Занятие 1
Тема: Пространственная ориентировка
Психологическая задача: формирование пространственной ориентировки и ориентировки в собственном теле.
Учебная задача: «Научимся разбираться в своем теле и окружающем нас пространстве»
Упражнение «Покажи».
Цель: физическая разминка, включение в процесс занятия, развитие ориентировки в собственном теле и где находится право и лево.
Проведение: Дети показывают левой рукой правое ухо, правой рукой – левую ногу и т. д.
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые дети могут творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п. Так, в частности, ребёнку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
Упражнение «Я – конструктор». Детям предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву.
Упражнение «Зашифрованное послание». Ребёнок читал послание, содержание которого ясно из рисунка.
Упражнение «Найди меня»
Цель: Закреплять умения детей правильно ориентироваться в пространстве.
Один ребенок выходит за дверь, другой прячет Гнома.
Поиск спрятанной игрушки происходит под комментарий: «Сделай 4 шага вперед, повернись направо, сделай 3 прыжка, сделай 2 наклона, посмотри под стул и т. д.» Игрушка найдена. Игра проводится 2-3 раза.
Занятие 2
Тема: Пространственная ориентировка и познавательная сфера.
Психологическая задача: закрепление умения пространственной ориентировки и способствование развитию познавательной сферы (процессов обобщения, выделения значимых признаков, логики и т.д.)
Учебная задача: «Давайте закрепим с вами то чему научились на прошлых двух занятиях и потренируем нашу логику»
Упражнение «Четыре стихии»
Цель: физическая разминка, переключение на работу во время занятий, развитие ориентировки в пространстве и внимания.
Проведение: Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Упражнение «Теремок»
Цель: формирование умения ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу; закрепление понятий «выше/ниже», «над/под», «между».
Оборудование: сюжетная картинка «Теремок»
Ход: ребенку предлагается рассмотреть иллюстрацию и вспомнить герои какой сказки, изображены на ней. Далее взрослый просит назвать всех героев. После ребенок должен ответить на серию вопросов, касающихся пространственного расположения героев в теремке.
Инструкция: «Посмотри на картинку. Герои из какой сказки на ней изображены? Назови всех животных. А теперь скажи, кто живет в домике выше, чем мышка и лягушка? Ниже, чем медведь? Над зайцем? Под лисичкой? Между лисичкой и волком? Кто живет выше всех? И т.д.»
Упражнение «Назови, одним словом».
Цель: Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
Процедура:
1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:
а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…
б) Стол, диван, кресло, стул -…
в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…
г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…
д) Январь, март, май, август -…
2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:
а) Ботинки, туфли – это…
б) Прятки, жмурки – это…
в) Зима, осень - это…
г) Пальто, куртка – это…
д) Иванов, Петров, Сидоров – это…
Упражнение «Как это можно использовать?»
Цель: способствовать развитию мышления.
Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо
предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот
предмет.
Ребенок называет такие варианты:
· Рисовать
· Писать
· Использовать, как палочку,
· Указка
· Градусник для куклы и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.