Заключительный урок в 5-м классе по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Заключительный урок в 5-м классе по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева" Цель: через знакомство с текстом шестой и седьмой сказок показать образ жизни и обычаи людей Севера; раскрыть нравственную ценность добра, торжествующего над злом. Слово учителя: На прошлых уроках мы говорили о героях «Снежной королевы», об их добрых сердцах и о связи их поведения с умом и воспитанием. Сегодня мы узнаем новое о жизни народов Севера в далёкие времена и дополним наше представление о героях сказки. (Учитель показывает на географической карте, где находится Лапландия, Финляндия и Финмарк, остров Шпицберген, Северный полюс и рассказывает о суровом климате Севера.) Учитель: Обратимся к 6-ой сказке «Лапландка и финка» и сделаем акцент на самом начале сказки на словах: «Я напишу два слова на вяленой треске – бумаги у меня нет...»; «Постучался в дымовую трубу финки, – в её доме и двери-то не было! Ну и жарко там было!»; «Положила оленю на голову кусок льда». Как вы думаете, что в прочитанном нами отрывке реальное (правдоподобное), а что сказочное? Ученик: Реальное – описание жилища лапландки и финки. Сказочное – как Герда и олень проникали в их избушки. Учитель: Встречались ли мы с подобным соединением сказочного и реального в других сказках «Снежной королевы»?
Иконка файла материала Заключительный урок в 5-м классе по сказке.doc
Заключительный урок в 5-м классе по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева" Цель: через знакомство с текстом шестой и седьмой сказок показать образ жизни и обычаи людей Севера;  раскрыть нравственную ценность добра, торжествующего над злом. Слово учителя: На прошлых уроках мы говорили о героях «Снежной королевы», об их добрых сердцах и о связи  их поведения с умом и воспитанием.  Сегодня мы узнаем новое о жизни народов Севера в далёкие времена и дополним наше представление о героях  сказки. (Учитель показывает на географической карте, где находится Лапландия, Финляндия и Финмарк,  остров Шпицберген, Северный полюс и рассказывает о суровом климате Севера.)  Учитель: Обратимся к 6­ой сказке «Лапландка и финка» и сделаем акцент на самом начале сказки на словах: «Я напишу два слова на вяленой треске – бумаги у меня нет...»; «Постучался в дымовую трубу финки, – в её доме и  двери­то не было! Ну и жарко там было!»; «Положила оленю на голову кусок льда». Как вы думаете, что в  прочитанном нами отрывке реальное (правдоподобное), а что сказочное? Ученик: Реальное – описание жилища лапландки и финки. Сказочное – как Герда и олень проникали в их  избушки.  Учитель: Встречались ли мы с подобным соединением сказочного и реального в других сказках «Снежной  королевы»? Ученик: Когда животные, птицы и цветы говорили человеческим языком (олень, ласточки, вороны, розы...).  Сказочны Снежная королева, тролль, его ученики. Сказочно также Герда проникла во дворец. Сказочная  старушка – волшебница, которая спрятала розы под землю... Учитель: Но реальны отношения между героями. Теперь посмотрите в тексте сказки, что нового мы узнали о  Герде из разговора оленя и финки? Прочитайте их диалог.  Ученик: Олень: «А нет ли у тебя средства сделать Герду всесильной?» Финка: «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика её сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она  босиком обошла полсвета! Но мы не должны говорить ей о той силе, что скрыта в её сердце». Учитель: Как же Андерсен стремится доказать, что у Герды сильное, потому что доброе сердце? Прочтите  последний абзац 6­ой сказки – Герда в саду Снежной королевы. Ученик: «Бедная девочка осталась одна, на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала  вперёд, что было мочи...», как побежала из прекрасного цветника колдуньи… Учитель: Два разных сада: в саду колдуньи Герде было весело, она играла среди цветов, но всё – таки  побежала искать Кая. В саду Снежной королевы она босая замерзает, но забывает о себе и опять бежит искать  Кая. Она очень самоотверженная и славная девочка. Расскажите, как её встретили в саду Снежной королевы. Ученик: (краткий пересказ). Учитель: Страшно было Герде одной бороться с войском Снежной королевы, но она всё – таки победила и  пробилась в её дворец. Вот как Андерсен его описывает: «Стены чертогов были наметены снежными метелями,  окна и двери пробиты свирепыми ветрами. Громадные залы, возведённые прихотью вьюг, сотнями тянулись  непрерывной грядой, освещённые северным сиянием. Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и  пустого, сверкало замёрзшее озеро. Лёд на нём треснул, и трещины разделили его на тысячи кусков...  одинаковых и правильных». Можем ли мы сказать, как относится Андерсен к чертогам Снежной королевы,  нравится ли ему здесь? Ученик: Ему здесь не нравится, потому что здесь холодно и нет ничего живого: ни людей, ни животных. Он  пишет: «Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах!» И ещё раз: «Холодно было здесь,  пусто, а потом – мёртво и величественно!» Он сначала повторяет, что было холодно и пусто, а потом – мёртво и  величественно.Учитель: Где же был Кай? Прочитайте. Ученик: «Он сидел один в необозримом пустом зале». Потом Андерсен ещё раз повторяет: «в огромном  пустынном ледяном зале».  Учитель: Если в чертогах Снежной королевы не было ничего живого, то каким же стал мальчик? Прочитайте в  тексте. Ученик: «...Кай совсем посинел, даже чуть не почернел от холода, но не замечал этого, – поцелуи Снежной  королевы сделали его нечувствительным к стуже, да и самое сердце его превратилось в кусок льда». Учитель: Не только сердце мальчика превратилось в кусок льда, но казалось, что и он сам замёрз. Послушайте,  как об этом пишет Андерсен: «Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой. Могло  показаться, что он замёрз». И ещё раз повторяет сказочник: «Но он сидел такой же неподвижный и холодный».  Скажите, какие слова о Кае повторяет в этом случае Андерсен? Ученик: «Неподвижный» и «что он замёрз». Учитель: В царстве пустоты, холода, где нет ничего живого, Кай не замечает, что он один. Он заметит это  позднее. Скажите. Как повела себя Герда, когда увидела замёрзшего Кая? Прочтите в тексте. Ученик: «Тогда Герда заплакала; горячие слёзы её упали Каю на грудь, проникли в сердце, растопили ледяную  кору, и осколок растаял».  Учитель: Отчего заплакала девочка? Ученик: Она пожалела Кая. Она заплакала от горя. Учитель: Когда Герда увидела, что Кай ожил и узнал её, что она стала делать? Прочтите. Ученик: «Она смеялась и плакала от радости. Герда поцеловала Кая в обе щёки – и щёки его опять  зарумянились; поцеловала его глаза – и они опять заблестели, как её глаза; поцеловала его руки и ноги – и он  опять стал бодрым и здоровым». Учитель: Андерсен не случайно повторяет одно слово «поцеловала». Поцелуи Герды, как живая вода в русских  сказках, приносят жизнь, исцеление, радость. И когда девочка увидела ожившего Кая, она очень обрадовалась.  Как она выражает свою радость? Ученик: «Бросилась на шею», «крепко обняла», «плакала от радости», «поцеловала». Учитель: Скажите, как бы вы поступили на месте Герды, если бы увидели, что ваш друг замёрз? Как бы  выразили своё горе, радость? (Ребята обмениваются мнениями.) Учитель: В седьмой сказке Андерсен дополняет наше представление о Снежной королеве. Почему её нет в  чертогах, когда туда прибегает Герда? Ученик: Снежная королева полетела в тёплые края, чтобы принести зло и смерть. Она хочет посыпать снегом  лимоны и виноград и по пути дохнуть ещё на гнёзда птенчиков, чтобы они умерли от холода, как птенчики  лесных голубей. Учитель: Итак, мы с вами познакомились с двумя героинями сказки – Снежной королевой и девочкой Гердой.  Обе они боролись за Кая. В чём сила Снежной королевы? В чём сила Герды? Почему Герде удалось победить  Снежную королеву? Ученик: Снежная королева сильная, потому что бессердечная, злая и жестокая. Герда сильная, потому что  добрая и самоотверженная. Герде удалось победить Снежную королеву потому, что добро всегда побеждает  зло.  Задание на дом: вспомнить и выписать пословицы о дружбе, написать сочинение – миниатюру на тему: «Как я  понимаю настоящую дружбу».

Посмотрите также