Заключительный урок-викторина по литературе за курс 5-го класса

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний и умений. Дидактическая цель: Создать условия для повторения и систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. Цели: Образовательная: 1. Создать условия для формирования знаний, умений, навыков с использованием ИКТ. 2. Формировать представление о литературе как об одном из видов искусств. 3. Актуализировать имеющиеся знания по литературе за курс 5 класса. Развивающая: 1. Формировать умения работать с текстом, иллюстрацией, рисунком 2. Развивать творческую деятельность, память, речь, мышление. Воспитательная: 1. Способствовать воспитанию речевой культуры. 2. Стимулировать интерес к чтению, творческой активности. 3. Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга. 4. Способствовать формированию позитивного отношения к творческим работам одноклассников.
Иконка файла материала Заключительный урок-викторина по литературе за курс 5-го класса.doc
Заключительный урок-викторина по литературе за курс 5-го класса Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний и умений. Дидактическая цель: Создать условия для повторения и систематизации изученного материала, выявления  уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. Цели: Образовательная: 1. Создать условия для формирования знаний, умений, навыков с использованием ИКТ. 2. Формировать представление о литературе как об одном из видов искусств. 3. Актуализировать имеющиеся знания по литературе за курс 5 класса. Развивающая: 1. Формировать умения работать с текстом, иллюстрацией, рисунком 2. Развивать творческую деятельность, память, речь, мышление. Воспитательная: 1. Способствовать воспитанию речевой культуры. 2. Стимулировать интерес к чтению, творческой активности. 3. Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг  друга. 4. Способствовать формированию позитивного отношения к творческим работам одноклассников. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация учебники литературы под ред. В.Я.  Коровиной. I. Организационный момент: приветствие учащихся, создание атмосферы комфорта. II. Мотивация, целеполагание: сообщение целей урока, его роли в учебном процессе. Ход урока Вот и подошли к концу уроки литературы в 5 классе. Этот предмет был новым для вас в нынешнем учебном году.  Многое было нами изучено, прочитано. Мы окунулись с вами в мир художественной литературы различных эпох,  стран, авторов, жанров. Безусловно, были произведения, которые вы читали с удовольствием, интересом, они  стали близки вам, потому, я надеюсь, надолго сохранятся в вашей памяти. Сегодня мы проверим, насколько вы  были внимательны на наших уроках, повторим всё, что изучили. III. Актуализация (воспроизведение и коррекция опорных знаний): – Что такое литература? (Учебный предмет, а художественная литературы – это и искусство слова.) – Что такое искусство? (Одно из определений, данных в словаре С.И. Ожегова: “ Искусство – творческое  отражение, воспроизведение действительности в художественных образах” Искусство – это утончённая  способность к чему­либо, мастерство.) – Какие виды искусств вы ещё знаете? – Почему художественную литературу относят к одному из видов искусства? (Художественная литература  влияет на ум и чувства многих людей. Она может вызывать радость, восторг, волнение, грусть. Литература  воспитывает в людях любовь к родине, к природе, к животным, к другим людям. Она дарит добро и счастье.) IV. Обобщение и систематизация основных понятий, явлений, фактов, событий; выполнение практических заданий викторины с опорой на презентацию. Сегодня на уроке мы проверим ваши знания, полученные в течение всего учебного года. Работа будет проходить с использованием презентации, за активное участие, правильные ответы вы получаете  баллы. Итак, викторина начитается.Раздел I. УНТ Рисунки к какому жанру УНТ представлены здесь? (Слайд 2)  Ответ: сказки. (Слайд 3) Опираясь на данные рисунки, определите, какие виды сказов существуют? (Слайд 4) Ответ: волшебные, бытовые, о животных. (Слайд 5) Иллюстрации к какой волшебной сказке героического содержания здесь представлены? (Слайд 6)   Ответ: “Иван­крестьянский сын и чудо­юдо”. (Слайд 7) Раздел II. Русская литература XIX века 1. Определите жанр. (Слайд 8) Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. Состоит из повествовательной части и морали. Ответ: Басня. 2. Кто это? Что о нём можете рассказать? (Слайд 9) Ответ: Иван Андреевич Крылов. Русский баснописец и т.д. 3. По иллюстрации определите название басни. (Слайд 10)   А) “Мартышка и очки” Б) “Кот и повар” 4. По иллюстрации определите название басни. (Слайд 11)    А) “Ворона и Лисица”   Б) “Лисица и виноград” 5. Опираясь на данные иллюстрации, вспомните название басни и вставьте нужные слова на месте пропусков.  (Слайд 12) Невежда так же в …… (ослепленье) Бранит научи, и ……, (ученье) И все учёные ….., (труды) Не чувствуя, что он вкушает их …. (плоды) Ответ: “Свинья под дубом”. 6. По иллюстрациям определите название сказки В.А. Жуковского (Слайд 13) Ответ: “Спящая царевна” (Слайд 14) 7. Как называется баллада В. Жуковского, которая рассказывает о смелости и отваге юного пажа, который  исполнил волю жестокого царя? (Слайд 15) Ответ: “Кубок” 8. Кого изобразил автор рисунка? (Слайд 16)Ответ: Александр Сергеевич Пушкин Назовите сказку Пушкина. (Слайд 17) Ответ: Сказка о попе и работнике его Балде, Сказка о золотой рыбке, сказка о золотом петушке. 10. Кто автор строчек и как называется произведение? (Слайд 18) Унылый, сумрачный бурлак! Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал:  Всё ту же песню ты поёшь,  Всё ту же лямку ты несёшь… Ответ: “На Волге”, Н.А. Некрасов 11. Назовите автора рассказа “Муму” (Слайд 19) Ответ: И.С. Тургенев Раздел III. Русская литература XX века 12. Какое изобразительно­выразительное средство использовал И. Бунин в рассказе “Косцы”? (Слайд 20) “Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов,  звучно откликался им”. Ответ: Олицетворение. 13. Как звали главных героев произведения В.Г. Короленко “В дурном обществе”, изображённых на  рисунках? (Слайд 21) Ответ: Вася, Валек, Маруся 14. Как называется сказ П.П. Бахова, вошедший в его сборник “Малахитовая шкатулка”? (Слайд 22) Ответ: “Медной горы Хозяйка”. 15. Опираясь на иллюстрации, назовите два произведения К. Паустовского. (Слайд 23) Ответ: “Тёплый хлеб”, “Заячьи лапы”.    16. Как называется рассказ В. П. Астафьева, повествующий о том, как тринадцатилетний мальчик смог выжить в тайге? (Слайд 24) Ответ: “ Васюткино озеро”. Раздел IV. Из зарубежной литературы. 17. Определите, из какого это произведения: (Слайд 25) “Теперь мне предстояло осмотреть окрестности и выбрать себе удобное местечко для жилья, – такое, где я бы  мог сложить всё своё имущество…” Ответ: “Робинзон Крузо”. 18. Как звали озорного, непослушного, шаловливого мальчика из романа М. Твена? (Слайд 26) Ответ: Том Сойер. 19. С помощью чего Киш смог убить медведя в рассказе Д. Лондона “Сказание о Кише”? (Слайд 27)Ответ: При помощи тюленьего жира и китового уса.   Дополнительное задание творческого характера. (8–10 предложений.) 20. Какое художественное произведение, прочитанное мною в 5 классе, запомнилось больше всего и почему? V. Подведение итогов урока. Рефлексия и оценивание результатов деятельности. (Делается вывод по уроку, подсчитываются баллы, оценивается работа класса. Творческие работы собираются  учителем и проверяются отдельно.) VI. Домашнее задание. (Детям даётся в распечатанном виде список для чтения на лето.)

Посмотрите также