы – в царстве тени. Вот полдень: тени больше нет, Ее убил родивший свет. Двенадцать – час великой тайны. И не безвольно, не случайно, На солнце глядя и луну, Две стрелки вдруг слились в одну. Как медленно плывут удары. Значенье – в каждом, в каждом чары. Умей понять, умей назвать, Проклятье или благодать. Двенадцатый удар погас, И тайна миновала нас? Вот этот миг безвременья и есть ключ к появлению всех темных сил. Строго на шестом ударе в круге ветра и  снега, среди «огней, огней, огней» и появляются Двенадцать… Человек… ­ подчеркивает Блок и … больше таких не назовет ни разу. Он скажет: «Ребята, двенадцать, товарищ, дружок, голытьба, рабочий народ»… А  разгадка здесь же… ­ Сколько раз звучит во второй главе выражение «Эх, эх, без креста?» (трижды). Крест символ того, что отличает человека от животного – морали, основанные на евангельских заповедях.  Отрекаясь от Бога, каждый из них перестает быть Человеком. И появляется… пес. ­ уточните, после каких событий он появляется? Нет, не сразу после смерти Катьки: она убита в 6 главе, а пес появляется в 9, что­то произошло более страшное,  чем убийство Катьки. Откроем главу 7 и прочитаем еще раз по ролям. (Чтение главы 7 по ролям). Я понимаю, что происходит с Петрухой в начале главы: смятение, раскаяние – муки и страдания человека, по  своей вине потерявшего любимую. А в том, что он ее любил, мы сомневаться не можем, он сам говорит: «Ох,  товарищи, родные, эту девку я любил»… А в ответ? Его отругали, «поддержали» и он «опять повеселел.  Обратите внимание, что внешних событий нет. Вся глава – диалог, значит, то, что происходит – происходит в  душе героя, что? Предполагаемый ответ. Его перестала мучить совесть, потому что 11 человек, как один, сказали ему, что совесть – это чепуха, сейчас не до нее… Вывод учителя: произошел страшный процесс замены личной совести и личной ответственности интересами и  мнением коллектива, тот процесс, который произойдет со всей страной и обернется уничтожением совести и  нравственности народа и гибелью миллионов «Катек». А теперь, когда убить Катьку – чепуха, то и « позабавиться не грех»: Отпирайте етажи, Нынче будут грабежи… (Чтение учителем 8 главы) ­ Для чего использует Блок в этой главе ассонанс и аллитерацию? (ассонанс передает стон, плач, вой, надрывное пение). ­ Кто плачет? (Петька: 8 глава – это его внутренний монолог). Учитель: Его плач и вой понятны. Но дальше… Ассонанс прекращается, но зато автор использует аллитерацию  – звуки ж­з­р – здесь и прочитанный нами «ужас» и злоба. Страдание и муки совести ищут выхода, но его нет,  потому что единственный выход – это покаяние, но он отвергнут вместе с крестом, с Богом, и место совести  занимает ненависть. Вот вроде бы нашла душа выход, Петька хочет просить Бога за душу любимой: «Господи,  упокой душу рабы твоея…» И не заканчивает фразу, не называет имени, а говорит: «Скучно». Скука – грех, она сочетает в себе тоску и злобу, вот тут и появляется пес, тоже тоскливый и злобный –  торжествуют дьявольские силы, кружатся снежные столбы, в которых, по преданиям народным, веселится  нечистая сила. Еще раз мы услышим от Петьки: «Ох, пурга какая, Спасе…» «Спасе» ­ спаситель Иисус, но какой обвал злобы в  ответ. (чтение фрагмента) Итог всего, что произошло, выражает фраза «Али руки не в крови…» ­ повязанные  кровью, они превратились в банду. Вывод: что бы ни хотел думать о революции Блок, но сказал он о ней правду: революция – трагедия и преступны люди, осуществляющие ее, но преступен и народ, идущий за ними, потеряв Бога. Впереди его ждет тупик. 4. Работа с классом над образом Христа. До сих пор не нашли и вряд ли когда­нибудь найдут однозначное «совпадение» числа красногвардейцев в  составе патруля с числом Апостолов и объяснение последних строк поэмы. Поэт М. Волошин предполагал, что  не Христос «возглавляет красногвардейцев, а они Его «конвоируют».Философ С. Булгаков считал, что Блоку под видом Христа виделся Антихрист. Но чаще всего Двенадцать  называют «апостолами революции». Я тоже склонялась к этой версии, к ней подталкивали многие детали, ведущие к Евангелию: трижды отреклись  Двенадцать от Христа, а в «Библейском словаре» в статье «Апостол Петр» говорится о том, что Петра привел к  Христу брат Андрей. Помните: «Андрюха, помогай, Петруха, сзаду забегай»… Трижды отрекся Петр от Иисуса в  последнюю ночь, а он простил своего ученика, лишь трижды спросив, любит ли он своего Учителя… Путь  Двенадцать к Богу казался простым и естественным. Я обратилась к священнику нашей церкви, надеясь на подтверждение этой версии. И знаете, что сказал  Батюшка? Что эта поэма кощунственна. Она создана в короткий период безверия Блока. Вот почему он ее  никогда не читал сам, и чувствовал огромную вину за ее создание. Я попыталась возражать, ссылаясь на то, что Блок не отказался от Христа в поэме, как ни просили его об этом  представители новой власти, он говорил: «Я так чувствую – только Иисус.» И не отрекся. Батюшка ответил: «Он  очень скоро все понял о революции. Безверие было лишь периодом. В его душе всегда жил Бог». И тогда я снова обратилась к поэме, главе Двенадцать. 5. Работа в группах. Задание 1 группы: нарисуйте устно иллюстрацию к этой главе, опираясь на детали текста. Предполагаемый ответ. Иллюстрацию нарисовать очень трудно, потому что нет цвета и света. использовать можно только графику.  Черные силуэты домов и героев в смятых ветром шинелях, ружья нацелены в разные стороны. Сзади, ближе  всего к зрителю, ­ волк скалит зуба. Впереди сугроб, тупик. Но есть второй, «надвьюжный» план: над вьюгой, то  есть в небе – свет, в белом венце – Иисус. В руках его тонкое древко знамени, но оно не красное, а кровавое –  при свете это видно. А флаг Двенадцать будет черным, потому что темно. Иисуса они не видят. Задание 2 группы: определите состояние Двенадцать, опираясь на реплики героев и их интонацию. Предполагаемый ответ. В Двенадцать главе использованы элементы драмы – реплики. Но это не диалог героев, реплики и их интонация  выдают страх, угрозу, панику, злобу, недоумение – Двенадцать не находят и не видят врага, они разобщены. Задание 3 группы: «озвучьте» текст, опираясь на звуковые образы. Предполагаемый ответ. Мы слышим лишь вой вьюги, хохот, испуганные крики, угрозы и беспорядочную стрельбу. Вывод учителя: выпущено на волю все черное, бесовское, выпущено безбожьем и злобой людей. Бессмысленно  кружат они по черному городу «державным шагом», так ходят марионетки. И вдруг, как будто оркестр прекратил какофонию настройки и зазвучала божественная увертюра… (Чтение учителем заключительных строф поэмы). ­ Кого же ведет Иисус? В тексте есть подсказка, сумейте ее разгадать. Дважды в поэме звучит любимый Блоком эпитет «жемчужный» ­ где и когда? Предполагаемый ответ. «Запрокинулась лицом – зубки блещут жемчугом»… И «…снежной россыпью жемчужной»… Вряд ли случаен  отблеск Катькиной улыбки рядом с Христом. Так кто же под кровавым флагом Иисуса? Кого он собирает и ведет – бандитов или их жертв? Вывод учителя: приходится повториться, какой бы ни хотел Блок видеть революцию, изобразил он ее  объективно, следуя своему призыву «всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Он  услышал ее в январе 1917 и в январе же понял ее и… замолчал. Лишь однажды еще, 11 февраля 1921 года  прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому – стихи тому, кто был для Блока воплощением России духа ее  народа. «Нет. Пушкина убила не пуля Дантеса, ­ скажет Блок, ­ его убило отсутствие воздуха, у него отняли  тайную свободу».(Чтение стихотворения «Пушкинскому дому»). Заключительное слово учителя: этим поклоном поэту, сказавшему пророческие слова: «не дай вам Бог видеть  русский бунт, бессмысленный и беспощадный», ­ мы закончим урок. Домашнее задание: прочитать стихотворение «Скифы», сформулировать вопросы по содержанию, определить тему и идею.

Посмотрите также