Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Литературное чтение
Урок 99.
Тема раздела: РОДНАЯ ЗЕМЛЯ
Тема: Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»
Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым
словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Ход урока
1 2
Проверка домашнего задания.
1. Чтение наизусть стихотворения или пересказ текста.
2. Ученики зачитывают пословицы.
II. Развитие
умений.
2 4 2 3 2 1 4
1. Работа с произведением С. Козлова, Г. Цыферова «Где живёт солнце?»
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте фамилии авторов. Кто из них вам знаком? По каким
произведениям? Как бы вы ответили на этот вопрос?
Формирование УУД,
ТОУУ
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1
©
ООО
«Баласс»,
2014– Кого может интересовать ответ на этот вопрос?
У Г. Цыферова есть сказка с таким названием «Куда солнышко садится».
Послушайте её.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Берёзка спросила сосну, куда она так тянется.
– К небу.
– Зачем?
– Хочу облачкопарус надеть на верхушку.
– Для чего?
– За голубую речку, за белую горку улететь.
– К чему?
– Посмотреть, куда солнышко садится, где оно, жёлтое, живёт.
– Кто герои этой сказки?
– А нашего произведения? Откуда вы узнали? (Из подзаголовка.)
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение вслух (хорошо читающие дети и учитель).
2. Вопросы после чтения.
1я часть:
– Какие очень мудрые слова сказал Петьке в утешение старик? Как вы их
поняли?
2я часть:
– Прочитайте, где выражена самая главная мысль этой части. (В заглавии.)
3я часть:
– Знаком ли вам «наш друг ослик»? В каких произведениях его встречали?
(Читали сказку «Град» во 2м классе.)
– О чём рассуждает ослик? (Что такое счастье.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий
на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
2
©
ООО
«Баласс»,
2014учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
– Как бы вы сами ответили на этот вопрос?
– Каким был ослик? (Добрым, больше он думает об окружающих, об их счастье,
фантазёром с поэтичной душой.)
Счастье для ослика – это быть нужным, полезным людям.
3. Чтение 4й части учителем.
– К чему призывает автор? Давайте все вместе улыбнемся «в миллион щёк!».
– Как вы думаете, изменится ли жизнь на земле, если люди будут чаще
улыбаться? Представьте себе, что встали вы утром, а вам улыбаются все
домашние, вышли на улицу, а навстречу вам идут улыбчивые прохожие, пришли
в школу, и вас встречает учитель, у которого на лице улыбка. Смогли бы вы
нагрубить и не улыбнуться в ответ? Вас согрела улыбка, у вас стало тепло на
душе.
– Как связано название учебника с идеей прочитанного произведения? (Когда
светит солнце, люди радуются. Когда ты комуто нужен, ты счастлив. Живёте
вы в одной стране, вы ровесники, у вас замечательная пора – детство.)
В 1м классе мы читали отрывки из этой книги. Давайте вспомним и прочитаем
их ещё раз.
Ученик читает по книге «Капельки солнца».
– Ваше детство согрето одним солнцем, т.е. добротой, теплом, которое живёт в
людях, окружающих вас. Вот поэтому учебник так называется: «В одном
счастливом детстве».
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
3
©
ООО
«Баласс»,
2014ΙΙΙ
. Итог.
4
©
ООО
«Баласс»,
2014УРОКИ 100–102
Содержание уроков планируется по усмотрению учителя. Заключительный урок внеклассного чтения можно провести как
урокотчёт или урокконцерт «Любимые книги, любимые писатели».
Приложение
Материал для проверки техники чтения
1. Чтение вслух и понимание незнакомого текста.
Предлагается текст из книги Спиридона Вангели в переводе Ю. Коваля «Панталония – страна чудаков» («Мурзилка», №
10, 1990, с. 33).
Проверка проводится индивидуально.
Певец и его крылья
Был будний день. В сарае стучал молоток, бульбульбулькал на плите пузатый горшок, а дым из дымохода не спеша
направлялся прямо в небо. В этот день у маленькой невзрачной птички, которая свила себе гнездо на дереве у окна, из
яйца вылупился птенец. Обрадовалась птица и начала петь, да так, что молоток замолчал, а хозяин вышел из сарая, и
горшок перестал булькать, и в окне показалась голова хозяйки. Даже дым, казалось, уже не спешил в небо, а остановился
над домом и прислушался.
Удивлённые, замерли соседи. Один – с пустым ведром, за водой не дошёл, другой с ложкой в руке – он как раз обедал, да
так и застыл, не донёс ложку до рта.
Голос у соловья, как серебряный колокольчик. Послушаешь его – и хорошо становится на душе. Сосед, который с
ложкой, в тот день вовсе позабыл про обед, а другой, что с ведром, взял да и натаскал воды всем соседям. Пузатый
горшок сварил в этот день такую кашу, что прохожие за воротами останавливались от одного её запаха и слюнки глотали.
А молоток в сарае сам принялся отстукивать весёлую дробь, и колёса получались одно лучше другого. Даже дым
выписывал в небе удивительные кренделя и баранки.
5
©
ООО
«Баласс»,
2014Вопросы и задания:
1. Чему обрадовалась птичка?
2. Как подействовала песня соловья на окружающих?
3. Какие необычные события произошли в этот день? Почему?
4. Определи жанр произведения.
2. Чтение про себя, понимание и анализ незнакомого текста.
Детям предлагается текст и лист с заданиями по тексту.
Перед началом чтения учитель напоминает, что с текстом надо поработать до чтения, затем прочитать про
себя.
Через одну минуту после начала чтения про себя учитель просит отметить в тексте, до какого места дочитал
каждый, затем дети продолжают чтение.
После чтения дети выполняют задания на листах.
Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.
Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер
мешает им лететь.
Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкающих лужах.
У чибиса необыкновенный полёт, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.
Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что эта самая птица, которая только что кувыркалась над лужами,
валяла дурака. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове.
Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу.
Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплёт. Один чибис всё время кувыркался перед её носом и
мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придётся. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и
пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.
6
©
ООО
«Баласс»,
2014Ю. Коваль
Задание после чтения
1. Где происходит действие? Подчеркни.
а) На реке.
б) В лесу.
в) На заливном поле.
2. Как бы ты озаглавил текст? _____________________________
3. Определи жанр этого произведения. Подчеркни.
а) Повесть.
б) Рассказ.
в) Сказка.
г) Пьеса.
4. Раздели текст на три части. Озаглавь их.
1) _____________________________________________________
2) _____________________________________________________
3)_____________________________________________________
5. Какими словами ты бы мог охарактеризовать чибисов?
________________________________________________________
________________________________________________________
6. Сформулируй главную мысль текста.
________________________________________________________
________________________________________________________
7. Объясни значения выражений:
Яростно машут __________________________________________
7
©
ООО
«Баласс»,
2014Валять дурака ___________________________________________
Попасть в переплёт _______________________________________
3. Выразительное чтение вслух подготовленного текста (прозаического и стихотворного).
Детям предлагается подготовиться к выразительному чтению так, как они это делали на уроках (поработать с
текстом до начала чтения, во время чтения и после чтения), выбрать соответствующую интонацию, темп, тон,
чтобы передать своё понимание текста. После чтения детей учитель может задать вопросы на понимание.
Четыре ложки по справедливости
– Папа, ну можно теперь сгущёнки? Я весь суп съел и второе тоже.
Женя поставил пустую тарелку перед папой.
– Свои две ложки ты честно заслужил! – Папа полез в холодильник.
– Не две, а четыре! Две – за вчера и две – за сегодня. По справедливости!
– Ты не понимаешь, – подмигнул папа. – Две ложки с верхом, от души, – это больше четырёх, если они строго по
справедливости.
– Не больше! – Женя чуть не заплакал.
– Зря не веришь. Когда говорят «от души», «с уважением» или «как своему» – это значит: побольше, получше!
Папа поставил на стол два блюдца с золотыми веточками по краям.
– Я сейчас положу сюда две ложки, но от души, как своему.
А в это блюдце – четыре. Но только по справедливости. И ты увидишь, что здорово прогадал!
Он зачерпнул полную большую ложку сгущёнки и быстренько, пока она не пролилась, вылил в блюдце.
– Последний раз предлагаю две вот такие ложки. Не упрямься!
– Раз положено четыре, то и наливай четыре. Как положено.
Папа набрал вторую ложку до краёв, так что две капли, не удержавшись, свалились на клеёнку.
– А теперь гляди!
Папина ложка нырнула в банку и быстро вынырнула. То, что осталось в ложке, выглядело жалко. «Справедливость» – еле
доставала до краёв.
– Выливай как следует, – приказал Женя, удерживая папину руку, пока не сползла последняя капля.
8
©
ООО
«Баласс»,
2014Справедливость должна была восторжествовать. В любой книжке про это сказано!
После третьей ложки белая лужица во втором блюдце почти достигла размеров той, что в первом. Папа озадаченно
переводил взгляд с одного блюдца на другое.
– Четыре! – вопил Женя. – Четыре! По справедливости!
– Четыре… – задумчиво произнёс папа.
Сгущёнки получилось столько, что она залила всё дно и даже затопила кончики золотых веточек. Первому блюдцу такое и
не снилось! Женя забрался на табуретку и потребовал ложку и хлеб. До чего же вкусная вещь – сгущёнка по
справедливости! Марк Шварц
Четыре снега
Над землёй
Кружится плавно,
Сверху падая на всех,
Самый светлый,
Самый главный,
Самый первый зимний снег.
А весною, а весной
Снег появится второй.
Он появится в садах,
Расцветая на ветвях.
За весной
Приходит лето,
Ярким солнышком
Согрето.
С тополей
Летит пушок –
Вот он,
9
©
ООО
«Баласс»,
2014Третий наш снежок.
Лес оделся в рыжий мех.
Где же наш
Четвёртый снег?
Поворачивают птицы
В синем воздухе на юг:
То ли это снег кружится,
То ли это птичий пух?
В чистом поле стало тише.
По утрам белеют крыши,
Мёрзнут лужи во дворе,
Окна в тонком серебре.
И опять кружится плавно,
Сверху падая на всех,
Самый светлый,
Самый главный,
Самый первый зимний снег.
Очень ждут его поля,
И сады, и тополя.
Вся большая и родная,
Наша добрая земля. Владимир Орлов
10
©
ООО
«Баласс»,
2014