Заключительный урок литературы по теме "Мотивы одиночества в лирике Лермонтова"
Я люблю проводить уроки по творчеству М.Ю.Лермонтова. Занятия проходят интересно, живо, творчески, так как шестиклассники – благодатные слушатели, они прекрасно воспринимают лирику, а самое главное – им нравится анализировать стихотворения, вступать в соавторство.
Цели урока:
• Продолжить исследование художественного мира М.Ю.Лермонтова.
• Формировать чувство слова, развивать эстетический вкус.
• Учиться выразительному чтению стихотворений, устному рисованию, дать понятие о мотиве в лирике.
• Сравнить мир чувств и переживаний авторов стихотворений (Г.Гейне, М.Ю.Лермонтова).
• Познакомить с художественно-изобразительными средствами поэзии (эпитет, олицетворение, сравнение, аллегория).
Оборудование урока: презентация в программе Рower Point (учебник под. ред.Полухиной, тетради, оформленная доска).
Тип урока: комбинированный.
Заключительный урок литературы по теме "Мотивы
одиночества в лирике Лермонтова"
Я люблю проводить уроки по творчеству М.Ю.Лермонтова. Занятия проходят интересно, живо, творчески, так
как шестиклассники – благодатные слушатели, они прекрасно воспринимают лирику, а самое главное – им
нравится анализировать стихотворения, вступать в соавторство.
Цели урока:
Продолжить исследование художественного мира М.Ю.Лермонтова.
Формировать чувство слова, развивать эстетический вкус.
Сравнить мир чувств и переживаний авторов стихотворений (Г.Гейне, М.Ю.Лермонтова).
Познакомить с художественноизобразительными средствами поэзии (эпитет, олицетворение,
Учиться выразительному чтению стихотворений, устному рисованию, дать понятие о мотиве в лирике.
сравнение, аллегория).
Оборудование урока: презентация в программе Рower Point (учебник под. ред.Полухиной, тетради,
оформленная доска).
Тип урока: комбинированный.
1. Оргмомент
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
2. Повторение усвоенного материала
ХОД УРОКА
– Слова эпиграфа передают мироощущение лирического героя, чувствующего себя странником во Вселенной, в
волшебной стране под названием Поэзия.
– Со стихотворениями каких поэтов мы уже познакомились? (Ответы учеников)
– Время, когда творил А.С.Пушкин, получило название Золотого века русской поэзии.
Как вы думаете, почему возникло такое название? (Золото – один из самых ценных и дорогих металлов).
– И когда мы говорим «Золотое время», то вспоминаем приятное, радостное, незабываемое.
После гибели А.С.Пушкина вещее перо из умирающего гения подхватил М.Ю.Лермонтов, написав в 1837 году
стихотворение «Смерть поэта» (Чтение наизусть учителем) Презентация 1. Слайды №14
3. Реализация домашнего задания – чтение «Парус» наизусть (Презентация 2, Презентация 1. Слайды №1115)
– Образ паруса отражает трагическое одиночество поэта.
4. Работа с эпиграфом урока
5. «Три пальмы».
– Какое это стихотворение по жанру?
– Что такое баллада? Слайды №79.
– Какие изобразительновыразительные средства использовал поэт? (Ответы учеников)
– Сравним первую и последнюю строфы баллады. (Они противопоставлены).
– Как называется прием противопоставления?
– В каком еще стихотворении участь изгнанника противопоставлена уделу «вечно холодных, вечно свободных
туч»?
6. Чтение наизусть стихотворения «Тучи».
7. Чтение на немецком языке стихотворения Г.Гейне «Сосна» 1822 год. Слайд №19.
8. Чтение наизусть «На севере диком». Грустная, печальная и тихая интонация стихотворения Г.Гейне
передает чувство тоски и одиночества по возлюбленной (сосна в немецком языке мужского рода) черезаллегорический образ сосны, мечтающей в одиночестве и ощущающей неуютность, заброшенность в далекой
северной стране, тоскующей по недосягаемой пальме.
9. Анализ стихотворения:
– Поэт удивительно точно передает настроение первоисточника, но оно звучит еще более проникновенно и
выразительно. Лермонтов – прекрасный переводчик и проникновенный поэт, он не только удивительно точно
передает интонацию и настроение первоисточника, но его стихотворение звучит еще более проникновенно и
выразительно. Этому помогают эпитеты: голая вершина, сыпучий снег, горючий утес, прекрасная пальма.
Сравнения: одета, как ризой она.(Риза – это верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во
время богослужения). Олицетворение – сосна дремлет, качаясь; инверсия – (для усиления мотива покинутости,
обреченности, страдания) на утесе горючем, снегом сыпучим, в пустыне далекой. В отличие от Гейне,
лермонтовское стихотворение образнее, эмоциональнее и проникновеннее.
Сравним:
на холодной вершине – на голой вершине;
белым покрывалом окутывают её лед,
снег – одета снегом сыпучим, как ризой;
на пылающей скале – на утесе горючем.
– Поэту удалось точно передать мысль об одиночестве и бренности человеческого существования, но при этом
обогатить передаваемое чувство выразительными средствами. Образ сосны и пальмы передают трагизм
человеческой разобщенности, одиночества. В стихотворении Лермонтова – это мотив мечтательной тоски,
который является главным в лирике поэта, а не любовной тоски, как у Гейне. Слайды №2021.
10. Знакомство с менее известными переводами Г.Гейне:
– Ф.И.Тютчев «С чужой стороны» и А.А.Фета «На севере дуб одинокий».
Чтение наизусть.
– Поэты учли, что сосна в немецком языке мужского рода и заменили: Тютчев – кедром, Фет – дубом. Их
переводы ближе к Гейне и передают любовный оттенок переживаний, а не мечтательной тоски и гордого
одиночества, как у Лермонтова.
11. Не только поэтическим словом, но и при помощи кисти передано чувство поэтов. В 1890 году Шишкин
воплотил мотивы тоски и одиночества в художественном полотне «Сосна». Выступление ученика. Слайд №26.
12. Три шедевра искусства, снискавшие мировое признание, выражают мечту о возвышенном и прекрасном
разными средствами, взаимно обогащая друг друга.
13. Вступаем в соавторство: М.Ю.Лермонтов «Утес». Слайд №23.
14. Выполнение тестирования Слайд №2425.
15. Д/з. Выразительное чтение стихотворения «Дубовый листок».