Математика, 1 класс
Тема: Замкнутые и незамкнутые линии
(учебник И. И. Аргинской, методика Л. В. Занкова)
Цель: создание условий для усвоения учащимися понятий – замкнутые и незамкнутые ломаные.
Задачи урока:
Образовательные:
- ввести понятия «замкнутая ломаная линия», «незамкнутая ломаная линия»;
- научить определять количество и соотношение вершин и звеньев ломаной замкнутой и незамкнутой.
Математика, 1 класс
Тема: Замкнутые и незамкнутые линии
(учебник И. И. Аргинской, методика Л. В. Занкова)
Цель: создание условий для усвоения учащимися понятий –
замкнутые и незамкнутые ломаные.
Задачи урока:
Образовательные:
- ввести понятия «замкнутая ломаная линия», «незамкнутая
ломаная линия»;
- научить определять количество и соотношение вершин и звеньев
ломаной замкнутой и незамкнутой.
Развивающие:
- развивать геометрические представления;
-создать условия для развития глубины и гибкости мышления.
Воспитательные:
- стимулировать к поиску новых знаний;
- воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, интерес к
предмету.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: традиционная.
Методы обучения:
практические (с набором счётных палочек, построение
ломаных линий);
наглядные (работа с текстами учебника, иллюстрациями,
изображениями);
словесные (беседа, рассказ, дискуссия);
частично-поисковые – сочетание восприятия учеником
объяснений учителя с его собственной поисковой деятельностью по
выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех
этапов познавательного процесса (эвристическая беседа, создание и
решение проблемных ситуаций).
Приёмы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов,
систематизация, поиск решения проблем и пр.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения:
Информационный материал: И.И. Аргинская и др. «Математика 1
класс» ч. 1, издательство «Учебная литература», 2011 г., Е.П.
Бененсон. Л.С. Итина «Математика 1 класс. Рабочая тетрадь № 2» ,
издательство «Учебная литература», 2012 г.
Структура урока сочетает этапы: организационный,
актуализация знаний, введение знаний, первичного закрепления и
систематизации знаний, подведения итогов обучения, включая
рефлексию.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
22. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)
Подготовка к основному этапу урока:
Задание на логику. Работа с предметными картинками.
- Назовите, кто пришел к нам в гости (медведь, белка, лисица,
корова, ежик, волк, заяц)
- Сколько всего гостей? (7)
- Как их назвать одним словом? (животные)
- На какие группы можно разбить животных? (дикие и домашние)
- Какое животное можно назвать лишним?
(корова – домашнее животное, а остальные дикие; у коровы есть
копыта; еж – с иголками, а остальные животные покрыты шерстью;
белочка скачет по деревьям; медведь спит зимой)
Гости – животные приготовили для вас «математические» загадки!
7 > 1, 7 < 9, 7 = 7, 5 < 8, 7 + 3
-Какая математическая запись лишняя? Почему?
- Мы уже знакомы с жительницей страны Геометрии – Точкой.
Однажды с ней произошла невероятная история. Точка отправилась к
своим друзьям – геометрическим фигурам – в гости на день рождения.
Она несла много великолепных подарков. И вдруг – неудача! Ее путь
3преградила большая река. «Что же мне делать? Неужели
возвращаться?» - подумала Точка. И тут на помощь пришли ее друзья –
отрезки. Соединились они вместе, и получился отличный мостик.
Посмотрела Точка на этот мостик и говорит: «Вот какая интересная
линия получилась!»
- Какая линия получилась? (ломаная линия) Если я соединю концы
ломаной, что получится? Как ее теперь можно назвать? (замкнутая
ломаная линия)
- А если не соединять концы ломаной линии? (незамкнутая
ломаная линия)
- Как называется каждый отрезок ломаной линии? (звено)
- А как называются концы каждого звена? (вершины ломаной
линии)
- Какова же будет проблема сегодняшнего урока? Попробуйте
определить сами. А помогут нам в это котенок и щенок. Прочитайте
задание № 39 с. 18 в «Рабочей тетради по математике № 2».
Выполните задание самостоятельно.
– Как называется линия, которая показывает путь? (Кривая
незамкнутая). Подчеркните правильный ответ.
– Сравните своё решение с решением на доске.(Учитель
показывает рисунок на доске, где путь котёнка изображён не кривой,
а ломаной линией)
– Чем различаются решения? (Видом линий – кривая и ломаная.)
– В чём сходство линий? (Они незамкнутые.)
4– Как вы думаете, можно ли построить замкнутую ломаную линию?
Какова же будет проблема сегодняшнего урока? Какие задачи
поставим перед собой?
Постановка учебной задачи:
Детям раздаются карточки с изображением линий
-Что изображено на рисунке? (Линии.)
- На какие группы можно разбить эти линии?
- Разложите карточки с изображениями этих линий на группы.
Построение проекта выхода из затруднения:
(Дети пытаются выполнить задание учителя самостоятельно,
работая в группах. Все, безусловно, смогут произвести классификацию
по цвету. Возможно, кто-то догадается, что линии можно разбить на
прямые и кривые.)
Учитель просит детей выйти к доске и показать, что у них
получилось.
Если дети нашли разбиение на кривые и прямые линии, то
учитель обращает на него внимание детей как на что-то новое, не
встречавшееся раньше, если нет, то предлагает такую классификацию
сам.
-Как вы думаете, можно так разбить на группы эти линии? (Да,
потому что они разные, отличаются друг от друга.)
-Как бы вы назвали эти линии? (Предположения детей.)
-Назовите тему урока.
53.
Изучение нового материала
– Попробуем решить поставленные перед нами задачи.
(Работа с учебником «Математика 1 класс» с. 110, № 255.)
На какие две группу можно разделить эти линии? (На замкнутые и незамкнутые
линии, а также: по цвету – синие и красные; по типу – кривые и ломаные.)
– Посчитайте количество звеньев и вершин у замкнутых и незамкнутых ломаных.
Какое открытие сделали? (У замкнутых ломаных количество звеньев и вершин
совпадает. У незамкнутых – вершин больше, чем звеньев на одну.)
– Выполните последнее задание – постройте замкнутую ломаную с пятью звеньями.
Удалось? Какие варианты получились?
– Чему научились в процессе выполнения этого задания?
Физкульминутка
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
6Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
- А я приглашаю вас поиграть в «магазин». Найдите в учебнике
задание № 256 на с. 110.
- В каком магазине можно купить такие товары? (В продуктовом, в
отделе кондитерских изделий.) По какой цене продаётся конфета
(пирожок, кренделёк, шоколадка)? (Три рубля, восемь рублей, семь
рублей, девять рублей.) Какие монеты нужно взять, чтобы оплатить
покупку каждого предмета?
- Расположите цены этих товаров в порядке увеличения. (3, 7, 8,
9). Проверьте правильность выполнения задания у своих соседей,
обменяйтесь тетрадями.
- Можно ли вашу запись назвать натуральным рядом чисел? (Нет.)
- Почему? (Натуральный ряд чисел должен начинаться с единицы,
числа в нём должны быть расположены в порядке увеличения, каждое
число должно быть больше предыдущего на один, заканчивается
натуральный ряд чисел многоточием.)
4. Первичное закрепление знаний
7- А теперь обратите внимание на задание 259 на странице 111
учебника математики. Вам необходимо перерисовать незамкнутую
ломаную, отметить ее вершины. А также сравнить число вершин и
число звеньев и записать равенство или неравенство. Будьте очень
внимательны.
5. Подведение итогов урока и рефлексия учебной
деятельности
- С каким понятием познакомились? Какие ломаные бывают?
(замкнутые и незамкнутые) Как называется отрезок ломаной? (звено)
- Как по–другому можно назвать многоугольник? (замкнутая
ломаная линия)
Игра «Выложи букву из палочек»
– У каждого из вас на «кошельках» написана буква. Выложите её
на парте из счётных палочек.
– У кого из вас буква является ломаной линией? (О, Л, И) Какая
буква напоминает замкнутую ломаную? (О) – Какие – незамкнутую? (И,
Л)
– Прочитайте буквы (по порядку: о,т,л,и,ч,н,о).
– Какое слово получилось? (Отлично.) Что оно означает? (Самую
лучшую школьную отметку).
– Как вы оцените свою деятельность на уроке? Раскрасьте кружок
красным, желтым или зеленым. (По типу светофора, где зеленый
означает – справился отлично, желтый – были трудности в понимании
материала, красный – необходима помощь в освоении материала)
– Кто раскрасил кружок зелёным цветом? Почему?
– Кто жёлтым? Почему? Какие выводы для себя сделали?
8– Кто закрасил красным? В чём причина неудачи? Какая помощь
необходима и от кого? – Урок окончен. Спасибо за труд!
9