Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".
Оценка 4.7

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
17.01.2017
Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".
Произведения М.М.Пришвина пронизаны любовью к природе, родному краю. В них поднимаются вопросы взаимоотношения человека и природы, через животный мир оцениваются люди, неживая природа зеркально отражает человеческие отношения. На заключительном уроке подводятся итоги по всему произведению, поднимаются вопросы взаимоотношения человека и природы.Сценарий заключительного урока по "Кладовой солнца"М.Пришвина
кладовая солнца.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Рощинский Районный конкурс творческих проектов, посвященный 140­летию М.М.Пришвина Разработка урока литературы в 6 классе учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Рощинский Каримовой Рамзии Зайнетдиновны 2013 М. Пришвин ''Кладовая солнца''. Обобщающий урок по произведению. Смысл названия сказки­были. Методический замысел урока и обоснование его темы. Михаил Михайлович Пришвин ­ великий певец природы. Он любил природу и  учил  своих читателей  любить и охранять ее.   И охота у него  была очень своеобразная – за тайнами природы, её секретами и  заветами. Паустовский говорил: ''Если бы природа могла чувствовать  благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её  красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя  Пришвина’’.   Заветы   и   тайны   природы   передает   читателю     мудрый   писатель     в   своих произведениях.   Он ведет за собой читателей в этот мир, чтобы приблизить его к человеку, сделать более понятным, вызвать тяготение к прекрасному в жизни. Доброе отношение к природе облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества. В то же время   природа  не является только предметом  любования. Пришвин  пишет:  «Я ведь, друзья, пишу о природе, сам же о людях думаю». Данный урок является средством подведения итогов работы по рассказу  «Кладовая солнца», уяснению философского смысла произведения,  способствует выявлению подлинных жизненных ценностей. Тип урока: ­ урок комплексного применения знаний, выработки умений самостоятельно  применять их в новых условиях. Форма урока: ­урок­практикум. Формы организации деятельности учащихся: ­фронтальная; ­индивидуальная; ­групповая. Цели  урока: 1.Подведение итогов изучения рассказа М.М. Пришвина «Кладовая солнца»,  выявление подлинных жизненных ценностей, о которых говорит автор,  уяснение философского смысла произведения. 2.Совершенствование навыков пересказа, развития  устной и письменной речи школьников, их умения работать с деталью. 3.Воспитание любви к Родине через любовь к родной природе, чувства  ответственности за неё и бережного отношения к её  богатствам. Методы обучения: ­проблемный; ­частично­поисковый; ­практический. Технологии обучения: ­ИКТ; ­технология «моментальной обратной связи». Приёмы деятельности учителя: ­лексическая работа; ­ эвристическая беседа; ­ создание проблемных ситуаций. Оборудование  урока: ­ компьютер, мультимедиапроектор; ­ компьютерная презентация к уроку «»; ­ учебники литературы для 6 класса с текстом рассказа. Эпиграфы к уроку:   «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М. М. Пришвин «Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку». (К.Г.Паустовский) 1.Оргмомент. Ход урока. Сегодня на уроке, ребята, мы завершим разговор о писателе, который ярко выделяется  среди писателей советской эпохи. Это Михаил Михайлович Пришвин. Мы ещё раз  обратимся к портрету Пришвина. На этот раз я хочу обратить ваше внимание на  скульптурное изображение писателя. Скульптор Лонк  не напрасно изобразил Пришвина сидящим на пеньке и в охотничьем снаряжении. Очень своеобразная охота была у  Пришвина – охота за тайнами природы, её секретами и заветами.     Паустовский  говорил: ''Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он  проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность  выпала бы на долю писателя Пришвина’’. 2. Работа в группах  Работа в группах по карточкам.  Поработайте знатоками стиля писателя Пришвина. Вставьте примеры олицетворения в  предложения:  1) Сплетённые корнями деревья, ____ друг друга сучьями, на всё Блудово  болото ____, ______, ______. ( прокалывая, зарычали, завыли, застонали).  2) И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем _______  по невидимым камешкам. (побежал)  3) И вот первый луч наконец­то ______ на щеках у детей.(заиграл)  4) И тогда ______ сосна, и ель _________ . (нажала, зарычала)  5) Деревья так _______ ________. (жалобно стонали)  6) Очень __________ старушки ёлки. (волновались)  7) Солнце в это время _________ оттуда на землю золотые ножки своего трона. (выбросило)  8) И журавли ____________ три раза не как утром «победа», а вроде как бы : «Спите, но  помните…»(прокричали) Слова для справок: побежал, застонали, заиграл, завыли, нажала, зарычали,  волновались, прокалывая, выбросило, зарычала, жалобно стонали,прокричали  Проверка карточек    :  прочитайте, что у вас получилось.  – О чём говорят эти примеры?  Вывод: Пришвин смотрит на природу как на живое существо. Олицетворения  помогают понять, что  писатель одушевляет природу, делая её живой.  Она  активное действующее лицо произведения. 1.  Проверка домашнего задания. Чтение ответов на вопрос «Как Травка  пришла на помощь  Митраше?»  Обобщающая беседа. 2. ­ Как вы думаете, почему Травка приняла Митрашу за Антипыча? ­ Кто такой Антипыч? Сколько ему было лет? Где он жил? С кем общался? (Старый охотник Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали  охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался  бескорыстным человеком. Это дедушка лет 80 ­ 100. У него не было хозяйства,  только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее травить (гонять) зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже  красивее – Травка). Вывод: этот герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и  действует на протяжении всего произведения, действительно, интересен и  своеобразен.  ­ Все­таки Антипыч жив или умер? ( Умер). Хоть Пришвин и написал, что  Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. Кажется, Антипыч жил и  будет жить вечно. Казалось, он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле,  потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал).  ­ Как зовут Антипыча?  Антип ­ старинное русское имя, а может быть это отчество ­ Антипыч?  ­ Кого мы зовем по отчеству?  Тех, кого уважаем, тех, кто старше; а когда звучит такая форма обращения, еще настраивает и на дружескую привязанность.  ­ Почему именно к Антипычу идут за советом?   Антипыч очень много знает, многое испытал. Говорит пословицами и  поговорками, а еще загадками.  ­ Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?  «Не знавши броду, не лезьте в воду»,  «Кто смел, тот два съел». Сколько лет  Антипычу: 80 ­ мало, 100 ­ много?  Внешне это неброский, негероичный человек, но с душой труженика. У него  большой опыт, и он делится им. Вот почему только через много лет собеседники понимают загадки Антипыча, т. к. то, что не испытано, то и не понятно.   Антипыч ­ хранитель правды, тайны.   ­ Что же это за правда? Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим. Вывод: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к  людям, к окружающему миру, к природе.   К  жизненной правде каждый приходит только через собственный опыт,  конкретные дела и действия. ­ Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду? – ­  Что понимала Травка и как будто не понимали люди?  ­ Почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы? ­ Борьбы против чего? Вывод: поступки людей определяют: с одной стороны, любовь к ним, с другой ­  эгоизм к ним же. Правда Антипыча состоит из борьбы за любовь, чтобы в  суровых испытаниях не озлобиться, не превратиться в дикого зверя, выжить. В  любых испытаниях остаться человеком, который бескорыстно дарит  окружающим любовь, доброту, тепло, свет. Таким является Антипыч для людей. ­ А узнавала его Травка? (Все люди для нее делились на Антипыча и его врага.)   Один ­ Антипыч с разными лицами, и другой человек ­ это враг Антипыча с  разными лицами ­ это уже не один мудрый, добрый человек, но это все люди,  если они добрые, умные, волевые.  ­ Значит, какой человек Антипыч? (Добрый, мудрый, память о котором так и  осталась и помогает жить, помогает живым.) ­ А Антипыч с разными лицами это  кто? (Люди.) Вывод: это все люди, что добры и мудры, а вернее ­ это народ, его мудрость, его  душа. Получается, мы говорим не об одном Антипыче, а обо всех героях  произведения.  Перечислите всех героев произведения, распределяя их на группы: люди ­  природа. (Митраша, Настя, Травка, мать, отец, Антипыч, разведчики болотных  богатств (геологи) ­ ель, сосна, волк ­ Помещик, тетерев ­ Косач, лось, змея,  солнце, клюква, трава, пень). Назовите слова одного корня к слову «природа» (родник, Родина, родня,  родители, народ, родственник). Выходит, природа  нам кто? Родня!  Есть один из перечисленных предметов природы, который очень схож с героем ­ человеком Антипычем. ­ Определите его. Что это?   Это солнце!   ­ Почему, говоря об Антипыче, говорим о солнце или наоборот? Что схоже у  героев? (Бескорыстно отдают тепло, доброту, свет.) Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или правду солнца у Антипыча?  Посмотрите на солнце! (Аппликация солнца с отдельными лучами на доске.)  Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на  растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на  каждого из нас вместе и отдельно ­ одинаково светит. Все мы разные, и каждый  борется за место под солнцем, т. е. со­существуем вместе.  ­ Какое оно для всех ­ солнце?   Вывод: горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка,  каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло.  Правда солнца ­ та же правда Антипыча. Та же суть: любовь, добро, тепло, свет  преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод ее омрачают и угнетают. Как солнце  бескорыстно отдает тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу,  людям, Травке. Антипыч жил в гармонии с природой, понимал ее, умел с ней  общаться, берег ее, дорожил ею, нашел в ней правду, призывал искать ее  каждого человека. Сравнительный анализ. На предыдущем уроке мы выделяли элементы сказки и были   в   произведении.   На   какую   сказку   похожа   «Кладовая   солнца»?   На волшебную?   Перечислите     элементы   волшебной   сказки.   (Запрет,   нарушение сказки, препятствия, преодоление испытаний, возвращение домой, счастливый конец).  Словарная работа. Герои сказки к концу мужают, мудреют. А Настя и Митраша попали в Блудово болото.   От какого слова происходит название? (Название «Блудово   болото»   явно   связано   с   глаголом   «блуждать»,   много   народу     там терялось и блуждало. А вы можете выделить   ещё другой, переносный  смысл названия?   ( Оно ассоциируется с человеческими  заблуждениями, ошибками, намекает на трудный, запутанный путь героев). Чему они научились?   Какая правда им открылась? Сказка­быль     называется   «Кладовая   солнца»,   хотя   первоначально   Пришвин хотел назвать «Друг человека».  Почему, по­вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия? Почему автор назвал    свое произведение «Кладовая солнца»? Только ли болото он имел в виду? (Если бы Пришвин назвал свою сказку­быль «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в  том,  что   природа  —  это   огромная   кладовая,   и   человек   должен   научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.     ­ А что же такое  ­ кладовая солнца? В  это словосочетание  автор вкладывает  большой смысл.  Вспомним:  Пришвин был агрономом, биохимиком,  исследователем, следил за развитием современной ему науки. В «Кладовой  солнца» он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьёзных естественнонаучных открытиях.  Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно  болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное  богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья  и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы. ­А что может взять у леса человек? (Все).  ­ А конкретно наши герои? (Ягоды, грибы, торф ­ богатства)  Действие в произведении  происходит в Переславском крае в 1945 году, в  первые послевоенные годы, особенно пострадали женщины с детьми, оставшиеся без мужей.  Работа с текстом. Учащийся читает эпизод о пользе и важности леса в жизни  человека:  «шли в сосновый лес собирать хвою, чтобы протопить избу, а зимой в жгучий мороз возили из зарослей ольховника на санях дрова. Летом дети ходили в лес собирать грибы, терн, лесные груши и яблоки. Это редкое послевоенное  лакомство утоляло голод и обеспечивало витаминами, а значит, и здоровьем до  нового лета. Лес давал строительный материал, из которого на пепелищах  рубили избы. Лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь».  А сейчас?  Что происходит с лесом в последние годы?  Любите отдыхать на  природе, в лесу? Как мы, каждый из нас, можем помочь ему? Какие правила  должны соблюдать люди, отправляясь отдыхать на лоно природы? Какой правде Антипыча должны следовать? Мудрые рассказы Пришвина учат нас любить природу, потому что она –  колыбель человечества, а человек даже сегодня её дитя, но дитя неразумное.   Пришвин каждой строчкой своих произведений напоминает нам:  потребительское, хищническое отношение к природным богатствам превратит  нашу прекрасную Землю в "окружающую среду", непригодную для жизни. Писатель обращает наше внимание на гармонию природы, где ничто не исчезает бесследно; он убеждает нас в силе добра и любви, в необходимости знать и беречь правду Антипыча как основу жизни, как главную её тайну, и ведёт нас к её открытию через Блудово болото, в храм природы, где героям открывается Истина   и   где   они   обретают   подлинные   ценности   жизни:   любовь, взаимопонимание,   совесть,   ответственность…   Это   жизненная   формула, выдвинутая писателем). Сказка у нас не простая, а философская. Значит, кода речь заходит о кладовой солнца, ­ это не только о торфе, хотя торф – доброе тепло, энергия, которая хранится   в   болоте   и   может   согревать   жилища,   удобрять   почву   и   помогать растениям расти. Но никакие запасы природы не превратятся для человека в добро без любви, потому что любовь ­ главный двигатель жизни. Не зная этого, человек может погибнуть, приняв ложное за настоящее (как Митраша, который принял страшное гибельное болото за чистую добрую полянку и провалился в трясину). А почему? Потому что не прислушался  к голосу сестринской любви, возгордился, захотев быть первооткрывателем. Не так ли в жизни?.. Так что в кладовой солнца спрятаны не только запасы материального добра, но и запасы добра духовного, секреты жизни и мудрость, копившаяся веками. И эта кладовая не в болоте, не в горелом пне, а?..   Да, в душе человеческой.  Итог урока:   Природа ­ общенародное богатство.  ­ Что такое богатство? Что мы понимаем под словом богатство?  (Драгоценности, золото, деньги).  А что еще, кроме драгоценностей, считают люди богатством? (Отношения  между людьми (любовь, дружба, взаимопонимание), мечта.)  ­ Так обладаете вы или нет богатством? (Каждый сам себе ответит на этот  вопрос мысленно.)  ­ Когда люди становятся ближе друг к другу? (Когда дарят любовь, добро,  тепло или проявляют ненависть, зло, холод?) Прочитайте эпиграфы к уроку. О чем они?  Дарите друг другу любовь, тепло, и жизнь ваша будет счастливой, полной.  Этого же и желает мудрый писатель М.Пришвин. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать сочинение: «Что я понял, прочитав рассказ  М. Пришвина «Кладовая солнца»

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017