Заключительный урок литературы по теме "Мотивы одиночества в лирике Лермонтова"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Заключительный урок литературы по теме "Мотивы одиночества в лирике Лермонтова" Я люблю проводить уроки по творчеству М.Ю.Лермонтова. Занятия проходят интересно, живо, творчески, так как шестиклассники – благодатные слушатели, они прекрасно воспринимают лирику, а самое главное – им нравится анализировать стихотворения, вступать в соавторство. Цели урока: • Продолжить исследование художественного мира М.Ю.Лермонтова. • Формировать чувство слова, развивать эстетический вкус. • Учиться выразительному чтению стихотворений, устному рисованию, дать понятие о мотиве в лирике. • Сравнить мир чувств и переживаний авторов стихотворений (Г.Гейне, М.Ю.Лермонтова). • Познакомить с художественно-изобразительными средствами поэзии (эпитет, олицетворение, сравнение, аллегория). Оборудование урока: презентация в программе Рower Point (учебник под. ред.Полухиной, тетради, оформленная доска). Тип урока: комбинированный.
Иконка файла материала Заключительный урок литературы по теме Лермонтова.doc
Заключительный урок литературы по теме "Мотивы одиночества в лирике Лермонтова" Я люблю проводить уроки по творчеству М.Ю.Лермонтова. Занятия проходят интересно, живо, творчески, так  как шестиклассники –   благодатные слушатели, они прекрасно воспринимают лирику, а самое главное  –  им  нравится анализировать стихотворения, вступать в соавторство. Цели урока:  Продолжить исследование художественного мира М.Ю.Лермонтова.  Формировать чувство слова, развивать эстетический вкус.   Сравнить мир чувств и переживаний авторов стихотворений (Г.Гейне, М.Ю.Лермонтова).  Познакомить с художественно­изобразительными средствами поэзии (эпитет, олицетворение,  Учиться выразительному чтению стихотворений, устному рисованию, дать понятие о мотиве в лирике. сравнение, аллегория). Оборудование урока: презентация в программе Рower Point (учебник под. ред.Полухиной, тетради,  оформленная доска). Тип урока: комбинированный. 1. Оргмомент Мой дом везде, где есть небесный свод, Где только слышны звуки песен, Все, в чем есть искра жизни, в нем живет, Но для поэта он не тесен. 2. Повторение усвоенного материала ХОД УРОКА – Слова эпиграфа передают мироощущение лирического героя, чувствующего себя странником во Вселенной, в  волшебной стране под названием Поэзия.  – Со стихотворениями каких поэтов мы уже познакомились? (Ответы учеников) – Время, когда творил А.С.Пушкин, получило название Золотого века русской поэзии.  Как вы думаете, почему возникло такое название? (Золото – один из самых ценных и дорогих металлов). – И когда мы говорим «Золотое время», то вспоминаем приятное, радостное, незабываемое. После гибели А.С.Пушкина вещее перо из умирающего гения подхватил М.Ю.Лермонтов, написав в 1837 году  стихотворение «Смерть поэта» (Чтение наизусть учителем) Презентация 1. Слайды №1­4 3. Реализация домашнего задания – чтение «Парус» наизусть (Презентация 2, Презентация 1. Слайды №11­15) – Образ паруса отражает трагическое одиночество поэта. 4. Работа с эпиграфом урока 5. «Три пальмы». – Какое это стихотворение по жанру? – Что такое баллада? Слайды №7­9. – Какие изобразительно­выразительные средства использовал поэт? (Ответы учеников) – Сравним первую и последнюю строфы баллады. (Они противопоставлены). – Как называется прием противопоставления? – В каком еще стихотворении участь изгнанника противопоставлена уделу «вечно холодных, вечно свободных  туч»? 6. Чтение наизусть стихотворения «Тучи». 7. Чтение на немецком языке стихотворения Г.Гейне  «Сосна» 1822 год. Слайд №19. 8.  Чтение наизусть «На севере диком». Грустная, печальная и тихая интонация стихотворения Г.Гейне  передает чувство тоски и одиночества по возлюбленной (сосна в немецком языке мужского рода) черезаллегорический образ сосны, мечтающей в одиночестве и ощущающей неуютность, заброшенность в далекой  северной стране, тоскующей по недосягаемой пальме. 9. Анализ стихотворения: – Поэт удивительно точно передает настроение первоисточника, но оно звучит еще более проникновенно и  выразительно. Лермонтов – прекрасный переводчик и проникновенный поэт, он не только удивительно точно  передает интонацию и настроение первоисточника, но его стихотворение звучит еще более проникновенно и  выразительно. Этому помогают эпитеты: голая вершина, сыпучий снег, горючий утес, прекрасная пальма.  Сравнения: одета, как ризой она.(Риза – это верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во  время богослужения). Олицетворение – сосна дремлет, качаясь; инверсия – (для усиления мотива покинутости,  обреченности, страдания) на утесе горючем, снегом сыпучим, в пустыне далекой. В отличие от Гейне,  лермонтовское стихотворение образнее, эмоциональнее и проникновеннее. Сравним: на холодной вершине – на голой вершине; белым покрывалом окутывают её лед, снег – одета снегом сыпучим, как ризой; на пылающей скале – на утесе горючем. – Поэту удалось точно передать мысль об одиночестве и бренности человеческого существования, но при этом  обогатить передаваемое чувство выразительными средствами. Образ сосны и пальмы передают трагизм  человеческой разобщенности, одиночества. В стихотворении Лермонтова – это мотив мечтательной тоски,  который является главным в лирике поэта, а не любовной тоски, как у Гейне. Слайды №20­21. 10. Знакомство с менее известными переводами Г.Гейне: – Ф.И.Тютчев «С чужой стороны» и А.А.Фета  «На севере дуб одинокий». Чтение наизусть. – Поэты учли, что сосна в немецком языке мужского рода и заменили: Тютчев – кедром, Фет  – дубом. Их  переводы ближе к Гейне и передают любовный оттенок переживаний, а не мечтательной тоски и гордого  одиночества, как у Лермонтова. 11. Не только поэтическим словом, но и при помощи кисти передано чувство поэтов. В 1890 году Шишкин  воплотил мотивы тоски и одиночества в художественном полотне «Сосна». Выступление ученика. Слайд №26. 12. Три шедевра искусства, снискавшие мировое признание, выражают  мечту о возвышенном и прекрасном  разными средствами, взаимно обогащая друг друга. 13. Вступаем в соавторство: М.Ю.Лермонтов «Утес». Слайд №23. 14. Выполнение тестирования Слайд №24­25. 15. Д/з. Выразительное чтение стихотворения «Дубовый листок».

Посмотрите также