Заключительный урок в 5-м классе по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева"
Цель: через знакомство с текстом шестой и седьмой сказок показать образ жизни и обычаи людей Севера; раскрыть нравственную ценность добра, торжествующего над злом.
Слово учителя: На прошлых уроках мы говорили о героях «Снежной королевы», об их добрых сердцах и о связи их поведения с умом и воспитанием.
Сегодня мы узнаем новое о жизни народов Севера в далёкие времена и дополним наше представление о героях сказки. (Учитель показывает на географической карте, где находится Лапландия, Финляндия и Финмарк, остров Шпицберген, Северный полюс и рассказывает о суровом климате Севера.)
Учитель: Обратимся к 6-ой сказке «Лапландка и финка» и сделаем акцент на самом начале сказки на словах: «Я напишу два слова на вяленой треске – бумаги у меня нет...»; «Постучался в дымовую трубу финки, – в её доме и двери-то не было! Ну и жарко там было!»; «Положила оленю на голову кусок льда». Как вы думаете, что в прочитанном нами отрывке реальное (правдоподобное), а что сказочное?
Ученик: Реальное – описание жилища лапландки и финки. Сказочное – как Герда и олень проникали в их избушки.
Учитель: Встречались ли мы с подобным соединением сказочного и реального в других сказках «Снежной королевы»?
Заключительный урок в 5-м классе по сказке Г.Х.
Андерсена "Снежная королева"
Цель: через знакомство с текстом шестой и седьмой сказок показать образ жизни и обычаи людей Севера;
раскрыть нравственную ценность добра, торжествующего над злом.
Слово учителя: На прошлых уроках мы говорили о героях «Снежной королевы», об их добрых сердцах и о связи
их поведения с умом и воспитанием.
Сегодня мы узнаем новое о жизни народов Севера в далёкие времена и дополним наше представление о героях
сказки. (Учитель показывает на географической карте, где находится Лапландия, Финляндия и Финмарк,
остров Шпицберген, Северный полюс и рассказывает о суровом климате Севера.)
Учитель: Обратимся к 6ой сказке «Лапландка и финка» и сделаем акцент на самом начале сказки на словах: «Я
напишу два слова на вяленой треске – бумаги у меня нет...»; «Постучался в дымовую трубу финки, – в её доме и
дверито не было! Ну и жарко там было!»; «Положила оленю на голову кусок льда». Как вы думаете, что в
прочитанном нами отрывке реальное (правдоподобное), а что сказочное?
Ученик: Реальное – описание жилища лапландки и финки. Сказочное – как Герда и олень проникали в их
избушки.
Учитель: Встречались ли мы с подобным соединением сказочного и реального в других сказках «Снежной
королевы»?
Ученик: Когда животные, птицы и цветы говорили человеческим языком (олень, ласточки, вороны, розы...).
Сказочны Снежная королева, тролль, его ученики. Сказочно также Герда проникла во дворец. Сказочная
старушка – волшебница, которая спрятала розы под землю...
Учитель: Но реальны отношения между героями. Теперь посмотрите в тексте сказки, что нового мы узнали о
Герде из разговора оленя и финки? Прочитайте их диалог.
Ученик: Олень: «А нет ли у тебя средства сделать Герду всесильной?» Финка: «Сильнее, чем она есть я не могу
её сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика её сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она
босиком обошла полсвета! Но мы не должны говорить ей о той силе, что скрыта в её сердце».
Учитель: Как же Андерсен стремится доказать, что у Герды сильное, потому что доброе сердце? Прочтите
последний абзац 6ой сказки – Герда в саду Снежной королевы.
Ученик: «Бедная девочка осталась одна, на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала
вперёд, что было мочи...», как побежала из прекрасного цветника колдуньи…
Учитель: Два разных сада: в саду колдуньи Герде было весело, она играла среди цветов, но всё – таки
побежала искать Кая. В саду Снежной королевы она босая замерзает, но забывает о себе и опять бежит искать
Кая. Она очень самоотверженная и славная девочка. Расскажите, как её встретили в саду Снежной королевы.
Ученик: (краткий пересказ).
Учитель: Страшно было Герде одной бороться с войском Снежной королевы, но она всё – таки победила и
пробилась в её дворец. Вот как Андерсен его описывает: «Стены чертогов были наметены снежными метелями,
окна и двери пробиты свирепыми ветрами. Громадные залы, возведённые прихотью вьюг, сотнями тянулись
непрерывной грядой, освещённые северным сиянием. Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и
пустого, сверкало замёрзшее озеро. Лёд на нём треснул, и трещины разделили его на тысячи кусков...
одинаковых и правильных». Можем ли мы сказать, как относится Андерсен к чертогам Снежной королевы,
нравится ли ему здесь?
Ученик: Ему здесь не нравится, потому что здесь холодно и нет ничего живого: ни людей, ни животных. Он
пишет: «Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах!» И ещё раз: «Холодно было здесь,
пусто, а потом – мёртво и величественно!» Он сначала повторяет, что было холодно и пусто, а потом – мёртво и
величественно.Учитель: Где же был Кай? Прочитайте.
Ученик: «Он сидел один в необозримом пустом зале». Потом Андерсен ещё раз повторяет: «в огромном
пустынном ледяном зале».
Учитель: Если в чертогах Снежной королевы не было ничего живого, то каким же стал мальчик? Прочитайте в
тексте.
Ученик: «...Кай совсем посинел, даже чуть не почернел от холода, но не замечал этого, – поцелуи Снежной
королевы сделали его нечувствительным к стуже, да и самое сердце его превратилось в кусок льда».
Учитель: Не только сердце мальчика превратилось в кусок льда, но казалось, что и он сам замёрз. Послушайте,
как об этом пишет Андерсен: «Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой. Могло
показаться, что он замёрз». И ещё раз повторяет сказочник: «Но он сидел такой же неподвижный и холодный».
Скажите, какие слова о Кае повторяет в этом случае Андерсен?
Ученик: «Неподвижный» и «что он замёрз».
Учитель: В царстве пустоты, холода, где нет ничего живого, Кай не замечает, что он один. Он заметит это
позднее. Скажите. Как повела себя Герда, когда увидела замёрзшего Кая? Прочтите в тексте.
Ученик: «Тогда Герда заплакала; горячие слёзы её упали Каю на грудь, проникли в сердце, растопили ледяную
кору, и осколок растаял».
Учитель: Отчего заплакала девочка?
Ученик: Она пожалела Кая. Она заплакала от горя.
Учитель: Когда Герда увидела, что Кай ожил и узнал её, что она стала делать? Прочтите.
Ученик: «Она смеялась и плакала от радости. Герда поцеловала Кая в обе щёки – и щёки его опять
зарумянились; поцеловала его глаза – и они опять заблестели, как её глаза; поцеловала его руки и ноги – и он
опять стал бодрым и здоровым».
Учитель: Андерсен не случайно повторяет одно слово «поцеловала». Поцелуи Герды, как живая вода в русских
сказках, приносят жизнь, исцеление, радость. И когда девочка увидела ожившего Кая, она очень обрадовалась.
Как она выражает свою радость?
Ученик: «Бросилась на шею», «крепко обняла», «плакала от радости», «поцеловала».
Учитель: Скажите, как бы вы поступили на месте Герды, если бы увидели, что ваш друг замёрз? Как бы
выразили своё горе, радость?
(Ребята обмениваются мнениями.)
Учитель: В седьмой сказке Андерсен дополняет наше представление о Снежной королеве. Почему её нет в
чертогах, когда туда прибегает Герда?
Ученик: Снежная королева полетела в тёплые края, чтобы принести зло и смерть. Она хочет посыпать снегом
лимоны и виноград и по пути дохнуть ещё на гнёзда птенчиков, чтобы они умерли от холода, как птенчики
лесных голубей.
Учитель: Итак, мы с вами познакомились с двумя героинями сказки – Снежной королевой и девочкой Гердой.
Обе они боролись за Кая. В чём сила Снежной королевы? В чём сила Герды? Почему Герде удалось победить
Снежную королеву?
Ученик: Снежная королева сильная, потому что бессердечная, злая и жестокая. Герда сильная, потому что
добрая и самоотверженная. Герде удалось победить Снежную королеву потому, что добро всегда побеждает
зло.
Задание на дом: вспомнить и выписать пословицы о дружбе, написать сочинение – миниатюру на тему: «Как я
понимаю настоящую дружбу».