Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний и умений.
Дидактическая цель: Создать условия для повторения и систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Цели:
Образовательная:
1. Создать условия для формирования знаний, умений, навыков с использованием ИКТ.
2. Формировать представление о литературе как об одном из видов искусств.
3. Актуализировать имеющиеся знания по литературе за курс 5 класса.
Развивающая:
1. Формировать умения работать с текстом, иллюстрацией, рисунком
2. Развивать творческую деятельность, память, речь, мышление.
Воспитательная:
1. Способствовать воспитанию речевой культуры.
2. Стимулировать интерес к чтению, творческой активности.
3. Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга.
4. Способствовать формированию позитивного отношения к творческим работам одноклассников.
Заключительный урок-викторина по литературе за
курс 5-го класса
Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний и умений.
Дидактическая цель: Создать условия для повторения и систематизации изученного материала, выявления
уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Цели:
Образовательная:
1. Создать условия для формирования знаний, умений, навыков с использованием ИКТ.
2. Формировать представление о литературе как об одном из видов искусств.
3. Актуализировать имеющиеся знания по литературе за курс 5 класса.
Развивающая:
1. Формировать умения работать с текстом, иллюстрацией, рисунком
2. Развивать творческую деятельность, память, речь, мышление.
Воспитательная:
1. Способствовать воспитанию речевой культуры.
2. Стимулировать интерес к чтению, творческой активности.
3. Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг
друга.
4. Способствовать формированию позитивного отношения к творческим работам одноклассников.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация учебники литературы под ред. В.Я.
Коровиной.
I. Организационный момент: приветствие учащихся, создание атмосферы комфорта.
II. Мотивация, целеполагание: сообщение целей урока, его роли в учебном процессе.
Ход урока
Вот и подошли к концу уроки литературы в 5 классе. Этот предмет был новым для вас в нынешнем учебном году.
Многое было нами изучено, прочитано. Мы окунулись с вами в мир художественной литературы различных эпох,
стран, авторов, жанров. Безусловно, были произведения, которые вы читали с удовольствием, интересом, они
стали близки вам, потому, я надеюсь, надолго сохранятся в вашей памяти. Сегодня мы проверим, насколько вы
были внимательны на наших уроках, повторим всё, что изучили.
III. Актуализация (воспроизведение и коррекция опорных знаний):
– Что такое литература? (Учебный предмет, а художественная литературы – это и искусство слова.)
– Что такое искусство? (Одно из определений, данных в словаре С.И. Ожегова: “ Искусство – творческое
отражение, воспроизведение действительности в художественных образах” Искусство – это утончённая
способность к чемулибо, мастерство.)
– Какие виды искусств вы ещё знаете?
– Почему художественную литературу относят к одному из видов искусства? (Художественная литература
влияет на ум и чувства многих людей. Она может вызывать радость, восторг, волнение, грусть. Литература
воспитывает в людях любовь к родине, к природе, к животным, к другим людям. Она дарит добро и счастье.)
IV. Обобщение и систематизация основных понятий, явлений, фактов, событий; выполнение практических
заданий викторины с опорой на презентацию.
Сегодня на уроке мы проверим ваши знания, полученные в течение всего учебного года.
Работа будет проходить с использованием презентации, за активное участие, правильные ответы вы получаете
баллы. Итак, викторина начитается.Раздел I. УНТ
Рисунки к какому жанру УНТ представлены здесь? (Слайд 2)
Ответ: сказки. (Слайд 3)
Опираясь на данные рисунки, определите, какие виды сказов существуют? (Слайд 4)
Ответ: волшебные, бытовые, о животных. (Слайд 5)
Иллюстрации к какой волшебной сказке героического содержания здесь представлены? (Слайд 6)
Ответ: “Иванкрестьянский сын и чудоюдо”. (Слайд 7)
Раздел II. Русская литература XIX века
1. Определите жанр. (Слайд 8)
Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
Состоит из повествовательной части и морали.
Ответ: Басня.
2. Кто это? Что о нём можете рассказать? (Слайд 9)
Ответ: Иван Андреевич Крылов. Русский баснописец и т.д.
3. По иллюстрации определите название басни. (Слайд 10)
А) “Мартышка и очки”
Б) “Кот и повар”
4. По иллюстрации определите название басни. (Слайд 11)
А) “Ворона и Лисица”
Б) “Лисица и виноград”
5. Опираясь на данные иллюстрации, вспомните название басни и вставьте нужные слова на месте пропусков.
(Слайд 12)
Невежда так же в …… (ослепленье)
Бранит научи, и ……, (ученье)
И все учёные ….., (труды)
Не чувствуя, что он вкушает их …. (плоды)
Ответ: “Свинья под дубом”.
6. По иллюстрациям определите название сказки В.А. Жуковского (Слайд 13)
Ответ: “Спящая царевна” (Слайд 14)
7. Как называется баллада В. Жуковского, которая рассказывает о смелости и отваге юного пажа, который
исполнил волю жестокого царя? (Слайд 15)
Ответ: “Кубок”
8. Кого изобразил автор рисунка? (Слайд 16)Ответ: Александр Сергеевич Пушкин
Назовите сказку Пушкина. (Слайд 17)
Ответ: Сказка о попе и работнике его Балде, Сказка о золотой рыбке, сказка о золотом петушке.
10. Кто автор строчек и как называется произведение? (Слайд 18)
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Всё ту же песню ты поёшь,
Всё ту же лямку ты несёшь…
Ответ: “На Волге”, Н.А. Некрасов
11. Назовите автора рассказа “Муму” (Слайд 19)
Ответ: И.С. Тургенев
Раздел III. Русская литература XX века
12. Какое изобразительновыразительное средство использовал И. Бунин в рассказе “Косцы”?
(Слайд 20)
“Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов,
звучно откликался им”.
Ответ: Олицетворение.
13. Как звали главных героев произведения В.Г. Короленко “В дурном обществе”, изображённых на
рисунках? (Слайд 21)
Ответ: Вася, Валек, Маруся
14. Как называется сказ П.П. Бахова, вошедший в его сборник “Малахитовая шкатулка”?
(Слайд 22)
Ответ: “Медной горы Хозяйка”.
15. Опираясь на иллюстрации, назовите два произведения К. Паустовского. (Слайд 23)
Ответ: “Тёплый хлеб”, “Заячьи лапы”.
16. Как называется рассказ В. П. Астафьева, повествующий о том, как тринадцатилетний мальчик смог выжить в
тайге? (Слайд 24)
Ответ: “ Васюткино озеро”.
Раздел IV. Из зарубежной литературы.
17. Определите, из какого это произведения: (Слайд 25)
“Теперь мне предстояло осмотреть окрестности и выбрать себе удобное местечко для жилья, – такое, где я бы
мог сложить всё своё имущество…”
Ответ: “Робинзон Крузо”.
18. Как звали озорного, непослушного, шаловливого мальчика из романа М. Твена? (Слайд 26)
Ответ: Том Сойер.
19. С помощью чего Киш смог убить медведя в рассказе Д. Лондона “Сказание о Кише”?
(Слайд 27)Ответ: При помощи тюленьего жира и китового уса.
Дополнительное задание творческого характера. (8–10 предложений.)
20. Какое художественное произведение, прочитанное мною в 5 классе, запомнилось больше всего и почему?
V. Подведение итогов урока. Рефлексия и оценивание результатов деятельности.
(Делается вывод по уроку, подсчитываются баллы, оценивается работа класса. Творческие работы собираются
учителем и проверяются отдельно.)
VI. Домашнее задание.
(Детям даётся в распечатанном виде список для чтения на лето.)